Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ремонт тракторов и автомобилей

Публикация:
   Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы

Читать далее:




Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы

Проверка технического состояния тормозной системы. При дорожных испытаниях затруднена объективная оценка работы тормоза каждого колеса и одновременности их срабатывания, поэтому для определения характера и места неисправности в тормозной системе используют стенды.

При диагностировании тормозов измеряют следующие основные параметры: тормозной путь автомобиля (путь, проходимый автомобилем с момента нажатия на тормозную педаль до полной остановки) в заданных условиях; замедление автомобиля при торможении; тормозное усилие на каждом колесе.

Силовой роликовый стенд для проверки тормозов может включать два ролика или две пары роликов. Стенд с двумя парами роликов позволяет освободить смотровую канаву и сделать более удобным доступ к тормозным механизмам.

Для измерения тормозного пути автомобиль перемещают по трапу заезда и устанавливают колесами на ролики. От привода стенда через ролики колеса приводятся во вращение с требуемой частотой. В момент начала торможения привод отключают, и каждое колесо продолжает свободно вращаться на роликах. Одновременно с началом торможения включаются счетчики, показывающие величину тормозного пути каждого колеса и время срабатывания тормозов. Инерционные датчики позволяют судить о состоянии тормоза каждого колеса по величине максимального замедления.

Рис. 1. Схема стенда для проверки тормозов:
1 — мотор-редуктор, 2— муфта, 3 и 4— ролики, 5 — цепная передача, 6 — натяжное устройство, 7 — датчик, 8 — рычаг

Для измерения тормозного усилия на педали тормоза на колесе автомобиля создают тормозной момент, который вызывает тормозную силу в месте соприкосновения колеса с роликом. Тормозная сила, в свою очередь, создает момент на ролике. Этот момент передается на корпус мотор-редуктора, который установлен в подшипниковых опорах. Реактивный момент корпуса через рычаг воспринимается датчиком измерения усилия, далее сигнал с выхода датчика преобразуется и передается на индикатор.

Причинами увеличения тормозного пути (слабого действия тормозов) могут быть негерметичность в соединениях гидравлического или пневматического привода, попадание воздуха в гидросистему или недостаток тормозной жидкости в ней, нарушение регулировки привода и тормозных механизмов, износ или замасливание накладок тормозных колодок и барабанов.

Негерметичность в соединениях определяют по подтеканию жидкости в гидравлическом приводе или утечке воздуха в пневматическом приводе при неработающем двигателе. Утечку воздуха обнаруживают на слух или смачивая места возможной неплотности мыльным раствором. Если давление воздуха в пневмосистеме понижается только при работающем двигателе, то неисправен компрессор.

Попадание воздуха в систему гидравлического привода приводит к заметному снижению сопротивления нажатию на педаль тормоза.

При нарушении регулировки привода и тормозных механизмов свободный ход тормозной педали увеличивается, соответственно уменьшается ее рабочий ход и педаль может упереться в пол кабины, не обеспечив полного торможения.

Неодновременность действия тормозов на колеса может быть вызвана неодинаковыми зазорами между фрикционными накладками и тормозными барабанами, замасливанием накладок, износом колесных тормозных цилиндров или поршней гидравлического привода, засорением трубопроводов или шлангов, а также утечкой воздуха или тормозной жидкости из тормозного привода одного из колес.

Заедание тормозов происходит при поломке стяжных пружин тормозных колодок, обрыве заклепок фрикционных накладок и заклинивании их между колодкой и барабаном, примерзании накладок к барабану, засорении компенсационного (при гидравлическом приводе) или воздушного (при пневматическом приводе) отверстия в главном тормозном цилиндре, заклинивании поршней в колесных тормозных цилиндрах.

Техническое обслуживание тормозной системы. При ЕО проверяют действие тормозов при движении автомобиля и герметичность соединений их привода.

При ТО-1 проверяют состояние и герметичность трубопроводов тормозной системы, шплинтовку пальцев штоков тормозных камер пневматического привода тормозов, величину свободного и рабочего ходов педали тормоза с гидравлическим приводом. При необходимости тормоза регулируют. При ТО-1 также проверяют привод тормозного крана (у тормозов с пневматическим приводом), действие стояночного тормоза, спускают конденсат из воздушного баллона.

При ТО-2 дополнительно проверяют работу компрессора, его крепление на двигателе и натяжение приводного ремня, действие главного и колесных тормозных цилиндров гидравлического привода, снимают ступицы с тормозными барабанами и проверяют состояние тормозных барабанов, колодок, накладок и пружин.

Устранение неисправностей тормозной системы. Негерметичность в соединениях гидравлического и пневматического приводов тормозов устраняют подтягиванием соединений или заменой поврежденных деталей.

Удаление воздуха из гидравлической системы выполняют вдвоем в такой последовательности: заднее правое колесо, переднее правое колесо, переднее левое колесо, заднее левое колесо. Сняв с клапана колпачок, присоединяют к нему резиновый шланг длиной 350—400 мм, снабженный на одном конце штуцером. Второй конец шланга опускают в поллитровую стеклянную банку, наполненную наполовину тормозной жидкостью. Клапан 9 отвертывают на 0,5—0,75 оборота, после чего несколько раз быстро нажимают на педаль, медленно ее отпуская. При этом из шланга, опущенного в банку, появятся пузырьки воздуха. Через каждые пять-шесть нажатий на педаль необходимо доливать в главный тормозной цилиндр жидкость, чтобы в систему опять не попал воздух. Когда прекратится появление пузырьков воздуха из шланга, опущенного в банку, необходимо, не отпуская нажатую педаль, завернуть клапан 9, снять шланг и надеть на клапан колпачок.

Загрязненные и замасленные тормозные колодки и барабаны следует промыть керосином, а накладки тормозных колодок зачистить стальной щеткой или рашпилем. Если масло попадает через неисправный сальник, его следует заменить.

Изношенные накладки тормозных колодок заменяют. Для их удаления заклепки высверливают либо срубают зубилом и затем выбивают бородком. Приклеенные тормозные накладки срезают с колодок на стенде или удаляют, нагревая колодки в печах до 300—350 °С.

Перед постановкой новых накладок рабочую поверхность колодок зачищают и проверяют ее форму по шаблону. Новую накладку прижимают к колодке струбциной, сверлят со стороны колодки отверстия под заклепки и снаружи раззенковывают их на глубину 3—4 мм. Накладки приклепывают к колодкам медными, или латунными (полыми), либо алюминиевыми (сплошными) заклепками. Головки заклепок должны утопать на 1,0—1,5 мм.

Технологический процесс приклеивания фрикционных накладок включает очистку склеиваемых поверхностей, обезжиривание их ацетоном или бензином, нанесение клея ВС-10Т в три слоя и выдержку при комнатной температуре первых двух слоев в течение 15 мин, а третьего—5 мин. Склеиваемые детали прижимают в приспособлениях и нагревают в сушильном шкафу до 180 ± 5 °С со скоростью повышения температуры 2—3 °С в минуту, выдерживают при температуре конца нагревания в течение 1,5 ч и медленно охлаждают до комнатной температуры, после чего зачищают наплывы клея и проверяют качество склеивания на сдвиг под прессом.

Регулирование привода и механизмов тормозной системы.

В тормозной системе регулируют натяжение ремня привода компрессора, свободный ход педали тормоза, зазоры между тормозными колодками и барабанами, стояночный тормоз.

Натяжение ремня привода компрессора автомобиля ЗИЛ-130 регулируют, смещая ободья шкива относительно ступицы.

Свободный ход педали тормоза определяют с помощью линейки, установленной торцом в пол кабины рядом с педалью, по расстоянию между делениями шкалы линейки, соответствующими верхнему положению педали и положению, при котором нажатие на педаль встречает ощутимое сопротивление.

Для регулирования величины свободного хода педали тормоза автомобиля ГАЗ-53А отвертывают контргайку и, вращая ключом при крайнем верхнем положении педали толкатель, устанавливают зазор между поршнем 11 и толкателем в пределах 1,5 — 2,5 мм. Отрегулировав величину свободного хода педали 8—14 мм, контргайку необходимо затянуть.

Рис. 2. Регулирование натяжения ремня привода компрессора автомобиля ЗИЛ-130:
1 — приводная половинка шкива с нарезкой, 2 — ремень, 3 — приспособление для вращения, 4 регулирующая резьбовая половинка шкива с нарезкой, 5 — фиксирующий болт

Для регулирования величины свободного хода педали тормоза автомобиля ЗИЛ-130 следует отсоединить тягу от промежуточного рычага, ослабить контргайку и поворотом вилки изменить длину тяги. Установив свободный ход педали в пределах 15—25 мм для одинарного тормозного крана и 40—60 мм для комбинированного, тягу необходимо присоединить к промежуточному рычагу.

Зазоры между накладками тормозных колодок и барабанами при регулировании обычно уменьшают, компенсируя износ. Различают частичное и полное регулирование.

Частичное регулирование выполняют на каждом колесном тормозном механизме отдельно при вывешенном колесе. У автомобиля ГАЗ-53А частичное регулирование выполняют эксцентриковыми шайбами, не отвертывая опорные пальцы. Вращая колесо вперед, поворачивают эксцентриковую шайбу передней колодки до его затормаживания. Продолжая вращать колесо, поворачивают шайбу в обратную сторону до его свободного вращения. Заднюю колодку регулируют в том же порядке, но колесо вращают назад.

У автомобиля ЗИЛ-130 частичное регулирование зазоров между накладками тормозных колодок и барабанами выполняют поворотом червяка. Сначала червяк поворачивают ключом до затормаживания колеса, а затем — в обратную сторону до его свободного вращения.

Качество регулирования оценивают при движении автомобиля или на стенде, проверяя одновременность действия тормозов (отсутствие заноса). Также проверяют, не нагреваются ли тормозные барабаны.

Полное регулирование выполняют после разборки тормозных механизмов или переклепки накладок. У автомобиля ГАЭ-53А ослабляют контргайки опорных пальцев и поворачивают ключами опорные пальцы навстречу друг другу до соприкосновения накладок тормозных колодок с барабаном. После этого фиксируют опорные пальцы контргайками и, поворачивая эксцентриковые шайбы, добиваются свободного вращения колеса.

У автомобиля ЗИЛ-130 полное регулирование зазоров между накладками тормозных колодок и барабанов выполняют вначале эксцентриковыми пальцами, предварительно отсоединив вилку штока, а затем, присоединив вилку штока, выполняют частичное регулирование с помощью червяка.

Стояночный тормоз регулируют при вывешенном одном из задних колес, при нейтральном положении рычага коробки передач и крайнем переднем положении рычага тормоза. Регулировочный винт следует завернуть настолько, чтобы усилием руки нельзя было провернуть тормозной барабан 8, а затем отпустить его до свободного вращения барабана. Если после этого ход рычага тормоза, необходимый для полного торможения, будет больше требуемого, нужно снова завернуть регулировочный винт, затормозив барабан, затем завернуть регулировочную гайку, чтобы приводной рычаг уперся в разжимный стержень, отвернуть на два-три оборота регулировочную гайку и отпустить регулировочный винт до свободного вращения тормозного барабана. Закончив регулирование, необходимо затянуть контргайку регулировочного винта.

Разборка и сборка главного тормозного цилиндра автомобиля ГАЗ-53А. Закрепив цилиндр на стенде или в тисках, снимают отверткой кольца, крепящие защитный чехол и толкатель. После этого вынимают из картера замочное кольцо, упорную шайбу, поршень, пластину клапана, манжету, пружину, перепускной и обратный клапаны в сборе. Отвернув болты крепления, снимают крышку картера и прокладку.

Сборку ведут в последовательности, обратной разборке.

Разборка и сборка тормозного механизма колеса автомобиля ГАЭ-53А. Тормозной барабан снимают, вывернув отверткой три винта, крепящие его к ступице колеса. Закрепив поршни колесного цилиндра от выпадания, снимают съемником пружины из отверстий колодок. Отвернув гайки опорных пальцев, снимают опорные пальцы, эксцентриковые шайбы, пластину опорных пальцев и тормозные колодки.

Затем снимают с колесного цилиндра защитные колпаки с толкателями, извлекают поршни, манжеты и пружину, после чего вывертывают из корпуса цилиндра клапан. Вывернув болты из опорного диска снимают теплоизолирующий экран и колесный цилиндр.

Сборку ведут в последовательности, обратной разборке.

Разборка и сборка тормозной камеры автомобиля ЗИЛ-130. Отвернув гайки с болтов крепления крышки, снимают крышку и диафрагму. Ослабив контргайку, отсоединяют вилку штока от рычага, после чего вынимают из корпуса шток с пружинами и опорным диском.

Сборку ведут в последовательности, обратной разборке.

Разборка и сборка тормозного крана. Закрепив кран в тисках, вывертывают корпус включателя стоп-сигнала в сборе. Отвернув болты крепления крышки рычага к корпусу, снимают крышку рычага и прокладку. Вывернув из крышки тормозного крана пробку, вынимают седло впускного клапана, впускной и выпускной клапаны с возвратной пружиной. Затем отвертывают болты крепления крышки тормозного крана к корпусу, снимают крышку тормозного крана и вынимают из ее полости седло выпускного клапана с диафрагмой. Из корпуса вынимают стакан с уравновешивающей пружиной.

Сборку ведут в последовательности, обратной разборке.

Восстановление картеров главного и рабочего тормозных цилиндров. Картеры могут иметь следующие дефекты: забитость, срыв или износ резьбы в отверстиях под болты крепления картера и в отверстии под штуцер, риски на рабочей поверхности цилиндра.

Забитость резьбы устраняют ее прогонкой, срыв или износ резьбы — заваркой отверстий с последующим их сверлением и нарезанием новой резьбы либо постановкой резьбовых пружинных вставок. Небольшие риски на рабочей поверхности цилиндра устраняют хонингованием. При наличии глубоких рисок или значительном износе рабочей поверхности цилиндры растачивают с последующим хонингованием под ремонтный размер. В этом случае при сборке устанавливают поршни и манжеты соответствующего ремонтного размера.

Восстановление тормозных барабанов. При износе рабочих поверхностей свыше 0,5 мм барабаны растачивают на оправке под ремонтный размер в сборе со ступицей и наружными кольцами конических роликовых подшипников. При сборке автомобилей на левые и правые колеса устанавливают тормозные барабаны с одинаковыми размерами во избежание потери автомобилем устойчивости при торможении из-за разности тормозных усилий на колесах.

Восстановление тормозных колодок. Колодки могут иметь износ отверстия под ось колодки или опорный палец, которые устраняют развертыванием отверстия под один из ремонтных размеров, а при величине диаметра, превышающей последний ремонтный размер,— запрессовкой втулки с последующим развертыванием отверстия под размер рабочего чертежа. При капитальном ремонте тормозные накладки подлежат обязательной замене.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ремонт тракторов и автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание и ремонт тормозной системы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства