Строительные машины и оборудование, справочник







Техническое обслуживание тормозных систем автомобиля ЗИЛ

Категория:
   Автомобили ЗИЛ


Техническое обслуживание тормозных систем автомобиля ЗИЛ

Состояние тормозных систем во многом определяет эффективность тормозного управления и безопасность движения автомобилей. Обобщенные функциональные показатели для комплексной оценки состояния тормозных систем автомобилей ЗИЛ моделей 431410, 131Н и 133ГЯ приведены ниже.

Заданные функциональные возможности тормозных систем в процессе эксплуатации автомобилей поддерживаются своевременным устранением причин поломок узлов и деталей, т. е. своевременным техническим обслуживанием тормозных систем с соблюдением определенных правил и приемов работы.

Техническое обслуживание механизмов рабочей тормозной системы

Техническое обслуживание механизмов рабочей тормозной системы заключается в осмотре и очистке механизмов, проверке их крепления и регулировке зазоров между колодками и тормозным барабаном. При осмотре необходимо проверить надежность крепления тормозных щитов к поворотному кулаку переднего моста и суппортов к фланцам заднего моста (мостов); затяжку гаек осей колодок и болтов крепления кронштейнов разжимных кулаков к суппорту тормозного механизма; состояние фрикционных накладок; вращение вала разжимного кулака; работу регулировочного рычага.

Фрикционные накладки колодок необходимо предохранять от попадания на них масла, так как фрикционные свойства промасленных накладок нельзя полностью восстановить очисткой и промыванием. Если расстояние от поверхности накладок до головок заклепок меньше 0,5 мм, то тормозные накладки надо заменить. В случае необходимости замены одной из накладок левого или правого тормозного механизма следует заменить все накладки у обоих тормозных механизмов. В противном случае возможна большая разница тормозных сил на колесах одного моста, что может привести к заносу при торможении.

При отсутствии на рабочей поверхности барабана трещин, глубоких рисок, сколов и выкрашиваний его растачивание при замене накладок можно не производить.

Ремонтное растачивание барабанов допускается производить до диаметра 426 мм. После растачивания барабана радиус накладки должен быть равен радиусу расточенного барабана.

Вал разжимного кулака должен вращаться в кронштейне свободно, без заеданий. В противном случае нужно очистить опорные поверхности вала и кронштейна, после чего смазать их тонким слоем смазочного материала.

Ось червяка регулировочного рычага должна поворачиваться свободно, без заеданий. При наличии заеданий нужно вывернуть пробку из корпуса рычага, тщательно промыть внутреннюю полость, дать просохнуть и заполнить корпус регулировочного рычага смазочным материалом.

Регулировка тормозных механизмов по мере необходимости может быть полной или частичной. В любом случае перед регулировкой необходимо проверить правильность регулировки, подшипников ступиц колес. Тормозные механизмы должны быть холодными. Стояночный тормозной механизм следует растормозить.

Полная регулировка тормозного механизма. Производится только после его разборки и ремонта, а также в случае нарушения концентричности рабочих поверхностей фрикционных накладок и тормозного барабана.

Для проведения полной регулировки надо выполнить следующее:
— ослабить гайки крепления осей колодок и сблизить эксцентрики, повернув оси друг к другу метками, которые поставлены на наружных выступающих над гайками торцах осей. Ослабить болты крепления кронштейна вала разжимного кулака;
— подать в тормозную камеру сжатый воздух под давлением 0,10 … 0,15 МПа (нажать на тормозную педаль при наличии воздуха в системе или воспользоваться сжатым воздухом из гаражной установки). В случае отсутствия сжатого воздуха вынуть палец штока тормозной камеры и, нажимая на регулировочный рычаг в сторону хода штока тормозной камеры при торможении, прижать колодки к тормозному барабану;
— поворачивая эксцентрики в одну и другую стороны, сцентрировать колодки относительно барабана, обеспечив плотное прилегание их к барабану. Прилегание к барабану надо проверять щупом толщиной 0,1 мм на расстоянии 20 … 30 мм от наружных концов накладок: на тормозном механизме колес переднего моста — через окно барабана, на тормозном механизме колес заднего моста (мостов) — в щитах. Щуп не должен проходить вдоль всей ширины накладки;
— затянуть гайки осей колодок и болты крепления кронштейна вала разжимного кулака, не прекращая подачи сжатого воздуха в тормозную камеру (при отсутствии сжатого воздуха, не отпуская регулировочный рычаг) и удерживая оси колодок от проворачивания;
— прекратить подачу сжатого воздуха (отпустить регулировочный рычаг) и присоединить шток тормозной камеры;
— повернуть ось червяка регулировочного рычага так, чтобы ход штока тормозной камеры составлял 15 … 25 мм на переднем мосту, на промежуточном и заднем мостах — 20 … 30 мм, убедиться, что при включении и выключении подачи воздуха штоки тормозных камер перемещаются быстро, без заеданий;
— барабаны после регулировки должны вращаться свободно и равномерно, не касаясь колодок. Между тормозным барабаном и колодками могут быть следующие зазоры: у разжимного кулака 0,4 мм; у осей колодок 0,2 мм.

Частичная регулировка тормозного механизма. Проводится только с целью уменьшения имеющегося между колодками и барабаном зазора, который увеличивается при эксплуатации вследствие изнашивания накладок. Наличие больших зазоров, при которых требуется проведение частичной регулировки, обнаруживают по увеличению хода штока тормозных камер, который не должен превышать 35 мм на переднем мосту и 40 мм на тормозных камерах промежуточного и заднего мостов. Частичную регулировку выполняют только вращением осей червяка регулировочных рычагов так же, как и при полной регулировке. При частичной регулировке не следует ослаблять гайки осей колодок и изменять установку осей, так как это может привести к нарушению нормального прилегания колодок к барабану при торможении. В случае изменения установки осей необходимо производить полную регулировку.

При проведении частичной регулировки надо установить наименьший ход штоков тормозных камер (15 … 20 мм).

Для получения одинаковой эффективности торможения правых и левых колес следует стремиться к тому, чтобы ход штоков правых и левых камер каждого моста мало различался. При проверке тормозных механизмов на роликовом стенде необходимо, чтобы разность тормозных сил правого и левого колес одного моста не превышала 15% максимальной.

Техническое обслуживание исполнительного устройства вспомогательной тормозной системы

Техническое обслуживание исполнительного устройства вспомогательной тормозной системы заключается в проверке надежности крепления корпуса к патрубкам системы выпуска отработавших газов двигателя, рычага заслонки — к пневматическому цилиндру, а также в проверке легкости вращения вала заслонки в корпусе механизма. Вал с заслонкой в корпусе должен вращаться свободно, без заеданий. При наличии заеданий нужно снять устройство, очистить его от нагара и грязи, промыть, продуть сжатым воздухом и установить на место.

Общие указания по техническому обслуживанию тормозного пневмопривода

Ежедневно перед выездом следует проверять давление в пневмоприводе (по манометру и сигнализаторам) и работу привода всех тормозных систем. При нажатии на тормозную педаль, повороте рукоятки ручного крана (перемещении рычага стояночного тормоза назад) должны включаться лампы сигнала торможения задних фонарей.

При эксплуатации автомобиля без прицепа необходимо следить за тем, чтобы крышки соединительных головок были закрыты. Постоянно следить за герметичностью пневмопривода в целом и ее отдельных элементов. Особое внимание следует обращать на герметичность соединений трубопроводов и гибких шлангов, так как в этих местах чаще всего возникают утечки воздуха. Места сильной утечки воздуха определяются на слух, а слабой — с помощью мыльной эмульсии. Утечки воздуха из соединений трубопроводов удаляются их подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверку герметичности следует проводить при номинальном давлении в пневмоприводе и неработающем компрессоре. Падение давления воздуха в воздушных баллонах не должно превышать 0,05 МПа за 30 мин при свободном положении органов управления тормозного привода (педали и рукоятки тормозных кранов, кнопок кранов аварийного растормаживания и привода вспомогательной тормозной системы) и за 15 мин после включения органов управления.

Систематически надо сливать конденсат из воздушных баллонов. Интенсивность накопления конденсата зависит от влажности окружающего воздуха и от технического состояния компрессора. При высокой влажности окружающего воздуха конденсат необходимо сливать ежедневно. Наличие большого количества масла в конденсате указывает на неисправность компрессора. В зимнее время при безгаражной стоянке автомобилей нужно особенно тщательно следить за сливом конденсата из воздушных баллонов во избежание замерзания конденсата в приборах и трубопроводах. В случае замерзания конденсата запрещается отогревать приборы, трубопроводы и воздушные баллоны открытым пламенем. Для этой цели следует пользоваться горячей водой. После полного слива конденсата из воздушных баллонов рекомендуется вновь накачать их сжатым воздухом до номинального давления (до срабатывания регулятора давления) и только после этого остановить двигатель.

При температуре наружного воздуха ниже 5 °С необходимо следить за работой предохранителя от замерзания. Предохранитель необходимо систематически заправлять этиловым спиртом, и рукоятка прибора должна находиться в верхнем положении (прибор включен). Периодичность доливки и смены спирта зависит от метеорологических условий и режима эксплуатации автомобиля.

Периодически необходимо очищать приборы тормозного пневмопривода от внешней грязи, проверять их герметичность, проводить осмотр состояния наружных резиновых деталей (чехлов, уплотнителей и т. п.). В случае неисправности разборка приборов и устранение дефектов могут проводиться только квалифицированными специалистами в условиях мастерских.

Техническое обслуживание узлов и приборов тормозного пневмопривода

Компрессор. При техническом обслуживании компрессора необходимо проверять затяжку гаек его крепления к двигателю, гаек крепления головки и других крепежных деталей.

Гайки шпилек, крепящих головку, следует затягивать равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки должен составлять 12 … 17 Н-м. Примерно через 100 тыс. км пробега при ГО (лучше весной) надо снимать головку компрессора для очистки поршней, клапанов и седел. Клапаны, не обеспечивающие герметичность, следует притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также нужно притереть к седлам для получения непрерывного кольцевого контакта при проверке на краску.

На автомобилях ЗИЛ моделей 431410 и 131Н ремень привода компрессора должен быть натянут так, чтобы при приложении усилия 40 Н прогиб участка ремня, расположенного между шкивами компрессора и вентилятора, был равен 5 … 8 мм.

Натяжение ремня привода компрессора регулируют перемещением компрессора. Для этого надо ослабить три гайки крепления нижней крышки к кронштейну, переместить компрессор, обеспечив необходимое натяжение, затем затянуть гайки.

Регулятор давления. Техническое обслуживание регулятора давления заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке работоспособности и очистке фильтра.

Если пределы регулируемого давления воздуха в пневмоприводе не соответствуют заданным, следует с помощью регулировочного винта отрегулировать давление включения компрессора в работу по нагнетанию воздуха в пневмоприводе, а также давление отключения компрессора. Если не удается отрегулировать на указанные выше пределы давления, регулятор нужно снять для ремонта. Для того чтобы очистить от грязи фильтр, его необходимо извлечь и промыть. При этом также следует очистить внутренние полости регулятора и крышки.

Предохранитель от замерзания. Техническое обслуживание предохранителя заключается в очистке его от грязи, доливке и смене спирта, а также в сезонном включении и выключении его.

Для заливки спирта и контроля его уровня рукоятку предохранителя следует опустить в нижнее положение и зафиксировать, повернув на 90°. Затем надо вывинтить пробку с указателем уровня и, пользуясь воронкой, залить этиловый спирт до верхней метки на указателе. После этого нужно закрыть заливное отверстие пробкой с щупом и, повернув рукоятку на 90°, поднять шток в рабочее положение.

Перед началом заморозков (при СО) внутренние полости предохранителя необходимо очистить и промыть. Периодичность смены спирта определяется в зависимости от метеорологических условий и режима эксплуатации. Ориентировочный расход спирта составляет 60 см3 на 1000 км пробега, что приблизительно соответствует расходу 200 см3 в неделю при двухсменной работе.

Воздушные баллоны и краны слива конденсата. Для обеспечения нормальной работы пневмопривода необходимо периодически сливать конденсат из воздушных баллонов через краны. Скопление большого количества конденсата в баллонах не допускается, так как он может попасть в приборы пневмопривода, что приведет к преждевременному выходу их из строя. Количество конденсата зависит от технического состояния компрессора и влажности окружающего воздуха. При пользовании краном слива конденсата на автомобилях-тягачах следует проявлять осторожность.

Кран открывается отведением стержня в сторону отверткой или другим инструментом. Не допускается тянуть за стержень крана вниз, так как это может привести к разрушению его клапана. Если после слива конденсата продолжается утечка воздуха из воздушного баллона, то следует несколько раз нажать и отпустить стержень крана.

Одноконтурный защитный клапан. Техническое обслуживание клапана заключается в очистке его от грязи и проверке герметичности соединений. При необходимости нужно отрегулировать клапан с помощью регулировочного винта. Давление открытия клапана 0,53 … 0,55 МПа.

Двухконтурный защитный клапан. Техническое обслуживание клапана заключается в периодической очистке его от грязи и проверке герметичности соединений.

Необходимо следить за состоянием резиновых чехлов и плотностью их прилегания к пробкам защитного клапана, так как попадание грязи внутрь защитного клапана может привести к нарушению его работы или выходу из строя. Если при проверке на герметичность воздух проходит в атмосферные отверстия пробок и выходит из-под чехлов или нарушена работа защитного клапана, то клапан необходимо заменить. Регулировать клапан нужно на специальном стенде в мастерской или на станции технического обслуживания. Давление закрытия клапанов 0,56 … 0,60 МПа.

Трехконтурный защитный клапан. Техническое обслуживание этого клапана идентично техническому обслуживанию двухкон-турного защитного клапана.

При необходимости следует отрегулировать давление закрытия в основных выводах клапана (0,55 … 0,57 МПа) и в дополнительном выводе (0,50 … 0,52 МПа).

Двухсекционный тормозной кран. Техническое обслуживание крана заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке его герметичности и работы.

Необходимо следить за состоянием защитного резинового чехла крана и плотностью прилегания его к корпусу, так как попадание грязи на трущиеся поверхности крана приводит к выходу его из строя.

Герметичность тормозного крана проверяют с помощью мыльной эмульсии при затормаживании и растормаживании крана. Утечка воздуха через атмосферный вывод тормозного крана в положении растормаживания указывает на негерметичность впускного клапана одной из секций, а утечка воздуха в положении затормаживания — на герметичность выпускного клапана одной из секций тормозного крана. Эксплуатация автомобиля с негерметичным тормозным краном не допускается. Негерметичный кран необходимо заменить.

Тормозной кран срабатывает полностью при усилии на рычаге 900 Н и ходе рычага 26 мм. Начальная нечувствительность крана около 150 Н. Разность давлений в секциях крана может составлять до 0,025 МПа.

Техническое обслуживание привода двухсекционного тормозного крана заключается в периодическом осмотре, очистке и смазывании соединений. Необходимо также следить за состоянием тяги, соединяющей тормозную педаль с тормозным краном, и периодически очищать его от грязи.

При техническом обслуживании привода нужно проверить действие тормозной педали. Педаль после нажатия должна легко возвращаться в исходное положение. Если этого не происходит, следует проверить действие оттяжной пружины и перемещение деталей привода тормозного крана, которое должно быть свободным.

Полностью нажатая тормозная педаль не должна доходить до пола кабины. В случае необходимости следует отрегулировать ход педали, изменяя с помощью регулировочной вилки длину тяги, соединяющей педаль с рычагом тормозного крана.

Ручной тормозной кран обратного действия. Кран не нуждается в специальном техническом обслуживании. Если в процессе работы выявились какие-либо дефекты, кран следует заменить.

Клапан ограничения давления. Клапан не нуждается в специальном техническом обслуживании. Нужно лишь очищать его от грязи и проверять герметичность.

Регулятор тормозных сил и упругий элемент. Техническое обслуживание регулятора тормозных сил и упругого элемента заключается в осмотре деталей их крепления, в проверке состояния тяги упругого элемента и рычага регулятора, в очистке от грязи и посторонних предметов. Если задний мост (мосты) снимают на ремонт или заменяют, то при последующем монтаже следует отрегулировать длину рычага регулятора и тяги. Регулировать должен квалифицированный специалист в следующем порядке:
— рассчитать весовое отношение как отношение нагрузки на задний мост (мосты) нагруженного и порожнего автомобиля. Для седельного тягача нагрузки должны приниматься с учетом веса, приходящегося на седельное устройство от нагруженного и порожнего полуприцепа;
— определить прогиб рессор заднего моста (задней тележки) от изменения нагрузки от нуля до полной;
— определить на номограмме длину рычага регулятора, проведя прямую через значения весового отношения и прогиба до пересечения со шкалой длины рычага. При наличии на автомобиле регулятора с малым ходом (автомобиль ЗИЛ-133ГЯ, изд. 100-3533010-10) следует пользоваться правой шкалой прогиба, регулятора с большим ходом (автомобили ЗИЛ-431410, изд. 100-3533010) — левой шкалой;
— ослабить болт крепления рычага на регуляторе, установить полученную длину рычага как расстояние между центром шарнира соединительной муфты до оси поворота рычага и затянуть болт. Тяга, соединяющая рычаг регулятора с упругим элементом, должна быть вертикальной;
— на порожнем автомобиле довести давление сжатого воздуха в приводе при нажатой тормозной педали до 0,6 МПа и, изменяя длину вертикальной тяги путем перемещения на ней соединительной муфты, установить расчетное минимальное давление сжатого воздуха на выходе из регулятора тормозных сил. Давление на выходе определяется с помощью манометра, присоединенного к клапану контрольного вывода в магистрали подвода воздуха к задним тормозным камерам;
— проверить стабильность давления, выдаваемого регулятором тормозных сил, несколькими торможениями. Предельное отклонение давления от расчетного не должно превышать 0,02 МПа. После проверки надо затянуть хомут на соединительной муфте. Наконечник упругого элемента при этом должен оставаться в нейтральном положении;
— поднять наконечник элемента на значение прогиба подвески и убедиться, что давление в тормозных камерах при нажатой тормозной педали стало 0,6 МПа или больше. Если этого не происходит, то следует вновь произвести расчет, регулировку и проверку давления, корректируя длину рычага регулятора тормозных сил и длину тяги, соединяющей рычаг с упругим элементом.

Следует помнить, что весовое отношение (а следовательно, и прогиб рессор подвески заднего моста) могут меняться во время эксплуатации в зависимости от вида перевозимого груза или от вида оборудования, установленного на данный автомобиль. Поэтому установку и регулировку тормозных сил следует проводить, учитывая эти факторы.

Рис. 1. Номограмма для определения длины рычага регулятора тормозных сил

Тормозные камеры переднего моста. Техническое обслуживание тормозных камер заключается в проверке крепления камер к кронштейнам и проверке их герметичности. Для проверки герметичности нужно, нажав на тормозную педаль, наполнить камеры сжатым воздухом, покрыть мыльной эмульсией стягивающий хомут, дренажные отверстия в корпусе и место присоединения шланга к камере. Утечка выявляется по образованию мыльных пузырей. Устраняется она подтягиванием болтов хомута или соединения шланга. Если при подтягивании болтов хомута утечка в зоне хомута или отверстия в корпусе камеры не устраняется, необходимо заменить мембрану камеры. Следует иметь в виду, что гарантированный срок службы мембраны тормозных камер составляет 3 года.

Тормозные камеры с пружинными энергоаккумуляторами. Техническое обслуживание этих тормозных камер заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи, проверке их герметичности и затяжки деталей крепления.

Проверять тормозные камеры с пружинными энергоаккуму-ляторами на герметичность следует при наличии сжатого воздуха в контуре стояночной и запасной тормозных систем и контуре рабочей тормозной системы тормозных механизмов колес заднего моста, имея в виду, что цилиндры пружинных энергоаккумуляторов наполняются сжатым воздухом при выключении стояночной тормозной системы.

Утечка воздуха через дренажное отверстие или из-под винта устройства для механического растормаживания свидетельствует о том, что неисправно уплотнение поршня энергоаккумулятора.

Утечку воздуха из-под фланца крепления цилиндра следует устранить подтягиванием болтовых соединений. В случае невозможности устранения негерметичности неисправные тормозные камеры следует заменить.

Для проверки на герметичность мембранных тормозных камер нужно нажать на тормозную педаль. Если воздух выходит через входной штуцер цилиндра энергоаккумулятора, неисправно нижнее уплотнение толкателя. Если воздух выходит из-под хомута, следует обстучать хомут молотком и подтянуть болты креплений хомута. Если негерметичность не устраняется, необходимо заменить мембрану. Мембрану надо менять также при утечке воздуха из отверстия в корпусе камеры.

Разбирать, осматривать и смазывать детали цилиндра с пружинным энергоаккумулятором должен только квалифицированный механик в мастерской на специальном приспособлении с соблюдением мер безопасности. Следует помнить, что в цилиндре сжата сильная пружина, которая при неправильной и неосторожной разборке пружинного энергоаккумулятора может нанести травму окружающим людям.

Ускорительный клапан, двухмагистральный перепускной клапан, клапан двухпроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа, клапан однопроводного управления тормозным пневмоприводом прицепа, клапан ускорения самозатормаживания прицепа при обрыве управляющей магистрали. Техническое обслуживание этих клапанов состоит в очистке их от грязи и проверке герметичности.

Соединительные головки. Техническое обслуживание заключается в периодическом осмотре, очистке от грязи и проверке герметичности соединения головок автомобиля-тягача и прицепа. Проверять герметичность следует при сцепке автомобиля-тягача с прицепом последовательно в заторможенном и расторможенном состояниях, причем тормозной пневмопривод прицепа с одно-проводным управлением —с головками типа А и Б, с двухпроводным управлением — с головками типа «Палм». Эксплуатация автопоезда с негерметичными соединительными магистралями между автомобилем-тягачом и прицепом запрещается. Для устранения негерметичности в соединительных головках необходимо заменить уплотнительные кольца или соединительные головки в сборе.


Читать далее:

Категория: - Автомобили ЗИЛ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины