Строительные машины и оборудование, справочник





Строповка грузов

Категория:
   Комплексная механизация строительных работ


Строповка грузов

Связующим звеном между крюковой подвеской подъемно-транспортной машины и перемещаемым грузом служат грузозахватные приспособления. Изготавливают и применяют грузозахватные приспособления в виде крюков, скоб, захватов, стропов и треверс. Каждое съемное грузозахватное устройство снабжают табличкой с указанием индивидуального номера, грузоподъемности, даты испытания. Выбирают грузозахватные устройства в зависимости от рода, массы и размеров штучного груза, типа средств пакетирования и контейнеров.

Рис. 211. Грузовые крюки с предохранительной планкой (а), предохранительной скобой (б), поворотным козырьком (в), упругой пластиной (г).



Крюки грузозахватных устройств аналогичны по конструкции крюкам автомобильных кранов и автопогрузчиков, снабжены предохранительными замками, которые исключают возможность выпадения стропов при подъеме или опускании груза (рис.211). Скобы применяют в основном для захвата грузов массой до 2,5 т; они просты в изготовлении и эксплуатации, снабжены перемещаемым предохранительным кольцом.

Захваты бывают клещевые, фрикционные и замковые. Тип захвата выбирают в зависимости от вида груза (подкрановые балки, рельсы, колонны и т.д.). Клещевые и фрикционные захваты замыкаются под действием массы груза. Замковые захваты соединяются с грузом через монтажное отверстие, куда входит подвижный валик. В зависимости от способа перемещения валика замковые захваты бывают ручного действия и полуавтоматические. В ручных замковых захватах оба хода валика осуществляют вручную, в полуавтоматических — валик в отверстие перемещается автоматически под действием специальной пружины, а выдвигают его вручную принудительным сжатием этой пружины тросом с уровня стоянки крана. Преимущества захватов рассмотренных типов по сравнению с крюками и скобами в простоте их обслуживания, сокращении времени на прицепку и отцепку груза, снижении расхода металла на закладные детали и петли, уменьшении объема верхолазных работ.

Рис. 212. Стропы для подъема грузов: а — универсальный кольцевой; б — облегченный одноветвевой; в — многоветвевой.

Стропы, изготовленные из стальных канатов, применяют для работы с массовыми грузами. Стропы бывают (рис.212) универсальными кольцевыми, облегченными одноветвевыми, многовет-вевыми. Универсальные кольцевые и одноветвевой стропы применяют в основном для подвешивания длинномерных материалов (например, досок, плинтусов, бревен, труб, арматуры в пусках, угловой и тавровой стали). Многоветвевые стропы используют для перемещения деталей и конструкций с большой опорной поверхностью (плит, фундаментных подушек, лестничных маршей) и имеющих несколько петель в ряду (панелей, блоков, прогонов, ригелей), а также материалов, уложенных в тару (ящики, контейнеры, бункера, поддоны). Нагрузка на ветви многоветвевого стропа должна распределяться равномерно. Неравномерное распределение нагрузки приводит к преждевременному износу стропа. В четырехвет-вевых стропах, предназначенных для перемещения плит, блоков, контейнеров, средств пакетирования, ветвь стропов должны быть равны по длине между собой. В стропах для монтажа лестничных маршей и других аналогичных конструкций длина ветвей зависит от угла наклона опорной поверхности к основанию.

Более совершенными стропующими устройствами являются траверсы (рис.213), с помощью которых перемещают крапногабаритные грузы и длинномерные материалы, монтируют крупноразмерные и сложные по конфигурации конструкции, устанавливают конструкции в проектном положении с высокой точностью. Благодаря наличию несущих продольных балок или ферм, за которые закрепляют стропующие устройства, удается избежать большого наклона ветвей, чем значительно уменьшается высота строповки груза.

Строповкой называется совокупность приемов обвязки и зацепки грузов для их подъема и перемещения краном. Строповку выполняют с помощью съемных грузозахватных устройств, навешиваемых на крюк крана. Способы строповки грузов зависят от рода и массы материалов, изделий и конструкций, методов их укладки в дело. Наибольшее распространение получили способы строповки грузов за петли (рис. 214) и в обхват (рис.215). Легкие грузы (прогоны, связи, ограждения и косоуры) стропуют по несколько штук вместе (пакетом), тяжелые – каждый в отдельности (поштучно). Стропуют конструкции не менее чем за два конца во избежание остаточного прогиба их средней части и консольных выступов. , При строповке и расстроповке груз должен находиться в устойчивом положении, места строповки — вне центра тяжести груза. Назначают места строповки, исходя из допустимых углов наклона нитки грузозахватного устройства к горизонту. Чем меньше этот угол в многоветвевых стропах, тем большее усилие появляется на стропе. С увеличением угла снижаются усилия в стропах, но одновременно увеличивается высота строповки груза, из-за чего теряется полезная высота подъема крюка крана.

Рис. 213. Траверсы с облегченным (а) и двухветвевыми (б) стропами

Рис. 214. Строповка за петли:
а – фундаментного элемента; б – блока теплофикационной камеры; в — цокольной панели; г – лестничной площадки; д — блока железобетонного колодца; е — элемента канала; ж — станка колонны

Оптимальным является угол наклона ветви стропа к горизонту 45°. В зависимости от массы и габаритов груза, грузоподъемности грузозахватного устройства допускается увеличить или уменьшить этот угол на 15°. Под углом менее 30° располагать стропы нельзя, так как излишнее усилие в ветвях стропа создает дополнительную сжимающую нагрузку на поднимаемый груз.

При известной массе груза QT натяжение SKH, возникаемое в каждой ветви стропов, определяется по формуле S= 10 Q/n cosa = М 10 Q/n , где n — число ветвей стропа; а — угол наклона ветви стропа к вертикали (рис.216); М – коэффициент при a =0,30 и 45° соответственно равный 1, 1,15 и 1,42. При известных угле а, диаметре и длине ветви L можно проверить, достаточна ли высота подъема Н для перемещения груза в рабочую зону.

Рис. 215. Строповка в обхват:
а — швеллера; б — изолированной трубы; в — пакета арматурных сеток; г – пиломатериалов.

Рис. 216. Схема для определения натяжения в ветви стропа.

Читать далее:

Категория: - Комплексная механизация строительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины