Строительные машины и оборудование, справочник







Техническое обслуживание механических передач

Категория:
   Эксплуатация средств механизации


Техническое обслуживание механических передач

Диагностирование передач заключается в выявлении неисправностей самой передачи и ее элементов, например подшипников и муфт.

Зубчатые передачи. При диагностировании зубчатых передач руководствуются следующими основными положениями: – сильный нагрев при работе редуктора говорит о недостаточном количестве масла; – подтекание масла из редукторов указывает на нарушение герметичности сопряжений, изнашивание прокладок и манжет и ослабление крепления крышек.

Зубчатые передачи диагностируют по легкости включения (для коробок передач) и развиваемому ими шуму. Кроме того, проводят количественный и качественный анализы продуктов изнашивания в картерном масле.

Износ зубчатой передачи можно оценить как по суммарному окружному зазору, так и по зазору каждой передачи.

Акустический способ диагностирования зубчатых передач выполняют с помощью мембранных и электронных стетоскопов конструкции НИИАТ, усиливающих звуки, но не фиксирующих их частотно-амплитудную характеристику.

Акустические характеристики неисправностей передач приведены ниже:
Цилиндрические зубчатые передачи. Торцовое биение цилиндрических зубчатых колес контролируют с помощью индикаторов.

Боковые зазоры проверяют щупами, индикаторами и с помощью свинцовой проволоки. В последнем случае боковой зазор равен толщине сплющенной после пропуска через проворачиваемую зубчатую передачу свинцовой проволоки. Этот зазор регулируют, измеряя межцентровое расстояние зубчатой передачи.

Качество сборки зубчатого зацепления контролируют, проверяя его на краску (рис. 73). Для этого на зубья меньшего колеса наносят или тонкий слой лазури, или жидких белил, или смеси сурика с маслом. Колеса проворачивают, и они оставляют на зубьях большого колеса в местах контакта отпечатки.

Взаимное расположение валов (рис. 74) проверяют с помощью штихмассов и штангенциркулей. Зубчатое сцепление и взаимное расположение валов регулируют, перемещая как в горизонтальном, так и в вертикальном положениях подшипники валов, на которых размещены зубчатые колеса.

Конические зубчатые передачи. В этих передачах контролируют качество зацепления, величину и расположение пятна касания и взаимное положение валов.

Рис. 73. Форма отпечатков на зубьях передач: а — цилиндрических шестерен, б — конических зубчатых колес, в — червячного колеса; 1, 11— при правильном зацеплении, 2, 9, 10, 12 — перекосе валов, 3, 6 — увеличенном межцентровом расстоянии, 4, 5 — уменьшенном межцентровом расстоянии, 7— увеличенном угле между осями колес, 8 — уменьшенном угле между осями колес

Червячные зубчатые передачи. В этих передачах контролируют величину и расположение пятна касания, межосевое расстояние, предельный перекос осей и боковой зазор.

Конические и червячные зубчатые передачи регулируют так же, как цилиндрические. Нормально отрегулированная зубчатая передача должна обеспечивать плавность работы без биения и эксцентриситета, издаваемый передачей шум должен быть однообразным и ровным, контакт зубьев равномерным, их рабочие поверхности должны быть в хорошем состоянии, а боковой и радиальный зазоры — не выходить из установленных норм.

Карданные передачи. Эти передачи диагностируют по следующим признакам:
шумы и стуки, издаваемые при резком изменении частоты вращения, свидетельствуют об изнашивании подшипников втулок карданного вала;
стуки, слышимые при движении машины накатом, указывают на ослабление крепления или изнашивание подшипников промежуточной опоры;
вибрация карданных валов характерна при нарушении их балансировки.

Карданные передачи диагностируют также путем замера окружного зазора в карданных валах и шлицевых соединениях. Суммарные окружные зазоры в силовых передачах хода замеряют с помощью угловых люфтомеров КИ-4832, снабженных нагрузочной динамометрической вилкой.

Рис. 74. Проверка взаимного положения валов: а — измерением расстояния между ними штангенциркулем, б — с помощью шнура и двух рейсмусов, в — с помощью угольников, г — с помощью одного рейсмуса и шнура; 1 — вал, 2— штихмасс, 3 — штангенциркуль, 4 — рейсмус, 5 — шнур, 6 — блок, 7 — груз

Для этого коробку передач ставят в нейтральное положение и затягивают стояночный тормоз. Фланцы карданных валов захватывают динамометрической вилкой и проворачивают до полного выбора зазора в какую- либо сторону. Затем устанавливают градуированную шкалу люфтомера так, чтобы уровень жидкости в кольце на диске совпал с нулевой отметкой шкалы. Люфтомер поворачивают до выбора зазора в другую сторону и по уровню жидкости в кольце определяют угловой зазор.

Карданную передачу регулируют, проверяя и подтягивая болты крепления фланцев вилок, карданных валов, крышек игольчатых подшипников, промежуточной опоры. После замены отдельных деталей карданный вал подвергают динамической балансировке.

Цепные передачи. Диагностирование этих передач заключается в определении стрелы прогиба цепей, параллельности валов, положения звездочек и степени износа их звеньев.

Стрелу прогиба замеряют с помощью линеек в средней части. Допускаемая стрела прогиба — от 0,02 L для горизонтальных цепных передач до 0,006L для вертикальных (L — межосевое расстояние). Параллельность контролируют, замеряя расстояние между валами. Положение звездочек проверяют, прикладывая к ним жесткие линейки или туго натянутые струны.

Для определения среднего увеличения шага цепи берут среднеарифметическое из 3…5 замеров вдоль цепи.

Цепные передачи регулируют, изменяя положение одной из опор звездочек передачи или натягивая нажимную звездочку.

Ременные передачи. При эксплуатации ременные передачи вытягиваются. Кроме того, нарушается сборка ременных передач, которая выражается в непараллельной установке валов, неправильном соединении концов ремня, косой посадке шкивов и т. д. Параллельность валов проверяют так же, как в цепных и зубчатых передачах.

Рис. 75. Расчетная схема натяжения ременной передачи: Р0 — реакция

Таким образом, при сбегании ленты к одному из краев шкива ее положение регулируют, изменяя положение оси шкива.

Подшипники. При акустическом методе диагностирования механизму, включающему в себя диагностируемый подшипник, дают такую нагрузку, которая вызывает появление диагностического признака максимальной величины. Оптимальную нагрузку определяют опытным путем. Частота вращения вала, установленного в подшипниках, существенно не влияет на диагностический признак.

Рис. 76. Схема разложения сил, действующих на ленту:
х—х — ось правильно расположенного шкива, у—у — ось сдвинутого шкива

В радиально-упорных подшипниках качения регулируют только осевые зазоры путем некоторого смещения внешних или внутренних колец этих подшипников (рис. 77).

Рис. 77. Регулирование подшипников качения: а — торцовыми крышками и металлическими прокладками, б — прижимными крышками и винтовыми упорами, в — регулировочными гайками; 1 — набор прокладок, 2,3,5 — торцовая, закладная и прижимная крышки, 4 — регулировочное кольцо, 6 — винтовой упор, 7 — регулировочная гайка

Зазоры в подшипниках качения замеряют индикаторами (например, индикатором часового типа), комплектуемыми приспособлениями для их установки.

Конические подшипники качения конечных передач в машинах с гусеничным ходовым устройством диагностируют приспособлением КИ-4943, состоящим из нажимной чашки, двух болтов и набора щупов № 5. Перед измерением выбирают по возможности зазор в коническом подшипнике с помощью нажимной чашки и болтов. Оставшийся зазор измеряют щупом, устанавливаемым между упорной шайбой и обоймой конического подшипника через пазы в торце зажимной части приспособления. Номинальный зазор не должен быть более 0,15…0,2 мм, точность измерения — не менее ±0,05 мм.

Зазоры в неразъемных подшипниках скольжения контролируют наборами щупов и индикаторами.

Для определения зазора в разъемном подшипнике с него снимают крышку и на вал кладут короткую свинцовую проволоку. Крышку ставят на место. При этом она сплющивает проволоку. Измеряя ее толщину, можно установить распределение зазора вдоль всего подшипника.

Подшипники диагностируют также, замеряя температуру их корпусов на ощупь.

Подшипники скольжения регулируют, восстанавливая нарушенные посадки, для чего удаляют заложенные между крышками подшипников прокладки толщиной 0,1…0,8 мм (общая толщина комплекта прокладок — 0,5…5 мм).

Изношенные биметаллические вкладыши не регулируют, а заменяют новыми.

Жесткие муфты. Диагностирование и регулирование жестких муфт заключаются в определении и устранении зазоров и неперпендикулярности между торцовыми поверхностями полумуфт, измерении их соосности, осевых смещений; проверке качества деталей, посадок.

Соосность и непараллельность регулируют, смещая подшипники, перекос — устанавливая прокладки толщиной 0,05… 0,5 мм. Запрещается в связи с возможностью возникновения вибрации ставить свыше четырех прокладок.


Читать далее:

Категория: - Эксплуатация средств механизации





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины