Строительные машины и оборудование, справочник





Токоподвод к крану

Категория:
   Грузоподъемные краны предприятий



Токоподвод к крану

Для обеспечения бесперебойной работы грузоподъемного крана необходимо обеспечить надежное и постоянное снабжение его электроэнергией. Для электроснабжения передвижного грузоподъемного крана служит крановый токоподвод. По конструкции разделяют: троллейный и кабельный токоподвод. Название троллейный произошло от английского слова «троллей» — контактный провод с роликовым токоприемником. По назначению различают троллеи (токонесущие шины) главные (цеховые), расположенные вдоль пролета цеха (вне крана) для энергоснабжения крана,и крановые, расположенные на мосту грузоподъемных кранов старых конструкций для энергоснабжения грузовой тележки. В настоящее время троллейный токоподвод применяют на мостовых, консольных кранах и кранах-штабелерах, а кабельный — на козловых кранах и преимущественно для энергоснабжения грузовых тележек кранов.

Главные троллеи жесткого типа выполняют из стального сортового проката-уголка, квадрата, швеллера. Тип проката и его сечение зависят от силы потребляемого краном тока, длины линии и условий эксплуатации крана.

Рис. 71. Троллейный токоподвод: а — троллеи из уголковой стали, б – токоприемник для троллеев из уголковой стали; 1 – несущая консоль, 2 — фарфоровый изолятор, 3 — стягивающая шпилька, 4 — кронштейн для крепления, 5 — троллей, 6 — башмак, 7 — качающийся рычаг, 8 — гибкий провод, 9 — соединительная планка

Троллеи на фарфоровых изоляторах при помощи тролле- едержателей крепят к подкрановым балкам или конструкциям здания (рис. 71). Концы сортового проката соединяют контактной сваркой. Допускаемое отклонение троллеев от продольных осей в горизонтальной и вертикальной плоскостях ±8 мм. Число главных троллеев для передачи трехфазного переменного тока — три. Число крановых троллеев зависит от числа двигателей, установленных на грузовой тележке, и принятой схемы управления.

Напряжение с троллеев снимают башмаки, установленные на качающихся рычагах и образующие токоприемники, скользящие по троллеям. Сами токоприемники изолированы от металлоконструкции крана и связаны электрически через вводное устройство с электрической схемой крана. Башмаки токоприемника выполнены из чугуна и обеспечивают за счет силы тяжести необходимое усилие нажатия на троллеи — 20…160 Н.

Гибкие троллеи выполняют из натянутых между опорами медных проводов, работающих со специальными токоприемниками. Гибкие троллеи должны иметь блокировку, отключающую питание при обрыве троллеев. Главные троллеи жесткого типа окрашивают в красный цвет, за исключением рабочей (контактной) поверхности. Наличие напряжения на троллеях указывают сигнальные лампы (по одной на каждый троллей), которые автоматически включаются при наличии напряжения в сети. В случае секционирования троллеев или наличия в пролете зоны для ремонта кранов каждая секция троллеев должна иметь автономное подключение к сети и соответствующую сигнализацию. При работе кранов на открытом воздухе, когда возможно попадание воды и образование наледи на троллеях, следует предусматривать специальные устройства либо разрабатывать мероприятия для их предупреждения или устранения.

Рис. 72. Кабельный токоподвод с каретками: 1 — неподвижное крепление кабеля, 2— каретка, 3 — ролик каретки, 4 – поводок, 5 — подвижное крепление кабеля, 6 — электрокабель, 7 — вспомогательный канат, 8 — опора, 9 — стальной уголок

Кроме конструктивных соображений кабельный токоподвод к кранам применяют в случаях, когда невозможно защитить троллейный токоподвод от воздействия атмосферных осадков, агрессивных сред и во взрывоопасных помещениях.

Следует отметить, что применение гибкого электрокабеля упрощает конструкцию токоподвода, снижает его массу и повышает надежность. Но так как при работе грузоподъемного крана кабель перемещается относительно основания и его длина изменяется, поэтому для предохранения его от повреждения (изнашивание, перегибы, закручивание, разрыв и внутреннее короткое замыкание) необходимо обеспечить правильное, свободное укладывание или перемещение кабеля либо держать его постоянно натянутым.

Для устройства кабельного токоподвода вдоль тележечного пути крепят жесткую направляющую (стальной уголок) или натягивают вспомогательный тонкий канат, по которым катятся ролики кареток (рис. 72) или скользят кольца подвесок, к которым прикреплен электрокабель. Один конец кабеля жестко прикреплен к выводной коробке на металлоконструкции крана, а другой конец закреплен на раме грузовой тележки и подключен к соответствующим электроаппаратам. Через 2…3 м длины кабеля к нему прикреплены каретки (подвески). При удалении тележки от места подключения кабеля каретки раздвигаются и кабель выпрямляется. При движении крана в обратном направлении специальный поводок сдвигает каретки и складывает кабель в гирлянду. С целью защиты кабеля от возможного растяжения каретки соединяют между собой тонким вспомогательным канатом, длина участков которого меньше расстояния между каретками.

При малой длине моста крана один конец электрокабеля крепят посередине его металлоконструкции, а другой — на раме грузовой тележки. Благодаря гибкости кабель под действием силы тяжести укладывается в специальный лоток при передвижении грузовой тележки. Токоподвод козлового крана аналогичен по конструкции такому решению.

Для создания постоянного натяжения кабеля, снабжающего электроэнергией кран или грузоподъемный электромагнит (моторный грейфер), применяют специальные кабельные барабаны. Назначение кабельного барабана — поддерживать постоянное натяжение электрокабеля. Электрокабель, навитый на кабельный барабан и закрепленный на нем, при движении крана в одном направлении свивается с барабана под действием усилия натяжения и ложится в лоток, а при движении крана в обратном направлении автоматически навивается на барабан за счет работы привода барабана. В зависимости от назначения кабельного барабана в качестве его привода применяют спиральную пружину сжатия (при малой длине кабеля), вспомогательный груз либо привод одного из механизмов крана.

Рис. 73. Кабельный барабан

Устройство кабельного барабана козлового крана с приводом от вспомогательного груза показано на рис. 73. Кабельный барабан и барабан каната вспомогательного груза закреплены на валу и вращаются в подшипниках, установленных на стяжке опор крана. Конец электрокабеля закреплен на барабане в узле, а три силовые и одна заземляющая жилы кабеля подключены к контактным кольцам, смонтированным на валу (аналогично конструкции коллектора электродвигателя с фазным ротором). С контактными кольцами взаимодействуют щетки, установленные на щеткодержателе, закрепленные, в свою очередь, на неподвижной крышке кабельного барабана. Неподвижный электрокабель, соединяющий щетки с крановым электрооборудованием, проходит через отверстие в крышке. Диаметр кабельного барабана не менее 20 диаметров кабеля. При вращении барабана вспомогательный груз массой 100…200 кг перемещается по направляющим. Для натяжения электрокабеля грузоподъемного электромагнита кабельный барабан связывают с механизмом подъема груза.

Напряжение к крановому токоподводу подают через выключатель (рубильник), установленный в доступном месте и снабженный устройством для запирания его в отключенном положении.


Читать далее:

Категория: - Грузоподъемные краны предприятий





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины