Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей

Публикация:
   Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

Читать далее:




Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления

Проверка технического состояния рулевого управления. Техническое состояние механизмов управления оказывает влияние на безопасность движения, поэтому качество их технического обслуживания и ремонта требует особого внимания. Общее техническое состояние рулевого управления оценивают по величине люфта (свободного хода) рулевого колеса и по усилию, необходимому для его поворота.

Эти параметры определяют с помощью прибора, состоящего из пружинного динамометра-люфтомера и стрелки. Стрелку закрепляют на рулевой колонке с помощью захватов, а динамометр — на ободе рулевого колеса с помощью захватов. Усилие, необходимое для поворота рулевого колеса, определяют по шкале при вывешенных передних колесах автомобиля, а люфт — по шкале при заданном усилии поворота.

Усилие поворота рулевого колеса может превысить допустимое при заедании подшипников рулевого колеса, неправильной регулировке рулевого механизма, червяка, погнутости рулевых тяг.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Люфт рулевого колеса может увеличиваться вследствие увеличения зазоров в подшипниках ступиц передних колес и втулок рулевых тяг, в подшипниках червяка и между червяком и роликом, при ослаблении крепления картера рулевого механизма, рулевой сошки и рычагов поворотных цапф, а у автомобиля ГАЗ-53А, кроме того, при ослаблении затяжки или поломке пружин наконечников рулевых тяг. Увеличение люфта рулевого колеса автомобиля ЗИЛ-130, кроме того, возможно при недостаточном натяжении ремня привода насоса гидроусилителя, недостаточном количестве масла в картере гидроусилителя и бачке насоса гидроусилителя, наличии воздуха в системе и загрязнении масла, увеличении зазоров в карданных сочленениях рулевого управления и ослаблении затяжки клиньев крепления карданного вала.

При увеличенном люфте рулевого колеса необходимо проверить люфт в шарнирных соединениях рулевого привода. Для этого рулевое колесо поворачивают попеременно в правую и левую стороны и одновременно осматривают соединения. В соединениях не должно быть люфта, а пробки головок рулевых тяг и гайки крепления шаровых пальцев должны быть зашплинтованы.

Рис. 1. Прибор для проверки рулевого управления

Техническое обслуживание рулевого управления. При ЕО проверяют люфт рулевого колеса и состояние соединений рулевого привода (крепление деталей и наличие шплинтов), а также проводят визуальный контроль уплотнений картера рулевого механизма для предупреждения вытекания смазки.

При ТО-1 подтягивают к раме автомобиля крепление картера рулевого механизма, проверяют уровень масла в картере рулевого механизма и при необходимости доливают его, смазывают шарнирные сочленения рулевых тяг, контролируют герметичность соединений системы гидроусилителя рулевого управления и крепление насоса гидроусилителя.

При Т0-2 дополнительно к операциям, выполняемым при ТО-1, промывают фильтр насоса гидроусилителя, подтягивают крепления рулевой сошки на валу и шарового пальца к сошке, рулевой колонки к кронштейну кабины и рулевого колеса на валу, проверяют люфт и усилие поворота рулевого колеса, люфты в шарнирных соединениях рулевого привода. Для устранения люфта в шарнирных соединениях продольной тяги расшплинтовывают пробку соединения и завертывают ее ключом до отказа, а затем отвертывают до ближайшего отверстия под шплинт и зашплинтовывают. Нерегулируемые шарнирные соединения поперечной тяги при наличии люфта разбирают и заменяют изношенные детали. Если после регулировки рулевого привода люфт рулевого колеса остается повышенным, необходимо проверить и отрегулировать рулевой механизм.

Регулирование рулевых механизмов. У рулевых механизмов регулируют зацепление червяка с роликом (поршня с зубчатым сектором) и осевой зазор в подшипниках червяка или затяжку упорного подшипника рулевого вала.

Зацепление червяка с роликом регулируют путем ввертывания регулировочного винта на несколько вырезов в стопорной шайбе.

Зацепление поршня с зубчатым сектором регулируют следующим образом. Ослабив контргайку регулировочного винта, поворачивают винт, смещая вал рулевой сошки в осевом направлении до получения нормального усилия на ободе рулевого колеса. При вращении винта вправо усилие будет увеличиваться, а при вращении влево — уменьшаться.

Осевой зазор в подшипниках червяка регулируют следующим образом. Рулевой механизм разбирают и, промыв все детали, собирают на стенде. К стойке стенда приварена поперечина, на которой имеются две призмы и два зажимных устройства для установки и крепления рулевого механизма. На поперечине имеется шкала для определения люфта рулевого колеса. Стенд укомплектован динамометром для определения усилия поворота рулевого колеса.

Рис. 2. Регулирование рулевого механизма автомобиля ЗИЛ-130:
а — регулирование зацепления поршня с зубчатым сектором, б — затяжка упорного подшипника; 1 — картер рулевого механизма, 2 — регулировочный винт, 3 — контргайка, 4 — рулевой вал, 5 — упорный подшипник, 6 — корпус клапанов, 7 — регулировочная гайка

Рис. 3. Стенд для разборки, сборки и регулирования рулевых механизмов

Если червяк перемещается в осевом направлении, удаляют одну тонкую прокладку и проверяют наличие осевого зазора в подшипниках червяка. Если он не устранен, то снимают толстую прокладку и на ее место ставят снятую ранее тонкую прокладку. Прокладки заменяют до тех пор, пока осевой зазор не будет выбран.

Затяжку упорного подшипника рулевого вала регулируют следующим образом. Отогнув тонкую кромку регулировочной гайки так, чтобы она вышла из паза рулевого вала, затягивают регулировочную гайку до тугого вращения рулевого вала и отпускают обратно, обеспечив требуемое усилие поворота рулевого вала. После этого для предотвращения самоотвертывания необходимо вдавить тонкую кромку регулировочной гайки в паз рулевого вала.

Разборка и сборка рулевых механизмов. Для снятия рулевого механизма с автомобиля необходимо отсоединить рулевую сошку и снять ее с помощью съемника. У рулевых механизмов с гидроусилителем отсоединяют шланги, сливают масло и отсоединяют карданный вал, отвернув гайку клина и выколотив клин.

Отвернув болты крепления, снимают рулевой механизм, очищают и промывают его наружную поверхность и сливают остатки масла.

Рулевой механизм автомобиля ГА3-53А закрепляют на стенде или в тисках за фланец в горизонтальном положении. С рулевого вала съемником спрессовывают рулевое колесо. Ослабив крепление стяжного хомута, с верхней крышки картера снимают рулевую колонку, а с рулевого вала — опорную шайбу, пружину, шайбу уплотнительного кольца и само кольцо. Вывернув из картера болты крепления боковой крышки, отвертывают гайку регулировочного винта, снимают стопорную шайбу и вывертывают регулировочный винт, вращая его по часовой стрелке.

Сняв боковую крышку с подшипником и прокладку, вынимают из картера вал сошки в сборе с роликом. Вывернув из картера болты крепления нижней крышки к картеру, снимают крышку и регулировочные прокладки 2. Съемником или ударами молотка через деревянный брусок по верхнему концу рулевого вала выпрес-совывают из картера наружное кольцо нижнего подшипника и вынимают подшипник. Вывернув из картера болты крепления, снимают верхнюю крышку. С помощью съемника или ударами молотка по бронзовой выколотке, прижатой к нижнему концу рулевого вала, выпрессовывают кольцо верхнего подшипника 4 и вынимают из картера подшипник и рулевой вал в сборе с червяком.

Собирают рулевой механизм в последовательности, обратной разборке.

Рулевой механизм автомобиля ЗИЛ-130 закрепляют на стенде или в тисках за кронштейн. Установив вал в среднее положение, отвертывают болты крепления боковой крышки к картеру и снимают ее вместе с валом сошки. Отвернув контргайку регулировочного винта, вывертывают его из боковой крышки и извлекают из нее вал сошки. Для извлечения регулировочного винта с упорными шайбами следует круглогубцами вынуть стопорное кольцо.

Отвернув болты крепления верхней крышки, ее снимают в сборе с игольчатым подшипником и сальником. Упорный подшипник извлекают, предварительно отвернув гайку и сняв пружинную шайбу. Отвернув болты крепления корпуса золотникового устройства, снимают с вала корпус и второй упорный подшипник.

Из паза промежуточной крышки вынимают уплотнительное кольцо и отвертывают болты крепления крышки к цилиндру гидроусилителя, после чего вынимают из цилиндра вал в сборе с промежуточной крышкой 20 и поршнем, предохраняя от поломки поршневые кольца.

Собирают рулевой механизм в последовательности, обратной разборке.

Восстановление картеров рулевого механизма. Основные дефекты картера: обломы и трещины на кронштейне крепления картера, риски, задиры и износы рабочей поверхности цилиндра, отверстия во втулке под вал рулевой сошки, отверстия в картере под втулку вала рулевой сошки.

Обломы и трещины на кронштейне крепления картера восстанавливают дуговой сваркой. При обломах, захватывающих более одного отверстия, при количестве трещин более двух и при обломах и трещинах, находящихся не на кронштейне, картер рулевого механизма бракуют.

Небольшие риски и задиры на рабочей поверхности цилиндра зачищают шабером. При глубоких рисках или износе рабочей поверхности выше допустимого картер бракуют.

Изношенную втулку под вал рулевой сошки заменяют и новую втулку развертывают под размер рабочего чертежа.

Изношенное отверстие в картере под втулку растачивают под ремонтный размер и запрессовывают втулку соответствующего ремонтного размера по наружному диаметру. Внутренний диаметр втулки обрабатывают под размер рабочего чертежа.

Восстановление валов рулевой сошки. Основные дефекты вала рулевой сошки автомобиля ЗИЛ-130: износы зубьев сектора по толщине и шеек вала под боковую крышку и втулку картера рулевого механизма.

При наличии трещин на валу, выкрошивании или отслаивании цементованного слоя на рабочей поверхности зубьев, повреждении шлицев под рулевую сошку деталь бракуют.

Износ зуба сектора по толщине определяют на заданной высоте штангензубомером или шаблоном. При износе выше допустимого деталь бракуют.

Износ шеек вала менее 0,15 мм на сторону устраняют хромированием, более 0,15 мм — железнением. После гальванической операции шейки шлифуют под размер рабочего чертежа.

Восстановление поршня рулевого механизма. Основные дефекты поршня рулевого механизма автомобиля ЭИЛ-130: обломы и трещины, выкрошивание и отслаивание цементованного слоя на зубьях, ослабление посадки заглушки, износы отверстия под шейку винта, поршневой канавки по ширине и поршня по диаметру.

Ослабление посадки заглушки определяют проверкой на герметичность под давлением 7 МПа. При подводе топлива со стороны стрелки А и утечке его через соединения в количестве более 15 г/мин места посадки заглушки закатывают.

При наличии остальных дефектов деталь бракуют.

Восстановление корпусов насосов гидроусилителя. Основные дефекты корпуса приведены на рис. 82. После разборки и промывки деталей насоса моющим раствором их ополаскивают горячей водой и обдувают сжатым воздухом. При наличии трещин и обломов на корпусе насоса его бракуют. Задиры и риски на торцовой поверхности устраняют обработкой «как чисто» до размера а не менее 1,20 мм; при меньшем размере корпус насоса бракуют.

Износ отверстия под игольчатый подшипник устраняют запрессовкой втулки с последующей ее обработкой под размер рабочего чертежа. Отверстия под сальник и шариковый подшипник восстанавливают запрессовкой втулок или наращиванием слоя синтетического материала с последующей обработкой под размер рабочего чертежа.

Восстановление валиков насоса гидроусилителя. Основные дефекты валика: износ шеек под игольчатый подшипник втулку шкива и шариковый подшипник, износ шлицев по толщине.

При наличии трещин или обломов, а также при износах шейки под игольчатый подшипник и шлицев по толщине более допустимых” валик бракуют.

Шейки под втулку шкива и под шариковый подшипник восстанавливают хромированием или железнением с последующей обработкой под размер рабочего чертежа.

Рис. 4. Основные дефекты корпуса насоса гидроусилителя .автомобиля ЭИЛ-130:
1 — задиры и риски на торцовой поверхности, 2, 3 и 4 — износы отверстий под игольчатый подшипник, под сальник и под шариковый подшипник

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание и ремонт рулевого управления"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства