Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Такелажные приспособления

Публикация:
   Такелажная оснастка и монтажные оборудование и приспособления

Читать далее:




Такелажная оснастка и монтажные оборудование и приспособления

Безопасность производства такелажных работ во многом зависит от качества изготовления и состояния такелажной оснастки и монтажного оборудования и приспособлений.

Правильно, в соответствии с расчетом примененные стропы и грузозахватные приспособления, монтажные блоки и полиспасты, домкраты, якоря, траверсы должны обеспечивать полную гарантию безопасности людей, участвующих в такелаже, а также сохранность грузов при их перемещении и монтаже. Каждый ИТР монтажной организации должен уметь правильно выбирать и точно рассчитывать требуемые для производства такелажных работ оснастку, приспособления, оборудование и инструменты.

Проверочные расчеты конструкции такелажной оснастки, приспособлений и оборудования особенно необходимы, когда отсутствуют сертификаты заводов-изготовителей, паспорта на оборудование или ярлыки (бирки) на оснастку.

Стропы. Строповка грузов — одна из ответственных операций при выполнении такелажных работ. Конструкции стропов должны обеспечивать полную безопасность и удобство работ, а также возможность быстрой строповки и расстроповки груза.

Способ строповки каждого конкретного груза обязательно должен указываться в ППР или ТК. Стропы, как правило, изготовляются из стальных канатов, реже — из цепей. Для погрузо-разгрузочных работ применяют стропы и захваты различных конструкций. Стропы изготовляются из мягких стальных канатов типа ТК6Х37, ТК6Х61 с пределом прочности проволок 1700—1900 Н/мм2. В практике такелажных работ применяют несколько типов стропов, однако наибольшее распространение полу-, чили стропы универсальные и облегченные.

При изготовлении универсального стропа концы каната необходимо сращивать сплеткой, при этом длина сплетки должна быть не менее 40 диаметров каната. Запрещается сращивать концы каната на сжимах внахлестку. На концах облегченных стропов предусматривают коуши или присоединяют крюки. Длина сплетки должна быть не менее 20 диаметров каната.

Рис. 1. Стропы канатные:
а — универсальный; б — облегченный; в — примеры строповки

Грузоподъемность стропов определяется разрывным усилием каната, применяемого для изготовления стропов, с учетом количества ветвей и коэффициента запаса прочности стального каната.

Расчет усилий в ветвях стропа при подвеске груза можно вести двумя способами: пользуясь заложением ветвей стропа (1) или тригонометрической функцией угла а между Ветвями стропа и вертикалью (2).

Рис. 2. Строповка груза:

При такелажных работах необходимо учитывать уменьшение несущей способности канатов в его узлах.

Счалка (сплетение) концов канатов между собой — надежное соединение, часто применяемое при такелажных работах. Счаливать концы канатов допускается только при условии одинаковой их конструкции и диаметра. Для выполнения чалочных работ применяют следующие инструменты: свайку для раздвигания прядей; разводку; Т-образную подбойку (большую и малую); круглое шило клещи-кусачки для откусывания прядей и проводок; палку деревянную диаметром 30 и длиной 1000 мм; пеньковый канат; деревянные молотки # различных размеров; нож для удаления органического сердечника; слесарный молоток. Кроме того, необходимо иметь переносные тиски для зажима каната и закрепления коушей, катушки с мягкой проволокой для обмотки и закрепления канатов, круглые клинья из твердого дерева, переносные зажимы для канатов. Наряду с изготовлением петель способом сплетения их прядей изготовляют петли способом опрессовки при помощи овальной пустотелой алюминиевой гильзы или оцинкованной трубки. Таким способом разрешается соединять канаты диаметром до 35 мм.

Рис. 3. Инструменты для чалочных работ

Захватные устройства такелажных и монтажных приспособлений (петли, карабины, крюки), используемые при такелажных -работах, должны исключать возможность самопроизвольного расцепления в процессе перемещения грузов и монтажа оборудования. Желательно использовать при такелажных работах полуавтоматические и автоматические захватные устройства.

Для подъема грузов массой до 15 т пользуются инвентарными стропами, проверенными нагрузкой и соответственно замаркированными.

Рис. 4. Полуавтоматические стропы: нескольких инвентарных стропов и траверс

Рис. 5. Строповка груза большой массы:

При строповке поднимаемого или перемещаемого груза необходимо определить местоположение его центра тяжести. Правильная строповка будет осуществлена лишь тогда, когда ось крюка грузоподъемной машины или механизма совпадает с центром тяжести поднимаемого или перемещаемого груза. Чаще всего центр тяжести груза определяется опытным или пробным путем.

Прикрепление концов каната к барабанам лебедок, крюкам грузоподъемных механизмов и поднимаемым грузам необходимо выполнять одним из трех способов: заплеткой, сжимами, клиновыми зажимами.

Сжимы следует* ставить так, чтобы дужка приходилась со стороны короткого конца каната, и затягивать их необходимо так, чтобы канат был обжат примерно на его диаметра. Наиболее простым и распространенным при монтаже является закрепление каната сжимами. Такое закрепление особенно удобно при отсутствии опытных счальщиков, а также в тех случаях, когда требуется быстро произвести надежное крепление конца каната на месте монтажа.

В зависимости от диаметра каната и необходимой степени прочности закрепления применяют различные сжимы (литой, обыкновенный, кованый, клиповый и др.) и устанавливают различное их число. Расстояние между сжимами обычно принимают не менее 6 диаметров каната. Болты сжимов следует затягивать до отказа равномерно на всех установленных сжимах. Для стальных проволочных, канатов в основном применяют литые и кованые сжимы. Сжимы должны размещаться так, чтобы -затягивающие гайки располагались со стороны рабочей ветви каната. Концы канатов закрепляют сжимами через коуш, который предохраняет канат от расплющивания и расслоения прядей и проволок на перегибах. Размеры коушей в зависимости от диаметра каната установлены ГОСТ 2224—72*.

Рис. 6. Различные конструкции сжимов и крепление каната на барабане лебедки:
а — литой рожковый сжим: б—обыкновенный сжим; в — кованый сжим; г — клйновой сжим; д — клиновое крепление каната; е — крепление каната прижимными болтами; 1 — рамка; 2 — скоба (дужка); 3 — пластина; 4 — щека; 5 —клин; 6 — канат; F — сила трения между барабаном, канатом и нажимной планкой; Т — усилие для расчета крепления каната на барабане

Грузоподъемные приспособления подвергаются испытаниям. Результаты приемочных и периодических испытаний заносят в соответствующий журнал, учитывающий эксплуатацию такелажных приспособлений. После проведения технического освидетельствования на каждом приспособлении необходимо закрепить бирку (ярлык) с указанием грузоподъемности и даты испытания. Все работы со стальным канатом должны проводиться только в рукавицах.

Домкраты, гаки, полиспасты, блоки. Для подъема или перемещения груза на незначительное расстояние следует использовать реечные, винтовые, клиновые и гидравлические домкраты.

Перед началом работы с домкратами необходимо:
— проверить износ винта, и гайки винтового домкрата и зубцов шестерни реечного домкрата (износ не должен превышать 20%);
— уложить под основание домкрата про.чную металлическую пластину;
— установить домкрат без перекоса и следить за тем, чтобы головка его опиралась на площадь поднимаемого ось установленного домкрата должна совпадать с направлением перемещения поднимаемого или перемещаемого груза.

Рис. 7. Реечный домкрат: груза всей своей поверхностью во избежание соскальзывания;

Рис. 8. Специальные винтовые домкраты:

Для правильного выбора домкратов необходимо помнить, что реечные домкраты имеют грузоподъемность 1,5—2,0 т и высоту подъема 350—400 мм, винтовые —от 3 до 20 т и высоту подъема 130—350 мм, гидравлические—от 3 до 750 т и высоту подъема 150 мм,; клиновые— от 5 до Юти высоту подъема 10—15 мм. Рычажно-реечные домкраты должны быть снабжены устройством, исключающим возможность самопроизвольного опускания груза при снятии усилия с рычага или рукоятки. Клиновые домкраты применяют для выверки устанавливаемого оборудования.

Рис. 9. Клиновый домкрат:
1 — корпус; 2—подъемная плнта; 3 — клин со встроенной ганкой; 4 — винт

При работе домкратами запрещается:
— поднимать груз, масса которого больше грузоподъемности домкрата;
— удлинять рычаг домкрата;
— пользоваться домкратом, не имеющим храповика; пользоваться винтовым дбмкратом с поврежденной резьбой;
— держаться руками за головку домкрата во время подъема.

Домкраты разрешается применять только после очередного их испытания на предельную паспортную нагрузку, увеличенную при периодических испытаниях на 10%. Домкрат должен находиться под этой нагрузкой в течение 10 мин, причем винты (рейки, шток) должны выдвигаться в крайнее верхнее положение.

Рис. 10. Гидравлический домкрат:
1 — рукоятка; 2 — валик; 3 — резервуар; 4— манжеты; 5 — поршень; 6 — цилиндр высокого давления; 7—нагнетательный клапан; 8 — всасывающий клапан: 9 — плунжерный насос; 10 — отверстие для присоединения манометра; 11 — спускной вентиль

У гидравлических домкратов к концу испытания падение давления в гидросистеме не должно быть более 5%. Домкраты испытываются не реже 1 раза в год, и результат испытания должен быть занесен в паспорт домкрата. Освобождать домкрат из-под поднятого груза и переставлять его разрешается лишь после укрепления груза в поднятом положении. Поднимать трансформатор или другое тяжеловесное оборудование домкратом разрешается только за подъемные скобы, приваренные к днищу бака или кожуха, и на высоту, достаточную для подведения и закрепления катков (тележек) или шпальной клетки (подкладки).

Домкраты должны устанавливаться на деревянные подкладки в устойчивое положение, для чего необходимо подкладывать упорные бруски между лапами домкратов и скобами трансформаторов, как показано на рис. 35. Подъем трансформатора или другого тяжеловесного оборудования необходимо производить постепенно то с одной, то с другой узкой стороны, подкладывая при этом под поднятые края днища доски толщиной 50, шириной 200 мм и длиной 1 м и заменяя их по мере подъема шпалами. Категорически запрещается перегружать домкраты или допускать неравномерность нагрузки.

На иогрузо-разгрузочных и монтажных работах рекомендуется применять крюки (гаки) с предохранительными замыкающими устройствами, что предотвращает соскальзывание стропа с крюка. При постоянной эксплуатации крюк изнашивается, на нем появляются трещины, надрывы, искривления. Все крюки грузоподьемных машин и механизмов должны периодически осматриваться (машинистом крана), и если износ крюка в зеве достиг 10% проектной высоты сечения, его необходимо заменить. Крюк также должен быть забракован при появлении на нем трещин, надрывов и искривлений.

Рис. 12. Подъем трансформатора с помощью домкратов:
а — общий вид; б — деталь установки домкрата

На всех крюках должны быть сделаны яркой краской надписи, указывающие номер крюка по ГОСТ, максимальную грузоподъемность, наименование завода-изго.-. товителя и дату выпуска. Запрещается пользоваться грузоподъемным блоком или полиспастом, не имеющим’ заводского клейма, указывающего его грузоподъемность.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин и различаются по числу роликов и грузоподъемности. В такелажных приспособлениях применяют монтажные блоки однорольные и многорольные.

Грузоподъемное устройство, состоящее из двух и более монтажных блоков, соединенных между собой канатом, называется полиспастом. При такелажных работах полиспасты применяют в основном с целью получения выигрыша прилагаемой силы, хотя при этом теряется скорость перемещения груза. В скорости проигрывают во столько ‘ раз, во сколько выигрывают в силе.

Такелажникам необходимо помнить, что если число ветвей (канатов) полисцаста, на которые распределяется масса груза, четное, то конец каната следует закреплять на неподвижном, верхнем блоке. Если же число ветвей полиспаста .нечетное, то конец каната закрепляют на нижнем, подвижном блоке. При выполнении такелажных работ наиболее часто применяют полиспасты с числом ветвей от 2 до 6 со сбегающим тяговым канатом с неподвижного блока. Грузоподъемность полиспаста находится в прямой зависимости or числа рабочих ветвей.

Рис. 13. Блоки:
а — однорольный; б — двухрольный; 1 — грузовой крюк или петля; 2 — роликов; 3 — тяги; 4 — щеки; 5 —ролики; 5 —траверса; 7 — ось с роликом для крепления каната

Рис. 14. Полиспасты:

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Такелажные приспособления

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Такелажная оснастка и монтажные оборудование и приспособления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства