Строительные машины и оборудование, справочник






Техническое обслуживание электро- и гидрооборудования


Категория:
   Эксплуатация, техническое обслуживание кранов и оборудования


Техническое обслуживание электро- и гидрооборудования

Техническое обслуживание электрической части крана заключается в систематическом внешнем осмотре двигателей, генераторов, контроллеров, сопротивлений, токоприемника, системы освещения и сигнализации, панелей, приборов по технике безопасности.

Принимая смену, машинист должен тщательно осмотреть, отрегулировать и подтянуть ослабевшие соединения, проверить состояние электрооборудования кранов с дизель-электрическим и электрическим приводом. На одномоторных дизельных кранах необходимо провести внешний осмотр источников электропитания сети освещения и сигнализации и входящих в них приборов. Если после этой проверки машинист уверен в безопасности работы электрооборудования, то он включает вводный рубильник (при питании от внешней сети) и подает напряжение на защитную панель. При работе от собственной силовой установки включают дизель, установив предварительно все рычаги управления в нейтральное положение, затем дают сигнал о начале работы крана.

Электродвигатели. При наружном осмотре двигателя необходимо убедиться, что кожух вентилятора не имеет вмятин, нет обрывов проводов, ослабевших болтов крепления к раме. Корпус двигателя очищают от пыли концами и тряпками.



При приеме 2-й или 3-й смены следует проверять на ощупь нагрев станины двигателя и его подшипников. Если температура явно выше нормальной (не терпит рука), то необходимо вызвать электрика для более точного определения температуры и причины перегрева двигателя.

Осматривая контактные кольца, надо проверить, нет ли металлической или угольной пыли на поверхности изоляции контактных колец, поскольку эта пыль может явиться причиной короткого замыкания. Кольца рекомендуется протирать сухой чистой тряпкой, а в случае оседания грязи и жира — тряпкой, слегка смоченной в бензине. Если на кольцах заметны следы обгорания, то их зачищают стеклянной бумагой № 100—200, которая обязательно должна быть прикреплена к деревянной колодочке. В случае обнаружения значительных неровностей контактных поверхностей колец или их эксцентричного положения (при вращении «бьют»), а также других более серьезных дефектов необходимо вызвать ремонтных рабочих. Изношенные кольца следует заменять новыми только с помощью съемников (струбцин). При получении отремонтированного двигателя или напрессовке новых колец надо обращать внимание на их положение на валу двигателя (без перекосов эксцентриситета).

Обслуживание щеток и щеткодержателей заключается в проверке состояния их поверхности, величины давления на контактных кольцах, свободы движения, бесшумности работы.

Давление щеток на кольца в зависимости от типа и мощности двигателя изменяется в широких пределах — от 4 до 30 Н. Давление щетки на кольцо измеряют динамометром по центру щетки в радиальном направлении. В случае превышения допускаемого давления следует заменять пружины в механизме щеткодержателя.

Износ щеток не должен превышать допускаемой величины. Если он достиг предельного размера (предельно допускаемая высота изношенной щетки от 16 до 25 мм для различных двигателей), то ее необходимо заменить запасной.

Щеткодержатель не должен туго поворачиваться в шарнирах, так как это может вызвать искрение под щетками. Сами щетки должны входить в щеткодержатели с определенным зазором (до 0,2 мм в направлении вращения и 0,1—0,4 мм в направлении оси якоря). Внешними признаками нормально работающих щеток являются их блестящая поверхность по всей площади соприкосновения с контактными кольцами и отсутствие шума.

Надежность работы подшипников двигателя зависит от их правильного смазывания. В процессе эксплуатации нельзя допускать перегрева и повышенного шума подшипников. Подшипники должны нагреваться не выше 95° С и при работе издавать равномерный незначительный шум. Если слышен повышенный прерывистый шум и обнаружен недопускаемый нагрев подшипников, надо вызвать слесаря-электрика.

Смазывать нормально работающие подшипники рекомендуется не реже одного раза в полгода и при ремонте электродвигателя.

При работе крана обслуживание электродвигателя включает в себя контроль за нагрузкой и температурой нагрева, проверку сопротивления изоляции обмотки, а также периодическое смазывание деталей. Величину нагрузки двигателя определяют по показаниям амперметра, отмечающего силу тока в двигателе.

Предельные допускаемые превышения температуры частей электродвигателей должны соответствовать ГОСТ 183—74 «Машины электрические вращающиеся. Общие технические требования». Показатели превышения температуры даются в зависимости от режима работы электродвигателей, температуры окружающего воздуха и высоты нахождения электродвигателей над уровнем моря.

В условиях эксплуатации наиболее просто измерять температуру частей двигателя термометром. Для этого шарик термометра следует обернуть металлической фольгой и прикрепить с помощью специальной замазки обернутую часть к той части двигателя, температуру которой определяют.

Во время работы крана сопротивление изоляции обмоток электродвигателей должно быть при холодном состоянии не ниже 0,5 МОм, при нагретом — 0,2 МОм. Сопротивление изоляции измеряют с помощью переносного мегомметра на 500 В. Если в результате замеров сопротивление оказывается меньше указанного, то для его повышения Двигатель должен быть поставлен на сушку в стационарных условиях, пока сопротивление изоляции обмоток не будет восстановлено до заданных пределов.

Электродвигатели кранов подвергаются еженедельному периодическому осмотру; при этом производят наружную очистку, проверяют состояние щеток и щеткодержателей, контактных колец, измеряют сопротивление изоляции, проверяют подшипники.

Текущие и капитальные ремонты проводят с полной разборкой (при текущем ремонте возможна частичная разборка) двигателей в специальных мастерских и на заводах, располагающих соответствующим оборудованием, материалами и квалифицированными рабочими. Сроки проведения и объем ремонта в значительной степени зависят от условий эксплуатации крана (ухода за ним, срока службы, загрузки).

Контроллеры. При осмотре контроллеров следует проверять степень их частоты, состояние контактных поверхностей, количество смазочного материала, а также затяжку болтов, наличие прижимных шайб. Очищать детали от пыли и случайно попавшей грязи рекомендуется тряпкой, смоченной в керосине; элементы, покрытые изоляцией, следует протирать только сухой тряпкой. При осмотре необходимо проверять правильность вращения вала с шайбами и роликов с контактами, кулачков и роликов (усилие в пределах 28— 32 Н), а также состояние контактных поверхностей и изнашивание кулачков. В случае достижения предельного износа — до 5 мм — кулачки необходимо заменять новыми. Крепление вводных проводов должно быть надежным, без ослабления.

В процессе периодических осмотров электрооборудования проверяют контакты контроллеров, шарнирные соединения. Если обнаружено, что контакты «залипают», то рукоятку контроллера переводят в нейтральное положение, кран обесточивают и контакты запиливают бархатным напильником и подшлифовывают. После исправления дефекта рекомендуется вручную проверять работу контактов и эластичность пружин. Трущиеся части контроллеров (подшипники, подпятник, зубья сектора шестерни, шарниры) следует смазывать густым смазочным материалом. Смазывание не должно быть обильным, так как это вредно действует на изоляцию и вызывает загрязнение контроллера. Контактные поверхности не смазывают.

Машинист должен следить за тем, чтобы крышки контроллеров были закрыты и поставлены исправные уплотняющие прокладки. Неисправность указанных частей приводит к попаданию грязи, пыли и влаги внутрь контроллера.

Резисторы. При периодических осмотрах резисторов необходимо контролировать затяжки всех соединений, особенно контактов, чистоту поверхностей, сохранность элементов, а также проверять, не попали ли в резисторы посторонние предметы (масло, стружка, бумага), так как при нагреве элементов резистора они могут загореться. Металлические предметы могут вызвать замыкание секций или соединение их с корпусом, что в свою очередь повлечет за собой подгорание контактов контроллеров, искрение колец ротора, повышенный нагрев самих резисторов и контактов, нарушение в управлении электродвигателем.

В загрязненном резисторе возможны повреждения изоляции, ухудшение его естественной вентиляции. При работе и перебазировании (особенно по железной дороге) с разборкой необходимо следить за тем, чтобы через кожух в резистор не попадали влага и посторонние предметы, а ящики резисторов не подвергались ударам, при которых могут быть повреждены элементы и соединения.

Контакторы. Для проверки и устранения неисправностей контактора его разбирают. В результате разборки устанавливают следующее: точность центрирования сердечника относительно катушки; сохранность короткозамкнутого витка, уложенного в сердечник; свободу вращения в шарнире якоря; отсутствие контактов якоря при прохождении у стенки камеры. В неисправном контакторе могут не разомкнуться контакты при выключении тока в цепи управления. В случае неисправности контактора работа на кране должна быть прекращена во избежание возникновения аварии или пожара.

Конечные выключатели. От надежности работы конечных выключателей зависит работа ограничителей грузоподъемности, высоты подъема крюка, наклона стрелы, угла поворота крана, т. е. основных приборов техники безопасности. Поэтому машинист обязан до начала работы на кране убедиться в исправности конечных выключателей. При обслуживании выключателей проверяют их состояние и надежность действия. Контакты должны быть чистыми; пружины, возвращающие валик с контактами в нулевое положение, — работать нормально. Шарнирные соединения надо смазывать техническим вазелином или тавотом.

Плавкие предохранители. Обслуживание плавких предохранителей заключается в своевременной смене расплавленных элементов стандартными, калиброванными элементами в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации крана. Применение временных самодельных вставок в виде проволочек, пластинок категорически запрещается. В случае короткого замыкания или длительной перегрузки крана самодельная вставка может не расплавиться, что повлечет за собой тяжелые последствия — сгорание обмотки двигателя, подводящих проводов и даже пожар на машине.

Кольцевой токоприемник. Токоприемник, как правило, располагают в защищенном месте, на массивной части крана, не испытывающей резких толчков, ударов и вибраций. Поэтому токоприемник осматривают не чаще чем через каждые две недели. При этом проверяют состояние колец, щеток, стоек и наличие контактов между токоведущими частями. Очищают их от пыли и масла тряпками, смоченными в бензине. Перед тем как приступить к осмотру токоприемника, кран необходимо отключить от внешней сети с помощью рубильника подключательного пункта (пускового ящика).

Электрическое освещение и сигнализация. При обслуживании системы освещения проверяют надежность соединений проводов в местах подключения к оборудованию арматуры; сохранность изоляции; правильность установки плавких вставок в предохранителях; отсутствие на проводах горючего и смазочного материала; чистоту проводки, плафонов, прожекторов. В местах присоединения проводки должен быть обеспечен надежный контакт, исключающий искрение и нагрев контактируемых поверхностей. Крепление плафонов, проводов внутри кабины и прожекторов на стреле и крыше кабины должно быть прочным; не допускается их качка и повышенная вибрация.

В системе сигнализации контролируют крепление подводящих проводов и силу звука. Регулируют звук специальной гайкой. Периодичность смазывания, сорт смазочных материалов, применяемых при эксплуатации и техническом обслуживании электрооборудования, выбирают в соответствии с картами смазки и указаниями по смазыванию крана.

При эксплуатации и техническом обслуживании кранов с гидроприводом обращают внимание на состояние следующих основных элементов гидросистемы, влияющих на работоспособность крана: чистоту жидкости, чистоту выступающих частей гидроагрегатов и сохранность уплотнений. Жидкость должна быть чистой, так как загрязнения ускоряют изнашивание рабочих поверхностей гидроагрегатов и уплотнений соединений. Чистоту жидкости поддерживают . с помощью фильтров. Фильтрующие элементы регулярно промывают в бензине через каждые 150—200 ч работы, через 400 ч работы элементы заменяют. Бумажные элементы не восстанавливают, а заменяют новыми.

Выступающие части золотников гидрораспределителей, штоки гидроцилиндров до начала работы должны быть очищены от грязи, пыли, снега и льда. Ледяную корку удаляют теплой ветошью. Нечистые трущиеся поверхности быстро изнашиваются и выводят из строя резиновые уплотнения.

Выступающие части золотников смазывают густой смазкой. Гидроцилиндры должны быть заполнены жидкостью, что предотвращает коррозию внутренних поверхностей. Состояние уплотнений насосов и гидроцилиндров необходимо регулярно проверять.

В случае течи жидкости через уплотнения отсоединяют насос или гидромотор и сливают жидкость. Разбирают узел уплотнения, заменяют неисправную манжету, устанавливают новую манжету, собирают узел и монтируют насос или гидромотор в рабочее положение. Если необходимо заменить неисправный насос или мотор новым, то их устанавливают в последовательности, предусмотренной инструкцией. При этом следует выдерживать время между расконсервацией и началом монтажа; зазоры между частями соединительной муфты; соосность валов насоса или гидромотора и исполнительного механизма.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация, техническое обслуживание кранов и оборудования

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины