Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин

Публикация:
   Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей

Читать далее:




Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей

Залог нормального функционирования жидкостной системы охлаждения двигателей — применение в ней чистой и мягкой воды. При заполнении системы загрязненной и жесткой водой ее примеси засоряют сердцевину радиатора, а соли, содержащиеся в ней, образуют накипь на стенках водяной рубашки, в результа­те чего ухудшается теплоотвод и двигатель перегревается.

Смягчить воду можно кипячением перед ее заправкой в си­стему. Мягкой является дождевая вода и вода, использованная в системе охлаждения двигателей. ‘Поэтому воду, сливаемую из системы, следует собирать в чистую посуду и после фильтрования использовать для долива и заправки системы охлаждения.

Жесткую воду можно смягчить также каустической содой (6—7 г на 10 л воды) или тринатрийфосфатом (10—20 г на 10 л воды). Необходимое для одного двигателя количество соды или тринатрийфосфата высыпают в ведро с водой, тщательно пере­мешивают до полного их растворения, затем раствор отстаивают 10—20 мин. После этого выливают раствор в бочку с водой, пере­мешивают его и после 2—3 ч отстаивания заливают в систему охлаждения.

Смягчают воду также путем процеживания ее через глауко- нитовый фильтр или пролива через аппарат-воронку для магнит­ной обработки воды.
Воду в систему охлаждения заливают через воронку с мелкой сеткой и уложенной на нее полотняной тканью. Не рекомендуется использовать в системе охлаждения воду, содержащую хлор или сернистые соли, потому что они разрушают латунные трубки. В случае необходимости использования такой воды в нее добав­ляют жидкое стекло из расчета 10 г на 10 л воды.

Зимой вместо воды в систему охлаждения двигателей залива­ют антифриз А-40 или А-65, представляющий собой смесь этилен- гликоля и воды. Цифры в марке антифриза указывают темпера­туру его замерзания. В последние годы находит применение антифриз Тосол А-40 и Тосол А-50. Кроме этиленгликоля в его составе есть композиции противокоррозионных и антипенных присадок.

В связи с тем что антифриз имеет больший коэффициент рас­ширения, чем вода, уровень его в радиаторе должен быть ниже на 10—12 мм по сравнению с уровнем воды.

Следует помнить, что этиленгликоль ядовит, поэтому необхо­димо соблюдать меры предосторожности при обращении с ан­тифризом.

В качестве охлаждающей жидкости некоторые предприятия, эксплуатирующие машины в северной зоне страны, применяют дизельное топливо. Оно вредно влияет на соединительные шлан­ги, которые под его воздействием быстро разрушаются. Снизить разрушительное действие можно нагреванием топлива до 130— 150 °С с добавкой к нему медной или латунной стружки (2—4% от массы топлива). После охлаждения перед заливкой в систему топливо необходимо профильтровать. По окончании зимнего се­зона топливо сливают из системы охлаждения и промывают ее раствором каустической соды.

В состав работ по техническому обслуживанию системы ох­лаждения двигателей входят контроль температуры и уровня ох­лаждающей жидкости и герметичности системы, очистка серд­цевины радиатора, проверка состояния уплотнений водяного на­соса, смазывание его подшипников, удаление накипи из системы, проверка исправности действия термостата и термометра.

При нормальной загрузке машины температура охлаждающей жидкости в системе поддерживается 80—95 °С. Если она не на­ходится в указанных пределах, необходимо проверить, достаточ­но ли охлаждающей жидкости в системе, нет ли ее утечек, не засорены ли трубки радиатора, не ослабло ли натяжение ремня привода вентилятора, полностью ли открыта шторка или жалюзи радиатора. У двигателей с воздушным охлаждением проверяют крепление кожуха и при необходимости подтягивают его, очища­ют от загрязнений оребрение цилиндров, их головок, проверяют правильность натяжения ремней вентилятора.

Уровень охлаждающей жидкости в радиаторе не должен быть ниже 80 мм от верхней плоскости заливной горловины. В пере­гретый двигатель не допускается заливать холодную воду, а в холодный двигатель — горячую, чтобы не появились трещины в блоке и головке цилиндров.
При понижении уровня антифриза в радиаторе (из-за испа­рения этиленгликоля) в него доливают воду. Но прежде чем долить воду, необходимо проверить плотность антифриза арео­метром или его состав гидрометром. При плотности антифриза А-40 более 1,07, а А-65 — 1,084 г/см3 следует доливать воду, при меньшей плотности — добавлять антифриз.
Правильность натяжения ремней вентилятора и водяного на­соса проверяют простейшим способом и с помощью приспособле­ния КИ-13918.

Суть простейшего способа заключается в следующем. Нажи­мают рукой на ремень и по величине его прогиба судят о пра­вильности натяжения.

Рис. 40. Проверка натяжения ремней вентилятора устройством КИ-13918:
1 — левый сектор, 2 — правый сектор, 3 — кольцо, 4— шток, 5 — контрольная риска, 6 — ремень вентилятора

Приспособление КИ-13918 (рис. 40) имеет два сектора и шток с рукояткой. На секторе нанесена шкала в виде двух наклонных линий, на одной из которых находятся цифры (1,2, 3, 4, 5, 6), условно обозначающие типоразмер ремня. Между линиями имеется надпись «Норма», обозначающая зону нормаль­ного натяжения ремня. На секторе нанесена справочная таб­личка, на которой указано, какие типы ремней применяют на отдельных двигателях. Буква В на ней означает вентилятор, Г — генератор, К — компрессор. Типы ремней обозначены так же, как и на секторе.

Для проверки натяжения приспособление прикладывают к ремню перпендикулярно его поверхности в середине между шки­вами, так чтобы основания секторов упирались в ремень. После этого нажимают на рукоятку штока до совмещения рис­ки с торцом кольца. Это положение соответствует усилию сжатия пружины приспособления, равному 40 Н. При нажатии на рукоятку поворачиваются связанные со штоком секторы , при этом меняется положение контрольной грани сектора относительно шкалы сектора. В точке их пересечения и опре­деляется усилие натяжения ремня. Если грань перекрывает ли­нию шкалы, то ремень требуется натянуть, а если не доходит до линии без цифр, — ослабить.

У двигателей Д-65, СМД-14 и Д-240 для натяжения ремня вентилятора необходимо ослабить крепление генератора к крон­штейну, отвернуть немного гайку крепления генератора к планке и, поворачивая рукой генератор, добиваться требуемого натяже­ния ремня. Когда оно достигнуто, удерживают одной рукой ге­нератор, а второй закрепляют его.

Натяжение ремня вентилятора двигателей А-41 и А-01М до­стигается перемещением натяжного ролика регулировочным бол­том при ослаблении гайки крепления оси ролика и контргайки регулировочного болта.

Для натяжения ремня вентилятора двигателя Д-108 отпуска­ют три гайки крепления кронштейна вентилятора, отвертывают на два-три оборота контргайку регулировочного болта и, вращая болт, перемещают кронштейн, а с ним и вентилятор, добиваясь требуемого натяжения ремней. По окончании регулировки не­обходимо затянуть контргайку болта и гайки крепления крон­штейна.

У двигателя Д-160 ремень вентилятора натягивают вращени­ем регулировочного винта, в результате чего вместе с натяжным роликом перемещается кронштейн, на котором он закреплен. По завершении регулировки следует завернуть контргайку винта.

Степень загрязнения сердцевины радиатора проверяют по эффективности действия радиатора путем измерения температу­ры воды на входе и выходе из него. Если разность температур менее 10 °С, то сердцевину требуется прочистить. Проверяют радиатор при температуре охлаждающей жидкости в системе охлаждения 85—96 °С.

Крупные наружные загрязнения между пластинами и трубка­ми радиатора удаляют сначала деревянными чистиками, а затем струей воды или сжатым воздухом. Внутри сердцевину промыва­ют раствором одновременно со всей системой.

Наличие накипи в системе охлаждения двигателя определяют по времени нагрева в ней охлаждающей жидкости. Если при закрытой шторке или жалюзях радиатора вода нагревается до температуры 50—60 °С более чем за 8 мин, значит, в системе есть накипь. О наличии ее в системе охлаждения можно судить и по разности температур охлаждающей жидкости и масла в картере прогретого двигателя. Чем меньше разность температур, тем больше накипи. Температуру масла и охлаждающей жидкости измеряют эталонными термометрами, датчики которых устанав­ливают в заливную горловину радиатора и картер двигателя.

Накипь на стенках водяной рубашки двигателей чаще всего удаляют растворами кальцинированной или каустической соды. Первый из них готовят из расчета 100—150 г соды и 50 г керо­сина, а второй — 50—60 г каустика и 25 г керосина на 1 л воды. Заполнив систему охлаждения двигателя одним из названных растворов, работают на машине 10—12 ч, после работы раствор сливают, промывают систему два-три раза чистой водой и за­правляют соответствующей охлаждающей жидкостью.

Термостаты для проверки снимают с двигателя, очищают от накипи и осматривают целостность сильфона. Затем помещают термостат в прозрачную банку с водой и подогревают воду, фиксируя по термометру ее температуру, при которой начал от­крываться и полностью открылся его клапан. У исправного термостата клапан начинает открываться при температуре 78—80 °С, а полностью открывается при температуре воды 88—90 °С. Допустимая температура начала открытия клапана 85 °С, а полного — 93 °С. Если клапан открывается при тем­пературах, превышающих допустимые, термостат заменяют.

Правильность показаний термометра проверяют, помещая его датчик в банку с водой, которую подогревают, и наблюдают за показаниями проверяемого и эталонного термометров. При несовпадении их показаний термометр заменяют.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Техническое обслуживание системы охлаждения двигателей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства