Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильная химия

Публикация:
   Токсичность топлив и других материалов

Читать далее:




Токсичность топлив и других материалов

Все сорта топлив, смазочных материалов и специальных жидкостей в той или иной степени ядовиты (токсичны) и огнеопасны (пожароопасны). Топлива, кроме того, еще и взрывоопасны. Поэтому необходимо знать основные экологические свойства эксплуатационных материалов, которые проявляются при контакте с человеком и окружающей средой. Наиболее важными из этих свойств являются токсичность, пожароопасность, взрывоопасность и способность электризоваться.

Автомобильные бензины, являясь токсичными материалами, способны проникать в организм через органы дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Концентрация паров бензина в воздухе не должна превышать 0,3 мг/л. При непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5—10 мг/л, наступает острое отравление, характерными признаками которого являются головная боль, неприятные ощущения в горле, кашель, раздражение слизистой оболочки носа и глаз, неустойчивость походки, головокружение, возбуждение. При удалении пострадавших из отравленной атмосферы через некоторое время большинство этих явлений проходит.

Концентрация паров бензина 35—40 мг/л опасна для здоровья человека при их вдыхании в течение 5—10 мин. При более высоких концентрациях паров бензина могут наступать быстрая потеря сознания и смерть.

Наибольшую опасность острого отравления парами бензина представляют работы, проводимые в закрытых помещениях при очистке резервуаров и тары от остатков бензина, в ремонтных цехах. При плохой вентиляции таких помещений воздух быстро насыщается парами бензина до опасных концентраций, поэтому при проведении таких работ нужно тщательно соблюдать правила техники безопасности. Серьезное отравление может произойти и при попадании бензина внутрь организма при его засасывании ртом через шланг или при продувке ртом деталей топливной аппаратуры. В этих случаях может развиться тяжелая пневмония.

Как указывалось выше, в этилированных бензинах в качестве антидетонатора содержится тетраэтилсвинец (ТЭС). Этиловая жидкость, так же как и чистый ТЭС, является стойким ядом, сильно действующим на организм человека.

Все операции с этиловой жидкостью, особенно добавление ее к бензинам (этилирование), могут вызвать отравление, поэтому они должны выполняться с тщательным соблюдением всех профилактических правил. В связи с этим бензины этилируют только на заводах, где имеется специальное смесительное оборудование. Этилирование или доэтили-рование- бензинов без специального оборудования грозит отравлением и поэтому категорически запрещено.

В этилированных автомобильных бензинах количество ТЭС очень мало, и ядовитость таких бензинов во много раз меньше, чем ядовитость этиловой жидкости, но все же с ними надо обращаться осторожно. При соблюдении мер предосторожности и установленных правил обращения с этилированными бензинами применение их так же безвредно, как и неэтилированных бензинов.

Опыт более чем 60-летнего применения этилированного автомобильного бензина во всем мире показывает, что при соблюдении элементарных мер предосторожности можно полностью избежать вредного действия ТЭС на организм человека.

Для предотвращения отравлений ТЭС при обращении с этилированными автомобильными бензинами необходимо тщательно соблюдать следующие правила.

Этилированный автомобильный бензин можно использовать только как горючее для двигателей. Ни в коем случае нельзя применять этилированный бензин для осветительных ламп, керосинок, примусов, паяльных ламп, зажигалок, бензорезов и т. д., для технических целей в качестве растворителя, промывки машинных деталей, мытья рук и т. п. Известны случаи отравлений при использовании этилированного бензина не по назначению, например для чистки одежды.

Во избежание случайного отравления этилированным бензином и использования его не по назначению на емкостях с этилированным бензином должны быть крупные надписи несмываемой краской «Этилированный бензин — ядовит». Этилированный бензин хранят так, чтобы исключить возможность использования его для каких-либо целей помимо применения в двигателе.

Отравляющее действие этилированного бензина наиболее сильно проявляется при попадании бензина внутрь организма через пищеварительный тракт. В связи с этим засасывание бензина, а также продувка бензопроводов и жиклеров ртом во избежание случайного попадания в рот этилированного бензина категорически запрещается. Для этих целей нужно применять специальные приспособления (насосы и пр.).

Ни в коем случае нельзя хранить и перевозить этилированный бензин совместно с пищевыми продуктами. Мясо, хлеб, мука, жиры легко поглощают ТЭС. Случайный розлив бензина может привести впоследствии к отравлению зараженными пищевыми продуктами. При кипячении зараженных продуктов их токсические свойства не пропадают.

Тару из-под этилированного бензина применять для перевозки и хранения пищевых продуктов нельзя, так как она всегда будет содержать некоторое количество ТЭС.

Особое внимание в профилактике отравлений этилированным бензином через пищевой тракт следует уделить личной гигиене водителя. Нельзя употреблять пищу или брать в рот папиросу, не вымыв предварительно руки теплой водой с мылом. Выполнять работы, связанные с этилированным бензином, можно только в специальной одежде.

Опасность отравления этилированным бензином усиливается вследствие способности ТЭС накапливаться на окружающих нас предметах (стенах и полах зданий, одежде, бетоне, штукатурке, древесных и других пористых материалах и т. д.). Для обезвреживания почвы, полов, оборудования, тары и прочих предметов в случае загрязнения их этилированным бензином применяются дегазаторы — дихлорамин (1,5 %-й раствор в бензине) и хлорная известь. Хлорная известь употребляется в виде кашицы, приготовленной в пропорции: 1 ч. извести на 3—5 ч. воды.

Пары этилированного автомобильного бензина по ядовитости практически мало отличаются от неэтилированного бензина. Однако, если разлить значительное количество этилированного бензина, то может создаться опасность отравления ТЭС, которая особенно велика в маленьких невентилируемых гаражах индивидуальных владельцев автомобилей.

В этих условиях место, на котором был разлит этилированный бензин, должно быть дегазировано раствором хлорной извести (1 ч. извести на 3—5 ч. воды). Если этилированный бензин в большом количестве разольется на цементный или асфальтовый пол, то залитое место надо тщательно вытереть сухой тряпкой или концами и затем обмыть чистым керосином. Тряпку или концы после этого сжечь.

При ремонте двигателя, работающего на этилированном бензине, необходимо принимать меры предосторожности.

После того как этилированный бензин тщательно слит, все детали, соприкасавшиеся с ним и с продуктами его сгорания, нужно промыть чистым керосином. К таким деталям относятся: бензонасос, отстойник, бензофильтр, карбюратор, бензопроводы, головка поршня, свечи, клапаны и клапанные гнезда, выпускные трубопроводы и т. д.

При мелком ремонте двигателя все детали, с которыми придется соприкасаться, необходимо обмыть кистью, смоченной в керосине. При тщательном соблюдении всех мер предосторожности обращение с этилированными бензинами не представляет никакой опасности. Опыт применения этилированных бензинов это подтверждает.

Если этилированный бензин попал на кожу, надо немедленно снять его ветошью, смоченной керосином, стараясь не втирать жидкость в кожу, и потом обмыть это место горячей водой с мылом.

Если этилированным бензином облита значительная часть тела, необходимо немедленно снять одежду, слегка обтереть пораженную часть тела ватой, смоченной керосином, а после этого вымыться с мылом, принять теплый душ и надеть чистое белье.

При попадании этилированного бензина в глаза немедленно промыть глаза чистой водой.

При случайном попадании этилированного бензина в желудок необходимо вызвать рвоту и промыть желудок содовым раствором.

Токсичность паров дизельного топлива обычно выше, чем бензина, но из-за меньшей испаряемости концентрация этих паров в воздухе бывает значительно меньше. Предельно допустимая концентрация паров дизельного топлива 0,3 мг/л воздуха. Меры профилактики и первая помощь такие же, как и при обращении с бензинами.

Ядовитость выхлопных газов, особенно при использовании этилированных бензилов общеизвестна. Из других составляющих наиболее опасен оксид углерода СО, его ПДК 0,02 мг/л воздуха.

Профилактика отравления оксидом углерода заключается в систематическом контроле за его содержанием в воздухе на рабочих местах и на стоянках автомобилей, в обеспечении хорошей вентиляции. Для предупреждения поступления выхлопных газов необходима герметизация трубопроводов выхлопных систем и надежная работа вентиляции.

Категорически запрещается обогреваться в кабине автомобиля, если двигатель работает в режиме холостого хода (т. е. на богатой смеси), потому что в кабину постепенно проникают отработавшие газы, создавая опасную концентрацию. Так как отравление оксидом углерода происходит незаметно, такого рода обогрев часто приводит к смертельному исходу. При оказании первой помощи (до прибытия врача) пострадавшего необходимо срочно вынести на свежий воздух, укрыть чем-нибудь теплым и попытаться напоить горячим чаем или кофе. Если дыхание остановилось, то надо делать искусственное дыхание до появления признаков жизни.

Смазочные масла (моторные, трансмиссионные, индустриальные и др.) и гидравлические жидкости на минеральной основе также являются токсичными веществами. К маслам, которые содержат присадки, нужно относиться с большей осторожностью, чем к маслам без присадок, так как токсичные вещества ряда присадок, в состав которых входят сера, хлор, фосфор, цинк, свинец и другие элементы, изучены еще недостаточно. При нарушении правил обращения с маслами и невыполнении правил личной гигиены они могут вызывать экзему, фолликулярные поражения кожи, дерматиты, пигментацию кожи и другие заболевания.

Этиленгликоль и его водные растворы — антифризы также весьма токсичны. При попадании внутрь организма они поражают центральную нервную систему и почки. Аналогичным токсичным действием обладают тормозные жидкости на гликолевой основе ГТЖ-22,-22М, «Нева», «Томь», «Роса» и др. Смертельная доза этиленгликоля составляет всего 50 г (около 100 г антифриза). После работы с антифризами и тормозными жидкостями следует вымыть руки водой с мылом.

При попадании в желудок этиленгликоля, охлаждающей или тормозной жидкости пострадавшему следует немедленно оказать помощь: тщательно промыть желудок водой или 2 %-раствором питьевой соды, искусственно вызвать рвоту, укрыть и согреть пострадавшего и немедленно вызвать врача.

Для предупреждения отравлений охлаждающими и тормозными жидкостями необходимо строго контролировать их хранение, перевозку и расходование. На таре, где хранятся жидкости, обязательно должна быть четкая надпись «Яд».

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильная химия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Токсичность топлив и других материалов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства