Строительные машины и оборудование, справочник






Технические жидкости автомобиля


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Технические жидкости автомобиля

К техническим жидкостям относятся низкозамерзающие охлаждающие, тормозные и амортизаторные.

К низкозамерзающим охлаждающим жидкостям относятся жидкости марок 40 и 65. Цифры означают температуру замерзания.

Жидкость марки 65 (оранжевого цвета) применяется в северных районах. Она содержит 65 % этиленгли-коля и 35 % воды.



Жидкость марки 40 (светло-желтого цвета) применяется во всех районах страны, кроме северных. Она содержит 55 % этиленгликоля и 45 % воды. Этиленгликоль — сильный яд, следовательно, низко-замерзающие жидкости ядовиты, и поэтому при обращении с ними необходимо выполнять все меры предосторожности.

Заправлять ими систему охлаждения двигателя следует не более чем на 95 % емкости, так как эти-ленгликоль имеет большой коэффициент объемного расширения. При понижении уровня охлаждающей жидкости в системе в результате ее испарения следует доливать воду. Если уровень жидкости понизился из-за утечки, доливать следует только низкозамерзающую охлаждающую жидкость.

Гидравлическую систему привода тормозов заполняют тормозными жидкостями.

Тормозные жидкости должны иметь низкую температуру застывания, не вызывать разбухания резиновых деталей гидравлического привода и коррозии металлических деталей, а также не расслаиваться.

Применяют тормозные жидкости разных марок.

Жидкость ГТЖ-22 ядовита, обращаться с ней надо так же осторожно, как и с низкозамерзающи-ми охлаждающими жидкостями.

Жидкость БСК красного цвета, состоит из 53% касторового масла и 47% бутилового спирта. Применяют ее при температуре окружающего воздуха не ниже —20 °С.

Тормозные жидкости этих марок нельзя смешивать, так как в этом случае происходит их расслоение. Не допускается загрязнение жидкостей и попадание в них нефтепродуктов и воды.

Лучшими эксплуатационными свойствами обладают тормозные жидкости «Нева», «Роса» и «Томь», допускающие смешивание.

Амортизаторы автомобилей заполняют амортизаторными жидкостями, представляющими собой смесь турбинного и трансформаторного масел в равных пропорциях. В качестве амортизаторной жидкости применяется веретенное масло АУ.

Лучшими эксплуатационными свойствами обладают всесезонные амортизационные жидкости АЖ-12т и АЖ-16.

В амортизаторах для автомобилей ВАЗ применяют всесезонную жидкость МГП-10 на нефтяной основе.

Гидравлическую систему автомобилей-самосвалов заправляют летом маслом индустриальное-20, зимой — индустриальное-12.

Охлаждающие жидкости. Вода, применяемая для системы охлаждения, должна быть мягкой, т. е. иметь жесткость не более 1 ммол/кг, и чистой. Наиболее мягкая вода — атмосферная (дождевая и снеговая) и поверхностная вода из рек и озер.

Воду средней жесткости (1—2,5 ммол/кг) и жесткую (2,5— 5,0 ммол/кг) умягчают. Наиболее простой способ умягчения — кипячение воды в течение 25—30 мин. Для этих же целей используют кальцинированную соду или тринатрийфосфат, исходя из того, что для снижения жесткости на единицу нужно на 1 л воды добавлять 106 мг соды или 110 мг тринатрийфосфата. При этом теплую воду перемешивают с химическим реагентом в течение 25—30 мин, затем отстаивают и фильтруют.

Низкозамерзающие жидкости. Промышленность выпускает охлаждающие жидкости (антифризы) по ГОСТ 28084—89 марок ОЖ-40 и ОЖ-65 и по ТУ 6—02—751—86 марок Тосол-АМ (концентрат) и два его водных раствора: Тосол-А40М и Тосол-А65М. Цифры указывают на минусовую температуру окружающего воздуха, при которой в жидкости появляются кристаллы. Антифриз ОЖ-40 — светло-желтая слегка мутная жидкость, а ОЖ-65 — оранжевая, тоже слегка мутная жидкость.

В состав низкозамерзающих охлаждающих жидкостей входит ядовитый этиленгликоль. Водители и обслуживающий персонал должны быть проинструктированы о правилах обращения с ним. Антифризы имеют больший, чем вода, коэффициент расширения, вследствие чего заполнять ими систему охлаждения нужно на 6— 8% по объему меньше, чем водой.

Тосол-А40М и Тосол-А65М применяют всесезонно в дизеле КамАЗ-740 и рекомендуют к использованию в двигателях других моделей, работающих при низких температурах окружающего воздуха. В любом виде Тосол должен быть прозрачным, а чтобы в эксплуатации легче было контролировать уровень жидкости в расширительном бачке, в охлаждающую жидкость вводят нейтральный краситель, придающий Тосолу А-40М голубой цвет, а Тосо-лу-А65М — красный. Показателем любой охлаждающей жидкости, определяющим температуру кристаллизации, является плотность, которую замеряют ареометрами или денсиметрами. Температура кристаллизации антифриза ОЖ-40 не выше минус 40 °С, антифриза ОЖ-65 — не выше минус 65 °С. Плотность при 20 °С первой 1,067—1,072, второй— 1,085—1,090 г/см3.

У антифриза Тосол-А40М температура кристаллизации не выше минус 40 °С, а у Тосол-А65М — не выше минус 65 °С. Плотность при 20 °С первой 1,078—1,085, второй — 1,085—1,095 г/см3. Антифриз повышенной плотности разбавляют дистиллированной водой, при пониженной плотности в него добавляют концентрат или антифриз той же марки.

Тормозные жидкости служат рабочей средой для передачи усилия от тормозной педали до тормозных колодок. Их изготавливают на касторовой, гликолевой или нефтяной основе.

Жидкость БСК (ТУ 6—10—1533—75) на касторовой основе можно использовать всесезонно в средней полосе СССР при температуре до минус 15 °С, жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6—01—787—86) на гликолевой основе — всесезонно. Она по ряду свойств превосходит первую: имеет хорошие низкотемпературные свойства, может применяться при температуре до минус 50 °С, имеет низкую испаряемость, высокую температуру вспышки. Жидкость ГТЖ-22М ядовита, поэтому при ее использовании нужно соблюдать такие же меры предосторожности, как и при работе с антифризами. Жидкость зеленого цвета.

Широко применяют всесезонную тормозную жидкость «Нева» (ТУ 6—01—1163—78), окрашенную в желтый цвет. В ее состав входят антикоррозионные приставки. Она огнеопасна, токсична и растворяется в воде. Заменяют ее один раз в год (весной). Смешивание с жидкостью БСК не допускается.

В последние годы начали применять гликолевую всесезонную тормозную жидкость «Том» (ТУ 6—01 — 1276—82).

Амортизаторные жидкости — рабочие жидкости для гидравлических амортизаторов. У некоторых моделей автомобилей эти жидкости применяют для гидроусилителей. Для амортизаторов используют всесезонно веретенное масло АУ (ОСТ 38.01412—86) или жидкость АЖ-12Т (ГОСТ 23008—78).

Рабочие жидкости для гидравлических систем. Такими жидкостями для гидравлических подъемников автомобилей-самосвалов являются: летом индустриальное масло И-20А или И-ЗОА (ГОСТ 20799—88); зимой И-12А по этому же ГОСТу или веретенное АУ (ОСТ 38.010412—86).

При низких температурах (до минус 50 °С) в гидравлических системах в качестве рабочей жидкости применяют масло, обозначаемое по ГОСТ 17479. 3—85 МГ-15-Б, где буквы МГ указывают, что масло минеральное гидравлическое, цифры — класс кинематической вязкости, буква Б — наличие в масле антиокислительных и антикоррозийных присадок (по ГОСТ 6794—75 оно маркируется АМГ-10).

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины