Строительные машины и оборудование, справочник







Техническое обслуживание приборов электрооборудования автобусов

Категория:
   Автобусы


Техническое обслуживание приборов электрооборудования автобусов

Основные неисправности источников тока. В процессе эксплуатации у источников тока — аккумуляторной батареи и генераторной установки — может возникать ряд неисправностей. К неисправностям аккумуляторной батареи относятся сульфатация, ускоренный саморазряд, короткое замыкание пластин, утечка электролита, окисление токовыводных штырей и др.

Сульфатация (образование на пластинах белого налета) происходит в результате систематического недоразряда, хранения незаряженной аккумуляторной батареи с электролитом, разрядки батареи ниже допустимого предела, понижения уровня электролита и большой плотности его. Сульфатированные пластины перестают участвовать в реакции, в результате емкость аккумуляторной батареи снижается и она становится непригодной к эксплуатации. Признаками сульфатации являются быстрый заряд аккумулятора и быстрый разряд под нагрузкой.

Ускоренный саморазряд возникает при замыкании токовыводных штырей пролитым электролитом или грязью, использовании недистиллированной воды, содержащей соли и щелочи, или нечистой кислоты, замыкания разноименных пластин осыпавшейся активной массой при разрушении сепараторов. В этих случаях полностью заряженная аккумуляторная батарея разряжается до предела за 1—2 суток. Нормальный (естественный) саморазряд аккумулятора не превышает 2 % емкости в сутки.

Короткое замыкание пластин происходит при разрушении сепараторов или при выпадении на дно бака большого количества активной массы. Это приводит к саморазряду аккумулятора и понижению напряжения при разрядке. При полном коротком замыкании аккумулятор не принимает заряда, а подключенный вольтметр показывает ноль.

Утечка электролита возникает при повреждении уплотнений между баком и его крышкой, а также при трещинах в баке.

Окисление токовыводных штырей происходит при плохом контакте с наконечниками проводов и вызывает их нагрев, уменьшение напряжения разряда и повышение его при заряде.

Неисправностями генераторной установки могут быть пробуксовка ремня привода, шум или стуки в генераторе, большой зарядный ток, малый зарядный ток или отказ в работе.

Признаком пробуксовки ремня привода являются колебания стрелки амперметра.

Шум или стуки в генераторе возникают при износе подшипников, отсутствии смазочного материала, ослаблении крепления шкива привода или чрезмерного натяжения приводного ремня.

Постоянный большой зарядный ток, кипение электролита в аккумуляторной батарее свидетельствуют о повышенном напряжении и неисправности регулятора напряжения.

Причинами малого зарядного тока или отказа в работе могут быть обрыв, плохой контакт или замыкание на массу цепей от генератора до аккумуляторной батареи, выход из строя предохранителей, загрязнение или замасливание контактных колец, слабое давление щеток, обрыв в обмотках генератора, пробой выпрямителя, неисправность транзисторного реле-регулятора. При поиске причины неисправности генератора проверяют цепь обмотки возбуждения, подключив контрольную лампу между выводами “+” и “Ш” регулятора напряжения и корпусом автобуса. Если лампа не горит в обоих случаях подключения, наиболее вероятен обрыв в цепи выключателя зажигания. Если контрольная лампа не горит только при подключении к выводу “Ш”, ищут обрыв в цепи возбуждения генератора. При этих неисправностях генератор подлежит сдаче в ремонт.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей. При обслуживании выполняются следующие работы: очистка батареи от пыли и грязи; очистка зажимов батареи от окислов; протирка поверхности крышек чистой ветошью, смоченной в растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды, для удаления пролитого электролита; проверка крепления батареи в гнезде; проверка крепления и плотности контакта проводов с зажимами батареи (для предупреждения порчи зажимов не допускают натяжения проводов); проверка и при необходимости очистка вентиляционных отверстий; проверка технического состояния и степени разряженное аккумуляторных батарей (если батарея разряжена более чем на 25 % зимой и более чем на 50 % летом, ее снимают с автобуса и заряжают в стационарных условиях); проверки уровня электролита.

Очищают батарею (ее верхнюю часть) щеткой с жесткой щетиной.

Не следует допускать попадания электролита на металлические части автобуса, что приводит к их коррозии. Такие места протирают ветошью, смоченной в 10 %-ном растворе нашатырного спирта или соды, зачищают и окрашивают кислотостойкой краской.

Полюсные наконечники, выводы и зажимы после очистки (но не реже, чем через 10 тыс. км пробега) промывают теплой водой и смазывают техническим вазелином.

Гайки клеммных соединений затягивают или отвертывают только гаечным ключом. Нельзя ударять по клеммному наконечнику или дергать за провода наконечников для снятия их с клемм.

При нормальной эксплуатации аккумуляторные батареи подзаряжаются автоматически. Степень заряженности проверяют по плотности электролита или напряжению. Плотность электролита проверяют ареометром (рис. 61) при температуре электролита 15 °С. При проверке ареометр погружают наконечником в каждый аккумулятор, грушей набирают электролит. При всплытии ареометра по делению шкалы, совпадающему с уровнем электролита, проверяют плотность.

Степень заряженности по напряжению проверяют нагрузочной вилкой, которая состоит из двух контактных ножек, рукоятки, резисторов и вольтметра (рис. 61, б). У нагрузочной вилки ЛЭ-2 имеются два резистора: один подключают при проверке батареи емкостью до 65 А-ч, другой — при емкости до 100 А-ч. При емкости, большей 100 А-ч, включают оба резистора.

Рис. 61. Проверка аккумуляторной батареи:
а — уровня электролита; б — электрического напряжения; в — плотности электролита

Напряжение измеряют при завернутых пробках аккумуляторов, что предотвращает возможность взрыва гремучего газа. При проверке ножки плотно прижимают к клеммам каждого аккумулятора и в конце пятой секунды определяют напряжение. Если напряжение будет выше 1,7 В, то аккумулятор полностью заряжен. При напряжении 1,4—1,7 В батарея требует заряда. При напряжении ниже 1,4 В, хотя бы в одном аккумуляторе, батарея требует ремонта.

Уровень электролита в аккумуляторах должен быть на 12—15 мм выше пластин. Его проверяют стеклянной трубкой с метками на высоте 12—15 мм (рис. 61, а). Для проверки вывертывают пробку, опускают трубку до упора в щиток, закрывают верхнее отверстие пальцем и вынимают трубку. Уровень должен быть между метками на трубке. Если уровень понижен в результате испарения, его восстанавливают доливом дистиллированной воды. Если электролит был пролит, то уровень восстанавливают добавлением электролита той же плотности.

Новые аккумуляторные батареи с сухозаряженными пластинами заливают электролитом, плотность которого соответствует указанной в табл. 11 для полностью заряженного аккумулятора в данной климатической зоне. После заливки и 3—4-часовой выдержки батарею заряжают малым током (9—10 А). После начала газовыделения во всех аккумуляторах зарядный ток снижают в 2—3 раза и продолжают зарядку до тех пор, пока плотность электролита и зарядное напряжение не будут оставаться постоянными в течение 3 ч.

В процессе эксплуатации не допускают длительного разряда аккумуляторной батареи при пуске двигателя стартером. Стартер включают на время не более 15 с. Повторное включение производят через 1—2 мин. Для предупреждения дополнительного разряда аккумуляторных батарей на стоянках продолжительностью более 1 ч их отключают дистанционным выключателем, установленным на автобусе.

Техническое обслуживание генераторной установки заключается в ежедневной проверке натяжения ремня привода и в контроле зарядного тока по амперметру на средней частоте вращения коленчатого вала двигателя. После пуска двигателя и установки средней частоты вращения коленчатого вала амперметр должен показывать зарядный ток, величина которого уменьшается по мере зарядки аккумуляторных батарей. Эта проверка может осуществляться и на ходу во время движения автобуса со скоростью 25—30 км/ч.

При исправной и полностью заряженной батарее отсутствие зарядного тока по амперметру не свидетельствует о неисправности генератора.

Техническое обслуживание генераторов. При обслуживании генераторов определяют надежность подсоединения проводов к клеммам генератора и затяжку болтов крепления генератора, очищают генератор от пыли и грязи. При окислении или замасливании контактных колец их зачищают стеклянной шкуркой зернистостью не менее 80 и протирают чистой ветошью, смоченной в бензине. Изношенные до высоты менее 8 мм щетки заменяют. Современные генераторы не требуют смазывания, так как смазочный материал заложен в закрытые герметизированные подшипники на весь срок службы генератора до капитального ремонта.

Исправность регулятора напряжения проверяют по величине регулируемого напряжения. Оно должно соответствовать нормальному для данного типа установки. Если регулируемое напряжение выше установленных пределов, то регулятор заменяют. При отказе в пути регулятора напряжения, но при исправном генераторе, временно поступают следующим образом: если амперметр не показывает зарядки, то при движении отключают возможно большее число потребителей электроэнергии, стремятся реже пускать двигатель, чтобы не расходовать заряд аккумуляторной батареи. Через каждые 100—150 км пробега подзаряжают аккумуляторную батарею, замкнув шинку Ш щеткодержателя на массу и двигаются со скоростью, при которой зарядный ток будет не более 20—25 А; при показании амперметром большего зарядного тока (более 20 А) отсоединяют провод от зажима В генератора и отключают все возможные по условиям движения потребители электроэнергии.

При эксплуатации генераторной установки переменного тока н е допускается: пускать двигатель при отсоединенном от генератора плюсовом проводе, так как это приводит к пробою выпрямителя; включать аккумуляторную батарею в обратной полярности; давать работать генераторной установке при отключенной аккумуляторной батарее; проверять исправность генераторной установки путем замыкания между собой выводов генератора и регулятора напряжения, а также подключать к ним посторонние источники тока; соединять шинку Ш щеткодержателя с зажимами генератора. Это приводит к выходу из строя регулятора напряжения. Бесконтактные регуляторы напряжения не требуют никакого обслуживания, за исключением очистки от грязи. Интегральные регуляторы напряжения не требуют никаких профилактических работ. Регулируемое напряжение у бесконтактных регуляторов, в том числе и у регуляторов на интегральных схемах, проверяют только в случае предположения о их неисправности.

Основные неисправности системы зажигания. Признаками неисправности приборов системы зажигания является тяжелый пуск и работа двигателя с перебоями, сопровождаемая перерасходом топлива, падением мощности и хлопками в глушителе. Свечи зажигания могут иметь трещины в изоляторе, нагар, замасливание и нарушение зазора между электродами. Прерыватель-распределитель может быть неисправен из-за окисления, замасливания или нарушения зазора между контактами. К неисправностям катушки зажигания относятся повреждения изоляции или обрыв обмоток, трещины карболитовой крышки и неисправность добавочного резистора. Повреждение изоляции обмоток чаще всего происходит в результате перегрева в случае оставления зажигания включенным на продолжительное время при неработающем двигателе. Неисправностью конденсатора может быть короткое замыкание, повреждение изоляции или обрыв наружного контактного провода.

Техническое обслуживание системы зажигания. Ежедневно перед выездом из автопредприятия проверяют надежность работы приборов системы зажигания. Периодически проверяют крепление приборов системы зажигания и проводов, очищают приборы от пыли и грязи, протирают контакты прерывателя чистой тряпкой, смоченной в бензине, очищают от нагара свечи зажигания, если необходимо, регулируют зазор между электродами свечей и контактами прерывания. Смазывают 1—2 каплями моторного масла втулку кулачка. Для смазывания подшипников прерывателя поворачивают на один-два оборота крышку колпачковой масленки, размещенную на его корпусе.

Ежегодно прерыватель-распределитель снимают с автобуса для обслуживания и проверки на стендах в электромастерской автопредприятия. Техническое обслуживание приборов транзисторного зажигания сводится к очистке наружной поверхности приборов от грязи и проверке надежности контактов в местах соединения с проводами. Проверка состояния свечей зажигания предназначена для определения состояния электродов и изолятора. Исправная свеча сухая, цвет нижней части изолятора желто-коричневый. Свечи с черным нагаром просушивают, зачищают нижнюю часть изолятора. Не рекомендуется очищать изолятор острыми предметами, так как в бороздках царапин скапливаются нагар, шунтирующий электроды свечи. Прокаливание свечи приводит к разрушению изолятора и герметика.

Для отыскания неисправной свечи прогревают двигатель и поочередно снимают наконечник проводов со свечой. Если отсоединенная свеча исправна, то перебои в работе двигателя увеличиваются. При наличии вольтоскопа неисправность свечи проверяют замыканием его на центральный электрод свечи. Зазор проверяют круглым шупом и регулируют подгибанием бокового электрода, а свечу с поврежденным изолятором заменяют.

При проверке изоляции токоразносной пластины ротора снимают крышку распределителя, вынимают провод высокого напряжения из центрального зажима, устанавливают конец провода на расстоянии 5—7 мм от токоразносной пластины и включают зажигание и стартер. Наличие искры свидетельствует о пробое изоляции ротора. При проверке ротора обращают внимание на крепление токоразносной пластины, пружины. Корпус ротора не должен иметь трещин.

При проверке крышки распределителя обращают внимание на чистоту поверхности, отсутствие трещин, надежность крепления зажимами к корпусу прерывателя. Центральный контакт (уголек) должен перемещаться без помех. На внутренней поверхности не должно быть следов нагара. При наличии трещин в крышке или роторе распределителя их заменяют.

Обрыв обмотки катушки зажигания определяют контрольной лампой. При обрыве двигатель не будет работать. В случаях обрыва добавочного резистора двигатель будет запускаться стартером, но после выключения стартера — останавливаться. Неисправную катушку заменяют. Для проверки исправности первичной цепи катушки зажигания включают зажигание и присоединяют контрольную лампу (при замкнутых контактах прерывателя) одним проводом к “массе” автобуса, другим — последовательно присоединяют к выключателю стартера, контактам включателя зажигания, катушки зажигания, контакту низкого напряжения на корпусе прерывателя. При отсутствии контакта в цепи лампа не загорается, что указывает на место разрыва цепи.

Исправность цепи высокого напряжения проверяют по наличию искры в зазоре 3—10 мм между “массой” и концом провода высокого напряжения, идущим от катушки зажигания. Для проверки включают зажигание и, установив контакты прерывателя в сомкнутое положение, вручную размыкают их. Отсутствие искры свидетельствует о неисправности цепи тока высокого напряжения.

Контакты прерывателя зачищают в случае их подгорания или окисления. Для этого используют абразивную пластинку. Углубление на рабочей поверхности контактов полностью не выводят. После зачистки рабочие поверхности контактов должны быть параллельны. Частицы абразива и вольфрама удаляют, протирая контакты чистой ветошью, смоченной бензином. Зазор между контактами прерывателя оказывает большое влияние на нормальную работу системы зажигания. Он должен быть в пределах 0,35—0,45 мм. Большой зазор приводит к понижению э. д. с. во вторичной цепи и может вызвать перебои в работе двигателя. При малом зазоре возникают сильное искрение и обгорание контактов прерывателя, из-за чего появляются перебои на всех режимах работы двигателя.

Для регулировки зазора (рис. 62) повертывают коленчатый вал так, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты. Ослабляют винт 1 крепления пластины неподвижного контакта и, вращая эксцентрик 3 при заложенном между контактами щупе 2, устанавливают нужный зазор, перемещая пластину 4 с неподвижным контактом, после чего закрепляют ее винтом 1.

Для проверки конденсатора вынимают провод высокого напряжения из центрального зажима распределителя и устанавливают конец провода на расстоянии 7—10 мм от “массы”. После этого снимают крышку и ротор распределителя и включают зажигание. Пусковой рукояткой вращают коленчатый вал и наблюдают за искрением между контактами и проводом высокого напряжения и “массой”. При неисправном конденсаторе между контактами наблюдается сильное искрение, а между проводом высокого напряжения и “массой” не будет искры или она будет нерегулярной при зазоре не менее 4 мм.

Установку зажигания производят в такой последовательности: вывертывают свечу зажигания первого цилиндра, закрывают отверстие для свечи пальцем или бумажной пробкой и поворачивают коленчатый вал пусковой рукояткой до начала сжатия, которое определяют по увеличению давления воздуха на палец или по выталкиванию бумажной пробки. Провертывают коленчатый вал до совмещения установочных меток и ввертывают свечу первого цилиндра на место. Проверяют и при необходимости регулируют зазор между контактами прерывателя и устанавливают октан-корректор на нулевое деление.

Освобождают болт крепления пластины к прерывателю, вставляют прерыватель в гнездо привода так, чтобы октан-корректор был направлен вверх. Включают зажигание и повертывают корпус прерывателя против часовой стрелки до появления искры между концом провода катушки зажигания и “массой” (зазор между ними должен быть 3—5 мм). Закрепляют корпус прерывателя на двигателе и присоединяют трубку к вакуумному регулятору; устанавливают крышку распределителя на место и, начиная с электрода, находящегося против пластины ротора, присоединяют провода высокого напряжения к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя. Правильность установки зажигания проверяют путем дорожных испытаний автобуса. Для этого прогревают двигатель и, двигаясь по ровному участку дороги на прямой передаче с установившейся скоростью 30 км/ч, начинают резкий разгон до скорости 60 км/ч. При правильной установке зажигания будет прослушиваться легкая детонация, исчезающая при скорости 40—45 км/ч. При сильной детонации или при ее отсутствии стрелку верхней пластины октан-корректора перемещают по шкале в первом случае в сторону знака “-”, во втором — знака “+”.

Рис. 62. Регулировка зазора в прерывателе

При эксплуатации системы зажигания строго выполняют следующее.

При каждой остановке двигателя обязательно выключают зажигание. Не допускают продолжительной работы двигателя в режиме холостого хода на малой частоте вращения коленчатого вала и длительном движении автобуса с малой скоростью на четвертой передаче, так как это ведет к покрытию копотью свечей зажигания, что влечет к перебоям их в работе, затрудняет пуск холостого двигателя или делает его невозможным. После пуска холодного двигателя сразу не трогают автобус с места, так как недостаточный прогрев изоляторов свечей приводит к перебоям в работе двигателя.

Ненормальная работа свечей — одна из причин разжижения масла в картере двигателя. Поэтому, обнаружив разжиженное масло, его заменяют, свечи проверяют и устраняют неисправности. Не производят переключения в схеме системы зажигания при включенном зажигании или замены местами проводов, идущих к выводам катушки зажигания, транзисторному коммутатору и резисторам, так как это может вызвать выход из строя транзисторного коммутатора.

Основные неисправности стартера. Наиболее часто встречающимися неисправностями стартера являются загрязнение, окисление или обгорание коллектора и щеток, обрывы и короткие замыкания во внешней и внутренней электрической цепях, неисправность тягового реле, поломки и износы деталей привода.

Исправность стартера проверяют на автобусе контрольным включением. Если стартер работает, но не вращает коленчатый вал, то, следовательно, между ними нет зацепления. Причиной этого может быть неисправность тягового реле и включателя стартера. Если при включении стартера свет фар не слабеет, то вероятными причинами являются обрывы или неисправность в электрической цепи, отсутствие контакта щеток с коллектором или неисправность реле стартера. Медленное вращение вала стартера является признаком разряженнос-ти или неисправности аккумуляторной батареи. Возникновение при работе стартера шумов и стуков свидетельствует об износе зубьев маховика и шестерни стартера, неисправностях в механической части его привода, неправильной регулировке момента включения стартера.

Техническое обслуживание стартера. Обслуживание заключается в содержании его в чистоте, периодической проверке и подтяжке болтов крепления стартера к двигателю, в контроле за состоянием контактов проводов на выводах стартера и за исправностью щеточно-коллекторного узла. Загрязнение или подгорание рабочей поверхности коллектора устраняют протиранием его тряпкой, смоченной в бензине, или зачисткой мягкой стеклянной шкуркой.

Щетки должны перемещаться в щеткодержателях свободно, без заеданий, не должны иметь чрезмерного износа. При износе до высоты 6—7 мм их заменяют. При обрыве соединений внутри стартера или реле, а также поломки отдельных деталей эти приборы заменяют. Окислившиеся или плохо затянутые соединения очищают и подтягивают.

Основные неисправности приборов освещения. К таким неисправностям относятся следующие случаи.

Вся система освещения не работает. Причиной этого может быть обрыв провода общего для всех приборов освещения или отключение предохранителя в результате короткого замыкания.

Не горят отдельные лампы. Наиболее вероятными причинами этой неисправности могут быть перегорание нитей ламп или плохой контакт в патроне лампы, переключателях или отсоединение провода.

Нарушение регулировки света фар. Это резко повышает вероятность ДТП. Причинами неисправности являются ослабление крепящих элементов, смещение центра тяжести автобуса и замена ламп в фаре.

Неисправность указателя поворота. Она выражается в изменении частоты миганий света, нарушении работы контактов прерывателя и перегорании ламп в фонарях.

Техническое обслуживание приборов освещения и сигнализации. При обслуживании производятся удаление пыли и грязи с поверхности приборов, проверка их действия включением, проверка крепления на автобусе, проверка и регулировка света фар.

Приборы внешнего освещения проверяют контрольной лампой. Если не горят все приборы освещения, проверяют наличие тока на клеммах выключателя зажигания и предохранителя, центральном переключателе. Если лампа не горит, то неисправна электроцепь или проверяемые приборы. Для определения неисправности отдельных ламп проверяют контрольной лампой при включенной цепи наличие тока на клеммах центрального переключателя, клеммных панелях, контактных патронах ламп.

Для устранения неисправности системы освещения выключают все приборы освещения и заменяют предохранитель. Затем поочередно включают приборы. Если при включении того или иного прибора предохранитель вновь отключит цепь, то это означает, что в цепи этого потребителя есть короткое замыкание. Если же при включении приборы не работают, то в общей электрической цепи приборов освещения (от амперметра до центрального переключателя света или в нем самом) имеется обрыв.

Исправность переключателя указателя поворота и прерывателя тока можно проверить, соединив их зажимы коротким проводником при включенном переключателе. Если при замыкании лампы указателя поворота загораются, то неисправен прерыватель, а переключатели лампы указателя поворота горят с постоянным накалом (не мигают), то неисправность в прерывателе тока, который заменяют.

О неисправности указателя поворота судят по работе контрольной лампы. Частота ее миганий резко возрастает при выходе из строя хотя бы одной сигнальной лампы указателя.

Световой поток фар проверяют и регулируют на специальном экране. Экран для регулировки фар автобуса ПАЗ-3205 показан на рис. 63.

Фары с европейским симметричным светораспределением ближнего света имеют резкую границу между светлой и темной зонами на освещенной части дороги. Поэтому фары должны быть отрегулированы очень тщательно, чтобы не вызвать ослепление водителей встречных автомобилей.

Для регулировки фар установить автобус (без нагрузки, с нормальным давлением в шинах) на горизонтальной площадке на расстоянии 7,7 м от вертикального экрана. Включить “ближний свет” и, закрывая поочередно одну из фар, установить оптические элементы так, чтобы световое пятно на экране имело характерную границу света и тени в виде тупого угла так, чтобы левый горизонтальный участок границы света и тени совпал с горизонтальной осью /—I, а правый наклонный участок границы — с наклонной линией N—N.

Работа системы контроля и сигнализации раздельного пневматического привода тормозов (автобус ЛАЗ-695Н) контролируется двумя лампами исправности тормозных контуров (передний и задний мосты) и лампы, которая сигнализирует о неисправности сигнала торможения. Обслуживание этой системы заключается в периодической проверке исправности элементов электросхемы, особенно контрольных ламп, тщательном осмотре проводов и надежности их соединений.

Рис. 63. Разметка экрана регулировки фар: А — уровень дороги; аа и а‘а ‘— вертикальные оси основных фар

Действие аварийного выключателя двигателя и подачи топлива проверяют ежедневно перед выездом. Случаи неисправности системы выключателя редки и носят случайный характер.

Основными неисправностями контрольно-измерительных приборов являются случаи отклонения стрелки за пределы шкалы в указателях. Вызываются они обрывом или коротким замыканием провода, соединяющего датчики и указатели. Для выяснения причины неисправности включают зажигание. Если стрелки указателей температуры охлаждающей жидкости, давления масла и воздуха будут резко отклоняться до отказа влево, а в указателе уровня топлива — вправо, то это свидетельствует об обрыве провода. Если стрелки указателей будут отклоняться резко вправо за пределы шкалы, а в указателе уровня топлива — влево от нуля, то причиной неисправности является короткое замыкание провода. Неисправный провод изолируют или заменяют. Резкие колебания стрелки происходят в случае неплотного крепления проводов к зажимам приборов. В этом случае подтягивают винты или гайки крепления наконечников проводов.

Неисправности сигнализаторов возникают при неисправности датчиков ламп и проводов. Неисправные датчики и лампы заменяют, поврежденные провода изолируют или заменяют новыми.

При проверке контрольно-измерительных приборов (давление масла, воздуха, уровень топлива, температура охлаждающей жидкости) отключают провод от датчика, подключают к проводу контрольную лампу мощностью 1 Вт. При обрыве цепи прибора лампа не горит. Цепь контрольных ламп и исправность их датчиков проверяют замыканием датчиков. Если лампа горит, то неисправен датчик, при негорящей лампе — неисправна лампа или ее цепь.

Реле сигналов может иметь обрыв обмотки, окисление контактов или их прогорание. Последнее приводит к непрерывному звучанию сигналов. В случаях когда при нажатии на кнопку сигнал не работает, возможной причиной является обрыв провода в месте его присоединения к кнопке. Большинство контрольно-измерительных приборов имеет неразборную конструкцию. Поэтому обслуживание приборов заключается в проверке правильности показаний и замене неисправных приборов.

К неисправностям звукового сигнала относятся: обрыв обмотки (сигнал не работает), подгорание контактов (хриплое звучание), трещины мембраны (дребезжащий звук), нарушение регулировки сигналов. Техническое обслуживание сигналов заключается в содержании их в чистоте, ежедневной проверке действия включением и регулировке звука.

Силу звука и тональность сигнала (рис. 64) регулируют при включении сигнала. Вращением гайки регулируют звук и, отрегулировав, затягивают контргайку. Тональность регулируют гайками изменяя упругость пружины. Подгоревшие контакты прерывателя зачищают мелкозернистой шкуркой, а при повреждении обмотки или мембраны сдают в ремонт. Во избежание преждевременного износа контактов включать сигналы на длительное время не рекомендуется.

Рис. 64. Регулировка звукового сигнала

В процессе эксплуатации электропроводка может получить повреждения — обрыв или замыкание на корпус автобуса. Обрыв обнаруживают, присоединив один провод контрольной лампы на массу, а концом второго провода касаются поочередно зажимов, наконечников или жилы провода, начиная от аккумуляторной батареи до неработающего потребителя. Место, где лампа погаснет, укажет, что цепь имеет обрыв на участке от неработающего прибора до данной точки соединения.

Для нахождения замыкания один конец проверяемого провода соединяют последовательно с контрольной лампой и положительным зажимом аккумуляторной батареи. При наличии замыкания проверяемого провода на массу лампа будет светиться.

Обслуживание электропроводки заключается в очистке ее от грязи и пыли и проверке крепления. Провод, имеющий повреждения изоляции, заменяют или изолируют изоляционной лентой и сверху покрывают лаком. При замене провода не допускают натяжения или провисания провода, так как это повлечет к их повреждению. При креплении проводов к зажимам устанавливают наконечник провода на зажим, ставят контактную, а затем пружинящую шайбы, и затягивают крепление.

Следует помнить, что эксплуатация автобуса с неотрегулированным светом фар, неисправными световыми и звуковыми сигнальными приборами и электропроводкой запрещена.


Читать далее:

Категория: - Автобусы





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины