К такелажному оборудованию относятся тяговые органы (канаты, цепи), стропы, траверсы, а к специальным деталям и узлам — крюки, блоки, барабаны, полиспасты, остановы, тормозные устройства и др.
Канаты бывают стальными и пеньковыми. Стальные канаты (рис. 68) изготовляют из проволочек диаметром от 0,5 до 2 мм (реже 3—5 мм) с пределом прочности при растяжении 1400—2500 МПа (14 000—25 000 кгс/см2). Проволочки предварительно свивают в пряди, а пряди свивают вокруг пенькового сердечника, который придает канату гибкость и является хранилищем смазки. Для тяжелонагруженных канатов и канатов, работающих в условиях высоких температур, в качестве сердечника используют одну из прядей. Канат, изготовленный из одной пряди (рис. 68, а), имеет одинарную свивку, а из нескольких прядей — двойную (см. рис. 68,6, е). Канаты одинарной свивки называют спиральными.
По направлению свивки проволочек в пряди и самих прядей в канате различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки проволоки в прядях и пряди в канатах свиваются в одном направлении (см. рис. 68,5), а в канатах крестовой свивки— в разных направлениях (см. рис. 68, е). В грузоподъемных машинах применяют канаты крестовой свивки, которые, несмотря на большую жесткость, хорошо сопротивляются расплющиванию и раскручиванию при огибании блоков и барабанов. Канат, изготовленный из проволок различного диаметра, имеет линейный контакт и носит название компаунд (см. рис. 68,в). Прочность такого каната на 10—15% выше, чем обычного.
Рис. 68. Стальные проволочные канаты
а — одинарный канат; б — двойной канат односторонней свивки; в — канат крестовой свивки и компаундной струк-; г—закрытый канат (спиральный)
Канаты закрытой конструкции (см. рис. 68, г) применяют для кабель-кранов и канатных подвесных дорог в качестве несущих органов, по которым перекатываются колеса грузовой тележки. В грузоподъемных машинах применяют канаты, свитые из шести прядей, в каждой из которых 19 или 37 проволочек (6X19=114 или 6X37= = 222) и диаметром от 4,2 до 65 мм.
Пеньковые и капроновые канаты применяют только как чалочные для строповки чисто обработанных деталей (валов и Др.). При расчете таких канатов коэффициент запаса прочности принимают равным 6-8.
Основным грузозахватным устройством, с помощью которого поднимают груз, является грузовая обойма с крюком (рис. 69, а). Крюк крепится к траверсе (поперечине) гайкой. Между гайкой и траверсой установлен упорный подшипник качения, благодаря чему крюк может вращаться в траверсе. Траверса в свою очередь может поворачиваться в щечках 4, являющихся связующим звеном между крюком и блоками. Для подъема груза массой более 5 т применяют двурогие крюки или грузовые петли. Грузовые крюки и петли изготовляют штамповкой из мягкой стали марки 10; 15; 20.
Рис. 69. Грузозахватные устройства
а — с однорогим крюком; б — с двурогим крюком; в — с грузовой петлей
Рис. 70. Стропы
а — канатные; б — цепные; 1 — коуш
Барабаны цилиндрической формы предназначены для навивки каната в лебедках. Поверхность барабана, на которую укладывают канат, выполняют гладкой при многослойной и нарезной при однослойной навивке каната. Диаметр барабана в случае нарезной навивки определяется по дну канавки по формуле (97). Барабаны изготовляют из тех же материалов, что и блоки.
Стропы, траверсы и захваты представляют собой грузозахватные устройства, с помощью которых штучные грузы или емкости (ковши, бадьи) подвешиваются к крюку. Стропы изготовляют канатными и цепными. Канатные стропы (рис. 70, а) бывают одно-, двух- и многовет-вевыми (универсальными).
Рис. 71. Траверсы
а — для подъема крупногабаритных элементов; б — для подъема стальных балок и труб; в —для подъела автомобилей, тракторов и бульдозеров
Рис. 72. Захваты для штучных грузов
а — для мешков; 6 — для крупных бетонных блоков и ящиков
Траверсы используют для подъема крупногабаритных и длинномерных грузов, когда усилия, возникающие от гибких стропов, могут привести к их деформации. При подъеме железобетонных балок, стропильных ферм и плит применяют траверсы балочного типа (рис. 71,а). При погрузочно-разгрузочных работах, связанных с перемещением металлических балок и труб, применяют траверсы, показанные на рис. 71,6. При погрузке путевых и дорожных машин (автомобиль, трактор) используют специальные траверсы (см. рис. 71,в), состоящие из сварной рамы, и четырех канатов, которые с помощью крюков зацепляются за раму машины.
Захваты, предназначенные для подъема штучных грузов, удерживают груз либо с помощью клещей (рис. 72, а) либо трением (см. рис. 72,6). Клещевой захват предназначен для перемещения грузов в мешках (цемент и др.). Захватные рычаги выгнуты по форме мешка и соединены между собой осью. Концы захватных рычагов соединены с тягой и жестким рычагом. Последний канатом и цепью крепится к грузовой раме. Предварительное удержание мешка захватами обеспечивается пружиной. При подъеме рычажная система стремится выпрямиться и клещи, сближаясь друг с другом, надежно удерживают мешок на весу.
Захваты трения (см. рис. 72, б) применяют для подъема больших и тяжелых грузов, имеющих отвесные стенки (бетонные блоки, ящики). Захват состоит из поперечины, в которой закреплены кривые рычаги с захватными приспособлениями. Верхние концы рычагов соединены тягами с вертикальной тягой подвески. При подъеме вертикальная тяга раздвигает верхние концы рычагов, вследствие чего захваты крепко зажимают груз. Самозатягивание груза происходит под действием сил тяжести груза.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Такелажное оборудование и специальные детали грузоподъемных машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы