Строительные машины и оборудование, справочник




Техническое обслуживание двигателя

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Техническое обслуживание двигателя

При ежедневном техническом обслуживании (ЕО) очищают двигатель от загрязнений ветошью, смоченной керосином, проверяют его состояние внешним осмотром и прослушиванием на работающем двигателе кривошипно-шатунного и газораспределительного механизмов на предмет обнаружения шума и стуков.

Проверяют герметичность соединений и устраняют подтекание жидкости из системы охлаждения. Доливают жидкость в радиатор. В холодное время года по окончании работы сливают воду, для чего снимают пробку наливной горловины радиатора и открывают все спускные краники.

При наличии масляного фильтра грубой очистки поворачивают несколько раз его рукоятку, проверяют уровень и отсутствие подтеканий масла, а при работе двигателя — величину давления масла.




Прослушивают двигатель стетоскопом. По характеру стуков и шумов определяют неисправность.

Сильный глухой стук низкого тона в нижней части блока, хорошо слышимый при резком изменении частоты вращения коленчатого вала, свидетельствует об износе коренных подшипников.

Стук шатунных подшипников несколько меньшей силы, чем коренных, и прослушивается через стенку блока цилиндров в зонах, соответствующих верхнему и нижнему положению кривошипов коленчатого вала.

Стук поршневого пальца прослушивается в верхней половине цилиндра и через головку блока.

Сильные металлические стуки, хорошо слышимые на всех режимах работы двигателя, указывают на выплавление вкладышей коренных или шатунных подшипников.

Частые стуки, сливающиеся в общий шум, определяют износ зубьез распределительных шестерен.

Частые металлические стуки, хорошо прослушиваемые на малых частотах вращения холостого хода, вызываются наличием большого зазора между стержнями клапанов и носками коромысел.

Подтекание жидкости из системы охлаждения вызывает понижение уровня в радиаторе и частую доливку жидкости. Для устранения течи через неплотности соединения шлангов подтягивают хомутики поворотом соединительных шплинтов или стяжных винтов хомутиков. При подтекании жидкости через сальник водяного насоса заменяют уплотнительиую шайбу и резиновую манжету сальника.

Подтекание масла обнаруживают внешним осмотром и устраняют подтягиванием соединений, сменой прокладок и сальников.

Загрязнение фильтра грубой очистки определяют путем поворачивания его рукоятки. Если фильтр загрязнен, рукоятка поворачивается туго или совсем не поворачивается. Для устранения неисправности промывают фильтр.

Отсутствие давления масла определяют по указателю. В этом случае проверяют уровень и качество масла, плотность в соединениях маслопроводов, исправность масляного насоса, редукционного клапана, предохранительного клапана масляного радиатора.

При первом техническом обслуживании (ТО-1), кроме работ ЕО, проверяют герметичность соединений головки цилиндра с блоком, поддона с верхней частью картера и надежность крепления двигателя на опорах. Смазывают подшипники вала водяного насоса универсальной водостойкой смазкой. Проверяют легкость перемещения рукоятки управления жалюзи.

Очищают трубки вентиляции картера, промывают фильтр маслоналивной горловины, заменяют масло в картере (по графику) с промывкой фильтра грубой очистки и удалением осадков из фильтра центробежной очистки масла.

Масло заменяют при очередном техническом обслуживании через 5000—6000 км пробега на прогретом двигателе (после работы автомобиля), так как в этом случае масло легко вытекает и лучше удаляются механические примеси из картера.

Заменяют масло в следующей последовательности:
- подставляют под спускную пробку картера посуду; -вывертывают спускную пробку поддона картера и сливают отработавшее масло в посуду;
- вывертывают спускные пробки фильтров и выпускают осадки, вынимают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла, промывают его, опустив в керосин и поворачивая за рукоятку, очищают внутри корпус фильтра кистью, смоченной керосином, и устанавливают фильтрующий элемент на место.

Для удаления осадков из фильтра центробежной очистки, отвернув гайку-барашек, снимают кожух фильтра, затем, удерживая неподвижно колпак, отвертывают круглую гайку, снимают колпак и сетку. Скребком очищают колпак от осадков, промывают его и сетку бензином. После этого собирают фильтр; завертывают спускную пробку поддона картера, заливают в картер 2—3 л маловязкого масла (веретенного или масла, применяемого для двигателя, нагретого до температуры 50—60 °С); вывернув свечи, быстро вращают пусковой рукояткой коленчатый вал или пускают двигатель и дают ему поработать на малых частотах вращения в течение 2—3 мин. После этого спускают промывочное масло и заливают в картер свежее масло до нормального уровня; проверяют действие фильтра центробежной очистки масла, для чего пускают двигатель, повышают частоту вращения и выключают зажигание. Ротор исправного фильтра после остановки двигателя продолжает вращаться еще 1—1,5 мин, что определяют по его гудению.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) дополнительно к работам, выполняемым при ТО-1, проверяют компрессию в цилиндрах двигателя; закрепляют радиатор, его облицовку, жалюзи, водяной насос, лопасти вентилятора; проверяют и регулируют натяжение ремней привода вентилятора и водяного насоса, генератора, гидравлического усилителя рулевого управления и компрессора, действие клапанов пробки радиатора и исправность ее прокладки, исправность термостата; два раза в год, при переходе к весенне-летнему и осенне-зимнему периоду эксплуатации, промывают систему охлаждения; через одно ТО-2 проверяют и регулируют тепловые зазоры между стержнем клапана и носком коромысла.

Компрессию двигателя измеряют компрессометром. Величина компрессии должна быть 0,7…0,78 МПа (7,0…7,8 кгс/см2) в двигателе 3M3-53; 0,6…0,68 МПа (6,0…6,8 кгс/см2) в двигателе ЗИЛ-130 и 0,8 МПа (8,0 кгс/см2) в двигателе ГАЗ-24. Разница в показаниях ком-прессометра у отдельных цилиндров не должна превышать 0,1 МПа (1 кгс/см2).

Натяжение ремня проверяют, измеряя его прогиб под действием силы 30…40 Н (3…4 кгс). Для этого нажимают на ремень между шкивами большим пальцем руки. Прогиб должен быть 10…15 мм.

Для изменения натяжения ремня на двигателе ГАЗ-24, отвернув гайку болта крепления кронштейна генератора к распорной планке, перемещают генератор до получения нормального натяжения, затем закрепляют гайку болта кронштейна генератора.

На двигателе 3M3-53 натяжение ремня осуществляют поворотом кронштейна с натяжным роликом.

На двигателе ЗИЛ-130 предусмотрены три регулировки приводных ремней (рис. 137).

Прогиб ремня привода насоса гидравлического усилителя рулевого управления регулируют, смещая насос с предварительно ослабленными болтами крепления кронштейна насоса.

Величину прогиба ремня привода генератора регулируют, смещая последний при расслабленной гайке крепления генератора к планке. Натяжение ремня привода компрессора регулируют шкивом компрессора. Для этого ослабляют три болта крепления внутренней и наружной щек шкива к ступице и повертывают наружный обод налево, а внутренний направо, а затем, поворачивая оба обода шкива вместе, подводят в сторону вентилятора один болт так, чтобы ремень вышел из ручья шкива, после чего болт завертывают до отказа и скрепляют щеки шкива. То же самое проделывают с остальными двумя болтами, закрепив их до отказа. После указанной регулировки уменьшается рабочая ширина В ручья шкива и ремень поднимается выше.

Исправность термостата проверяют в следующей последовательности: сливают жидкость из системы охлаждения, отсоединяют верхний шланг, отвертывают патрубок головки цилиндров и вынимают термостат; затем опускают в сосуд с водой, нагретой до 90 °С, термостат и термометр и при постепенном остывании воды наблюдают за действием термостата. Закрытие клапана должно начаться при температуре 80 °С, а закончиться при 70 °С.

Рис. 1. Регулировка натяжения приводных ремней на двигателе ЗИЛ-130: а — водяного насоса,генератора и насоса гидравлического усилителя рулевого управления; б — компрессора; 1 — шкив коленчатого вала; 2 — гайка; 3 — планка; 4 — шкив генератора; 5 — шкив компрессора; 6 — стяжной болт; 7 — шкив водяного насоса; 8 — кронштейн; 9 — шкив насоса гидравлического усилителя рулевого управления; 10 — болты; 11 и 12 — щеки шкива; 13 — ступица шкива

Промывают систему охлазкдения для удаления накипи. Для этого сливают жидкость, вынимают термостат и устанавливают на место верхний патрубок. Заливают в систему охлаждения трехпроцентный раствор соляной кислоты, пускают двигатель и дают ему работать при малой частоте вращения 35—40 мин. После этого выпускают через сливные краники раствор, закрывают краники, заполняют систему охлаждения чистой водой, через 10—15 мин воду сливают и еще раз производят промывку водой. Затем устанавливают термостат и заполняют систему охлаждения жидкостью.

Для регулирования теплового зазора между стержнем клапана и носком коромысла в рядном двигателе ГАЗ-24:
- отъединяют трубку вакуумного автомата опережения зажигания и снимают крышку клапанного механизма;
- провертывают рукояткой коленчатый вал до совмещения метки ВМТ на шкиве коленчатого вала (второе отверстие) со штифтом на крышке распределительных шестерен (рис. 138, а), оба клапана первого цилиндра окажутся закрытыми;
- устанавливают щуп между концом коромысла и стержнем клапана (рис. 138, б) и проверяют величину зазора, при необходимости производят регулировку;
- освобождают контргайку регулировочного винта коромысла и поворачивают винт отверткой до тех пор, пока щуп не начнет перемещаться туго, после чего, удерживая винт, затягивают контргайку;
- после регулировки зазоров клапанов первого цилиндра, поворачивая коленчатый вал точно на пол-оборота, последовательно проверяют и регулируют зазоры клапанов 2, 4 и 3-го цилиндров. На двигателях ЗИЛ-130 (рис. 139) и 3M3-53: отвертывают гайки крепления крышек клапанного механизма к головкам цилиндров и снимают крышки;
- на двигателе ЗИЛ-130 вывертывают из крышки распределительных терен установочный палец, вставляют его в это же отверстие обратным концом и поворачивают коленчатый вал, пока палец не войдет в углубление на распределительной шестерне, что будет соответствовать положению поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия;
- на двигателе 3M3-53 для установки поршня первого цилиндра в ВМТ такта сжатия вывертывают свечу первого цилиндра (первый правый цилиндр по ходу автомобиля), закрывают пальцем отверстие для свечи и поворачивают коленчатый вал до начала выхода сжатого воздуха из-под пальца; затем снимают крышку люка на картере сцепления и осторожно поворачивают коленчатый вал до совпадения указателя на картере сцепления с шариком, зачеканенным в маховик;
- придерживая отверткой регулировочный винт впускного клапана первого цилиндра, ключом ослабляют контргайку, вставляют между стержнем клапана и носком коромысла щуп и поворотом винта устанавливают зазор, при котором щуп будет проходить от небольшого усилия, после чего, удерживая винт, затягивают контргайку. Так же регулируют зазор у выпускного клапана;
- после регулировки клапанов первого цилиндра в такой же последовательности регулируют зазоры у клапанов остальных цилиндров согласно порядку работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8, поворачивая каждый раз коленчатый вал на4/4 оборота, т. е. на 90°.

Рис. 2. Регулировка тепловых зазоров в двигателе ГАЗ-24: а — установка поршня 1-го цилиндра в ВМТ; б — прием регулировки зазора (3 — щуп)

Рис. 3. Разрез головки цилиндров двигателя ЗИЛ-130 и регулировка теплового зазора в его клапанном механизме: 1 — гайка; 2 — контргайка; 3 — регулировочный винт; 4 — крышка; 5 — коромысло; 6 клапан; 7 — головка цилиндров; 8 — свеча зажигания

Основные работы, выполняемые при техни-ческом обслуживании двигателя. При еже-дневном обслуживании проверить герметичность систем охлаждения, смазки, питания, проверить уровень жидкости в системе охлаждения, уровень масла в картере. двигателя, уровень топлива в топливном баке.

При первом техническом обслуживании: проверить крепление оборудования на двигателе, трубопроводов, приемных труб глушителя, крепление двигателя на раме; проверить и при необходимости отрегулировать натяжение приводных ремней; при работе в пыльных условиях заменить масло в картере двигателя, очистить фильтр центробежной очистки масла, промыть фильтрующий элемент воздушного фильтра вентиляции картера.

При втором техническом обслуживании: проверить и закрепить головку цилиндров; проверить и отрегулировать зазоры между стержнями клапанов и коромыслами; заменить (по графику) масло в картере двигателя, промыть фильтрующий элемент фильтра грубой очистки, заменить фильтрующий элемент фильтра тонкой очистки или очистить фильтр центробежной очистки масла, слить отстой из корпусов фильтров, очистить и промыть клапан вентиляции картера двигателя; проверить действие привода и открытие — закрытие воздушной и дроссельных заслонок карбюратора; проверить работу топливного насоса (без снятия с двигателя) и уровень топлива в поплавковой камере; при необходимости отрегулировать карбюратор на малую частоту вращения холостого хода; промыть фильтрующий элемент и заменить масло в воздушном фильтре; снять и промыть фильтр-отстойник и фильтр тонкой очистки топлива; осмотреть и при необходимости очистить отстойник топливного насоса от воды и грязи.

Рис. 4. Схема прибора для определения технического состояния двигателей: 1 — испытательный наконечник, 2 — резиновый конус, 3 — головка цилиндров, 4 — манометр, 5 — калиброванное отверстие,- 6 — регулировочная игла, 7 — предохранительный клапан, 8 — редуктор, 9 — коллектор, 10, 12 — вентили, 11 — впускной штуцер, 13 — обратный клапан

Рис. 5. Проверка компрессии в цилиндрах двигателя ком-прессометром: 1 — конусный наконечник, 2 — манометр

Сжатый воздух (3—4 кГ/см2) через впускной штуцер подается к коллектору и к вентилям. Когда открыт вентиль (вентиль закрыт), воздух поступает в редуктор, далее через калиброванное отверстие к манометру и, приоткрывая обратный клапан, через испытательный наконечник в цилиндр двигателя. При этом проверяют оощее состояние цилиндропоршневой группы и цилиндров двигателя №нос, задиры, трещины). Состояние цилиндропоршневой группы характеризуется разностью в утечке воздуха при положении поршня начале и в конце такта сжатия.

При открытом вентиле (вентиль закрыт) воздух поступает в цилиндр, минуя редуктор. В этом положении проверяют состоящие поршневых колец, клапанов и прокладок головок цилиндров.

Для установки поршня в нужное положение прибор снабжается-обечайками с градуированными кольцами, надеваемыми на корпус прерывателя-распределителя; стрелкой, закрепляемой на роторе распределителя зажигания; стетофонендоскопом для прослушивания мест утечки воздуха; сигнализатором-свистком для определения такта сжатия и индикатором утечки воздуха, позволяющим наблюдать прорыв воздуха через неплотности в клапанах.

Рис. 6. Последовательность затягивания гаек и болтов крепления головок цилиндров двигателей: а — I A3-24 «Волга», б — TA3-53A, в — ЗИЛ-130

Перед проверкой двигатель прогревают до температуры охлаждающей жидкости 75—80°.

Для проверки утечки воздуха через прокладку головки цилиндров края прокладки смачивают маслом или мыльной водой и наблюдают нет ли пузырьков воздуха между головкой и блоком цилиндров И в наливной горловине радиатора.

Проверка компрессии.

Рис. 7. Указатели для установки поршня первого цилиндра в в. м. т: а — двигателя ГАЗ-5ЭА, б — двигателя ЗИЛ-130; 1 — указатель установки зажигания, 2 — шкив коленчатого вала

Давление в цилиндре, отсчитываемое по шкале манометра, должно быть не ниже 6,7—7,0 кГ/см2 (ЗИЛ-130) или 7,6 кГ/см2 (ГАЭ-53А).

Далее, нажав пальцем на стержень зэлотника компрессометра, выпускают воздух для установки стрелки в нулевое-положение, затем проверяют давление в остальных цилиндрах. Разница давления в отдельных цилиндрах двигателя не должна превышать 1 кГ/см2.

Регулировка зазоров в клапанном механизме. Зазор между стержнем клапана и носком коромысла при холодном двигателе должен быть 0,25—0,30 мм (ГАЗ-53А, ЗИЛ-13ГП или 0,35—0,40 (ГАЗ-24 «Волга»).

Перед регулировкой зазоров нужно установить поршень первого цилиндра в в. м. т; конца такта сжатия. Для этого у автомобиля

ГАЗ-бЗА совмещают риску на шкиве коленчатого вала с центральной риской указателя в. м. т. (рис. 7, а), а у автомобиля ЗИЛ-130-1 отверстие на шкиве (рис. 7, б) с меткой «ВМТ» на указателе, расположенном на датчике ограничителя максимальной частоты вращения коленчатого вала двигателя.

В указанном положе нии у двигателя автомоби ля ГАЭ-53А регулируют зазоры между стержнями клапанов и носками коро мысел первого цилиндра. Зазоры у клапанов осталь ных цилиндров регулируют в последовательности, соответствующей порядку работы цилиндров 1—5—4— 2—6—3—7—8, поворачивая коленчатый вал при переходе от цилиндра к цилиндру на V4 оборота.

В двигателе ЗИЛ-130 после установки поршня первого цилиндра в в. м. т. конца такта сжатия регулируют зазор у обоих клапанов первого цилиндра, выпускного клапана второго цилиндра, впускного третьего цилиндра, выпускных четвертого и пятого цилиндров, впускных седьмого и восьмого цилиндров. Зазоры У остальных клапанов регулируют после поворота коленчатого вала на полный оборот.

Рис. 8. Регулировка зазора между стержнем клапана и носком коромысла: 1 — регулировочный винт,- 2 — контргайка,- 3 — носок коромысла, 4 — щуп, 5 — стержень клапана

Рис. 9. Регулировка натяжения приводных ремней двигателей: а — ГАЗ-5ЭА, б — ЗИЛ-130

Регулировку натяжения ремня привода генератора производят перемещением генератора по прорези установочной планки. Нормальный прогиб при усилии 3—4 кГ должен быть 10—12 мм.

У автомобиля ЗИЛ-130 для регулировки натяжения ремня приводу генератора (рис. 9, б) или насоса гидравлического усилителя рулевого управления соответственно ослабляют гайку крепления генератора к планке или болты крепления натяжного кронштейна, Затем смещают генератор или насос гидравлического усилителя.

При усилии 4 кГ, приложенном к срединам ветвей, прогиб ремней не должен превышать 8—14 мм.

Компрессор пневматической системы автомобиля на нижней крышке имеет продолговатые пазы. Перемещением компрессора по установочному кронштейну при помощи регулировочного болта устанавливают натяжение ремня привода компрессора. Нормальный прогиб ремня под усилием 4 кГ должен составлять 5— 8 мм.

Проверка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора. В карбюраторе К-126Б, устанавливаемом на двигателе автомобиля ГАЗ-бЗА, уровень топлива в поплавковой камере проверяют через смотровое окно на корпусе: Уровень должен находиться на расстоянии 19—21 мм от верхней плоскости корпуса поплавковой камеры.

Для получения требуемого уровня подгибают рычажок поплавка. Подгибание рычажка вверх понижает уровень, вниз — повышает уровень.

В карбюраторе К-88А двигателя ЗИЛ-130 для проверки уровня топлива во время работы двигателя на холостом ходу отвертывают пробку, закрывающую контрольное отверстие в поплавковой камере. При правильной регулировке уровень топлива будет виден через отверстие, при этом топливо не вытекает из него.

Регулировка уровня осуществляется изменением количества прокладок, установленных под седлом игольчатого клапана.

Регулировка карбюратора на малую частоту вращения (холостой ход). В двухкамерных карбюраторах двигателей ГАЗ-53А и ЗИЛ-130 регулировку малой частоты вращения коленчатого вала на холостом ходу осуществляют упорным винтом, ограничивающим закрытие дроссельных заслонок (винт количества), и двумя винтами качества.

Рис. 10. Винты регулировки двухкамерного карбюратора на малую частоту вращения (обороты холостого хода): 1 — винты качества, 2 — винт количества

Для проверки, регулировки нажимают на педаль управления дроссельными заслонками и резко ее отпускают. Если двигатель «глохнет», то минимальную частоту вращения коленчатого вала (холостой ход) надо повысить.

Техническое состояние автомобильного двигателя определяют путем внешнего осмотра, прослушивая при работе или проверке контрольно-измерительными приборами и аппаратурой. При внешнем осмотре обращают внимание на комплектность двигателя, проверяют, нет ли течи в системе смазки, питания и охлаждения. При необходимости производится подтяжка наружных креплений. Особое внимание обращают на крепление двигателя к раме и головки цилиндров к блоку, крепление впускного и выпускного трубопроводов, масляного картера, картера маховика и сцепления, компрессора, водяного насоса и вентилятора, топливных и масляных фильтров, элементов системы питания и электрооборудования.

Двигатель проверяют в такой последовательности: криво-шипно-шатунный и распределительный механизмы, система зажигания, питания, охлаждения и смазки.

При техническом обслуживании и регулировке автомобильных двигателей, кроме инженерных вопросов, связанных с проблемой долговечности и надежности, экономичностью по расходу топлива и пр., необходимо учитывать и то обстоятельство, что в составе отработавших газов двигателей содержится ряд токсических веществ, представляющих потенциальную опасность для здоровья населения и ухудшающих санитарно-бытовые условия жизни. Отработавшие газы содержат окись углерода (СО), углеводороды, смолистые вещества, полициклические ароматические углеводороды типа 3/4 — бензопирена, окислы азота и др. Вредными также являются продукты ТЭС.

Проблема снижения токсичности отработавших газов имеет важное значение, особенно в крупных городах и промышленных центрах, где наблюдается большая концентрация автомобилей. Эта проблема является довольно сложной. Она будет решаться в общегосударственном масштабе путем создания малотоксичных двигателей, применения специальных присадок к топливам, а также за счет установки на автомобильных двигателях различного типа нейтрализаторов и пр.

Опытами, проведенными в СССР и за рубежом, установлено, что особенно сильно увеличивается выделение токсических веществ в отработавших, газах в следующих случаях:
а) при работе двигателя на неустановившихся режимах;
б) при работе карбюраторных двигателей с обогащенной горючей смесью (при коэффициенте избытка воздуха 0,85—0,95). Наиболее оптимальные условия работы двигателей при а — 1,2;
в) при работе двигателей с неправильной установкой зажигания;
г) при работе двигателей с изношенной цилиндро-поршневой группой. При высокой степени износа двигателя выделение токсических веществ увеличивается в 50—100 раз.

Снижение токсичности отработавших газов может быть достигнуто систематической проверкой состава газов перед выпуском автомобилей на линию. В частности, постановлением Лен-горисполкома требуется от организаций, эксплуатирующих автомобили, не выпускать на линию машины, выделяющие более 2% окиси углерода.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание двигателя"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы