Строительные машины и оборудование, справочник





Типовые работы по техническому обслуживанию

Категория:
   Эксплуатация средств механизации


Типовые работы по техническому обслуживанию

Состав работ очередного технического обслуживания приведен в заводских инструкциях, прикладываемых к паспорту машины.

Землеройные машины при техническом обслуживании в условиях строительства и ремонтно-эксплуатационных баз для поддержания их работоспособности проходят следующие операции: мойку и очистку от грязи и различных отложений; диагностирование и регулирование двигателей, гидравлических систем и трансмиссии; смазывание поверхностей трения согласно таблице и карте смазывания; проверку и регулирование ходовой части (у гусеничных машин — натяжение гусениц, крепление траков, проверку подшипниковых опор и поверхности катков, у пневмо- колесных — измерение давления в шинах и контроль их поверхностей, перестановку шин); проверку и регулирование фрикционных соединений (муфт) и тормозных систем, дозаправку эксплуатационными жидкостями и топливом; промывку топливных, смазочных и гидравлических систем; проверку и регулирование работы приборов; подготовку к осенне-зимней и весенне-летней эксплуатации; проверку крепления основных сборочных единиц; проверку и регулирование электросистем; замену или наплавку рабочих органов; замену отдельных сборочных единиц.

В процессе ЕО машины очищают от пыли и грязи, проверяют путем наружного осмотра их комплектность, состояние рабочего оборудования, его крепление, качество сварных швов в наиболее опасных местах; смазывают сборочные единицы машины согласно таблице и карте смазывания; проверяют работу двигателя и его основных систем, а также контрольно-измерительных приборов, приборов освещения и сигнализации. У машин с канатно- блочным приводом проверяют канаты, блоки, канатоведущие трубы и лебедки. У машин с гидропроводом проверяют крепление его элементов и подтягивают уплотнения при обнаружении течи РЖГ, в машинах на пневматическом ходовом устройстве — протекторы и давление в шинах. Следует убедиться в надежности тормозов.



При ТО контролируют состояние крепежных деталей и смазывают машину согласно карте и таблице смазывания. В зависимости от номера технического обслуживания проверяют и регулируют фрикционные соединения, тормоза, гидро- и пневмо- оборудование, передачи, механизмы передвижения и управления, электросистему, двигатель. При необходимости заменяют или ремонтируют неответственные детали и сборочные единицы. Изношенные рабочие органы наплавляют износостойкими материалами. Места с отставшей краской и следами коррозии зачищают и подкрашивают. Проводят диагностирование и оценивают остаточный ресурс сборочных единиц и деталей.

При СО кроме этих операций заменяют смазочные материалы и РЖГ, создают машинисту комфортные условия работы, а также обеспечивают нормальный тепловой режим двигателя и гидросистем.

Подъемно-транспортные машины, располагаемые на стройке стационарно, в процессе технического обслуживания очищают от грязи, контролируют и заменяют стальные канаты, диагностируют и регулируют электрооборудование, фрикционные соединения и тормоза, смазывают, проверяют крепление основных агрегатов, заменяют отдельные сборочные единицы, ремонтируют ленты и цепи. Кроме того, у них диагностируют и регулируют двигатель внутреннего сгорания и гидрооборудование; заправляют эксплуатационными жидкостями и топливом; проверяют и регулируют ходовую часть (у гусеничных машин — натяжение гусениц, крепление звеньев траков, опорных частей и поверхностей катков, у пневмоколесных — давление в шинах и состояние их поверхностей, перестановку шин); контролируют приборы и системы освещения; готовят к осенне-зимнему и весенне-летне- му периоду.

При техническом обслуживании этого оборудования особое внимание обращают на приборы безопасности и стальные канаты. При контроле стального каната определяют степень его износа, коррозию проволочек, количество обрывов проволок и прядей. Количество обрывов проволок измеряют на длине одного шага свивки путем визуального осмотра. Допускаемое число обрывов регламентировано нормами Госгортехнадзора в зависимости от конструкции каната, типа свивки и отношения диаметра барабана к диаметру каната. Например, для каната с органическим сердечником при односторонней свивке конструкции 6X19=114 и отношении диаметров, равном 6, допускается шесть обрывов; для канатов крестовой свивки с органическим сердечником конструкции 6X 61 = 366 и отношении диаметров свыше 7 число обрывов может доходить до 40.

При контроле канатов, используемых в машинах, связанных с подъемом людей, нормы браковки снижаются в 2 раза. При поверхностном износе и слое коррозии допускаемое количество обрывов проволочек снижается на определенную величину, зависящую от степени уменьшения диаметра проволочек и колеблющуюся от 15% при износе 10%, до 50% при износе 30 % и более.

Во избежание раскручивания стальных канатов при рубке их концы обматывают мягкой проволокой на длину 1…2 диаметра по обе стороны от намеченного места рубки. Рубят канат острым кузнечным зубилом на стальной массивной подставке. При перемотке канатов нельзя допускать образования петель и заломов, которые могут привести к резкому снижению прочности каната.

Периодичность смазывания стального каната в зависимости от условий работы колеблется в пределах от 1 раза в 5 дней до 1 раза в 10 дней при смазывании маслом и от 1 раза в 15 дней до 1 раза в 30 дней при применении пластичных смазочных материалов.

В ежесменное обслуживание подъемно-транспортного оборудования помимо общего осмотра входит проверка грузозахватных и чалочных приспособлений. При обнаружении дефектов тут же сообщают о них лицу, ответственному за подъемные работы. Во время ЕО также испытывают грузоподъемный механизм до работы в соответствии с действующей инструкцией Госгортехнадзора. К грузоподъемным кранам прилагают сменные журналы из приема и сдачи для заполнения и в процессе работы. Рабочих снабжают исправным инвентарем для проведения ЕО.

В процессе ЕО тщательно контролируют тормозные устройства.

Для примера ниже приведены типовой состав и последовательность работ по ежесменному обслуживанию подъемников, занимающему 15 мин. Сюда относятся очистка опорной рамы, грузовой лебедки и грузовой платформы от грязи, льда и снега; проверка количества и качества смазочных материалов во всех сборочных единицах, доступных внешнему осмотру; контроль состояния и мест крепления канатов; внешний осмотр деталей ловителей; наружный контроль электроаппаратуры и проводки; контроль работы конечных выключателей. После первых подъемов грузов проверяют работу тормозов и, если надо, регулируют их.

ТО легких кранов и подъемников включает в себя проведение следующих видов работ: – очистку и мойку основных сборочных единиц механизмов (двигателя, передач, тормозов, блоков, канатов, направляющих, грузозахватных устройств); – контроль технического состояния рельсовых путей (для самоходных подъемников), тормозов, канатов, передач, двигателей, грузозахватных устройств; – контроль крепежных, шпоночных и шлицевых соединений; проверку на подтекание масла из редуктора; смазывание сборочных единиц согласно указаниям, содержащимся в карте и таблице смазывания.

СО помимо ЕО и ТО включает в себя частичную разборку и промывку редукторов с соответствующей сменой смазочных материалов, осмотр закрытых зубчатых зацеплений, сборку редукторов, подкраску металлоконструкций, ремонт кожухов электродвигателей и тормозов.

В ленточных конвейерах дополнительно контролируют состояние, натяжение и центрирование ленты, а также проверяют состояние приводных и натяжных барабанов.

Мобильные подъемно-транспортные машины обслуживают как непосредственно на стройке, так и на базах механизации.

Машины для приготовления и укладки бетонных смесей и строительных растворов просты по конструкции и не требуют проведение сложных операций по техническому обслуживанию. Машины этого класса каждый день в обязательном порядке моют и очищают от остатков раствора и бетонной смеси, проверяют болтовые крепления, регулируют цепной и ременный приводы, фрикционные соединения, тормоза и муфты, смазывают в соответствии с картой и таблицей смазывания. Кроме того, диагностируют и регулируют двигатели внутреннего сгорания, электродвигатель, компрессоры и гидрооборудование, заправляют эксплуатационными жидкостями, промывают смазочные и гидравлические системы, проводят несложный ремонт некоторых сборочных единиц.

Операции ЕО этих машин включают в себя очистку и промывку их емкостей от остатков раствора и бетонной смеси в конце работы, проверку общего технического состояния машин путем испытания всех механизмов на холостом ходу, смазывание сборочных единиц и деталей, предусмотренное инструкцией.

Операции ТО оборудования включают в себя регулирование фрикционных муфт и тормозов, проверку натяжения цепных и ременных передач, контроль состояния зубчатых передач и подъемных канатов скиповых подъемников, подтягивание болтовых креплений, внешний осмотр электроаппаратуры и проводки, проверку на подтекание в гидроаппаратуре.

В правйльно-отрезных станках дополнительно контролируют состояние режущих граней отрезных инструментов и регулируют положение правильных барабанов. Благодаря простой конструкции станки проходят все виды ТО и ремонта на базе механизации.

Ручные машины во время технического обслуживания смазывают, очищают от грязи и пыли, проверяют в них электропроводку при электроприводе и шланги в случае использования пневмопривода.

Электрооборудование при техническом обслуживании очищают от пыли и грязи. Затем зачищают контакты, проверяют изоляцию и смазывают поверхности трения механических частей. Для проведения контрольных операций применяют комплекты аппаратуры, включающие в себя вольтметры, омметры, амперметры, пробники и контрольные лампы, тахометры.
Гидравлическое и пневматическое оборудование в процессе ЕО контролируют и на основании этого подтягивают крепления исполнительных гидро- и пневмоцилиндров, распределителей, двигателей, насосов, трубопроводов. Затем визуально, на слух и с помощью приборов проверяют работу всех элементов. Кроме того, определяют уровень РЖГ в системе и при необходимости доливают ее до нормы.

В процессе ТО необходимо убедиться в надежности уплотнений, устранить течи РЖГ во всех элементах гидрооборудования, заменить негодные быстросъемные детали гидравлического привода, проверить и отрегулировать клапаны и автоматический переключатель золотникового распределителя, промыть фильтрующие элементы, корпуса фильтров, масляного бака, набивку сапуна бака, определить состояние заборных шлангов, шлангов высокого давления и при необходимости заменить их.

Пневмопривод осматривают, устраняют утечки сжатого воздуха, спускают конденсат из масловлагоотделителей, проверяют систему распределения сжатого воздуха, в том числе продувочные краны, проверяют работы всех исполнительных элементов пневмопривода, снимают заднюю крышку компрессора и промывают детали уплотнительного устройства.

СО гидравлического оборудования включает в себя, кроме того, переход на соответствующие РЖГ, а также работы по поддержанию его номинального теплового баланса.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация средств механизации

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины