Строительные машины и оборудование, справочник






Техническое обслуживание электрооборудования машин


Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин


Техническое обслуживание электрооборудования машин

В состав работ по обслуживанию аккумуляторных ба­тарей входят очистка их от пыли и электролита, проверка крепления батарей и наконечников проводов к выводным шты­рям, контроль их действия по приборам, прочистка вентиляцион­ных отверстий элементов, проверка уровня и плотности электро­лита и степени заряженности элементов, корректировка плот­ности электролита в соответствии с сезоном эксплуатации ба­тарей, утепление их при подготовке к осенне-зимнему периоду и снятие утепления при переходе к весенне-летнему периоду экс­плуатации.

Загрязнение поверхности батарей и герметичность их баков проверяют осмотром. Работы по обслуживанию батарей слесари выполняют в резиновых перчатках. От загрязнения батареи очи­щают тканью, а электролит удаляют тканью, смоченной 10%-ным водным раствором нашатырного спирта или кальцинированной соды. Окисленные штыри зачищают шлифовальной шкуркой и смазывают техническим вазелином после закрепления на них клемм проводов. Вентиляционные отверстия в пробках аккумуля­торов продувают сжатым воздухом и промывают в дистиллиро­ванной воде.



Рис. 66. Проверка уровня электролита в аккумуля­торе:
а — уровнемерной трубкой, б — визуально; 1 — аккуму­ляторная батарея, 2 — защитная решетка, 3 — уровне- мерная трубка, 4 — шкала, 5 — буртик заливного от­верстия

Уровень электролита в аккумуляторах проверяют уровнемерной стеклянной трубкой или визуально. Первый метод исполь­зуют при проверке аккумуляторов, в заливной горловине которых нет указателя уровня.

Отворачивают пробку заливного отвер­стия, опускают в отверстие трубку до упора в защитную решет­ку, закрывают верхний конец трубки пальцем (рис. 66, а), вы­нимают из отверстия и определяют уровень электролита по шка­ле 4, имеющейся на трубке. Он должен быть выше защитной решетки на 10—15 мм. Разность уровней электролита в элемен­тах допускается не более 2—3 мм. После проверки трубку встав­ляют в заливное отверстие аккумулятора и сливают из нее элект­ролит, отняв палец.

Рис. 67. Проверка плотности элек­тролита:
1 — трубка, 2 — ареометр, 3 — колба, 4 — груша, 5 — заливное отверстие аккумулятора

Для проверки уровня электролита визуально отворачивают пробку заливного отверстия и смотрят в него. Поверхность элект­ролита должна быть на одном уровне с внутренним буртиком заливного отверстия (рис. 66, б), что соответствует 15 мм уровня электролита над защитной решеткой.

Если уровень электролита ниже указанного, в банки аккуму­ляторов доливают дистиллированную воду, а при его утечке — электролит. При этом плотность доливаемого электролита долж­на соответствовать плотности электролита, находящегося в бан­ке. При превышении установленного уровня излишний электро­лит отсасывают ареометром.

Плотность электролита в аккумуляторах измеряют ареомет­ром (рис. 67). Для этого отворачивают пробку заливного от­верстия, измеряют термометром температуру электролита, сжи­мают рукой резиновую грушу ареометра, вставляют его наконеч­ник в отверстие до погружения в электролит, после чего плавно опускают грушу до всплытия денсиметра.

Определив плотность электролита, вставляют наконечник ареометра в заливное отверстие банки того аккумулятора, из которого брали электролит, нажимают на грушу и выливают его.

Если плотности выше указанной, в акку­мулятор доливают дистиллированную воду, а ниже — электролит плотностью 1,4 г/см3. В ней приведены данные на 1 л объема электролита, а для того чтобы определить, сколько требуется на аккумулятор, необходимо перемножить их на объем электролита, который должен быть в аккумуляторе.

Разность плотности электролита в отдельных аккумуляторах одной батареи должна быть ±0,02 г/см3.

Степень заряженности аккумуляторов проверяют путем из­мерения их напряжения нагрузочной вилкой (рис. 68), для чего прижимают к клеммам аккумулятора сначала одну, а затем вто­рую ножку вилки. Продолжительность измерения напряжения каждого аккумулятора не должна превышать 5 с. При таком порядке замера не произойдет обгорания контактов и обеспечит­ся более высокая точность измерения.

Разность напряжения аккумуляторов одной батареи допус­кается не более 0,1 В. При большей разности батарею следует отправить на подзарядку. Это необходимо сделать и в случае, если батарея, предназначенная для эксплуатации летом, раз­ряжена более чем на 50%, а зимой — на 25% и больше.

С понижением плотности электролита понижается и темпе­ратура его замерзания. Об этом свидетельствуют данные табл. 11. Поэтому следует внимательно следить за плотностью электролита при эксплуатации машин в условиях низкой тем­пературы.

Неиспользуемые батареи ставят на хранение. Сухоразряжен- ные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях с температурой не ниже —20° С в течение трех лет, а батареи с электролитом — при температурах не ниже 0° С не более 9 мес.

Рис. 68. Измерение напряжения аккумулятора нагрузочной вилкой:
1 — клемма, 2 — клемма включения сопротивления, 3 — электролампа, 4 — вольтамперметр, 5 — сопро­тивление, 6 — ножка вилки

Перед постановкой на хранение сухоразряженных батарей необ­ходимо герметизировать заливные отверстия, а батареи с элек­тролитом подвергнуть контрольно-тренировочному циклу, довести плотность и уровень электролита до требуемых значений, очи­стить их поверхность 10%-ным раствором кальцинированной соды. В процессе хранения батарей не реже одного раза в месяц проверять степень их заряженности. При ее снижении более чем на 25% батареи подзаряжают.

Батареи, бывшие в эксплуатации, при постановке на дли­тельное хранение подвергают консервации, для чего их полно­стью заряжают, сливают электролит, промывают дистиллиро­ванной водой до полного удаления электролита и заливают в них 4—5%-ный раствор борной кислоты. Хранят батареи, подвергнутые консервации, при температуре выше 0 °С.

Перед вводом в эксплуатацию батарей, находившихся на хранении, в них заливают до установленного уровня электролит, плотность которого соответствует времени года и климатическому району, в котором они будут использоваться. У новых сухораз- ряженных батарей плотность электролита должна быть на 0,02 г/см3 меньше требуемого значения для соответствую­щих условий.

При снятии с хранения батарей, подвергнутых консервации, сливают раствор, промывают их банки дистиллированной водой, заливают электролит плотностью 1,38—1,40 г/см3 и после часо­вой пропитки пластин электролитом измеряют его плотность. В таком виде батареи вводят в эксплуатацию и при очередном ТО-1 машины при необходимости корректируют плотность элект­ролита.

Показателями исправности аккумуляторной батареи явля­ются обеспечение прокручивания стартером коленчатого вала двигателя при его запуске, нормальная ее зарядка от генера­тора в процессе работы двигателя, отсутствие быстрого само­разряда и повреждений бака, вызывающих утечку электролита.
Работоспособность стартеров поддерживается очисткой их от загрязнений, подтяжкой креплений, обеспечением легко­сти перемещения щеток в щеткодержателях и усилия их при­жатия к коллектору, очисткой коллектора и контактов включения.

Перед осмотром щеток и коллектора очищают стартер от загрязнений, снимают защитную ленту люков корпуса. После этого протирают коллектор и щетки тканью, смоченной в бен­зине. Загрязненный коллектор зачищают стеклянной шкуркой. Щетки “в щеткодержателях должны двигаться свободно, без заеданий, не зависать, не иметь свободного качания и не дол­жны быть пропитаны маслом. Неплотно прилегающие к коллек­тору щетки притирают, после чего их вместе с коллектором продувают воздухом.

Усилие прижатия щеток к коллектору проверяют динамо­метром, для чего под щетку подкладывают полоску бумаги и одной рукой тянут за динамометр, закрепленный за щетку, а другой вытягивают полоску бумаги из-под щетки. В момент отрыва щетки от бумаги замечают показания динамометра.

Зазор А между торцом шестерни и упорной шайбой стартеров с непосредственным включением замеряют щупом (рис. 69). При полностью включенном положении шестерни указанный зазор у стартеров Ст 204 должен быть 1—2,5 мм, а при положении, когда включаются главные контакты (Б),— 4—5,5 мм.

Первый из указанных зазоров регулируют регулировочным винтом 1. Сначала его выворачивают, устанавливают между торцом шестерни и упорной шайбой шаблон, толщина которого равна требуемому зазору, а затем вворачивают его до упора и в таком положении завертывают контргайку.

Рис. 69. Регулирование стартера:
1 – винт регулирования зазора, 2 — винт ре­гулирования момента включения стартера

Рис. 70. Проверка упругости пружин щеткодержателя (а) и притирка щеток генератора (б):
1 — крышка, 2 — щеткодержатель, 3 — динамометр, 4 — ротор, 5 — шлифо­вальная шкурка

По второму зазору проверяют правильность действия вклю­чателя стартера. Для этого устанавливают между шестерней привода и шайбой шаблон толщиной, равной минимальному зазору, и включают привод. При правильной регулировке стар­тер в этом положении приводится в действие. При установке шаблона, равного максимальному зазору, стартер не включа­ется. Регулирование включателя производят регулировочным винтом на рычаге включения.

Общими операциями в обслуживании генераторов посто­янного и переменного тока являются очистка их от загрязнений, подтяжка креплений и проверка правильности натяжения ремней их привода. Натяжение ремней проверяют так же, как и ремней привода вентилятора двигателя, используя для этого приспо­собление КИ-13918.

У генераторов постоянного тока, кроме того, проверяют состояние и высоту щеток, легкость их перемещения в щетко­держателях, усилие прижатия щеток к коллектору и состояние коллектора. Эти работы выполняют так же, как и при обслужи­вании стартеров. На рис. 70 показаны проверка усилий при­жатия щеток к коллектору и притирка щеток. Притирка осу­ществляется возвратным перемещением стеклянной шкуркой, размещенной между коллектором и щеткой.

Основная операция технического обслуживания контакт­ных реле-регуляторов — очистка от нагара их контактов и регулировка зазора между ними. Контакты очищают стеклян­ной шкуркой или напильником с мелкой насечкой.

Работоспособность магнето поддерживают очисткой от загрязнений, подтяжкой креплений его на двигателе, зачисткой контактов прерывателя и регулировкой зазора между кон­тактами.

Наружную очистку магнето от загрязнений производят тканью, смоченной в бензине. Для проверки состояния контактов прерывателя снимают его крышку, тщательно протирают детали прерывателя, разводят контакты и осматривают их. Легкий нагар с контактов счищают мелкозернистой стеклянной шкуркой, а сильный нагар — напильником с мелкой насечкой. Зачищенные контакты обдувают воздухом и протирают чистой, не ворсистой тканью для удаления металлической пыли.

Для проверки зазора между контактами прерывателя магнето проворачивают коленчатый вал двигателя до полного размыка­ния контактов и щупом замеряют зазор. Он должен быть 0,25—0,35 мм. Если зазор не соответствует указанным значе­ниям, его регулируют поворотом эксцентрикового винта кон­тактной стойки прерывателя.

Если магнето снимали для его обслуживания, то установка его на двигатель П-23У производится в таком порядке. Откры­вают крышку люков корпуса сцепления пускового устройства и клапанной коробки двигателя, проворачивают коленчатый вал и наблюдают за клапанами первого цилиндра. Когда оба кла­пана закроются, проворачивают коленчатый вал дальше до совпадения метки «Заж» на торце маховика с риской на кор­пусе сцепления.

После этого снимают крышку прерывателя магнето, вращают его ротор до начала размыкания контактов прерывателя. В таком положении ставят магнето на двигатель и закрепляют его. В заключение ставят на место крышки люков и завертывают их крепления.

У двигателя ПД-10У перед установкой магнето снимают кожух маховика вместе со стартером, вывертывают свечу, опу­скают в свечное отверстие стержень до упора в поршень, про­ворачивают коленчатый вал за маховик до полного подъема стержня вверх и в таком положении наносят метку на стержень против верхнего края свечного отверстия. Метка соответствует положению поршня в в. м. т. После этого на стержень наносят вторую метку на 5,8 мм выше первой, устанавливают стержень в свечное отверстие, проворачивают вал в обратную сторону до тех пор, пока вторая метка стержня не совместится с верх­ним краем свечного отверстия. В таком положении поршень не доходит до в. м. т. на 27°.

Рис. 71. Проверка и регулирование зазора между электродами: а — измерение зазора, б — регулирование за­зора; 1 — щуп, 2 — свеча зажигания, 3 — спе­циальный ключ

Затем снимают крышку прерывателя, проворачивают ротор магнето до начала размыкания контактов прерывателя, вводят выступы на муфте опережения зажигания в пазы шестерни привода и закрепляют магнето болтами.

При сезонном обслуживании раз в год магнето снимают с двигателя и проверяют его на стенде К.И-968. Оценивают искрообразование, работу пускового ускорителя и другие показатели.

Свечи очищают от нагара чистиком из мягкого металла, смочив их перед этим бензином. После этого проверяют зазор между электродами с помощью круглого щупа (рис. 71). Эта форма щупа применяется из-за неравномерности износа электро­дов. Нормальный зазор между ними 0,6—0,7 мм. Регулируют зазор подгибанием только бокового электрода.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины