Строительные машины и оборудование, справочник




Техническое обслуживание шасси

Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей



Техническое обслуживание шасси

Основные работы, выполняемые при техническом обслуживании шасси. При ежедневном обслуживании проверить работу агрегатов и механизмов автомобиля на ходу.

При первом техническом обслуживании: проверить действие оттяжной пружины и при необходимости отрегулировать свободный ход педали сцепления; проверить крепление коробки передач, промежуточной опоры карданного вала, редуктора, фланцев полуосей и крышек колесных передач, проверить люфт карданных шарниров и шлицевых соединений карданной передачи, закрепить фланцы карданных шарниров; проверить состояние и герметичность трубопроводов и приборов привода тормозов, герметичность системы усилителя рулевого управления; при необходимости устранить утечку воздуха или тормозной жидкости; проверить крепление и шплинтовку гаек рулевой сошки, пальцев, рычагов поворотных цапф, состояние стопорных шайб гаек шкворней, крепление рулевого колеса, люфт рулевого управления; проверить работу компрессора и создаваемое им давление; проверить шплинтовку пальцев штоков тормозных камер, величину свободного и рабочего хода педали тормоза; проверить действие стояночного тормоза, тормозного крана пневматического привода тормозов; проверить эффективность действия тормозов; при необходимости отрегулировать их; проверить осмотром состояние рамы, узлов и деталей подвески и буксирного прибора, при необходимости закрепить стремянки, пальцы рессор и колеса; проверить состояние шин, довести давление воздуха в них до нормы, удалить по-горонние предметы, застрявшие в протекторе.

После ТО-1 проверить работу агрегатов, узлов и приборов автомобиля на ходу.




Рис. 1. Люфтомер-динамометр для диагностики трансмиссии: а — люфтомер, б — динамометрический ключ; 1 — зев для автомобилей ЗиЛ, И — зев для автомобилей ГАЗ; 1 — стрелка, 2 — зажим, 3 — шкала

Проверка технического состояния трансмиссии.

Суммарный люфт трансмиссии не должен превышать 70 , главной передачи — 65°, коробки передач — 15°, карданного вала — 6°.

Для автомобилей ЗИЛ-130 свободный ход педали сцепления должен быть 35—50 мм, для ГАЭ-53А — 35—45 мм.

В автомобиле ГАЗ-24 «Волга» свободный ход педали сцепления составляет 40—60 мм, что соответствует свободному ходу наружного конца вилки выключения сцепления 3,5—4 мм. Для регулировки изменяют длину толкателя рабочего цилиндра ввертыванием — вывертыванием штока 12 в головку П. После регулировки надежно затягивают контргайку штока.

Полный ход наружного конца вилки выключения сцепления при нажатии на педаль сцепления до отказа должен быть не менее 17 мм. Меньшая величина полного хода не обеспечивает полного выключения и указывает на наличие воздуха в гидравлическом приводе.

Заполнение системы гидравлического привода тормозной жидкостью и удаление воздуха выполняют в следующем порядке:
— заполняют бачок жидкостью так, чтобы уровень был на 10—15 мм ниже верхней кромки бачка;
— снимают резиновый колпачок и надевают на головку перепускного клапана резиновую трубку;
— опускают второй конец трубки в сосуд емкостью 0,5 л, заполненный тормозной жидкостью на половину;
— резко нажимают 4—5 раз на педаль сцепления; удерживая педаль нажатой, отвертывают на V2—3/4 оборота перечной клапан. Жидкость с пузырьками воздуха будет выходить
— после прекращения перетекания жидкости в сосуд завертывают перепускной клапан до отказа и отпускают педаль; проверяют уровень жидкости в бачке;
— повторяют прокачку системы до прекращения выхода пузырьков воздуха из трубки;

Доливают жидкость в бачок до нормального уровня.

Для регулировки подшипников ступиц передних колес автомобиля ГАЗ-БЗА поднимают домкратом переднюю ось так, чтобы шина це касалась пола. Отвертывают колпак ступицы, расшплинтовывают и отпускают гайку крепления подшипников на V2 оборота, проверяют свободно ли вращается колесо рукой. Затягивают гайку крепления поворачивая колесо (чтобы ролики подшипников заняли правильное положение), а затем отпускают гайку на 3—4 прорези коронки, т. е до совпадения одной из прорезей с отверстием для шплинта в оси

поворотной цапфы. От сильного толчка колесо должно повернуться не менее чем на 6 оборотов без заметного осевого смещения и качки. За-шплинтовывают гайку крепления подшипников и завертывают колпак ступицы.

Для регулировки подшипников ступиц задних колес следует поднять домкратом задний мост, вынуть полуось и, отвернув контргайку, снять стопорную шайбу и отвернуть на V:t— х/2 оборота гайку крепления подшипников. Далее затянуть гайку, провертывая колесо, и отвернуть ее от положения «туго» на Vs оборота. Установить стопорную шайбу так, чтобы штифт на гайке крепления вошел в одну из прорезей шайбы. Завернуть контргайку, проверить регулировку (свободным вращением колеса), вставить и закрепить полуось.

Подшипники передних колес автомобиля ЗИЛ-130 регулируют в такой последовательности: поднимают переднее колесо домкратом, снимают крышку наружного подшипника, отгибают стопорную шайбу (рис. 2), отвертывают контргайку, снимают стопорную шайбу и замочное кольцо, затягивают регулировочную гайку-шайбу до начала торможения ступицы колеса подшипниками.

Проверка и регулировка схождения передних колес. Для проверки схождения применяют раздвижную линейку (рис. 3), которую устанавливают между передними колесами так, чтобы упоры касались боковин покрышек, а концы цепочек — пола. Шкалу линейки перемещают до совмещения указателя с нулевым делением. Затем автомобиль перекатывают, чтобы линейка оказалась позади передней оси на том же расстоянии от пола, на кото-была впереди колес.

Рис. 2. Схема регулировки подшипников переднего колеса: 1 — контргайка, 2 — стопорная шайба, 3 — замочное кольцо, 4 — гайка-шайба, 5 — штифт

Чаще всего причиной повышенного свободного хода рулевого колеса являются зазоры в шарнирных соединениях рулевых тяг и ослабленная посадка рулевой сошки на шлицах вала.

Рис. 3. Схема проверки схождения передних колес: 1 — линейка, 2 — указатель, 3 — цепочка, 4 — упор

Регулировку производят в такой последовательности (для автомобиля ГАЭ-53А):
— ослабляют болты крепления нижней крышки картера и сливают масло;
— снимают крышку и вынимают тонкую бумажную прокладку;
— устанавливают крышку на место и проверяют люфт подшипников. Если люфт не устранен, снимают толстую прокладку, поставив на место тонкую;
— проверяют усилие на ободе колеса при вынутом вале рулевой сошки. Оно не должно превышать 0,3—0,5 кГ; собирают рулевой механизм.

Для регулировки зацепления ролика (рис. 5) с червяком отвертывают колпачковую гайку, снимают стопорную шайбу и вращают торцовым ключом регулировочный винт по часовой стрелке до устранения зазора. При отсоединенной продольной рулевой тяге усилие на ободе рулевого колеса при его повороте должно быть 1,6—2,2 кГ. Далее надевают стопорную шайбу.

Рис. 4. Динамометр-люфтомер для диагностики рулевого управления: 1 — указатель, 2 — шкала, 3 — рукоятка

Рис. 5. Схема регулировки зацепления ролика с червяком рулевого механизма автомобиля ГАЭ-53А

У автомобиля ЗИЛ-130 перед регулировкой рулевого управления следует проверить уровень масла в бачке насоса гидравлического усилителя, натяжение ремня привода насоса, убедиться в отсутствии воздуха в системе усилителя, осадков или грязи в бачкеиисоса и течи масла в соединениях шлангов.

Для регулировки осевого зазора вала (рис. 6) рулевой сошки, ослабив контргайку, вращают регулировочный винт (вращением винта по часовой стрелке усилие на ободе рулевого колеса увеличивается). Усилие, замеренное динамометром при переходе рулевого колеса через среднее положение, не должно превышать 2,8 кГ.

Если рулевое колесо повернуть на 2 оборота от среднего положения, то усилие на ободе должно составлять от 0.55 до 1,35 кГ. При повороте рулевого колеса на 3/4—1 оборот от среднего положения усилие не должно превышать 2,3 кГ. Если имеются отклонения от норм, необходима разборка рулевого механизма и регулировка предварительного натяга шариковой гайки и Упорных подшипников винта подшипники затягивают гайкой.

Рис. 6. Схема регулировки осевого зазора вала рулевой сошки автомобиля ЗИЛ-130: 1 — вал, 2 — винт

Регулировка ножных тормозов. Различают эксплуатациднную, или текущую, и полную регулировку тормозов При эксплуатационной регулировке сначала полностью устрэдяют зазор между фрикционными накладками колодок и тормозным барабаном, а затем устанавливают зазор, позволяющий колесу свободно! вращаться. Колесные тормозные механизмы регулируют при помощи эксцентриков или червяков.

Для эксплуатационной регулировки ножного тормоза автомобиля ГАЭ-53А необходимо:
— поднять колесо домкратом;
— вращая колесо вперед, постепенно повертывать эксцентрик за головку болта, пока передняя колодка не затормозит: колесо;
— постепенно отпускать эксцентрик, поворачивая колесо рукой, пока оно не станет свободно поворачиваться;
— отрегулировать таким же образом зазоры между задней колодкой и тормозным барабаном;
— отрегулировать тормоза остальных колес.

Полную регулировку тормозов производят после замены наклавдк тормозных колодок или полной разборки тормозного механизма в таком порядке:
— подняв колесо домкратом, отпускают гайки 6 опорных пальцев тормозных колодок и устанавливают пальцы метками внутрь;
— нажимая на педаль тормоза с усилием 12—16 кГ, повертывают опорные пальцы до прижатия концов колодок к тормозному барабану; слегка затягивают ганки опорных пальцев;
— не отпуская педали, повертывают эксцентрики до упора колодок в барабан;
— отпустив педаль тормоза, повертывают эксцентрики в обратном направлении до свободного вращения барабана;
— окончательно затягивают гайки опорных пальцев.

Регулировка гидравлического привода тормозов автомобиля ГАЗ-бЗА состоит в установке правильного зазора между толкателем и поршнем главного тормозного цилиндра. Этот зазор должен быть 1,5—2,5 мм, что соответствует свободному ходу педали тормоза 8—14 мм.

Для регулировки свободного хода педали тормоза отсоединяют тягу, отвертывают контргайку и ввертывают или вывертывают тягу в толкатель.

В автомобиле ЗИЛ-130 ход штоков тормозных камер не должен превышать 35 мм для передних и 40 мм для задних тормозов. При больших ходах штока уменьшают зазор между накладками колодок и тормозными барабанами вращением червяков, расположенных в рычагах, которые соединены со штоками.

Полную регулировку тормозов производят опорными пальцами колодок. Как при частичной, так и при полной регулировке тормозов надо устанавливать наименьший ход штоков: 15 мм для передних и 20 мм для задних тормозных камер.

В целях эффективного торможения рекомендуется для правых певых тормозных камер устанавливать одинаковые ходы Штоков. Колесные тормозные механизмы легковых втомобилей (ГАЗ-24 «Волга» и др.) имеют устройства, автоматически поддерживающие нормальный зазор между фрикционными накладками тормозных колодок и барабанами. Такое устройство находится внутри колесного тормозного цилиндра и представляет собой разрезное упорное кольцо, вставленное в цилиндр с натягом, вследствие чего для перемещения поршня вдоль оси цилиндра требуется усилие 50—60 кГ.

Соединение упорного кольца с поршнем обеспечивает свободное осевое перемещение поршня в пределах 1,9—2,06 мм. Если фрикционная накладка тормозной колодки имеет износ, то после перемещения поршня в указанных пределах силой давления тормозной жидкости, превышающей 60 кГ, поршень дополнительно переместится вместе с упорным кольцом до прижатия тормозной колодки к барабану. Перемещением упорных колец в новое положение и достигается автоматическая установка необходимого зазора между фрикционными накладками колодок и тормозным барабаном. Необходимость в регулировке, возникает только при замене фрикционных накладок или колодок. Она осуществляется при помощи опорных пальцев колодок.

Регулировка стояночного тормоза. Стояночный тормоз автомобиля ГАЭ-53А регулируют винтом, раздвигающим тормозные колодки. Перед регулировкой ставят рычаг коробки передач в нейтральное положение, рычаг тормоза — в крайнее переднее положение, поднимают домкратом одно из задних колес. Затем поворачивают винт так, чтобы тормозной барабан усилием рук не поворачивался. Отпускают винт до свободного вращения барабана.

Если после описанной регулировки торможение будет слабым, регулируют длину тяги вилкой так, чтобы рычаг упирался в разжимный стержень и чтобы были устранены зазоры в соединениях привода тормозов. Далее отвертывают вилку на 1—2 оборота (до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге), ставят палец (головкой вверх) и шплинтуют его, затягивая контргайку.

Полное затормаживание должно происходить при перемещении стопорной защелки рычага 3 на 4—6 зубьев сектора.

Рис. 7. Схема стояночного тормоза автомобиля ГАЭ-53А

Полное торможение задних колес должно достигаться при вытянутой рукоятке тормоза на 2/3 полного хода (24 щелчка) при усилии на рукоятке не более 40 кГ.

Удаление воздуха из системы гидравлического привода тормозов. При попадании воздуха в систему гидравлического привода постепенно увеличивается сопротивление движению педали (педаль пружинит). Необходимо устранить причину попадания воздуха (неплотные соединения трубопроводов, повреждение манжет колесных тормозных цилиндров и т. п.) и прокачать систему.

Рис. 8. Схема привода стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-24 «Волга»: 1 — рычаг, 2,5 — тросы к тормозным механизмам задних колес,. 3 — уравнитель, 4 — гапка, 6 — тяга, 7 — оттяжная пружина, 8 — трос от рычага ручного тормоза

При нажатии на педаль тормоза она не должна опускаться более чем на 1/2 хода, после чего должна ощущаться «жесткость» педали. Если педаль опускается почти до упора в пол кабины, необходимо продолжить прокачку до полного удаления воздуха.

Проверка работы гидровакуумного усилителя. Для проверки необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза при неработающем двигателе, чтобы устранить разрежение в системе усилителя; нажать на педаль с усилием 30—50 кГ и пустить двигатель. Если усилитель исправен, то при. этом будет ощущаться перемещение педали к полу и будет слышно шипение воздуха, проходящего через воздушный фильтр усилителя, расположенный в кабине.

Далее, не отпуская педали тормоза, останавливают двигатель. Если гидровакуумный усилитель исправен, то в течение 1—2 мин педаль перемещаться не будет.

Перемещение педали указывает на неплотности в соединениях или запорном клапане усилителя.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание шасси"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы