Строительные машины и оборудование, справочник






Такелажное оборудование и специальные детали грузоподъемных машин


Категория:
   Путевые и дорожные машины


Такелажное оборудование и специальные детали грузоподъемных машин

К такелажному оборудованию относятся тяговые органы (канаты, цепи), стропы, траверсы, а к специальным деталям и узлам — крюки, блоки, барабаны, полиспасты, остановы, тормозные устройства и др.

Канаты бывают стальными и пеньковыми. Стальные канаты (рис. 68) изготовляют из проволочек диаметром от 0,5 до 2 мм (реже 3—5 мм) с пределом прочности при растяжении 1400—2500 МПа (14 000—25 000 кгс/см2). Проволочки предварительно свивают в пряди, а пряди свивают вокруг пенькового сердечника, который придает канату гибкость и является хранилищем смазки. Для тяжелонагруженных канатов и канатов, работающих в условиях высоких температур, в качестве сердечника используют одну из прядей. Канат, изготовленный из одной пряди (рис. 68, а), имеет одинарную свивку, а из нескольких прядей — двойную (см. рис. 68,6, е). Канаты одинарной свивки называют спиральными.

По направлению свивки проволочек в пряди и самих прядей в канате различают канаты односторонней и крестовой свивки. В канатах односторонней свивки проволоки в прядях и пряди в канатах свиваются в одном направлении (см. рис. 68,5), а в канатах крестовой свивки— в разных направлениях (см. рис. 68, е). В грузоподъемных машинах применяют канаты крестовой свивки, которые, несмотря на большую жесткость, хорошо сопротивляются расплющиванию и раскручиванию при огибании блоков и барабанов. Канат, изготовленный из проволок различного диаметра, имеет линейный контакт и носит название компаунд (см. рис. 68,в). Прочность такого каната на 10—15% выше, чем обычного.



Рис. 68. Стальные проволочные канаты
а — одинарный канат; б — двойной канат односторонней свивки; в — канат крестовой свивки и компаундной струк-; г—закрытый канат (спиральный)

Канаты закрытой конструкции (см. рис. 68, г) применяют для кабель-кранов и канатных подвесных дорог в качестве несущих органов, по которым перекатываются колеса грузовой тележки. В грузоподъемных машинах применяют канаты, свитые из шести прядей, в каждой из которых 19 или 37 проволочек (6X19=114 или 6X37= = 222) и диаметром от 4,2 до 65 мм.

Пеньковые и капроновые канаты применяют только как чалочные для строповки чисто обработанных деталей (валов и Др.). При расчете таких канатов коэффициент запаса прочности принимают равным 6-8.

Основным грузозахватным устройством, с помощью которого поднимают груз, является грузовая обойма с крюком (рис. 69, а). Крюк крепится к траверсе (поперечине) гайкой. Между гайкой и траверсой установлен упорный подшипник качения, благодаря чему крюк может вращаться в траверсе. Траверса в свою очередь может поворачиваться в щечках 4, являющихся связующим звеном между крюком и блоками. Для подъема груза массой более 5 т применяют двурогие крюки или грузовые петли. Грузовые крюки и петли изготовляют штамповкой из мягкой стали марки 10; 15; 20.

Рис. 69. Грузозахватные устройства
а — с однорогим крюком; б — с двурогим крюком; в — с грузовой петлей

Рис. 70. Стропы
а — канатные; б — цепные; 1 — коуш

Барабаны цилиндрической формы предназначены для навивки каната в лебедках. Поверхность барабана, на которую укладывают канат, выполняют гладкой при многослойной и нарезной при однослойной навивке каната. Диаметр барабана в случае нарезной навивки определяется по дну канавки по формуле (97). Барабаны изготовляют из тех же материалов, что и блоки.

Стропы, траверсы и захваты представляют собой грузозахватные устройства, с помощью которых штучные грузы или емкости (ковши, бадьи) подвешиваются к крюку. Стропы изготовляют канатными и цепными. Канатные стропы (рис. 70, а) бывают одно-, двух- и многовет-вевыми (универсальными).

Рис. 71. Траверсы
а — для подъема крупногабаритных элементов; б — для подъема стальных балок и труб; в —для подъела автомобилей, тракторов и бульдозеров

Рис. 72. Захваты для штучных грузов
а — для мешков; 6 — для крупных бетонных блоков и ящиков

Траверсы используют для подъема крупногабаритных и длинномерных грузов, когда усилия, возникающие от гибких стропов, могут привести к их деформации. При подъеме железобетонных балок, стропильных ферм и плит применяют траверсы балочного типа (рис. 71,а). При погрузочно-разгрузочных работах, связанных с перемещением металлических балок и труб, применяют траверсы, показанные на рис. 71,6. При погрузке путевых и дорожных машин (автомобиль, трактор) используют специальные траверсы (см. рис. 71,в), состоящие из сварной рамы, и четырех канатов, которые с помощью крюков зацепляются за раму машины.

Захваты, предназначенные для подъема штучных грузов, удерживают груз либо с помощью клещей (рис. 72, а) либо трением (см. рис. 72,6). Клещевой захват предназначен для перемещения грузов в мешках (цемент и др.). Захватные рычаги выгнуты по форме мешка и соединены между собой осью. Концы захватных рычагов соединены с тягой и жестким рычагом. Последний канатом и цепью крепится к грузовой раме. Предварительное удержание мешка захватами обеспечивается пружиной. При подъеме рычажная система стремится выпрямиться и клещи, сближаясь друг с другом, надежно удерживают мешок на весу.

Захваты трения (см. рис. 72, б) применяют для подъема больших и тяжелых грузов, имеющих отвесные стенки (бетонные блоки, ящики). Захват состоит из поперечины, в которой закреплены кривые рычаги с захватными приспособлениями. Верхние концы рычагов соединены тягами с вертикальной тягой подвески. При подъеме вертикальная тяга раздвигает верхние концы рычагов, вследствие чего захваты крепко зажимают груз. Самозатягивание груза происходит под действием сил тяжести груза.

Читать далее:

Категория: - Путевые и дорожные машины


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Техническое обслуживание и ремонт машин
Основные сведения по эксплуатации машин
Машины для ремонта городских и внутризаводских дорог
Машины для зимнего содержания городских и внутризаводских дорог
Машины для летнего содержания городских и внутризаводских дорог
Машины для содержания и ремонта верхнего строения трамвайных путей
Машины для постройки трамвайных путей
Оборудование для изготовления бетонной тротуарной плитки и бортового камня
Камеры пропаривания
Вибраторы


Остались вопросы по теме:
"Такелажное оборудование и специальные детали грузоподъемных машин"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы