Строительные машины и оборудование, справочник






Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости гусеничных тракторов


Категория:
   Гусеничные тракторы


Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости гусеничных тракторов

Длительная, бесперебойная и экономичная работа трактора, его двигателя и механизмов возможна лишь при использовании рекомендованных заводами топлив, смазочных материалов и охлаждающих жидкостей.

Топлива. В пусковых двигателях П-23 используют автомобильный бензин марки А-72 по ГОСТ 2084—67, а в пусковых двигателях ПД-ЮУ и П-350 — смесь из 15 частей (по объему) автомобильного бензина марок А-66 или А-72 того же ГОСТа и одной части масла, применяемого для смазки дизеля. Масло смешивают с бензином в отдельной чистой посуде до получения однородной смеси.

Дизели работают на дизельном топливе, качество которого должно обеспечивать: бесперебойную подачу топлива на всех эксплуатационных режимах; хорошее смесеобразование; самовоспламенение и плавное сгорание рабочей смеси; минимальную коррозию деталей дизеля.



Вязкость (внутреннее трение) — один из основных показателей качества дизельного топлива.

Величина ее«меняется с изменением температуры, поэтому всегда указывают, при какой температуре определялась вязкость. При недостаточной вязкости топлива возрастает износ деталей топливной аппаратуры. При чрезмерной вязкости ухудшается фильтрация топлива и его распыливание форсункой. Вязкость дизельного топлива нормируется в сантистоксах (сСт); при 20° С вязкость должна быть не менее 1,5 сСт и не более 6 сСт.

Температурой самовоспламенения топлива называется наименьшая температура, при которой топливо воспламеняется без постороннего источника пламени.

Самовоспламенение топлива, впрыскиваемого в камеру сгорания, происходит не сразу, а спустя определенный промежуток времени, который называют периодом задержки самовоспламенения. В этот период топливо, соприкасаясь с нагретым от сжатия воздухом, подогревается и, испаряясь, смешивается с ним, а топливный насос продолжает подачу топлива в камеру сгорания. Чем продолжительнее период задержки самовоспламенения, тем больше топлива накопится в камере сгорания к моменту самовоспламенения. Это вызывает при самовоспламенении топлива резкое нарастание давления в цилиндре (жесткую работу дизеля), которое сопровождается глухими стуками и нередко приводит к преждевременному износу подшипников и шеек коленчатого вала.

Самовоспламеняемость топлива оценивают цетановым числом.

Коррозийное действие дизельного топлива обусловливается наличием в нем сернистых соединений и органических кислот. Общее содержание серы в дизельном топливе, изготовленном из малосернистых нефтей, не должно превышать 0,2%, а сернистых — 1%.

Для уменьшения износа деталей от коррозии сернистыми соединениями в дизельное топливо вводят специальные антикоррозийные присадки.

Механические примеси и вода в дизельном топливе недопустимы. Наличие механических примесей в топливе даже в очень малых количествах приводит к нарушению нормальной работы дизеля вследствие быстрого износа точных деталей топливного насоса и форсунки.

Присутствие воды в топливе влечет за собой коррозию металлов, к тому же при пониженных температурах вода превращается в мельчайшие кристаллы льда, которые нарушают, а иногда прекращают подачу топлива.

Механические примеси и вода могут попасть в дизельное топливо, если не соблюдаются правила его перевозки, хранения и заправки.

Для дизелей тракторов используют дизельное топливо ГОСТ 4749— 73 и ГОСТ 305—73.

По ГОСТ 4749—73 выпускается топливо марок ДА, ДЗ и ДЛ, а по ГОСТ 305—73 — А, ЗС, ЗиЛ.

Топливо ДА и А (арктическое) используют при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше; ДЗ и ЗС (зимнее северное) — при температуре воздуха минус 30 °С и выше; 3 (зимнее) — при температуре минус 20 °С и выше; ДЛ и Л (летнее) — при температуре воздуха 0 °С и выше.

Дизельное топливо по ГОСТ 4749—73 вырабатывается из малосернистых нефтей и содержит серы не более 0,2%.

Топливо по ГОСТ 305—73 по содержанию серы делится на две группы: первая — с содержанием серы не более 0,2% и вторая — с содержанием серы от 0,2 до 0,5%. При обозначении марки топлива добавляется цифра, указывающая процент содержания серы. Например, «Л-02,» обозначает топливо летнее «Л» с содержанием серы 0,2.

Масла. Для смазки механизмов тракторов применяют масла, получаемые главным образом путем переработки нефти. Различают масла дистиллатные, получаемые фракционной перегонкой мазута, и остаточные, получаемые в результате переработки остатков от перегонки мазута.

Нефтяные масла по способу очистки от нежелательных примесей (асфальтосмолистых веществ, сернистых соединений и др.) разделяются на масла кислотной и селективной очистки.

Чтобы надежно и длительно работали механизмы трактора, масла должны:
1) иметь оптимальную вязкость на всех эксплуатационных режимах;
2) обладать высокими маслянистостью и противоокислительной устойчивостью, химической стабильностью и температурой вспышки;
3) не содержать минеральных кислот и щелочей, воды и механических примесей.

Кроме того, они должны вымывать нагар и другие примеси из зазоров между деталями, т. е. иметь хорошую «моющую» способность.

Для улучшения эксплуатационных свойств в масла для двигателей и механизмов силовой передачи добавляют в небольших количествах комплексные присадки.

Буквы в марках масла обозначают: А — автотракторное; Д — дизельное; С — селективной очистки; К — сернокислотной очистки; п __ что масло содержит присадку; 3 — наличие в масле загущающих присадок, улучшающих его вязкостно-температурные качества; цифру — кинематическую вязкость масла в с^нтистоксах (сСт) при 100 °С. В скобках дано обозначение масла по новой классификации по ГОСТ 17479—72: М — моторное; цифра — вязкость в сСт при 100 °С; Б, В и Г — группа масла по эксплуатационным свойствам. Масла группы Б применяются для малофорсированных двигателей, группы В—для среднефорсированных двигателей, а группы Г — для высокофорсированных двигателей.

Если эти буквы без цифрового индекса — масло универсальное и может применяться в карбюраторных двигателях и дизелях, а если они имеют индекс «2», то — только в дизелях. Буква «3», как и в старой классификации, обозначает, что масло содержит загущающие присадки и может использоваться круглый год (всесезонное).

Трансмиссионные масла предназначены для смазки механизмов силовой передачи и управления тракторов. Чтобы при высоких давлениях в зубчатых передачах обеспечить слой смазки между зубьями, трансмиссионные масла обладают большей вязкостью и хорошей маслянистостью. Они имеют низкую температуру застывания.

Консистентные смазки используют для смазки механизмов тракторов, к которым затруднена непрерывная подача жидкого масла или в которых жидкая смазка не удерживается. Чаще других применяют солидолы жировые — УС-1, УС-2 (ГОСТ 1033—5.1) и солидолы синтетические — пресс-солидол С и автомобильный УСс (ГОСТ 4366—64). Менее консистентные и легко плавятся солидолы УС-1 и пресс-солидолы С, более консистентные и тугоплавкие солидолы УС-2 и УСс. Кроме того, применяются смазки ЦИАТИМ-221 по ГОСТ —9433, ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—59 и № 158 по МРТУ 12Н № 139—64.

Охлаждающие жидкости. В системах охлаждения двигателей нужно применять воду чистую, с небольшим количеством солей жесткости (кальция, магния и др.). Вода, имеющая жесткость до 3 мг-экв/л, считается мягкой, 3—6 мг-экв/л — средней жесткости. При использовании воды с такой жесткостью накипи образуется немного. Воду с жесткостью более 6 мг-экв/л можно использовать для охлаждения двигателей, предварительно умягчив ее.

Простейший способ умягчения воды — кипячение в течение 30— 40 мин с последующим отстаиванием и фильтрацией через матерчатый фильтр. Воду, которую сливают после работы из системы охлаждения, нужно накапливать, отстаивать и фильтровать для последующего использования.

Для умягчения воды применяют золу или тринатрийфосфат. В мешочек из плотной ткани шириной 10 см и длиной 20 см засыпают 300—320 г золы, просеянной через решето. Мешочек с золой опускают в верхний резервуар радиатора. Через каждые 20 ч работы трактора золу в мешочке заменяют. После 80 ч работы зольную воду сливают в чистую посуду. Систему промывают водой и затем в нее заливают отстоявшуюся зольную воду.

Систематическое применение золы не только препятствует образованию накипи, но и способствует постепенному разрушению накипи, ранее образовавшейся в системе охлаждения.

Три натр ийфосфатом воду умягчают в баке. На каждый литр воды добавляют по 0,5 г тринатрийфосфата и перемешивают до полного растворения химиката. Затем воде дают отстояться 8—10 ч и, отфильтровав, используют в системе охлаждения.

При использовании воды, умягченной тринатрийфосфатом, систему охлаждения следует периодически промывать водой.

Простым и эффективным способом умягчения воды является пропускание ее через глауконитовый или пермутитовый фильтр.

При температуре окружающего воздуха минус 10 °С и ниже для охлаждения двигателей вместо воды следует применять низкозамерзаю-Щие жидкости (антифризы «40» и «65») ГОСТ 159—52.

Антифриз «40» плотностью при 20 °С 1,067—1,072 г/см3 замерзает при температуре минус 40 °С.

Антифриз «65» плотностью при 20 °С 1,085—1,090 г/см3 замерзает при температуре минус 65 °С.

Антифризы — сильные яды, поэтому заправлять и сливать их следует, пользуясь специальной посудой.

После окончания эксплуатации тракторов в условиях низких температур антифриз сливают в тару, которую плотно закрывают. На таре должна быть надпись: «Яд».

Антифризы нужно заливать в систему охлаждения на 5—7% (по объему) меньше, чем воды, в связи с большим коэффициентом расширения при нагревании. При работе трактора вода из антифриза постепенно испаряется, поэтому при снижении уровня жидкости в радиаторе в систему охлаждения доливают чистую мягкую воду. Периодически, обычно через 60 мото-часов работы, проверяют состав и температуру антифриза специальным прибором — гидрометром.

Если антифриза нет, можно использовать водоглицериновые и водо-спиртные смеси. При наличии в смеси глицерина с водой 40% глицерина по массе смесь замерзает при температуре минус 15 °С, а если глицерина 60%, смесь замерзает при температуре минус 35 °С.

Читать далее:

Категория: - Гусеничные тракторы

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Особенности эксплуатации тракторов в холодное время года
Проверка состояния фильтра гидравлической системы гусеничного трактора
Проверка насоса раздельно-агрегатной гидросистемы на производительность
Технология проведения обязательных операций при технической диагностике
Понятие о технической диагностике гусеничного трактора
Проверка и регулировка рабочего оборудования тракторов
Проверка и регулировка ходовой системы гусеничных тракторов
Уход за конечными передачами трактора ДТ-75
Уход за коробкой передач трактора ДТ-75
Уход за увеличителем крутящего момента трактора ДТ-75


Остались вопросы по теме:
"Топливо, смазочные материалы и охлаждающие жидкости гусеничных тракторов"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы