Строительные машины и оборудование, справочник




Техническое обслуживание приборов электрооборудования

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Техническое обслуживание приборов электрооборудования

Проверка состояния и техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Срок службы аккумуляторной батареи, ее состояние и постоянная готовность к действию зависят от своевременного технического обслуживания и правильной эксплуатации.

Ежедневное обслуживание аккумуляторных батарей не производится.




При ТО-1 очищают аккумуляторные батареи от грязи, пролитого электролита, прочищают вентиляционные отверстия, проверяют крепление ее, контакт наконечников проводов с клеммами, Уровень электролита; при необходимости доливают дистиллированной воды.

При ТО-2 в дополнение к операциям, выполняемым при ТО-1, выполняют следующие работы: закрепляют аккумуляторную батарею в гнезде, проверяют плотность электролита и степень заря-женности под нагрузкой.

Степень разряженности, а следовательно, и работоспособности аккумуляторной батареи при наиболее тяжелом режиме (пуск Двигателя стартером) определяют измерением напряжения нагрузочной вилкой (создающей нагрузку, близкую к стартерной) и проверкой плотности электролита кислотомером.

Нагрузочная вилка НИИАТ ЛЭ-2 (рис. 167) состоит из кожуха с деревянной ручкой, двух контактных ножек, вольтметра со шкалой 0—3 в и двух постоянных сопротивлений 4 величиной 0,011 и 0,019 ом, каждое из которых включается

и выключается при помощи клеммы 6 (для включения сопротивления гайку клеммы затягивают).

При пользовании вилкой кон-) тактные ножки плотно прижимаются к выводам одного аккумулятора (элемента) батареи.

Рис. 167. Нагрузочная вилка НИИАТ ЛЭ-2

При проверке состояния аккумуляторов следует иметь в виду, что если один из аккумуляторов батареи разряжен более чем на 25%! зимой и 50% летом, то к дальнейшей эксплуатации батарея допускается только после подзаряда.

Если аккумулятор заряжен полностью, то его напряжение при замере нагрузочной вилкой не должно падать ниже 1,7 а в течение 5 сек.

При разряде на 25% напряжение понизится до 1,6 в, при разряде на 50% — до 1,5 в.

Разница в напряжении в отдельных аккумуляторах батареи не должна превышать 0,1 в, а плотность электролита не должна отличаться более чем на 1 кг/м3 [0,01 г/мл].

Для проверки состояния и технического обслуживания кислотную аккумуляторную батарею снимают с автомобиля, пользуясь съемником для наконечников проводов и приспособлением для переноски аккумуляторных батарей. Тщательно очищают и протирают ветошью, смоченной в 10%-ном растворе нашатырного спирта или каустической соды. Зачищают выводные клеммы от окислов абразивной шкуркой зернистостью № 40—80 и смачивают неконтактные поверхности клемм и межэлементные перемычки техническим вазелином.

Проверяют состояние бака аккумуляторной батареи путем внешнего осмотра; признаками трещин на поверхности бака являются подтеки электролита. Вывертывают пробки из заливочных отверстий аккумулятора и прочищают тонкой проволокой вентиляционные отверстия. Затем проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах батареи.

В аккумуляторах, имеющих отдельные заливочные и вентиляционные отверстия, нормальный уровень электролита устанавливается при доливке автоматически.

В аккумуляторах старых конструкций уровень проверяют стеклянной мерной трубкой следующим образом. Опускают трубку вертикально в отверстие для пробки до упора в верхнюю кромку пластин или закрывающего пластины щитка; плотно закрыв паль-Чем верхний конец трубки, в вертикальном положении приподнимают ее над отверстием аккумулятора. Уровень электролита в трубке соответствует уровню электролита над пластинами или щитком и должен быть равен 10—15 мм. Далее сливают электролит из трубки в аккумулятор.

Рис. 168. Проверка плотности электролита

При пониженном уровне доливают в аккумулятор дистиллированную воду, пользуясь резиновой грушей. Электролит доливают только в случаях, когда уменьшение количества его произошло вследствие утечки или выливания через отверстие пробки.

Для проверки плотности электролита кислотомером опускают его наконечник (рис. 168) в аккумулятор и грушей засасывают в трубку электролит так, чтобы ареометр всплыл, после чего по делению его шкалы, располагающемуся на уровне электролита, определяют плотность последнего. После этого замеряют нагрузочной вилкой напряжение каждого аккумулятора батареи. Устанавливают аккумуляторную батарею на автомобиль, если проверка показала пригодность ее к дальнейшей эксплуатации.

Техническое обслуживание генераторов и реле-регуляторов

Нормальная работа генератора может быть обеспечена при условии периодического осмотра, очистки и проверки его, без чего ) возможно ухудшение его электрических характеристик. Исправность реле-регулятора в большей степени определяет долговечность службы аккумуляторной батареи.

При ежедневном обслуживании необходимо убедиться в том, что генератор дает зарядный ток.

При ТО-1 проверяют натяжение приводного ремня генератора и смазывают подшипники генератора.

При ТО-2 выполняют все работы ТО-1 и, кроме того, очищают наружную поверхность генератора и реле-регулятора от пыли,, грязи и масла, проверяют состояние коллектора и щеток, продувают полость генератора сжатым воздухом с целью удаления пыли, а также проверяют работу реле-регулятора вольтамперметром.

При проверке и обслуживании генератора снимают защитную ленту генератора и осматривают коллектор, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и иметь блестящую пленку светлого или темно-коричневого цвета.

Если коллектор замаслен, то его протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине. При окислении или подгорании коллектора его зачищают мелкой стеклянной бумагой до получения чистой полированной поверхности, имеющей яркий цвет красной меди!

Щетки должны свободно, без заеданий перемещаться к щеткодержателям. Щетки, высота которых менее 16 мм или имеющие значительные повреждения рабочей поверхности, заменяют новыми, которые притирают по коллектору. Для этого коллектор обертывают полоской стеклянной бумаги зерном наружу. Затем устанавливают щетку, прижав ее пружиной щеткодержателя, и протаскивают полоску стеклянной бумаги против направления вращения якоря. Притирку заканчивают, когда щетка плотно прилегает к коллектору.

Для измерения давления щетки на коллектор вкладывают между рабочей поверхностью щетки и коллектором полоску гладкой бумаги и, постепенно оттягивая динамометром щетку от коллектора, одновременно тянут бумажную полоску.

Рис. 169. Панель приборов вольтамперметра

Реле-регулятор проверяют вольтамперметром непосредственно на автомобиле.

Вольтамперметр смонтирован в металлическом ящике со съемной крышкой. На панели прибора (рис. 169) размещены: амперметр с пределами измерения 50—0—50 и 1000—0—1000 а; вольт-метр с пределами измерения 0—2,0—10 и 0—20 в; тахометр и реостат нагрузки.

Вольтметр переключают на требуемое напряжение переключателем 9. Для переключения амперметра на определенный режим имеется переключатель 4.

Тахометр электроимпульсного типа состоит из микроамперметра, шкала которого проградуирована в оборотах в минуту, и датчика вибрационного типа с питанием от прерывателя-распределителя автомобиля. Питание цепи указателя тахометра осуществляется от батареи карманного фонаря или от аккумуляторной батареи автомобиля через клемму Б прибора. Перед измерением числа оборотов коленчатого вала двигателя потенциометром 2 устанавливают стрелку прибора на нуль. Тахометр включается переключателем.

Реостат нагрузки комбинированного типа. Он включает пол-зунковый реостат на ток до 10 а и ступенчатый на 5, 10 и 20 а.

Включение и выключение реостата осуществляются гайкой и четырьмя гайками.

Переключатель служит для переключения вольтамперметра при проверке автомобилей, имеющих разные схемы электрооборудования: плюс или минус на массу.

Рис. 170. Схема проверки величины напряжения включения реле обратного тока

Для проверки величины напряжения включения реле обратного тока отсоединяют провод от клеммы Б (рис. 169) реле-регулятора; клемму П вольтамперметра соединяют с клеммой Б реле-регулятора (рис. 170). Провод от клеммы М вольтамперметра присоединяют к массе автомобиля, а провод от клеммы В — к клемме Я реле-регулятора.

После этого включают нагрузочный реостат, пускают двигатель и увеличивают число оборотов коленчатого вала до соответствующего началу полной отдачи генератора, устанавливают нагрузку, равную половине номинальной величины тока нагрузки. Переводят работу двигателя на холостой ход (малые обороты), а затем плавно увеличивают скорость вращения коленчатого вала и наблюдают за показаниями вольтметра; при этом напряжение генератора сначала будет плавно повышаться, а в момент замыкания контактов реле обратного тока стрелка вольтметра резко отклонится влево.

Величину максимального напряжения, показанную вольтметром перед замыканием контактов, сравнивают с данными по регулировке.

Для проверки величины обратного тока размыкания контактов реле обратного тока провод аккумуляторной батареи отсоединяют от клеммы Б реле-регулятора и соединяют его с клеммой I вольтамперметра и клемму II вольтамперметра соединяют с клеммой Б реле-регулятора (рис. 171); затем включают реостат нагрузки.

Пускают двигатель и плавно увеличивают скорость вращения коленчатого вала до момента включения реле обратного тока, при этом амперметр будет показывать силу тока заряда аккумуляторной батареи. Плавно снижая скорость вращения коленчатого вала двигателя, наблюдают за стрелкой амперметра; как только стрелка

дойдет до нуля, переводят переключатель массы в положение обратной полярности; при этом амперметр будет показывать силу тока разряда аккумуляторной батареи.

Максимальную силу обратного тока, показанную амперметром в момент размыкания контактов реле обратного тока, сравнивают с данными по регулировке (см. табл. 20). В случае отклонения показаний амперметра от нормы регулируют реле обратного тока.

Регулятор напряжения проверяют следующим образом. Отсоединяют провод от клеммы Б реле-регулятора (рис. 172).

Клеммы II и В вольтамперметра соединяют с клеммой Б реле-регулятора, а клемму М вольтамперметра — с массой автомобиля.

Рис. 171. Схема проверки величины обратного тока

Включают тахометр вольтамперметра и устанавливают «нуль» тахометра, для чего переключатель тахометра (см. рис. 169) ставят в положение «установка нуля» и, вращая рукоятку потенциометра, совмещают стрелку тахометра с красной риской на шкале; после этого переводят переключатель тахометра в положение «измерение».

Рис. 172. Схема проверки регулятора напряжения и ограничителя силы тока

Пускают двигатель и плавно увеличивают скорость вращения коленчатого вала двигателя; напряжение генератора при этом будет сначала повышаться, а затем, несмотря на увеличение скорости вращения коленчатого вала, должно оставаться постоянным. При помощи реостата устанавливают нагрузку, равную 8—10 а, и сравнивают величину напряжения, поддерживаемого регулятором при этой нагрузке, с данными по регулировке. Если величина напряжения не соответствует норме, регулятор напряжения подвергают регулировке.

Ограничитель силы тока проверяют следующим образом. Присоединяют вольтамперметр в соответствии со схемой, показанной на рис. 172. Пускают двигатель и устанавливают скорость вращения коленчатого вала, соответствующую началу полной отдачи генератора. При помощи реостата постепенно увеличивают нагрузку генератора и наблюдают за показаниями амперметра, отмечая при этом такой момент, когда стрелка его остановится и при последующем уменьшении реостатом нагрузки сила тока не будет увеличиваться.

Показания амперметра сравнивают с данными по регулировке и при необходимости регулируют ограничитель тока.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание приборов электрооборудования"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы