Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт горнорудных машин

Публикация:
   Техническое диагностирование транспортных машин

Читать далее:




Техническое диагностирование транспортных машин

Состояние рабочей среды в горнорудных шахтах характеризуется своим непостоянством и насыщенностью специфических особенностей, вызванных технологией ведения горных работ. В данном случае техническое состояние даже однотипных транспортных машин, работающих в сравнительно одинаковых условиях, не всегда характеризуется однозначной величиной наработки. Следовательно для оптимизации периодичности объемов ТО и ремонтов необходим индивидуальный контроль состояния рабочих узлов и механизмов транспортных машин. Особенно важно, чтобы без разборки и ревизии узлов транспортных машин можно было бы устанавливать виды и объемы их ремонтов. В таком случае значительно снижается трудоемкость предремонтных мероприятий, упрощается их структура.

Ответ на эти вопросы дает техническая диагностика, представляющая собой отрасль знаний, определяющая техническое состояние машины и ее составных частей с определенной точностью.

На общие положения технического диагностирования разработан ГОСТ 20911—75. Кроме того, разработаны ГОСТы и на каждый в отдельности фрагмент и прием технического диагностирования. В качестве диагностических признаков используют характер работы узла или агрегата транспортной машины, параметров рабочих объемов, геометрических сопряжений и т. п. его изменение во времени. При техническом диагностировании транспортных машин определяют: техническое состояние машины и ее составных частей; узлы и агрегаты, наиболее нуждающиеся в контроле за их рабочим состоянием и ремонтом объем ремонта и затраты на него; ресурс узлов, агрегатов ответственных деталей; качество ремонта, обеспечивающего требуемое техническое состояние машины.

Здесь под техническим состоянием понимают типовые внутренние свойства транспортной машины, меняющиеся при ее эксплуатации и характеризующие соответствие или нет качеств техническим требованиям, предусмотренным документацией. Техническое диагностирование позволяет заблаговременно определять узлы и детали, нуждающиеся в ревизии или ремонте, что приводит к снижению трудоемкости и затрат на ТО и ремонт, повышает качество ремонта и срок службы элементов машины и ее в целом.

Техническое диагностирование решает ряд последовательных задач, среди них: определение технического состояния машины при ее нормальной работе, в результате чего машину относят к одному из возможных технических решений; обнаружение причин (дефектов), вызвавших либо разрушение деталей или узлов, либо снижение работоспособности машины или неправильное функционирование какой-то системы; сбор и накопление соответствующих данных, необходимых для прогнозирования остаточного ресурса или оценки вероятности безотказной работы машины на межконтрольный период.

Решение приведенных задач позволит значительно снизить затраты на ремонт и обслуживание транспортных машин, обеспечить минимальные затраты на поддержание технического состояния машины на всем протяжении ее эксплуатации.

Техническое состояние транспортной машины в процессе ее эксплуатации проявляется в различных формах посредством ряда признаков: структурного характера, проявляющиеся в сохранении соответствующих зазоров между подвижными деталями, допустимых осевых и радиальных перемещений свободного хода, натяга при насадке деталей и т. д.; функционального характера, характеризующего общее функционирование машины, проявляющиеся в падении мощности, увеличении расхода энергии и топлива, снижение тяговой способности и т. д.; сопутствующих рабочих параметров машины, возникающих при ее работе и характеризующих техническое состояние машины — шум, вибрацию, температуру и т. д.

Любой из приведенных параметров может быть диагностическим, так как в процессе работы транспортной машины он может меняться в значениях, соответствующих отработанному ресурсу машины. Таким образом, зная значение того или иного параметра на данный период, мы можем судить о техническом состоянии машины или ее узла.

Техническое диагностирование — составная часть технического обслуживания машины, так как при правильном его проведении можно с большой точностью установить необходимость того или иного вида ремонта. Имеют место случаи, когда плановые ремонты, предусмотренные в ППР, не всегда оказываются необходимыми. Проведение таких ремонтов приводит к перерасходу запасных частей, потери рабочего времени и других видов материальных затрат, а также к неоправданному простою оборудования.

С другой стороны техническое диагностирование может подсказать необходимость проведения более раннего ремонта, что позволит исключить аварийную ситуацию в работе машины, а заодно и неоправданные расходы на проведение аварийного ремонта. В условиях эксплуатации транспортных машин и оборудования используют два вида технического диагностирования: общее Д-1 и поэлементное Д-2.

Общий вид диагностирования имеет своей целью определить общее состояние машины и заключается в проверке работоспособности и правильного функционирования общего параметра (потери мощности, снижения производительности и экономичности и т. д.). Направлен этот вид диагностирования на решение вопросов по выработке мероприятий по поддержанию рабочих характеристик машины, выявлению необходимости проведения профилактических работ (регулировку и настройку отдельного узла), исключающих снижение производительности машины, эффективности и качества работы. При Д-1 машины с пневмоприводом (например, проходческие вагоны) необходимо проверить на массовый расход воздуха; частоту вращения выходного вала пневмопривода; мощность привода; скорость вращения приводного вала скребкового конвейера;
в гидросистеме на продолжительность рабочего цикла по подъему и опусканию кузова вагона.

Самоходные машины с дизельным приводом. По двигателю на продолжительность пуска двигателя; мощность, массовый расход топлива; герметичность системы смазки; по гидросистеме на продолжительность рабочего цикла; по механизму хода на: величину тормозного пути; давление воздуха в шинах; по трансмиссии на усилие в рычагах и педалях управления приводом машины; усилие на ободе рулевого колеса и люфт в рулевом управлении и т. д.

Поэлементное диагностирование Д-2 проводят для определения технического состояния узла или сборной единицы транспортной машины. В данном случае используется частное параметра, характеризующее неисправность сборочной единицы или отдельной детали.

При Д-2 практически для всех транспортных машин есть много общих исследований, которые можно обобщить в отдельные группы по состоянию: подшипниковых узлов (конвейеров, скреперных лебедок, самоходных машин и т. д.); накладок тормозных колодок (локомотивов, конвейеров и т. д.); зазоров между смежными подвижными деталями; деталей соединитель-пых элементов (соединительных и фиксирующих муфт, деталей передачи крутящего момента и других усилий и т. д.).

В целом следует, что при проведении диагностирования Д-1 и Д-2 можно установить реальные сроки ТО, ремонта машин и замены деталей, а также прогнозировать ресурсы работы транспортных машин.

В качестве оборудования для технического диагностирования транспортных машин используют передвижные и стационарные диагностические установки (станции), оборудованные необходимым оборудованием. В частности для диагностирования самоходных установок и погрузочно-доставочных вагонов используют передвижные диагностические станции, смонтированные на шасси автомобилей ГАЗ-бЗ и ГАЗ-69. В качестве диагностического оборудования используют следующие приборы: прибор для контроля гидросистемы КИ-1097Б, линейку (1—300), секундомер, ампервольтметр Ц4312, измеритель люфтов КИ-4813, приспособление для замера и проверки зазоров в подшипниках КИ-4850 и К.И-4943, устройство для износа цепей КИ-8913, фотометрический прибор для определения загрязненности рабочей жидкости, динамометр пружинный ДПУ-002-1.

Кроме того, в качестве диагностического оборудования используют более простые предметы и инструменты: щупы, индикаторы, свинцовую проволоку и т. д.

Например, при контроле степени износа зубьев боковые зазоры в зубчатых передачах редукторов измеряют щупами, индикаторами или свинцовой проволокой. В последнем случае, подбирают проволоку диаметром несколько большим, чем зазор. Затем ее смазывают техническим вазелином и, изготовив из нее П-образную скобу, одевают на зуб. Суммарная толщина сплющенных частей проволоки с обеих стороЦ зуба определяет величину бокового зазора. Полученная толщина отпечатка на проволоке со стороны торца зуба определяет радиальный зазор. Суммарный износ зубчатых колес можно установить величиной мертвого хода редуктора, измеряемого с помощью специального устройства УДТ, разработанного ДонУГИ, В этом случае устройство закрепляют на входном валу редуктора, выходной вал которого при этом заторможен. Рукояткой устройства входной вал поворачивают в любую сторону до полного выбора мертвого хода, а шкалу угломера устанавливают в нулевое положениё. Затем входной вал проворачивают в обратную сторону и тю шкале угломера отсчитывают суммарную величину мертвого хода.

Диагностирование конвейеров с цепным тяговым органом. Для этого вида транспортных машин устанавливают следующие параметры диагностирования.

Диагностирование рабочего органа конвейе-р а. Рабочие органы данных конвейеров воспринимают значительные знакопеременные нагрузки, возникающие от неравномерной загрузки конвейера, попадания горной массы между цепями и бортами конвейера, вызывая их заклинивание. Кроме того, транспортирование абразивного груза приводит к интенсивному изнашиванию тяговых органов.

Наибольшему изнашиванию подвергаются звенья цепей, проушины и пальцы в местах соединения звеньев, скребки.

Основной параметр при диагностировании рабочего органа конвейера с учетом технического состояния сборочных единиц— общее удлинение тяговых цепей и перекос скребков. Натяжение тяговых цепей проверяют специальными измерителями, перекос скребков можно определить с помощью рейки и масштабной линейки. Техническое состояние тяговых цепей характеризует величина износа пальцев и проушин звеньев цепи, удлинение звеньев, его определяют по суммарному износу установленного определенного количества звеньев путем замера с помощью масштабной линейки.

Диагностирование концевых станций. Изменение параметров тяговых цепей (шага) и зубьев звездочек приводит к появлению значительных знакопеременных нагрузок в тяговых цепях, вызванных нарушением плавности входа зубьев , зацепление со звеньями цепей. Кроме того, происходит всплы-ание цепей на концевых станциях, что может привести к сходу тяговых цепей со звездочек. Основной параметр при диагностировании станции — изменение параметров зубьев звездочек и зазоров в подшипниках опор натяжного вала натяжной станции Износ зубьев звездочек проверяют мерительным инструментом.

Диагностирование привода конвейера. Основной объект диагностирования — редуктор привода конвейера. Здесь сосредоточено большое количество зубчатых пар, шпонные и шлицевые соединения. Износ зубьев шестерен сопровождается повышением уровня шума и вибрации. Причем износ одних деталей приводит к фиксированному износу других вследствие перераспределения нагрузок между ними. Для определения технического состояния редуктора в качестве диагностических используют следующие параметры: люфты в элементах пар зацепления; изменение температуры во времени в области размещения зубчатых пар; виброакустические сигналы, возникающие во время работы конвейера в области редуктора; наличие побочных продуктов в масле, находящихся в картере редуктора.

Величину люфта в зубчатых парах можно анализировать, замерив угол свободного поворота элемента зубчатой пары.

Изменение температуры определяют при постоянном нагрузочном режиме. Сам процесс ее изменения делят на неустановившуюся и установившуюся части. Первая состоит из неупо-рядочного нагрева, характерного в начальный период работы машины, вторая — при рабочем режиме.

Если интенсивность нарастания температуры выше эталонной, то это свидетельствует о переходе механической энергии в тепловую, что характерно при нарушении параметров зубчатых пар. Температуру измеряют термисторными термометрами.

Виброакустические сигналы возникают при соударении элементов зацепления или появлении зазоров в подшипниковых узлах. Соударяются элементы зацепления при повышенном износе зубьев. В этом случае для анализа износа строят графики нормативных уровней виброакустических сигналов по результатам замеров, произведенных на нормальной работающей транспортной машине и их считают эталонными. Техническое состояние редуктора после определенного периода эксплуатации конвейера анализируют сравнивая график уровня виброакустических сигналов, построенный на полученных данных, с эталонными. Оценивают виброакустические сигналы устройством УВК-1.

Для оценки технического состояния редуктора широко используют метод, основанный на анализе масла. В результате эксплуатации трущиеся поверхности изнашиваются и продукты износа попадают в масло, загрязняя его. Суть технического диагностирования заключается в оценке примесей в масле по количественному и качественному критериям.

Качественный анализ дает более приблизительную оценку, так как масло может загрязняться примесями в результате изнашивания деталей продуктами изнашивания, пылью, продуктами самого разложения масла.

Количественный метод более точен и осуществляется с помощью спектрального анализа или калометрическим и индукционным методами.

Спектральный анализ основан на изучении спектра, получаемого при сжигании масла в зоне электрической дуги и регистрации его с помощью фотоэлектрических датчиков. Оценку ведут сравнивая полученный спектр с эталонным. При диагностировании используют спектрографы ИСП-30, МФС-3, МФС-5 и фотокалориметр ФЭК-М.

Диагностирование скреперных лебедок. Основной объект диагностирования скреперных лебедок — планетарный редуктор. В качестве диагностических параметров принимают виброакустические сигналы. Процесс диагностирования подобен описанному ранее.

Диагностирование гидросистем в элементах конструкции транспортных машин. Объект диагностирования — изменение давления и расхода жидкости, вызванное утечкой рабочей жидкости в гидросистеме. Причина этого—износ деталей как гидроцилиндра, так и гидропривода, неправильная регулировка гидросиловой аппаратуры. Контролируют изменяющиеся параметры пьезоэлектрическими преобразователями типа ЛХ600, ЛХ604, ЛХ608 и манометрами типа М1М.

Для измерения подачи рабочей жидкости применяют расходомеры: струйные, электромагнитные, ультразвуковые, тахометрические и т. д.

При длительной эксплуатации транспортного оборудования постоянно изменяется его техническое состояние. От технического состояния всей машины зависят ее основные параметры: производительность, устойчивость работы, техника безопасности и т. д.

В связи с этим целесообразно знать техническое состояние транспортной машины как в момент ее работы, так и в будущем. Используя метод прогнозирования можно установить целесообразность проведения в будущем соответствующих мероприятий по восстановлению работоспособности транспортной машины. Прогнозирование при известных нормативных значениях диагностических параметров позволяет определить остаточный ресурс транспортной машины.

Остаточный ресурс — это наработка до предельного изменения параметра технического состояния после диагностирования.

Для определения остаточного ресурса узла принимают основные диагностические параметры, например силовые передачи редукторов приводов, параметры виброакустического сигнала расход и давление жидкости в гидросистеме, удлинение тяговых цепей, износ зубьев звездочек и т. д.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт горнорудных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое диагностирование транспортных машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства