Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Портовые подъемно-транспортные машины

Публикация:
   Техническая эксплуатация и надежность ПТМ

Читать далее:




Техническая эксплуатация и надежность ПТМ

В соответствии с ГОСТ 27.002—83 надежность — это свойство машины (механизма, узла, детали, а в общем случае — объекта или изделия) сохранять по времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях применения, технического обслуживания, ремонтов, хранения и транспортирования.

Способность подъемно-транспортных машин выполнять перегрузочные работы в портах определяют такими параметрами, как производительность, грузоподъемность, скорость и диапазон движения рабочих органов, степень воздействия на окружающую среду и др.

Показатели надежности составляют одну из основных групп показателей качества ПТМ и обеспечению их требуемого уровня уделяют большое внимание на всех этапах жизненного цикла машины.

При проектировании машины (рис. 5) закладывают определенный планируемый уровень ее надежности, исходя из дейст^ вующих государственных и отраслевых стандартов с учетом фактической надежности лучших образцов подобных изделий.

При изготовлении и монтаже машины планируемая надежность должна быть воплощена соответствующим образом в изготовленных деталях, собранных узлах и монтажных соединениях ее составных частей. А при эксплуатации машины определяют ее надежность (фактическую), которую поддерживают на требуемом уровне соответствующими режимами технической эксплуатации.

Информация о фактической надежности машин поступает в систему ТЭ по каналам внутренней обратной связи. От степени соответствия фактической надежности ПТМ требованиям перегрузочного процесса оперативно изменяют периодичность, объемы и качество выполняемых мероприятий ТЭ. Кроме того, в необходимых случаях проводят модернизацию малонадежных узлов машины, а также устраняют дефекты, допущенные на этапах проектирования, изготовления и монтажа машины. Соответствующую информацию служба ТЭ порта передает по каналам внешней обратной связи с заводам-изготовителям, проектным и монтажным организациям для принятия необходимых мер по повышению надежности выпускаемых машин. Таким образом, система эксплуатации в известной степени «управляет» надежностью машин. Эффективность этого управления в конечном итоге и определяет уровень фактической надежности перегрузочной техники.

Представленная на рис. 1 схема по существу представляет собой схему управления надежностью машин, в которой четко выделены замкнутых контура управления: внутренний -— по поддержанию надежности машин на требуемом уровне при помощи мероприятий ТЭ и внешний — по повышению надежности машин путем их усовершенствования.,

Рис. 5. Схема обеспечения надежности ПТМ на протяжении жизненного цикла

Надежность — сложное свойство объекта, которое в общем случае характеризует безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

Безотказность — свойство машины (изделия) непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторой наработки. Продолжительность (в часах) или объем выполненной машиной работы (в тоннах перегруженного груза) называют наработкой.

Долговечность — свойство машины (изделия) сохранять работоспособное состояние до наступления предельного состояния при установленной системе ТО и ремонта.

Предельное состояние — состояние машины (изделия), при котором ее дальнейшее применение по назначению недопустимо или нецелесообразно, либо восстановление его исправного или работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно.

Для ПТМ наступление предельного состояния — это временное или окончательное прекращение ее применения по назначению, т. е. проведение капитального (среднего) ремонта или ,ее списание. Признаки предельного состояния должны быть установлены в НТД.

Ремонтопригодность — свойство машины (изделия), заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов и повреждений, поддержанию и восстановлению работоспособного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов.

Сохраняемость — свойство машины (изделия) сохранять значения показателей безотказности, долговечности и ремонтопригодности в течение и после хранения и транспортирования.

Основным свойством любого технического устройства , (изделия) является безотказность: отсутствие отказов изделия в эксплуатации во всех случаях рассматривают как признак его высокой надежности. Поэтому безотказность часто отождествляют с надежностью. Другие свойства надежности изделия непосредственно связаны с безотказностью.

При эксплуатации машины основными ее состояниями являются работоспособность и исправность, т. е. такие состояния машины, при которых ее можно использовать по назначению на перегрузочных работах.

Исправное состояние — состояние машины, при котором она соответствует всем требованиям нормативно-технической и конструкторской документации (документации на машину завода-изготовителя, правилам технической эксплуатации, техническим условиям, стандартам и др.); работоспособное состояние — состояние машины, при котором значения всех параметров, характеризующих способность выполнять перегрузочные работы, соответствуют требованиям нормативно-технической и конструкторской документации. Понятие «исправность» уже понятия «работоспособность»: исправная машина всегда работоспособна; работоспособная машина может быть неисправной, так как имеющиеся при этом повреждения несущественны и не нарушают нормального функционирования машины (например, деформация или трещины элементов защитных кожухов, ухудшение внешнего вида и т. п.)

Работоспособное состояние машины можно разделить (рис. 6) на 2 основных состояния: Р — работа или использование по назначению, С — простой в ожидании работы. Неработоспособное состояние также можно разделить на 2 основных состояния: Н— неплановые восстановления (простой из-за отказов) и П — плановые восстановления (плановый ремонт и периодическое техническое обслуживание). Переход машины из одного состояния в другое осуществляется под действием потоков плановых 1, 2, 3, 6 (которые по своей природе должны быть регулярными), и неплановых 4, 5 (случайных).

Плановые потоки в действительности не являются регулярными, так как в силу целого ряда причин их параметры не постоянны по времени и часто значительно изменяются. Это отрицательно сказывается на надежности машин и организации технической эксплуатации. Поэтому задача системы ТЭ порта — обеспечить регулярность потоков, изображенных на рис. 2 прямыми линиями, особенно потоков, почти полностью зависящих от организации ТЭ в порту.

Случайный поток представляет собой поток отказов машин, а поток — поток их устранения. Интенсивность этих потоков непосредственно определяет эксплуатационную надежность машин.

Отказ машины — это событие, заключающееся в нарушении ее работоспособности. Признаки отказов машин установлены в ПТЭ и заводских инструкциях по эксплуатации. Повреждение — событие, заключающееся в нарушении исправности машины или ее составных частей при сохранении работоспособного состояния. Таким образом, отказ переводит машину в неработоспособное состояние, а повреждение — в неисправное, но работоспособное состояние.

Рис. 2. Граф перехода ПТМ по эксплуатационным состояниям: 1 — поток заявок на плановое работы ТЭ; 2 — поток заявок на перегрузочные работы; 3 — поток окончания перегрузочных работ; 4 — поток заявок на неплановые работы ТЭ; 5 — поток неплановых восстановлений; 6 — поток плановых восстановлений машины

Отказ и повреждение являются основными понятиями в теории надежности и технической эксплуатации. С позиций надежности они определяют работоспособность и исправность машин; с позиций технической эксплуатации эти события определяют объем восстановительных работ, организацию и управление системой ТЭ порта. Анализу отказов, закономерностям их возникновения и устранения должно быть уделено первостепенное внимание при исследовании надежности машин и их технической эксплуатации.

Рис. 3. Распределение нагрузки и «сопротивляемости» детали

Период нормальной эксплуатации, длительность которого соизмерима со сроком службы машины до списания, характеризуется относительной стабильностью потока отказов: P0TK = const и Х= const независимо от проработанного машиной времени. Поток отказов машины в общем случае содержит отказы всех групп.

Период интенсивного изнашивания характеризуется резким ростом Ротк и Я: чем больше машина проработала с начала эксплуатации, тем выше вероятность ее отказа и параметр X. Большинство отказов в этот период — износовые отказы: износ многих деталей (в том числе базовых) близок к предельному, их «сопротивляемость» Э существенно снизилась и отказы происходят даже при умеренных нагрузках. Отношение в/г постоянно уменьшается, кривая ср(х) сдвигается влево и в результате значения Ротк и А, постоянно возрастают, причем, как видно из рис. 7 и 8, нелинейно. Поэтому через относительно небольшой промежуток времени после t2 продолжение эксплуатации машины становится невозможным или нецелесообразным из-за резкого увеличения затрат труда и средств на поддержание ее работоспособности.

В соответствии с основными этапами жизненного цикла машины различают конструкционные, производственные и эксплуатационные отказы.

Очень важным для организации и планирования ТЭ машин является устранение прогнозируемых и предупреждаемых отказов, которые могут быть переведены в категорию плановых работ ТЭ. Это существенный резерв повышения надежности портовых птм.

Рис. 4. Изменение интенсивности (параметра потока) отказов ПТМ на протяжении ее срока службы

Рис. 5. Классификация отказов машин

Возможность предотвращения отказов зависит от причин их возникновения. С этих позиций все отказы машин можно разделить на 5 групп: А, Б, В, Г и Д.

Хотя конструкционные и значительную часть производственных отказов относят к непредупреждаемым, есть возможности по уменьшению их количества: упрочнение деталей, устранение заводских дефектов и модернизация малонадежных узлов позволяют существенно снизить число повторных отказов групп А и Б.

Отказы группы Д (повреждения элементов машин при различных ударах, от действия ветра выше расчетного, при стихийных бедствиях и т. п.) в ряде случаев также могут быть; предупреждены при четкой организации технического надзора и своевременном принятии необходимых мер по сохранности ПТМ.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Портовые подъемно-транспортные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническая эксплуатация и надежность ПТМ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства