Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Дизельные двигатели

Публикация:
   Топливные насосы ДВС

Читать далее:




Топливные насосы ДВС

Топливный насос служит для подачи топлива к распыливающей форсунке под высоким давлением (110—700 бар и выше) строго отмеренными порциями и в определенные моменты по углу (10—20°) поворота коленчатого вала. Топливный насос приводится в движение от распределительного вала дизеля. Привод топливного насоса делается обычно кулачковым, причем устанавливается так, чтобы впрыск топлива происходил с некоторым опережением относительно в. м. т.

Насосы бывают с переменным и постоянным ходом плунжера. В первом случае чем больше ход плунжера, тем больше топлива он подает в форсунку. При этом количество подаваемого топлива регулируется изменением моментов начала и конца подачи топлива. Во втором — количество подаваемого топлива регулируется перепуском излишка его обратно в топливный бак. Устройство топливного насоса с регулировкой подачи топлива путем изменения момента конца подачи отсечным клапаном показано на рис. 1.

Топливный насос имеет две системы — подающую и регулирующую.

К подающей системе (рис. 1) относятся рычаг с роликом, направляющий стакан, втулка с плунжером и резьбовой втулкой, пружина плунжера с тарелкой, всасывающий клапан с седлом, пружиной и гайкой и два нагнетательных клапана с пружинами и седлом второго клапана.

Всасывающий ход плунжера происходит под действием пружины. При этом в рабочей полости насоса образуется разрежение, благодаря которому топливо, открыв всасывающий клапан, поступает в полость насоса; с окончанием хода всасывания клапан закрывается под действием пружины в момент упора гайки в винт. Винтом устанавливается необходимый минимальный зазор между цилиндрической частью кулачной шайбы топливного насоса и роликом.

Нагнетательный ход начинается с момента набегания кулака шайбы топливного насоса на ролик. Сначала открывается первый нагнетательный клапан, и топливо, выходя в полость между нагнетательными клапанами, одновременно сжимается в обеих полостях до давления в форсуночной трубке. Затем открывается второй нагнетательный клапан, и топливо поступает к форсунке. Конец нагнетательного хода наступает в момент отсечки. Этот момент изменяется регулирующей системой топливного насоса. Последняя регулирует подачу топлива в цилиндр в зависимости от нагрузки двигателя, устанавливаемой с поста управления вручную.

В регулирующую систему топливного насоса входят: правое плечо рычага, стяжное устройство, двуплечий рычаг с толкателем, отсечной клапан с корпусом, пружина с соответствующей гильзой и винтом, а также эксцентриковый валик. Стяжное устройство состоит из стяжной гайки с правой и левой резьбой, двух винтов соответственно с левой и правой резьбой и двух контргаек.

При нагнетательном ходе плунжера двуплечий рычаг, поворачиваясь стяжным устройством, поднимает толкатель. В момент соприкосновения последнего со штоком клапана наступает отсечка, т. е. прекращение подачи топлива в цилиндр двигателя. Открывающийся отсечной клапан соединяет полость насоса между нагнетательными клапанами с отверстием винта, от которого идет трубопровод к топливному поплавковому бачку. В результате этого давление в полости между нагнетательными клапанами мгновенно падает, второй нагнетательный клапан давлением топлива в форсуночной трубке резко закрывается, а через первый нагнетательный клапан топливо из рабочей полости насоса вытесняется в топливный поплавковый бачок.

Топливо лучше распыливается в том случае, когда давление в форсуночной трубке в момент начала подачи достаточно высокое. Поэтому для предотвращения падения давления в ней поставлен второй нагнетательный клапан.

Момент отсечки зависит от величины зазора между толкателем и штоком отсечного клапана, который и устанавливается стяжным устройством. При повороте стяжной гайки 34 по часовой стрелке

зазор увеличивается, что ведет к поздней отсечке, а следовательно, к увеличению подачи топлива. Поворот той же гайки в обратную сторону ведет к ранней отсечке и уменьшению подачи топлива.

Подачу топлива с поста управления регулируют с помощью маховичка, воздействующего на валик, который системой рычагов связан с эксцентричным валиком каждого насоса. Положение валика, показанное на рисунке, определяет наибольшую подачу топлива. При повороте валика приблизительно на 45° будет нулевая подача топлива, т. е. перепуск начнется в момент начала нагнетательного хода плунжера. Промежуточные положения валика определяют подачу топлива от нуля до максимума.

При подготовке двигателя к пуску воздух из полости всасывающего клапана выпускается по косому каналу пробки, которая установлена в корпусе насоса на прокладке. Канал открывается нажатием на гайку 1выключателя.

Для отключения одного из цилиндров во время работы двигателя нужно повернуть выключатель на 180°. При этом кулак выключателя открывает всасывающий клапан, и топливный насос прекращает подачу топлива в цилиндр двигателя. Угол предварения подачи топлива находится в прямой зависимости от числа оборотов двигателя; на данном двигателе он установлен для номинального числа оборотов.

При пуске число оборотов двигателя небольшое. Чтобы обеспечить надежный переход работы двигателя с воздуха на топливо, угол предварения подачи должен быть уменьшен, а при работе с небольшими нагрузками должен регулироваться в зависимости от числа оборотов. Это и осуществляется специальным устройством, которое состоит из вала с эксцентриками. При повороте валика все эксцентрики, воздействуя на пальцы, будут приподнимать ролики от кулачных полушайб; момент начала подачи топлива станет наступать позже, т. е. угол предварения подачи будет находиться в обратной зависимости от высоты подъема ролика над кулачной полушайбой. На случай, если давление повышается сверх нормы, обусловленной прочностью деталей насоса (при засорении сопловых отверстий форсунки), под колпачком установлена предохранительная диафрагма. Чрезмерное давление вызывает разрыв диафрагмы, и топливо начинает вытекать из отверстия болта.

В современных двигателях, оборудованных топливными насосами золотникового типа, существуют два способа дозировки топлива:
1) изменением момента конца подачи топлива (отсечки). Изменение дозировки топлива осуществляется поворачиванием плунжера вокруг его оси, вследствие чего спиральная отсечная кромка плунжера открывает перепускное окно во втулке;
2) изменением момента начала подачи топлива. Перепуск топлива в этом случае производится всасывающим клапаном, закрываемым в определенный момент в начале подачи.

В тихоходных дизелях в большинстве случаев для каждого цилиндра имеется отдельный топливный насос, а в быстроходных — топливные насосы обычно делаются общими (блочными) с числом отдельных насосных секций, равным числу цилиндров, так что каждая секция работает на свой цилиндр. Секция топливного наcoca — это насос поршневого типа, в котором всасывание и нагнетание топлива производятся поршеньком (плунжером) при его возвратно-поступательном движении.

Рис. 1. Топливный насос с регулировкой подачи топлива путем изменения момента конца подачи с помощью отсечного клапана

Рассмотрим действие работы топливного насоса золотникового типа двигателя ЗД6 (рис. 3). Вращающийся коленчатый вал двигателя с помощью передачи распределения, через муфту, приводит во вращение кулачковый вал (с шестью кулачками) топливного насоса. При этом выступающая часть кулачка, набегая на ролик, который катится по ее поверхности, перемещает вверх толкатель. Вместе с толкателем поднимается вверх плунжер. Когда выступ кулачка выходит из-под ролика, плунжер и вместе с ним толкатель под действием сжатой пружины опускается вниз и занимает первоначальное положение. Подача топлива начинается при перекрытии отверстий в гильзе кромкой верхнего торца плунжера во время движения его вверх, а заканчивается в момент, когда отверстие гильзы начинает открываться отсечной кромкой спирального выреза на плунжере. Количество подаваемого топлива зависит от относительного положения плунжера и гильзы.

Общая зубчатая рейка, находящаяся в зацеплении с зубчатым венчиком, вращает плунжер (рис. 4). Венчик устанавливается на поворотной гильзе. Гильза плунжера имеет пазы, в которые входят прямоугольные выступы плунжера.

Рис. 2. Топливный насос дизеля ДР30/50 с регулированием количества подаваемого топлива путем изменения момента закрытия всасывающего клапана: 1 — толкатель; 2 — плунжер; 3 — втулка плунжера; 4—нагнетательный клапан; 5 — всасывающий клапан; 6 — всасывающая труса; 7 — толкатель всасывающего клапана; 8 — эксцентриковый механизм; 9 — двуплечий рычаг; 10 — кулачковая шайба

регулировка количества топлива, подаваемого разными плунжерами одного насоса, устанавливается при заводском испытании путем поворота венчиком.

Верхнее выходное отверстие гильзы закрывается седлом, в которое устанавливается нагнетательный клапан. Седло прижимается к гильзе штуцером, ввертываемым в головку, а нагнетательный клапан — пружиной, вставленной в штуцер.

Во время движения плунжера вниз, т. е. при ходе всасывания, топливо в момент открытия отверстий гильзы заполнит полость под плунжером. При движении плунжера вверх топливо в начальный период вытесняется из гильзы через отверстия обратно в канал головки. Когда верхняя кромка плунжера перекроет впускные отверстия, в надплунжерной полости гильзы начнет повышаться давление. Так как топливо практически несжимаемо, давление повышается очень быстро. Когда давление топлива в надплунжерной полости достигнет величины, необходимой для преодоления сопротивления пружины и сопротивления топлива в топливопроводе, нагнетательный клапан откроется и топливо будет нагнетаться по топливопроводу к форсунке.

При дальнейшем движении плунжера кромка его винтового среза откроет перепускные отверстия и, вследствие большого давления в надплунжерной полости, топливо через вертикальную канавку начнет протекать по перепускному отверстию в канал головки. При этом давление над плунжером начнет падать, и пружина нагнетательного клапана прижмет его к седлу.

Положения плунжера при различных количествах подаваемого топлива показаны на рис. 5.

Корпус топливного насоса представляет собой коробчатую отливку из алюминиевого сплава, служащую остовом, в котором устанавливаются все узлы и детали насоса. В шесть вертикальных отверстий вставлены (снизу вверх): пробка, толкатель, пружина, поворотная гильза, плунжер и нагнетательный клапан. Вдоль всего корпуса проходят три сквозных канала, в нижний из которых вставлен кулачковый валик, а в средний — регулирующая рейка. Верхний канал является топливоподводящим. Стальной кулачковый валик имеет шесть кулачков, расположенных соответственно порядку работы цилиндров двигателя.

Плунжер и гильза, образующие плунжерную пару, плотно пригнаны друг к другу, поэтому раскомплектовка их не допускается. Такой же комплектной парой являются клапан и седло нагнетательного клапана.

На стальной регулирующей рейке нарезаны зубцы для соединения с зубчатыми венцами поворотных гильз. Цилиндрические концы рейки скользят в бронзовых подшипниках корпуса насоса. При максимальной подаче правый конец рейки упирается в регулируемый упор, фиксированное положение которого пломбируется заводом-изготовителем. Нарушение заводской регулировки упора запрещается.

Топливоподкачи ва-ющие насосы служат для подачи топлива из расходного бака через фильтр к топливному насосу высокого давления. Эти насосы бывают шестеренчатые (дизели 18Д, Д-100), поршневые (дизели 8ЧР 21,6/31, 44 8,5/11) и ротационные (дизели Д6, ЗД12).

Рис. 3. Топливный насос дизеля ЗД6: а — продольный разрез; б — поперечный разрез; 1 — кулачковый валик; 2 — корпус насоса; 3 — зубчатая рейка; 4 — плунжер; 5 — заглушка топливного насоса;- 6 — пробка для выпуска воздуха; 7 — маслоизмеритель; 8— топливоподводящая трубка; 9 — поворотный угольник; 10 — гильза упора; 11 —маслоотражатель; 12 — кулачковая муфта; 13 — ролик толкателя; 14 — корпус толкателя; 15— регулировочный винт толкателя; 16 —пружина плунжера; 17 — поворотная втулка; 18 — втулка плунжера; 19 — корпус нагнетательного клапана; 20 — нагнетательный клапан; 21 — пружина клапана; 22 — зубчатый венец

На рис. 6 изображен шестеренчатый топливоподкачива-ющий насос. Автоматическое регулирование давления топлива здесь достигается с помощью перепускного клапана. Ведущая и ведомая шестерни размещены в выточках корпуса, сообщающихся с каналами всасывающего и нагнетательного клапанов. При вращении шестерен топливо нагнетается в топливную систему.

Рис. 4. Топливоподающая секция насоса

Описываемые насосы имеют две пары всасывающих и нагнета тельных клапанов, которые обеспечивают их работу как при правом,: так и левом вращении коленчатого вала.

Топливоподкачивающий насос поршневого типа дизеля 48,5/Ц (рис. 7) закрепляется на корпусе топливного насоса высокого давления с помощью трех шпилек и приводится в движение от его кулачкового валика. Основными деталями топливоподкачивающего насоса являются корпус, толкатель с роликом, поршень и клапаны с направляющими.

От эксцентрика через ролики толкателя и промежуточный стержень приводится в движение поршень. Отжимаемый пружиной в свое нижнее положение, он засасывает топливо через клапан и одновременно через боковой канал подает топливо в топливный фильтр. Во время подъема эксцентрика поршень движется вверх и нагнетает топливо через клапан. При дальнейшем повороте кулачкового валика поршень под действием пружины опускается вниз и процесс подкачивания топлива повторяется вновь. Давление нагнетания регулируется натяжением пружины.

Рис. 5. Различные положения плунжера: а, б — полная подача топлива (а — нижняя мертвая точка, б — конец подачи); в, г — половинная подача (в — нижняя мертвая точка, г — конец подачи); д — нулевая подача

В топливных системах быстроходных двигателей получил распространение топливоподкачивающий насос ротационного типа (рис. 8). В его корпусе имеется цилиндрический колодец, в который запрессован качающийся узел, состоящий из стального ротора с четырьмя лопатками, сидящими в пазах ротора, двух бронзовых подшипников, вала ротора и уплотнения. Вращение ротора осуществляется от привода топливоподкачивающего насоса через промежуточный валик.

Ротор топливоподкачивающего насоса, образующий с четырьмя лопатками коловратный механизм, делит полость колодца на четыре камеры, величина которых непрерывно изменяется при вращении топа так как он расположен эксцентрично относительно полости колодца В увеличивающихся полостях образуется разрежение, а сопротивления в нагнетательном трубопроводе редукционный клапан, прижатыи пружинои к седлу, плотно закрывает камеру насоса, и все топливо поступает в нагнетательный трубопровод. При увеличении сопротивления в нагнетательном трубопроводе редукционный клапан открывается, и топливо перепускается в полость низкого давления.

Рис. 6. Топливоподкачивающий насос шестеренчатого типа реверсивного дизеля 18Д: 1 — всасывающий клапан; 2— корпус насоса; 3— ведомая шестерня; 4—ведущая шестерня; 5 — угольник отвода топлива; 6 — нагнетательный клапан; 7 — регулировочный винт; 8 — фланец для крепления насоса
Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Дизельные двигатели

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Топливные насосы ДВС"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства