Строительные машины и оборудование, справочник






Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и распределительного механизмов двигателей


Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин


Техническое обслуживание кривошипно-шатунного и распределительного механизмов двигателей

Основной вид работ по обслуживанию кривошипно-шатунного механизма двигателей — проверка его технического состояния. Та­кая проверка производится при ТО-3 машины. О неисправности механизма свидетельствуют ненормальные стуки и шумы в двига­теле, которые оценивают с помощью автостетоскопа по определен­ной методике.

Если стуков не слышно, то меняют режим работы двигателя, отключают отдельные цилиндры путем отвертывания накидных гаек крепления топливопроводов высокого давления к топливному насосу или дросселируют выхлоп, пере­крывая выпускную трубу.

Состояние цилиндропоршневой группы в целом определяют по количеству газов, прорывающихся в картер, которые замеряют ин­дикатором КИ-13671 (рис. 32). Индикатор устанавливают на дви­гатель и полностью открывают его дроссельное отверстие, запуска­ют двигатель и обеспечивают номинальную частоту вращения ко­ленчатого вала. Затем плавно перекрывают дроссельное отверстие до тех пор, пока поршень не займет среднее положение относи­тельно проточки на трубке. В этом положении считывают пока­зания индикатора по цифре, находящейся против указателя на шкале крышки. Допустимый расход картерных газов, например для двигателя Д-160 при наработке 2000 мото-ч, составляет 111 л/мин, а при наработке 4000 мото-ч — 121 л/мин. Если расход выше указанных значений, то следует заменить детали цилиндро- поршневой группы.



Рис. 32. Определение расхода чартерных газов индикатором КИ-13671:
1 — прозрачная трубка сигнализа­тора, 2 — поршень сигнализатора, 3 — удлинитель, 4 — пробка, 5 — крышка, 6 — корпус, 7 — переход­ник, 8 — указатель

Рис. 33.
1 — манометр, 2 — шланг, 3 — на­кидная гайка

Рис. 34. Измерение разрежения в ци­линдре двигателя с помощью вакуум- анализатора КИ-53:
1 — наконечник, 2 — корпус, 3 — вакуум­метр

Об изменении зазора в подшипниках коленчатого вала при про­чих нормальных условиях можно судить по давлению масла в сма­зочной системе двигателя. Его проверяют устройством КИ-13936 (рис. 33), подключив к магистрали двигателя. Замеряют давление масла у прогретого двигателя при номинальной частоте вращения коленчатого вала и температуре масла, соответствующей нормаль­ному значению. Если давление ниже допускаемого, например для двигателя Д-160 оно меньше 0,12 МПа, то следует попробовать его повысить регулировкой сливного клапана. При невозможности повысить давление указанным способом надо проверить состояние сопряжений кривошипно-шатунного механизма.

Состояние каждого цилиндра двигателя оценивают по разре­жению в надпоршневом пространстве вакуум-анализатором КИ-5315 (рис. 34). На двигатель его устанавливают в отверстие форсунки и, прокручивая его коленчатый вал пусковым устройст­вом, определяют разрежение в цилиндре по показаниям вакуум­метра. Допустимое разрежение 0,078 МПа. Если оно во всех цилиндрах ниже указанного значения при расходе картерного масла, превышающем допустимую величину, требуется заменить цилиндропоршневую группу.

Одна из важных и сложных работ в обслуживании распреде­лительного механизма двигателя — регулировка зазора между торцами стержней клапанов и бойками коромысел. Ее выполняют во время ТО-2 машины в такой последовательности: проверяют упругость клапанных пружин, подтягивают крепления головки блока цилиндров и осей коромысел, проверяют величину зазора и, если он не соответствует установленным значениям, регули­руют его.

Упругость клапанных пружин проверяют прибором КИ-723 (рис. 35) непосредственно на двигателе без разборки клапанного механизма. Для этого снимают капот и крышки клапанного меха­низма, устанавливают поршень первого цилиндра в верхнюю мерт­вую точку (в. м. т.) такта сжатия. Ставят на тарелку клапанной пружины прибор. Перемещают кольцо в крайнее верхнее положе­ние и нажимают на рукоятку так, чтобы клапанная пружина осе­ла на 0,5—1 мм. Рукоятка переместит шток, а вместе с ним пере­двинется вниз винт и, упираясь в подвижное кольцо, передвинет его. Верхний обрез кольца обозначит на шкале прибора усилие сжатия пружины. Для двигателя Д-160 нормальное усилие сжатия пружин 320—380 Н, а предельное — 300 Н. При достижении пре­дельного усилия пружины заменяют.

Проверку крепления головок цилиндров начинают с гайки, рас­положенной в их центре, переходя на гайки, расположенные рядом с ней от центра к краям (крест-накрест). Более качественная за­тяжка гаек обеспечивается при затяжке их ключами с динамоме­трической рукояткой (рис. 36). Момент затяжки гаек крепления головок цилиндров двигателя Д-160 должен быть 320 — 380 Н-м, СМД-14 и А-01М — 200—220, Д-65 — 170—200 Н-м. Крепление осей коромысел подтягивают с усилием 120—150 Н-м.

Рис. 36. Затяжка гаек крепле­ния головки цилиндров:
1 — динамометрический ключ, 2 — головка цилиндров

Зазоры в клапанах начинают проверять с первого цилиндра, для чего поршень устанавливают в в. м. т. такта сжатия. При этом оба клапана должны быть закрыты. В. м. т. на двигателях Д-108 и Д-160 определяют по совпадению указателя на картере с риской 1—4 на маховике, а на других двигателях — по вхождению устано­вочного болта в отверстие маховика. В этом положении при выклю­ченном декомпрессионном механизме замеряют щупом зазор меж­ду торцами стержней клапанов и бойками коромысел. В холодном состоянии двигателей Д-65, Д-240, А-01М и А-41 нормальный за­зор 0,3 мм, двигателей Д-108 и Д-160 — 0,35 мм, а СМД-14 — 0,4 мм. Допускается его отклонение не более чем на 0,1 мм. При большем отклонении клапаны регулируют.

На рис. 37 показана ручная регулировка клапанов. Удерживая отверткой регулировочный винт, ключом отпускают его контр­гайку, а затем, вращая регулировочный винт отверткой, устанав­ливают необходимый зазор. В заключение затягивают контргайку и повторно замеряют зазор щупом.

Рис. 35. Измерение упругости клапан­ных пружин прибором К.И-723:
1 — рукоятка, 2 — шток, 3 — пружинное кольцо, 4 — корпус, 5 — винт, 6 — ножки прибора

После регулирования клапанов регулируют декомпрессионный механизм. Для этого на двигателях Д-108 и Д-160 ослабляют контргайку и, завертывая или отвертывая наконечник штанги, устанавливают зазор между наконечником и коромыслом 0,45—1 мм. У двигателей Д-65 и А-01М декомпрессионный меха­низм регулируют при включенном его положении путем завертыва­ния регулировочного винта до соприкосновения бойка коромысла сторцом стержня клапана с последую­щим отвертыванием винта на один оборот.

Проверив упругость пружин и ре­гулировку клапанов распределитель­ного механизма и декомпрессионный механизм первого цилиндра четырех­цилиндрового двигателя, проверяют и регулируют их в такой же последова­тельности у третьего, затем четверто­го, второго цилиндров, каждый раз проворачивая коленчатый вал на пол-оборота.

В шестицилиндровых двигателях (А-01М и др.) коленчатый вал прово­рачивают на 1/3 оборота, регулируя клапаны после первого цилиндра в пя­том, затем в третьем, шестом, втором и четвертом цилиндрах.

Рис. 37. Регулирование кла­панов распределительного механизма двигателя вруч­ную:
1 — ключ, 2 — отвертка, 3 — щуп
Регулировать зазоры в клапанах можно и с помощью приспособления

Рис. 38. Регулирование кла­панов распределительного механизма двигателя при-. способлением ПИМ-4816:
1 — ключ, 2 — корпус, 3 — ко­нусный лимб, 4 — рукоятка от­вертки, 5 — рукоятка корпуса

Рис. 39. Измерение зазора между стержнем клапана и бойком коромысла приспо­соблением КИ-9918:
1 — коромысло, 2 — подвижная каретка, 3 — корпус, 4 — инди­катор часового типа

ПИМ-4816 (рис. 38). Ключ приспособления надевают на контр­гайку и, поворачивая корпус за рукоятку, ослабляют ее. Вращением рукоятки затягивают регулировочный винт до соприкосновения бойка коромысла с торцом стержня клапана, после этого устанавливают лимб на требуемую величину за­зора и, удерживая от проворачивания корпус, вращают рукоятку в обратную сторону, следя за показаниями лимба. В заключение затягивают контргайку вращением корпуса, удерживая при этом рукояткой регулировочный винт от про­ворачивания.

Более точно зазоры клапанов распределительного механизма двигателей можно отрегулировать приспособлением КИ-9918 (рис. 39) благодаря наличию индикаторной головки.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины