Строительные машины и оборудование, справочник






Техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и управления машин


Категория:
   Техническое обслуживание дорожных машин


Техническое обслуживание трансмиссии, ходовой части и управления машин

Работоспособность трансмиссии машин поддерживается вы­полнением работ технического обслуживания, таких, как регу­лирование сцепления и промывка его дисков, регулирование блокировочного механизма коробок передач, механизма/ управ­ления, тормозов и промывка муфт поворота.

Основным показателем правильности регулировки сцепления постоянно-замкнутого типа, наиболее широко распространенного на машинах, служит зазор А между отжимными рычагами и муф­той выключения.

Свободный ход педали проверяют линейкой или с помощью приспособления КИ-9919. Зазор между отжимными рычажками и муфтой выключения проверяют щупом и при необходимости ре­гулируют изменением длины тяги регулировочной гайкой.



У сцеплений, имеющих гидроусилитель, таких, как тракторов Т-ЮОМЗ и Т-130М, после этого регулируют зазор между штоком гидроусилителя и его нажимным рычагом и свободный ход што­ка. Зазор должен быть 0,5—1 мм, а свободный ход штока 14—15 мм.

При пробуксовывании дисков сцепления их следует промыть, так как оно может происходить из-за замасливания. Для этого запускают двигатель машины и прогревают диски сцепления, включением и выключением его. Через 3—4 мин двигатель оста­навливают, проверяют надежность крепления пробки сливного отверстия в картере сцепления, открывают крышку его люка, заливают в картер 5—6 л керосина, закрывают крышку, запус­кают двигатель и дают ему возможность поработать на холос­том ходу 7—8 мин, не выключая сцепление. При этом промы­ваются внешние поверхности деталей сцепления.

По истечении указанного времени двигатель останавливают, сливают из картера промывочный загрязненный керосин, вторич­но заливают столько же чистого керосина, запускают двигатель и промывают накладки дисков сцепления, периодически включая и выключая его. Через 8—10 мин закрепляют педаль в выклю­ченном положении, останавливают двигатель, сливают промывоч­ный керосин и оставляют сцепление в выключенном положении на 5—6 ч, чтобы стекла с накладок дисков промывочная жид­кость и они просохли.

Для предупреждения замасливания накладок дисков сцеп­ления необходимо периодически сливать через сливное отверстие скапливающееся в картере масло.

Если при выключенном сцеплении с трудом переключаются передачи коробки передач машины, а при включенном сцеплении они переключаются свободно, необходимо проверить регулировку блокировочного механизма. На тракторе ДТ-75 и его модифи­кациях блокировочный механизм регулируют изменением длины блокировочной тяги так, чтобы палец заднего валика блокиров­ки не доходил до упора на 2—5 мм при выключенном сцеплении.

У правильно отрегулированного блокировочного механизма тракторов Т-ЮОМЗ и Т-130М рычаги тяг должны отклоняться на 15—21°, а рычаги валика фиксатора — на 30° вперед по ходу трактора. О правильности положения рычагов валиков фикса­тора судят по совпадению риски на рычагах с рисками на кор­пусах валика. Регулировка производится изменением длины тяги, соединяющей указанные рычаги.

Рис. 56. Регулирование управления поворотом и тормозов трактора ДТ-75М:
1 — тормозная лента, 2 — регулировочная гайка тормоза солнечной шестерни, 3 — ведущая шестерня конечной передачи, 4 — регулировочная гайка остановоч­ного тормоза, 5—шкив остановочного тормоза, 6— шток-указатель тормоза солнечной шестерни, 7 — тяга рычага управления тормозом солнечной шестерни, 8 — пружина тормоза солнечной шестерни, 9 — шкив тормоза солнечной шестер­ни, 10 — вал заднего моста, 11 — солнечная шестерня, 12 — водило, 13 — корон­ная шестерня, 14 — ведущая шестерня главной передачи, 15 — сателлит, 16 — регулировочный винт провисания ленты тормоза солнечной шестерни, 17 — от­тяжная пружина тормозной ленты тормоза солнечной шестерни, 18 — регулиро­вочный винт провисания ленты тормоза солнечной шестерни, 19 — оттяжная пру­жина тормозной ленты остановочного тормоза

Правильность регулировки механизма управления поворотом трактора ДТ-75 и его модификаций проверяют по свободному ходу рычагов управления.

Нормальный их ход 60—80 мм. При уменьшении хода до 30 мм или увеличении более 100 мм его регулируют, для чего открывают крышки средних люков в задней части корпуса заднего моста, завертывают гайки (рис. 56) до полного прилегания ленты к шкиву, а затем отпускают ее до кольцевой проточки на штоке 6 с кромкой отверстия проушины пружины. После этого винтом регулируют зазор между ниж­ней частью ленты и шкивом. Винт заворачивают до упора и отпускают на один оборот. В заключение проверяют свободный ход рычагов. Если он не соответствует названному выше зна­чению, то его регулируют изменением длины тяги.

Рис. 57. Регулирование управления поворотом и тормозами тракто­ра Т-130М:
1 — толкатель сервомеханизма, 2— предохранительная пружина блокиров­ки, 3 — регулировочная вилка тяги сервомеханизма, 4, 15 — тяги, 5 — регулировочная вилка тяг тормозов, 6 — рычаг управления, 7 — регули­ровочная вилка тяги, 5 — регулировочный болт, 9 — контргайка, 10 — вилка тормоза, 11— шаровая гайка, 12 — плавающий двуплечий рычаг тормоза, 13 — тяга блокировки, 14 — рычаг привода, 16 — рычаг тяги блокировки, 17-—педаль сцепления, 18—педаль изменения частоты вра­щения коленчатого вала двигателя, 19 — валик привода блокировки, 20 — педаль тормоза, 21 — короткая тяга тормоза, 22 — регулировочная вилка короткой тяги тормоза, 23 — переходный рычаг, 24 — оттяжнгя пружина тормоза, 25 — наружный рычаг тормоза, 26 — внутренняя тяга тормоза, 27 — контргайка, .25 — шаровая гайка муфты поворота, 29 — рычаг выключения муфты поворота, 30—вертикальный валик, 31 — рычаг вертикального валика, 32 — тяга выключения муфты поворота

Для проверки правильности регулировки остановочных тормо­зов трактора ДТ-75 и его модификаций снимают крышки двух крайних люков, находящихся на задней стенке корпуса заднего моста, нажимают на педаль тормоза до отказа. Если зуб педали выходит за последнюю впадину сектора, тормоз требует регулирования. Для этого вводят зуб педали в первую впадину и завинчивают регулировочную гайку до отказа. Затем винтом 18 регулируют зазор между нижней частью ленты и шки­вом так же, как и управления поворотом.

У тракторов Т-100МЗ и Т-130М механизм управления пово­ротом регулируют в таком порядке: отсоединяют вилку (рис. 57) от тяги гидроусилителя, поджимают рычагами порш­ни гидроусилителя до упора их в толкатели, вращением шаровой гайки, изменяя длину тяг гидроусилителя с помощью вилок, добиваются такого положения, чтобы рычаг управления занял вертикальное положение, после чего вращением вилок обеспе­чивают свободный ход рычага 20—30 мм (по верхнему концу рычага) вправо и влево, что соответствует 3—5 мм хода тяги гидроусилителя. Затем, ослабляя шаровые гайки, устанавли­вают свободный ход рычагов в пределах 65—80 мм, соответст­вующий 11 —13 мм ходу тяги гидроусилителя. Допустимый сво­бодный ход рычага 45—100 мм.

Действие тормозов трактора Т-130М проверяют перемеще­нием рычага управления назад до отказа. При этом лента долж­на плотно прилегать к барабану. Если она не прилегает, то тор­моза регулируют гайкой. В заключение добиваются одина­кового зазора между лентой и барабаном вращением болта при ослаблении контргайки. Болт заворачивают до отказа, а затем отпускают его на 0,75—1,5 оборота и закрепляют контр­гайкой.

При замасливании диски муфт поворота тракторов Т-100МЗ и Т-130М промывают в таком порядке. Сразу после остановки трактора проверяют надежность крепления пробок сливных от­верстий, заливают в каждое отделение по 7,5—8,5 л керосина, запускают двигатель, включают первую передачу и передвигают­ся на тракторе вперед и назад на 8—10 м, не выключая муфт. Через 5—8 мин трактор останавливают, открывают сливные от­верстия, сливают керосин и ставят на место пробки сливных отверстий.

Заливают чистый керосин, включают первую передачу, пус­кают трактор и поочередно выключают муфты поворота. Спустя 5—8 мин трактор останавливают, сливают промывочный керосин, выключают муфты поворота шаровыми гайками и оставляют трактор в таком положении на ночь. Перед началом очередной смены ставят на место пробки сливных отверстий, регулируют и управление поворотом, смазывают подшипники выключения, за­пускают двигатель, пускают трактор в работу и проверяют дейст­вие муфт поворота. Если они пробуксовывают, промывку по­вторяют.

Рис. 58. Регулирование тормоза поворотной платформы экскаватора ЭО-4124:
1, 3, 4, 5— регулировочные гайки, 2 — шток, 6,7 — болты бором К-402:

Рис. 59. Измерение усилия и сво­бодного хода рулевого колеса при-
1 — обод рулевого колеса, 2 — дина­мометр, 3 — шкала, 4 — стрелка-указа­тель, 5 — рукоятка

Тормоз механизма поворота экскаватора ЭО-4124 регулируют в таком порядке. Выключают тормоз, ослабляют гайки (рис. 58), плотно прижимают колодки к тормозному шкиву вра­щением гайки и фиксируют их болтами. Сжимают пружину гидроцилиндра вращением гайки так, чтобы расстояние от на­ружного торца штока до торца крышки гидроцилиндра А было 116—118 мм. В таком положении затягивают гайки .

Правильность действия рулевого управления трактора ЮМЗ-6 проверяют по свободному ходу рулевого колеса и усилию на его ободе, измеряя их приспособлением К-402 (рис. 59). Для этого закрепляют на колонке стрелку-указатель, а на рулевом колесе — динамометр и шкалу. Вращая с помощью рукояток динамометра рулевое колесо вправо и влево, замеряют его свободный ход по шкале и усилие на его ободе — по шкале динамометра. Нормальный свободный ход рулевого колеса трактора ЮМЗ-6 — 15—20°, а проворачиваться оно должно от усилия 15—22 Н. Если они не соответствуют указанным значе­ниям, рулевое колесо регулируют.

Регулировку начинают с зазоров рулевых тяг путем затяги­вания пробок шарниров до отказа и отпускания их на 2 обо­рота в поперечной тяге и на 1/3 оборота — в продольной. Затем регулируют зазор в подшипниках вала червяка, для чего отсое­диняют продольную тягу от сошки, поворачивают рулевое колесо так, чтобы ролик вышел из зацепления с червяком, снимают крышку корпуса и изменением толщины прокладок под ней добиваются необходимого зазора в подшипниках. При нормаль­ном зазоре червяк вращается от усилия 3—8 Н, приложенного к ободу рулевого колеса. После этого вводят ролик в зацепление с червяком и устанавливают его в среднее положение. Это поло­жение определяют по числу оборотов рулевого колеса. Оно должно быть одинаковым влево и вправо до выхода ролика из зацепления.

Рис. 60. Измерение осевого зазора поддержи­вающего ролика трактора ДТ-75М приспособ­лением КИ-4850:
1 — электромагнит, 2 — стойка, 3 — штатив, 4 — защитный колпак поддерживающего ролика, 5 — шток, 6 — индикатор

В таком положении покачивают нижний конец сошки. Его перемещение не должно быть более 0,15 мм. При большем перемещении сошки регулируют зазор в зацеплении червяка с роликом винтом при снятом рулевом механизме.

По окончании регулировки соединяют продольную тягу с сош­кой, проверив перед этим, чтобы ролик входил в зацепление с червяком в среднем положении, а передние колеса располагались прямолинейно.

Зазор в подшипниках направляющих колес тракторов ЮМЗ-6, ДТ-75 и его модификаций, подшипниках поддерживаю­щих роликов и каретках трактора ДТ-75 проверяют с помощью приспособления КИ-4850 (рис. 60). Осевой зазор направляющего колеса и опорных катков трактора ДТ-75М допускается не более 0,6 мм, а поддерживающего ролика — 0,4 мм.

Осевой зазор у опорных катков и роликов уменьшают путем удаления прокладок из-под корпуса уплотнения. Требуемый за­зор в подшипниках направляющего колеса устанавливают регу­лировочной гайкой. Ее заворачивают до тех пор, пока колесо не начнет вращаться туго, а затем отпускают на Д — 1 /5 оборота. В таком же порядке регулируют и зазор в подшипниках направ­ляющих колес колесных тракторов.

Рис. 61. Проверка сходимости передних колес машин:
а — линейка, б — установка линейки; 1 — подвижная труба, 2 — винт, 3 — шкала, 4 — наружная труба, 5 — промежуточная труба, 6 — фиксатор, 7— удлинитель, 8 — контактный наконечник, 9 — цепочка, 10— пружина, 11 — стрелка; I — места замера сходимости колес; II — замер сходимости колес; А — расстояние между задней частью колес, Б — расстояние между передней частью колес

Перед проверкой зазора в подшипниках направляющих колес гусеничного трактора разъединяют гусеничное полотно и сни­мают его с колеса, а у колесных тракторов приподнимают дом­кратом переднюю ось, так чтобы колесо свободно вращалось. С помощью подкладок освобождают от нагрузок каретки, у кото­рых проверяют и регулируют зазор.

У экскаваторов ЭО-2621 и ЭО-3322Д регулируют сходимость передних колес, для этого вывешивают передний мост и, изменяя длину поперечной тяги, добиваются, чтобы разность между передней и задней частью колес А—Б (рис. 61) была 8—12 мм. Указанное расстояние замеряют приспособлениями КИ-650 или КИ-13927.

Правильность действия тормозов хода трактора ЮМЗ-6 про­веряют по полному ходу педалей. Он должен быть не более 80 мм. При большем ходе педали тормоза регулируют измене­нием длины тяг тормозных педалей.

У экскаваторов ЭО-3322Д пневматический привод тормозов, поэтому перед их регулировкой обслуживают привод. Проверяют натяжение ремней привода компрессора по их прогибу. При уси­лии 40 Н прогиб ремней должен быть 8—14 мм. Натяжение при необходимости производят перемещением компрессора. Дав­ление воздуха в системе регулируют, изменяя силу сжатия пру­жины регулятора, если оно не находится в пределах 0,7— 0,75 МПа. Нормальное давление открытия предохранительного клапана пневмосистемы 0,94—1 МПа. Его регулируют регули­ровочным винтом, предварительно заглушив трубопровод, по которому подводится воздух к регулятору давления.

Тормоза хода экскаватора ЭО-3322Д регулируют в таком по­рядке. Заклинивают одно колесо, установив подкладки перед и за ним.

Приподнимают домкратом второе колесо, чтобы оно не касалось грунта, подкладывают под мост подкладки, убирают домкрат и, убедившись в устойчивости машины, проворачивают гаечным ключом ось (рис. 62) червяка до тех пор, пока колесо не перестанет свободно поворачиваться. После этого про­ворачивают ось в обратном направлении до установления зазора 0,3—0,8 мм между накладками и тормозным барабаном.

Зазор проверяют через специальные лючки или по ходу штока тормозной камеры. Указанному выше зазору соответствует ход штока 20—30 мм. Он не должен отличаться более чем на 5 мм у разных камер экскаватора. Если ход штока увеличится до 40 мм при давлении в пневмосистеме не ниже 0,6 МПа, тормоза требуется регулировать.

У экскаватора ЭО-4124 тормоза хода регулируют так же, как и его тормоз поворота.

Перед тем как проверить натяжение гусеничных лент, оцени­вают их состояние путем измерения десяти звеньев верхней их ветви, используя для этого приспособление КИ-13927 или рулет­ку. Замер производят при хорошо натянутой верхней ветви ленты, для чего перемещают машину назад до полного натяже­ния ленты и затормаживают машину.

Если длина десяти звеньев гусеничной ленты тракторов Т-100МЗ и Т-130М достигла 2060 мм, а трактора ДТ-75 и его модификаций — 1770 мм и разность длин обеих лент более 10 мм, ленты требуется поменять местами. В случае если длина десяти звеньев превышает указанные выше значения и меньше предель­ных, а пальцы не менялись, следует заменить пальцы и поменять местами ведущие колеса, так чтобы они работали неизношен­ной стороной. Предельная длина десяти звеньев для тракторов Т-100МЗ и Т-130М — 2110 мм, а трактора ДТ-75 и его модифи­каций— 1900 мм. При достижении ее гусеничные ленты за­меняют.

Рис. 62. Регулирование тор­мозов экскаватора ЭО-3322Д:
1 — пластина фиксатора, 2 — пружина, 3 — пробка, 4 — ша­рик, 5 — червяк, 6 — корпус ре­гулировочного рычага, 7 — ось червяка, 8 — червячная шестер­ня

Рис. 63. Проверка и натяжение гусеничной ленты трактора ДТ-75М:
а — проверка натяжения, б— натяжение; 1 — ключ, 2 — натяжной винт, 3 — регулировочная гайка

Правильность натяжения гусеничных лент проверяют по ее прогибу устройством КИ-13903 или КИ-13927, а при их отсутст­вии — рейкой и масштабной линейкой. Перед проверкой натя­жения лент необходимо выехать на ровную площадку и проехать на машине вперед, чтобы хорошо натянулась нижняя ветвь ленты. У трактора ДТ-75 и его модификаций прогиб ленты из­меряют между поддерживающими роликами (рис. 63, а). Нор­мальным считается натяжение при прогибе ленты 40—50 мм. Если он превысит 70 мм, ленту натягивают вращением регули­ровочной гайки (рис. 63, б).

Перед натяжением лент очищают натяжной винт, смазы­вают его пластичной смазкой и ослабляют контргайку. Если для нормального натяжения ленты не хватает резьбы натяжного бол­та, удаляют из каждой ленты по одному звену. После регули­ровки натяжения ленты затягивают контргайку.

Натяжение гусеничных лент тракторов Т-100МЗ и Т-130М проверяют по их провисанию между ведущим колесом и задним поддерживающим роликом. Нормальное провисание ленты 7— 15 мм. Если оно превысит 30 мм, натягивают ленту гидрав­лическим натяжным устройством путем нагнетания в его цилиндр пластичной смазки рычажно-плунжерным шприцем через пресс- масленку.

У экскаваторов ЭО-4124 гусеничные ленты натягивают в том случае, если между выступами звеньев и вилкой передней части рамы зазор уменьшился до 30 мм. Натяжение осуществляют с помощью гидравлического устройства так же, как и у тракторов. Нормальный зазор между нижней частью выступа звена и вилкой 50—60 мм.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание дорожных машин


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины