Строительные машины и оборудование, справочник





Топливо, смазочные материалы, технические жидкости

Категория:
   Общие сведения об автогрейдерах

Топливо, смазочные материалы, технические жидкости

Топливо. Автогрейдеры приводятся в действие от дизельных двигателей внутреннего сгорания. А для запуска этих двигателей, как правило, используются отдельные пусковые карбюраторные двигатели.

Таким образом, основным топливом для автогрейдеров служит дизельное топливо (для основного дизельного двигателя), а дополнительным — бензин (для пускового двигателя).

Дизельное топливо является продуктом прямой перегонки нефти. Это масляная светло-коричневая жидкость плотностью 0,78…0,85 кг/дм3, обладающая способностью самовоспламеняться. Эта способность определяется це- тановым числом. Для быстроходных дизелей удовлетворительным для топлива является цетановое число не менее 45. В соответствии с ГОСТ 305—82 выпускаются летнее (Л), зимнее (3), арктическое (А) дизельные топлива.



Дизельное топливо является продуктом прямой перегонки нефти. Это масляная светло-коричневая жидкость плотностью 0,78…0,85 кг/дм3, обладающая способностью самовоспламеняться. Эта способность определяется це- тановым числом. Для быстроходных дизелей удовлетворительным для топлива является цетановое число не менее 45. В соответствии с ГОСТ 305—82 выпускаются летнее (Л), зимнее (3), арктическое (А) дизельные топлива.

Бензины являются смесью компонентов, получаемых при переработке нефти, и представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости, обладающие определенной детонирующей стойкостью, характеризующейся октановым числом. Чем выше октановое число, тем выше детонирующая стойкость бензина, т. е. способность двигателя работать без детонации при полном сгорании топлива. Пусковые двигатели автогрейдеров работают на бензинах марок А-72, А-76.

Смазочные материалы. Смазочные материалы предназначаются для смазки трущихся мест с целью снижения износов, трения и температуры. Применяются для смазки жидкие и пластичные смазочные материалы.

Жидкие смазочные материалы с учетом применяемости делятся на моторные (для двигателей внутреннего сгорания) и трансмиссионные (для ходовых трансмиссий). Пластичные смазочные материалы подразделяются на со- лидолы, тугоплавкие консталины и специальные пластичные смазки.

Моторные масла используются для смазки автотракторных двигателей. Они представляют собой вязкую жидкость, работающую при высокой температуре в условиях интенсивного перемешивания с воздухом и окисления. Способны длительно сохранять необходимую вязкость и смазывающие качества, не образовывать нагар и отложения. Для автотракторных дизельных двигателей используются моторные масла марок М-8В2, М-8Г2 (зимой) и М-10В2 и М-10Г2 (летом) по ГОСТ 8581—78.

Трансмиссионные масла предназначены для смазки редукторов, коробок передач и мостов автогрейдеров. Эти масла бо‘лее вязкие, чем моторные: В трансмиссиях автогрейдеров используются трансмиссионные масла марок ТСп-14,5; ТАп-15; ТСп-14 и др. Они содержат противозадирные, антипенные и противоизносные присадки, способствующие улучшению смазывающих свойств и образованию прочных пленок в местах контакта зубьев в зубчатых передачах.

Солидолы являются пластичными антифрикционными смазками, используемыми в подшипниках и цепных передачах. Солидолы обладают высокой вязкостью, так как в их составе есть загустители. В летнее время для смазки применяют синтетический солидол С (ГОСТ 4366—76) и жировой солидол Ж (ГОСТ 1033—79), а в зимнее время пресс-солидол С и пресс-солидол Ж-
Тугоплавкие консталины — очень вязкие масла, предназначенные для смазывания подшипников, работающих при высоких температурах (до 140°С). Применяют тугоплавкие смазки консталин-1 и консталин-2 (ГОСТ 1957— 73), смазки ЦИАТИМ.

Рессоры, ползуны, дверные замки смазывают графитной смазкой БВН-1 (ГОСТ 5656—85).

Ассортимент современных пластичных смазок очень широк.

Технические жидкости. К техническим жидкостям, используемым в автогрейдерах, относятся охлаждающие жидкости и рабочие жидкости для гидросистем и гидротормозов.

Охлаждающие жидкости предназначены для охлаждения двигателей. В летнее время с этой целью успешно используется вода. Зимой системы охлаждения двигателей заполняют специальной незамерзающей жидкостью — антифризом, который приготавливается путем смешивания воды (33…45%) и двухатомного технического спирта — этиленгликоля (67…55%).

Антифриз замерзает при температурах ниже — 40° С, образуя рыхлую массу, не способную разрушить систему охлаждения. Для снижения коррозионной активности жидкости в антифриз добавляются антикоррозионные и смазывающие присадки. Антифризы очень токсичны и требуют при использовании предельной осторожности. Выпускаются антифризы двух марок: тосол-А40 и тосол-А65.

Рабочая жидкость представляет собой жидкое вещество небольшой вязкости, тщательно очищенное от механических примесей, воды, кислот и щелочей и предназначенное для использования в гидравлической системе автогрейдеров. Чем меньше окружающая температура, тем меньшую вязкость должна иметь рабочая жидкость.

В зимнее время применяется масло ВМГЗ (ТУ 38-1- 01-479-74) и как заменитель масло АМГ-10 (ГОСТ 6794— 75). В летний период используется масло ВМГЗ, масло МГ-30 (ТУ-38-1-01-50-79), веретенное масло АУ (ГОСТ 1642—75) и в качестве замены индустриальные масла ИС-20А и ИС-ЗОА (ГОСТ 20799—75).

Тормозная жидкость, применяемая в гидротормозах легких автогрейдеров, представляет собой смесь глико- лей, воды и антикоррозионных присадок. Она имеет небольшую вязкость и применяется при любых температурах. В автогрейдерах используется гликолевая тормозная жидкость марки ГТЖ-22М (ТУ 6-10-787-75).

Учитывая то значение, которое придается в настоящее время экономии топливно-энергетических ресурсов, машинист автогрейдера должен уделять особое внимание экономии топливно-смазочных материалов и технических жидкостей при эксплуатации автогрейдера, знать нормы расхода этих материалов при работе конкретной машины и следить за их выполнением.
Наиболее перспективные автогрейдеры среднего типа марок ДЗ-122 и ДЗ-НЗ, например, имеют следующие показатели в расходовании топлива и масла:
расход топлива при номинальной мощности на моточас работы, л/моточас—16, средний расход масла за ресурс двигателя (с учетом смены масла через 250 моточасов), % к расходу топлива, не более — 1,5; расход масла в гидросистеме рабочего оборудования и рулевого управления на моточас работы, л/моточас—0,13; расход масла в гидросистеме коробки передач на моточас работы, л/моточас: при гидромеханической коробке передач — 0,08; при механической коробке передач—0,017.

Читать далее:

Категория: - Общие сведения об автогрейдерах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины