Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   УАЗ

Публикация:
   Тормоза автомобиля УАЗ

Читать далее:




Тормоза автомобиля УАЗ

Устройство

На автомобилях установлены ножные тормоза с гидравлическим приводом от педали на все колеса и ручной (центральный) тормоз, приводимый в действие рычагом при помощи тяги и гибкого троса.

Рис. 1. Тормоз переднего колеса: 1 — соединительная трубка колесных цилиндров; 2 и 15 — колесные цилиндры тормоза; 3 — тормозной диск; 4 — перепускной клапан; 5 — защитный резиновый колпачок; 6 — штуцер колесного цилиндра; 7 — защитный чехол; 8 — уплотнительная манжета; 9 — поршень в сборе; 10 — пружина: 11 — корпус цилиндра; 12 — стяжная пружина колодок; 13 — тормозная колодка; 14 — фрикционная накладка колодки; 16 — регулировочный эксцентрик; 17 — головка осн эксцентрика; 18 — оперный палец; 19 — гайка опорного пальца; 20 — эксцентрик опорного пальца; 21 — положение метки на опорном пальце при новой колодке

Ножные тормоза. На передних колесах смонтированы тормоза колодочного типа с приводом каждой колодки от отдельного тормозного цилиндра (рис. 1).

Установка двух цилиндров на каждом колесе обеспечивает при движении автомобиля вперед более эффективное торможение, так как обе колодки колеса обладают самозахватывающим действием.

Колесные цилиндры закреплены пальцами на тормозном диске. На этих пальцах неподвижно установлены бронзовые эксцентриковые шайбы (эксцентрики), служащие опорой, на которой могут поворачиваться тормозные колодки 13. Вращая палец с эксцентриком, устанавливают нужное положение ушка колодки относительно тормозного барабана.

Рис. 2. Тормоз заднего колеса: 1 — тормозной диск; 2 — регулировочный эксцентрик; 3 — головка оси эксцентрика; 4 — колесный цилиндр; 5 — колпачок; 6 — перепускной клапан; 7 — передняя колодка; 8 — защитный чехол; 9 — поршень; 10 — пружина; 11 — стяжная пружина; 12 — задняя колодка; 13 — эксцентрики опорных пальцев; 14 — опорные пальцы; 15 — гайка опорного пальца

Регулировку колодки пальцем выполняют только в случае замены колодки новой или при смене фрикционной накладки.

При проведении текущей регулировки тормозов отвертывать гайки опорных пальцев колодок и менять заводскую установку пальцев недопустимо.

Для регулировки зазора между тормозным барабаном и колодкой на тормозном диске на оси расположен эксцентрик. Поворачивая ось за головку, устанавливают нужную величину зазора.

Задние колеса имеют по одному тормозному цилиндру, действующему на две тормозные колодки.

Регулировочное устройство — ось с эксцентриком и пальцы с установочными эксцентриками — у тормозов задних колес такое же, как и у передних колес. Все указания, относящиеся к регулировке тормозов передних колес, относятся и к тормозам задних колес.

Рис. 3. Главный тормозной цилиндр: 1 — замочное кольцо; 2 — упорная шайба; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — отверстия в поршне; 5 — компенсационное отверстие; 6 — шайба; 7 — манжета; 8 — перепускное отверстие; 9 — пружина выпускного клапана; 10 — впускной клапан; 11 — выпускной клапан; 12 — пробка наливного отверстия; 13 — крышка; 14 — корпус; 15— трубопровод; 16 — возвратная пружина; 17 — поршень; 18 — защитный чехол; 19 — толкатель; 20 — контргайка; 21 — вллка; 2’2 — педаль тормоза; 23 — оттяжная пружина педали

Рис. 4. Ручной (центральный) тормоз: 1— толкатель разжимного механизма; 2 — разжимные шарики: 3 — корпус разжимного механизма; 4 — корпус шариков; 5 — тормозной диск; 6 — регулировочный винт; 7 — корпус регулировочного механизма; 8 — плавающий разжимный сухарь; 9 — опоры колодок; 10 — пластинчатая пружина; 11 г- стяжные пружины; 12 — колодки тормоза

Гидравлический привод ножных тормозов состоит из педали, тяги с толкателем, главного тормозного цилиндра и трубопровода.

При нажатии на педаль тормоза перемещается поршень главного цилиндра и подает по трубопроводу тормозную жидкость к колесным тормозным цилиндрам, поршни которых, воздействуя на колодки, прижимают их к тормозным барабанам.

Автомобили имеют подвесную педаль тормоза, смонтированную в передней части кузова.

Ручной (центральный) тормоз колодочного типа с барабаном установлен у автомобиля УАЗ-451М на коробке передач, а у автомобиля УАЗ-452 на раздаточной коробке, сзади. Устройство тормоза показано на рис. 4.

Торможение осуществляется рычагом (рис. 5), расположенным на полу, справа от сиденья водителя. Усилие от рычага через тягу и гибкий трос передается на рычаг. Рычаг, нажимая на корпус шариков, передвигает его вместе с шариками внутрь корпуса разжимного механизма. При этом шарики, перемещая толкатели, раздвигают Колодки. Колодки прижимаются к тормозному барабану и тормозят автомобиль.

Рис. 5. Привод ручного (центрального) тормоза: 1 — рычаг тормоза; 2 — тяга; 3 — кронштейн; 4 — трос; 5 — защитная трубка; 6 — кронштейн крепления защитной трубки; 7 — вилка троса; 8 — рычаг привода; 9 — барабан ручного тормоза

Техническое обслуживание

При Т0-1 проверять:
— уровень жидкости в главном тормозном цилиндре и, в случае необходимости, доливать жидкость. Уровень должен быть расположен на 15—20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия;
— тормозную систему на отсутствие течи тормозной жидкости в соединениях трубопроводов и гибких шлангах;
— величину свободного хода педали тормоза (8—14 мм) и отрегулировать, если необходимо.

При ТО-2 необходимо выполнить следующее.

Снять тормозные барабаны и очистить детали тормозов от пыли и грязи; убедиться в отсутствий течи из колесных тормозных цилиндров.

Проверить состояние рабочей поверхности тормозных барабанов (установить, нет ли неравномерного износа, канавок, за-Диров), колодок, накладок, пружин и подшипников колес.

Проверить состояние и герметичность трубопроводов, приборов тормозной системы и уровень жидкости в главном тормозном цилиндре.

Проверить работу ножного тормоза и, если при максимальном нажатии на педаль ее площадка доходит до пола, отрегулировать, как указано ниже в разделе «Регулировка зазоров ножных тормозов».

Проверить исправность привода и действие ручного тормоза; если нужно, отрегулировать длину троса привода и зазор между колодками и барабаном ручного тормоза.

Через ТО-2:
— разобрать главный и колесные тормозные цилиндры; осторожно удалить грязь с поршней, рабочих поверхностей цилиндров и других деталей. Допускается пользование деревянным брусочком и чистой тканью, смоченными в спирте или тормозной жидкости. Не допускается применение металлического инструмента и жидкости минерального происхождения (бензина, керосина). Промыть трубопроводы спиртом или тормозной жидкостью. Смазать перед сборкой поршни касторовым маслом или тормозной жидкостью;
— подтянуть болты крепления тормозных дисков (после снятия ступиц);
— проверить износ тормозных накладок (убедиться, что головки заклепок еще достаточно утоплены в накладках);
— заполнить систему тормозной жидкостью и прокачать ее; разобрать и смазать трущиеся детали разжимного механизма ручного тормоза тонким слоем солидола; проверить износ тормозных накладок;
— собрать ручной тормоз и отрегулировать зазор между колодками и тормозным барабаном;
— не допускать попадания смазки на рабочие поверхности колодок и тормозного барабана; смазать трос ручного тормоза.

Снятие и разборка тормозов

Для ремонта тормоза его узлы снимают, с автомобиля и разбирают.

После разборки и промывки деталей проверяют их состояние и определяют пригодность для дальнейшей работы.

Снятие тормозных колодок колесных тормозов и смена фрикционных накладок. Колесные тормоза имеют по две колодки. Обе колодки тормоза переднего колеса и передняя колодка тормоза заднего колеса имеют длинные фрикционные накладки, а задняя колодка тормоза заднего колеса — короткую.

Накладки заменяют новыми, если расстояние от поверхности накладки до головки заклепок осталось менее 0,5 мм.

При установке новых накладок нельзя допускать зазор между колодкой и накладкой.

Установку новых тормозных колодок или смену накладок выполняют в следующей последовательности.

Поднять домкратом мост и снять колесо.

Отвернуть три винта, крепящих барабан к ступице, завернуть три болта с резьбой М8 в отверстия, имеющиеся на усилительном кольце, и, равномерно вращая их, снять барабан.

Рис. 6. Снятие тормозного барабана со ступицы колеса: а — отвертывание винтов крепящих барабан к ступице; б — снятие барабана завертыванием болтов в отверстия

Следует учитывать, что тормозные барабаны обработаны вместе со ступицами, поэтому при разборке их надо пометить, так как при сборке они должны быть установлены на ту же ступицу, отдельно от них барабаны не взаимозаменяемы.

Для того, чтобы барабан можно было устанавливать на ступицу только в одном определенном положении, отверстия для крепления у него расположены неравномерно по окружности.

Если на рабочей поверхности барабана будут обнаружены задиры, канавки и неравномерный износ, то для устранения дефектов допускается расточка барабана на 0,8 мм по диаметру.

Снять одну (у тормоза заднего колеса) или две (у тормоза переднего колеса) стяжных пружины тормозных колодок. Для снятия и установки пружин следует пользоваться специальными щипцами.

Отвернуть гайки опорных пальцев, вынуть опорные пальцы и снять тормозные колодки.

Установить колодки с новыми фрикционными накладками и собрать тормоз в порядке, обратном разборке. При установке новых накладок необходимо проверить, чтобы на концах накладок имелись фаски.

Прошлифовать в приспособлении, прикрепленном к ступице колеса, наружные поверхности накладок по диаметру на 0,2—0,4 мм меньше внутреннего диаметра барабана.

При установке барабана, прежде чем завернуть винты, гайками колес предварительно прижать барабан к ступице, а затем затягивать винты.

Отрегулировать тормоза. Порядок регулировки указан ниже.

Разборка колесного тормозного цилиндра и главного тормозного цилиндра.

Для снятия и разборки колесных тормозных цилиндров нужно предварительно снять тормозной барабан, пружины и колодки, как указано выше, и выполнить следующее:
— отъединить гибкий шланг от тормозного цилиндра передних колес или трубопровод от тормозного цилиндра задних колес;
— снять соединительную трубку колесных цилиндров переднего тормоза;
— отвернуть болты крепления колесных цилиндров к тормозному диску и снять цилиндры;
— снять защитные колпаки цилиндров и вынуть поршни с уплотнительными манжетами и пружины.

После разборки промыть и осмотреть все детали. Изношенные детали заменить новыми.

Главный тормозной цилиндр необходимо разбирать в следующем порядке.

Снять оттяжную пружину педали тормоза и отъединить вилку толкателя от педали тормоза.

Снять стяжные кольца, защитный чехол и толкатель поршня.

Отъединить трубопровод от главного цилиндра тормоза и снять главный цилиндр.

Снять замочное кольцо и вынуть упорную шайбу, поршень, уплотпительную манжету, держатель, возвратную пружину и клапан в сборе.

После разборки промыть и осмотреть все детали. Изношенные и поврежденные детали заменить новыми. Собрать в порядке, обратном разборке.

Эксцентрики обеих колодок правого переднего колеса и эксцентрики левой задней и правой передней колодок задних колес для уменьшения зазора нужно поворачивать против часовой стрелки, а эксцентрики остальных колодок — по часовой стрелке.

При регулировании зазора между барабаном и задней колодкой заднего колеса колесо вращать назад, во всех остальных случаях — вперед.

Нельзя отвертывать при текущей регулировке гайки опорных пальцев колодок и нарушать заводскую установку пальцев. У тормозов задних колес опорные пальцы расположены в нижней части опорного диска тормоза, у тормозов передних колес опорный палец передней колодки находится снизу, а у задней колодки — сверху. Эти пальцы нужно регулировать только при установке новых колодок или новых фрикционных накладок.

Регулировка свободного хода педали тормоза и положения педалей в кабине- Для обеспечения возвращения поршня главного цилиндра в исходное положение до упора в шайбу после отпускания педали и предупреждения притормаживания автомобиля во время движения (из-за вибрации педали) между толкателем и поршнем главного цилиндра должен существовать зазор. Величина его равна 1,5—2,5 мм, что соответствует свободному ходу педали тормоза в пределах 8—14 мм; зазор регулируют изменением длины толкателя.

Для регулировки необходимо установить педали тормоза и сцепления на одинаковой высоте от пола кузова, как указано в разделе «Сцепление»; затем, отпустив контргайку 20 толкателя, вращать за шестигранник толкатель 19 до установления свободного хода педали тормоза в указанных пределах и затянуть контргайку.

Регулировка ручного (центрального) тормо-з а. Ручной тормоз следует регулировать, когда ход рычага тормоза становится недостаточным для полного торможения.

Недостаточный ход рычага тормоза может быть по двум причинам: из-за больших зазоров между колодками и тормозным барабаном—в этом случае необходимо отрегулировать зазор, или из-за излишней длины троса, соединяющего ручной рычаг с тормозом, — в этом случае отрегулировать длину троса.

Регулировка зазоров ручного тормоза. По мере износа тормозных накладок увеличиваются зазоры между накладками и тормозным барабаном. Для выполнения регулировки в нижней части тормозного щита установлен корпус с ввернутым в него регулировочным винтом 6 с квадратной головкой. На конце винта имеется фланеп с выступами, к которому штифтом прижата пластинчатая пружина. Пружина входит в паз, имеющийся на торце плавающего разжимного сухаря, и удерживается этим пазом от вращения.

При завертывании винт своим торцом нажимает на сухарь.

Сухарь перемещает опоры колодок и заставляет расходиться нижние концы колодок, уменьшая зазор.

Во время вращения винта происходит перескакивание лапок пружины с одного выступа на другой и слышится «щелчок».

Для регулировки зазора необходимо завернуть регулировочный винт 6 до упора, а затем отвернуть его на 4—6 щелчков (1/3—1/2 оборота).

Регулировка длины троса.

При вытягивании троса длину его нужно отрегулировать следующим образом:
— отвернуть контргайку вилки;
— расшплинтовать и вынуть палец, соединяющий регулировочную вилку и рычаг привода тормоза;
— поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение;
—вращая регулировочную вилку, выбрать все зазоры (укоротить длину троса), а затем отвернуть вилку на IV2—2 оборота;
— совместив отверстия в вилке и рычаге, вставить палец и зашплинтовать; затянуть контргайку вилки.

Рис. 7. Положение меток на опорных пальцах тормозов задних колес при новых накладках

Регулировка тормозов при смене тормозных накладок. После смены тормозных накладок или установки новых колодок отрегулировать тормоза (при правильно отрегулированных подшипниках ступиц колес) следующим образом.

У тормозов задних колес установить опорные пальцы колодок в начальное положение, при котором метки на их торцах будут обращены друг к другу. У тормозов передних колес метки должны быть расположены по оси цилиндра.

Ослабить гайки опорных пальцев. Нажимая на тормозную педаль с силой 12—15 кГ, повертывать опорные пальцы до тех пор, пока поверхность тормозных накладок не будет прижата к барабану.

Неполностью затянув гайки пальцев, отпустить педаль и провернуть тормозной барабан. Если во время проворачивания колодки слегка задевают за барабан, повернуть немного пальцы в обратном направлении и, удерживая их в таком положении, полностью затянуть гайки.

Отрегулировать эксцентриком зазор между колодкой и барабаном.

Проверить положение педали при торможении. Полное торможение должно происходить в пределах 1/2—2/3 хода педали.

Проверить во время пробега, не наблюдается ли сильный нагрев тормозных барабанов.

В начале работы новых тормозных накладок, когда они еще не приработались к поверхности барабана, может наблюдаться несколько повышенный нагрев.

Если нагрев значительный, не уменьшающийся после некоторого времени работы (после нескольких включений), то нужно повернуть регулировочный эксцентрик и увеличить зазор между колодкой и барабаном.

В первое время работы новых накладок рекомендуется периодически регулировать тормоза, так как накладки «прирабатываются».

Заполнение тормозной системы рабочей жидкостью

В тормозную систему заливают только специальную тормозную жидкость (по ТУ МХП СССР 1608—47) или смесь, состоящую из 50% (по весу) касторового масла и 50% этилового (винного) или бутилового спирта. Зимой можно заменить этот спирт в той же пропорции безводным винным спиртом (ректификатом). Летом ректификат легко испаряется и поэтому в тормозной системе могут образоваться паровые мешки. Совершенно недопустима добавка хотя бы небольших количеств минерального масла, так как от этого портятся все резиновые детали тормозной системы. Также запрещается применение этиленгликоля, так как это вызывает коррозию цилиндров, вследствие чего происходит заедание поршней и клапанов.

Не допускается смешивать тормозные жидкости, имеющие разные вязкие основы (например, касторовое масло и глицерин). Жидкости с одинаковыми вязкими основами допускается перемешивать в любых пропорциях. Следует избегать применения жидкостей, имеющих в качестве вязкой основы глицерин, так как эти смеси при изменении температуры значительно изменяют свою вязкость.

Операции по заполнению нужно выполнять следующим образом.

Проверить состояние гибких резиновых шлангов и все соединения гидропривода тормозов на герметичность.

Открыть крышку лючка, установленного на панели приборов, слева.

Очистить от пыли и грязи поверхность вокруг пробки наливного отверстия главного цилиндра и отвернуть наливную пробку. Заполнить главный тормозной цилиндр рабочей жидкостью.

Снять с перепускного клапана тормозного цилиндра правого заднего колеса резиновый колпачок и надеть на клапан резиновый шланг длиной около 500 мм. Другой конец этого шланга опустить в стеклянный сосуд емкостью 0,5 л, заполненный примерно наполовину тормозной жидкостью.

Нажимать нужно быстро, отпускать — медленно. Жидкость под давлением поршня главного цилиндра будет заполнять трубопровод и вытеснять из него воздух. Прокачивать жидкость через главный цилиндр нужно до тех пор, пока не прекратится выделение пузырьков воздуха из шланга, опущенного в сосуд с тормозной жидкостью.

Во время прокачки необходимо доливать тормозную жидкость в главный цилиндр, не допуская ни в коем случае обнажения дна, так как при этом в систему вновь попадет воздух.

В течение всей операции по заполнению конец шланга держать погруженным в жидкость. Если из трубки не выходит ни жидкость, ни воздух, то это указывает на засорение трубки или закрытие клапана.

Плотно завернуть перепускной клапан колесного тормозного цилиндра, снять шланг и надеть колпачок. Завертывать перепускной клапан следует при нажатой педали тормоза.

Тормозные цилиндры остальных колес прокачивать в следующей последовательности: передний правый верхний, передний правый нижний, передний левый верхний, передний левый нижний и задний левый.

После прокачивания всех тормозов долить в главный цилиндр тормозную жидкость до уровня на 15—20 мм ниже верхней кромки наливного отверстия. Прочистить вентиляционные отверстия, имеющиеся на наливной пробке, и плотно ее завернуть.

Проверить работу тормозов во время пробега автомобиля.

При правильно отрегулированных зазорах между накладками и барабанами и правильно выполненном прокачивании тормозов педаль тормоза при нажатии на нее ногой не должна легко опускаться более половины своего хода, после чего нога должна ощущать «жесткую» педаль.

Причины, вызывающие «провяливание» педали тормоза, и способы устранения указаны в табл. 33 этого раздела. В случае разъединения тормозной системы для замены каких-либо Деталей необходимо после сборки проверить тормоза и, в случае необходимости прокачать их, так как при выполнении этой работы не исключена возможность попадания воздуха в систему.

Не рекомендуется доливать в главный цилиндр тормозную жидкость, собираемую в стеклянный сосуд при прокачивании. Эту жидкость можно применять для заполнения тормозной системы, дав ей отстояться не менее суток.

Если в системе обнаружена загрязненная тормозная жидкость, ее надо слить и заполнить систему свежей жидкостью.

Ни в коем случае нельзя нажимать на педаль тормоза, когда снят хотя бы один колесный барабан, так как давлением жидкости будут выжаты из колесного цилиндра поршни и жидкость вытечет из системы наружу.

Удаление воздуха из тормозной системы. При удалении воздуха из тормозной системы необходимо предварительно выполнить следующие работы.

Проверить все соединения гидравлического привода тормозов на герметичность и состояние гибких шлангов.

Проверить, нет ли признаков течи через резиновые защитные чехлы главного и колесного цилиндров. При обнаружении жидкости на цилиндрах разобрать и проверить манжеты, в случае их износа — заменить новыми.

Очистить от грязи поверхность вокруг перепускных клапанов колесных цилиндров и вокруг наливной пробки главного цилиндра.

Проделать все операции по заполнению тормозной системы рабочей жидкостью.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - УАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Тормоза автомобиля УАЗ"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства