Строительные машины и оборудование, справочник





Строительные башенные краны общего назначения

Категория:
   Транспортное строительство


Строительные башенные краны общего назначения

Башенными называются передвижные краны консольного типа с Г-образной несущей конструкцией, состоящей из решетчатой или трубчатой башни и стрелы, поворачивающейся в плане на 360°.

Благодаря большому подстреловому пространству башенные краны широко используются в качестве основных грузоподъемных устройств при производстве строительно-монтажных работ в жилищном, промышленном и гидротехническом строительстве.

Башенные краны бывают передвижными, стационарными и самоподъемными.



Передвижные краны оборудуются в основном рельсоколесным ходом. Пневмоколесный и шагающий ход применяется редко.

Стационарные и самоподъемные краны используются при высотном строительстве. В стационарных кранах башня устанавливается на фундаменте и крепится к возводимому зданию.

Самоподъемные краны устанавливаются непосредственно на строящемся здании и поднимаются поочередным перемещением башни и охватывающей ее обоймы, опирающихся затем откидными упорами на балки здания.

Для поворота в плане на 360° стрела крепится к башне, установленной на поворотной платформе, или к поворотному оголовку, установленному на неподвижной башне.

Вылет груза может изменяться подъемом стрелы или перемещением по горизонтальной стреле грузовой тележки.

Краны, применяющиеся в настоящее время в строительстве, отличаются большим разнообразием основных параметров и конструкции ходовых устройств, башен, стрел и механизмов.

Рис. 1. Схемы башенных кранов: 1 — башня; 2 — головка; 3 — противовес; 4 и 6 — стрелы; 5 — грузовая каретка

Для упорядочения производства, повышения эксплуатационных качеств и снижения стоимости предусматривается в дальнейшем (ГОСТ 13555—68 «Краны башенные строительные передвижные.

В жилищном строительстве применяются краны первых четырех типоразмеров. Восьмой типоразмер перспективный.

Краны серии КБ конструируются по единой схеме и комплектуются из ограниченного числа унифицированных узлов. Все краны комплектуются лебедками четырех типоразмеров, тремя типами механизмов поворота, двумя типами ходовых устройств и кабиной одного типа, что обеспечивает повышение качества изготовления и условия для внедрения узлового метода ремонта.

У основных моделей кранов предусмотрены рельсоколесный ход, поворотная башня, подъемная стрела, нижнее расположение противовеса. Они оборудуются двухрядным шариковым опорно-поворотным устройством с внутренним зубчатым венцом и электрическим многомоторным приводом, рассчитанным на питание От сети переменного тока напряжением 220/380 В.

Краны рассчитаны для работы в 1—3 ветровых районах и при температуре окружающей среды от +40 до —40 °С.

На базе основных моделей могут выпускаться краны с различными размерами башни и стрелы, с балочной стрелой (вылет изменяется перемещением грузовой тележки по горизонтальной стреле) и т. п.

Рассматриваемый в качестве примера кран КБ-100 (основная модель, третья размерная группа) сконструирован следующим образом.

К ходовой раме (рис. 2) коробчатого сечения сверху приварено сегментное кольцо для крепления опорно-поворотного шарикового круга, а по углам шарнирно прикреплены поворотные флюгера, опирающиеся на двухколесные балансирные тележки. В рабочем положении флюгера разворачиваются и закрепляются подкосами, а при перевозке крана складываются вдоль продольной оси рамы, что уменьшает его транспортные габаритные размеры. К ходовой раме прикреплена вводная коробка для кабеля, по которому к крану подводится ток.

Прямоугольная поворотная платформа сегментным кольцом соединена с поворотным кругом. На ней размещены грузовая и стреловая лебедки, механизм поворота и плиты противовеса.

Башня решетчатой конструкции собирается из секций, крепится шарнирно к поворотной платформе и раскосами к двуногой стойке. Высокое крепление раскосов позволяет снизить нагрузки, действующие на башню от ветровых и горизонтальных инерционных сил.

В головной части башни прикреплены решетчатая стрела, распорная балка и кабина управления.

Стрела, состоящая из основания, двух промежуточных секций и головки на двух канатных расчалах, подвешена к обойме подвижных блоков стрелового полиспаста. Распорная балка соединена с оголовком башни гибкими растяжками.

Благодаря выбору соответствующих координат для верхних отводных блоков и направлению канатов стрелового полиспаста параллельно башне она разгружена также от изгиба, возникающего под действием вертикальных нагрузок.

Схемы запасовки грузового и стрелового канатов изображены на рис. 3.

Для обеспечения горизонтального перемещения крюковой обоймы при изменении вылета канаты запасованы по системе соединенных полиспастов, т. е. второй конец грузового каната закреплен на барабане стреловой лебедки и свивается с него при подъеме стрелы.

Скорость подъема оголовка стрелы—величина переменная, поэтому часть стрелоподъемного барабана, на которую навивается грузоподъемный канат, конусная.

На кране применены унифицированные лебедки и механизмы моноблочной конструкции, что упрощает их монтаж и эксплуатацию.

Грузоподъемная лебедка Л-500 мощностью 16 кВт и стрелоподъемная Л-450 мощностью 7,5 кВт изготовлены по единой конструктивной схеме.

Электродвигатель прикреплен к корпусу редуктора при помощи фланца, а барабан жестко соединен с выходным валом редуктора.

Рис. 2. Башенный кран КБ-100

Рис. 3. Схемы запасовки канатов крана КБ-100: а — грузового; б – стрелового

Рис. 4. Унифицированные лебедки башенных кранов серии КБ

Рис. 5. Ведущая ходовая тележка с агрегатом МТРТУ-120

Во избежание перекоса трехопорного выходного вала редуктора в третьей выносной опоре установлен двухрядный сферический подшипник, а анкерные болты скреплены через шаровые втулки со сферическими шайбами. Лебедки оборудованы двухколодочными стопорными тормозами. Грузовая лебедка, кроме того, оборудована вихревым тормозным генератором типа ТМ-4, позволяющим уменьшить скорости опускания и подъема груза в 4—5 раз, т. е. обеспечить плавность его движения.

Для привода механизма передвижения крана применена тележка с агрегатом МТРТУ-120 (мотор — тормоз — редуктор с межосевым расстоянием 120 мм), состоящим из фланцевого электродвигателя мощностью 3,5 кВт, двухколодочного тормоза, глобоидального редуктора, шкворня, ходовых колес, зубчатой передачи, сбрасывающих плужков 6 и противоугонного захвата 8. Агрегат крепится к раме балансирной тележки, оборудованной буферами и соединяемой шкворнем с поворотными флюгерами ходовой рамы. Ходовые колеса приводятся в движение зубчатой передачей.

Поворотная платформа вращается механизмом П-3, состоящим из фланцевого электродвигателя мощностью 3,5 кВт, вертикального трехступенчатого планетарного редуктора, двухколодочного тормоза и рукоятки. Каждая колодка тормоза выключается индивидуальным вертикально расположенным короткоходовым магнитом. Шестерня выходного вала редуктора находится в зацеплении с внутренним зубчатым венцом опорно-поворотного круга. Рукоятка устанавливается для ручного управления колесами подкат-ной оси при перевозке крана на прицепе к автомобилю. Вращением рукоятки через двигатель и редуктор поворачивают ходовую раму с прикрепленной к ней подкатной осью при движении крана на кривых.

Для обеспечения безопасности работы на кранах устанавливаются механизм ограничения грузового момента и конечные выключатели механизмов передвижения крана, подъема груза и подъема стрелы.

Краны серии КБ монтируются и демонтируются одинаковыми способами с применением вспомогательного стрелового крана. Отличие заключается только в конструктивных схемах кранов, способах наращивания башни и уменьшения транспортной длины при перебазировании крана с объекта на объект автотранспортом (для перевозки по железной дороге кран разбирается на узлы).

Рис. 6. Механизм П-3 для вращения поворотной платформы

При демонтаже крана стрелу разворачивают вдоль колеи, опускают, складывают и прикрепляют к башне (оголовки стрелы и башни с шарнирными соединениями).

Затем неподвижный конец каната стрелового полиспаста закрепляют на барабане более мощной грузовой лебедки, а грузовой канат с него снимают и крепят к башне. Ходовые тележки крана закрепляются противоугонными захватами. Раскосы, которыми башня крепится к двуногой стойке, отсоединяются и переводятся в монтажное положение и башня грузовой лебедкой опускается на домкраты или шпальную клетку.

После снятия противовеса освобождаются противоугонные захваты задних ходовых тележек, натяжением стрелового полиспаста задняя часть рамы крана поднимается и под нее подводится ось с пневмоколесами. Освобождением передних тележек и ослаблением канатов стрелового полиспаста переводят нижнюю раму крана в транспортное положение, а башню устанавливают на специальную подставку тягача.

Для уменьшения транспортных габаритных размеров крана складываются оголовок башни, распорная балка и раскосы двуногой стойки, а флюгера ходовых тележек разворачиваются вдоль продольной оси крана.

Кран отсоединяется от электросети, закрепляется на тягаче и транспортируется на новый объект.

Монтируется кран в обратном порядке.

Для проведения указанного монтажа или демонтажа крана требуется несколько часов — в 5—6 раз меньше, чем для монтажа и демонтажа кранов с неповоротной башней.

Подкрановый путь сооружается в соответствии с инструкцией по устройству и эксплуатации рельсовых путей для строительных башенных кранов, утвержденной Госстроем СССР.

Основание для подкранового пути должно быть равноскатным в сторону водостока с уклоном до 0,01 (общий продольный уклон не более 0,04).

Если при выравнивании основания подсыпается грунт, его утрамбовывают до естественной плотности.

Подкрановый путь состоит из балластного слоя, шпал, рельсов и элементов крепления. Параметры подкранового пути (тип рельсов, ширина колеи, толщина балластного слоя и т. п.) указаны в паспорте и инструкции по эксплуатации крана завода-изготовителя.

При ширине колеи менее 4 м балластный слой отсыпается сплошным.

Применение инвентарных подкрановых путей уменьшает затраты времени на их сооружение и расход материала.

Путь собирается из отдельных звеньев. Звено состоит из рельса, закрепленного на коротких шпалах, концы которых скрепляются уголками. Через определенные интервалы рельсы соединяются стяжками, обеспечивающими установленную ширину колеи.

В последнее время широко распространены более долговечные и надежные в эксплуатации инвентарные пути, состоящие из железобетонных балок — лежней с приваренными к ним рельсами.

Рис. 7. Схема демонтажа крана КБ-100

Рис. 8. Подкрановый путь: а — схема пути; б, в — инвентарный путь на деревянных шпалах; г — инвентарный путь на железобетонных лежнях

Допуск по ширине колеи установлен в пределах: ±3 мм — при колее до 4 м, ±5 мм—при колее 4—б м и ±7 мм—при колее 6—8 м. Максимальное превышение одного рельса над другим при поперечном уклоне допускается от 6 до 25 мм в зависимости от ширины колеи.

Крановый путь должен быть заземлен и оборудован упорами, которые устанавливают на его концах.

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины