Строительные машины и оборудование, справочник







Тормоза и муфты подъемников

Категория:
   Технические характеристики подъемников


Тормоза и муфты подъемников

Тормоза предназначены для фиксации заданного положения механизма при отключенном двигателе (или неработающем ручном приводе) и удержания на весу поднятого груза. Все тормоза, применяемые на подъемниках, нормально замкнутого типа, автоматически размыкающиеся при включении привода и замыкающиеся при его отключении. Тормоз устанавливают на приводном валу (обычно быстроходном), имеющем неразмыкаемую кинематическую связь с барабаном или канатоведущим шкивом.

Рис. 36. Колодочные тормоза с приводом от электромагнита (а) и электрогидро-толкателя (б):
1 —тяга, 2, б, 7,11 —гайки, 3, 5—пружины, 4 — скоба, 8 — корпус, 9 — якорь, 10 — катушка тормоза, 12 — болт, 13 — рычаги, 14 — гидротолкатель

На подъемниках используют колодочные тормоза с размыканием от электромагнита (рис. 36, а) или электрогидротолкателя (рис. 36, б). Лебедки с ручным приводом, применяемые для механизмов вертикального перемещения клети внутри проема, монтажных устройств и других механизмов, оборудованы автоматически действующими грузо упорными тормозами. Грузоупорный тормоз (рис. 37, а) устанавливают на быстроходном валу лебедки, на который надевают безопасную рукоятку, работающую вместе с грузоупорным тормозом.

Крутящий момент, действующий на валу рукоятки, вызывает в винтовой резьбе осевое усилие, заставляющее рукоятку, храповое колесо и вал с посаженной на шпонке втулкой вращаться вместе, так как рукоятка, навертываясь на резьбовую втулку вала, затягивает тормозные диски. Во время
подъема сблокированные трением части вращаются по часовой стрелке, причем зубья храпового колеса скользят под собачкой, которая все время находится с ним в зацеплении.

Если усилие на рукоятку прекращается, храповое колесо под действием момента отгруза делает небольшое движение в противоположном направлении, останавливается, как только его ближайший зуб упрется в собачку, и дальнейшее опускание груза прекращается.

Чтобы опустить груз, рукоятку вращают против часовой стрелки, т. е. в сторону опускания. В это время она поворачивается на резьбе вправо на определенный регулируемый зазор, работа трения прекращается и груз опускается. Как только скорость вращения вала начнет превышать скорость вращения рукоятки, рукоятка опять навинчивается и прижимается к неподвижному колесу; происходит торможение, и вращение вала замедляется.

Рис. 37. Тормозные устройства вспомогательных механизмов подъема: а —грузоупорный тормоз и безопасная рукоятка монтажной лебедки, б—колодочный тормоз электротали; 1 — собачка, 2 — вал, 3 — втулка, 4 — храповое колесо, 5—тормозные диски, б—рукоятка, 7—палец, 8 — электромагнит, 9 — рычаг, 10 — пружина, 11—контргайка, 12—винт, 13 — рычаг

Он находится в этом состоянии до тех пор, пока скорости вращения рукоятки и вала не уравняются.

Тормоз механизма подъема должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения. Коэффициент запаса торможения —это отношение момента, создаваемого тормозом, к статическому моменту, создаваемому наибольшим грузом на тормозном валу.

Для бесканатньгх грузопассажирских и грузовых подъемников, механизм которых состоит из модулей (унифицированных механизмов подъема, работающих совместно), тормоз каждого из модулей должен удерживать нагрузку от грузонесущего органа с грузом.

На отечественных подъемниках применяют колодочные короткоходовые пружинные тормоза ТКТ (табл. 17) с однофазными тормозными электромагнитами типа МО и колодочные пружинные тормоза с электрогидравлическими толкателями (ТКГ, ТКТГ). Эти тормоза устанавливают только в горизонтальном положении, при работе на открытом воздухе они должны быть защищены кожухами от прямого попадания атмосферных осадков и солнечной радиации в соответствии с требованиями второй категории размещения (ГОСТ 15150—69*). Тормозной момент зависит от установочной длины пружины.

Тормоза с приводом от электромагнита обладают большим быстродействием, чем с приводом от электрогидротолкателя. Время срабатывания первых составляет 0,015…0,02 с, вторых —до 0,7. Увеличение времени срабатывания приводит к «провалам» груза, т. е. самопроизвольному его разгону при отключении электродвигателя механизма подъема, что в свою очередь вызывает значительные динамические нагрузки на подъемник и колебания грузонесущего органа у подъемников с канатным механизмом подъема.

Тормоза обозначают тремя буквами и одним или двумя числами (через косую). Первые две буквы и первое число характеризуют механическую часть тормоза: ТК — тормоз колодочный; третья буква — род тока, например, Т — трехфазный переменный; четвертая (если она добавляется после трех) обозначает электрогидравлический толкатель. При отсутствии обозначения рода тока эта буква может быть на третьем месте, например ТКГ —тормоз колодочный гидравлический. Первое число обозначает диаметр шкива, например ТКТ-200 — шкив диаметром 200 мм. Число после косой — характеристика электромагнита, если он применяется также на тормозах с меньшим тормозным моментом, например ТКТ-300/200 — тормоз со шкивом диаметром 300 мм и электромагнитом МО-200Б, применяемом на тормозах ТКТ-200, имеющих меньший тормозной момент.

Для электроталей, используемых в механизмах горизонтального перемещения грузонесущего органа, механизмов опускания груза на междуэтажное перекрытие и для монтажных устройств, применяют колодочные электромагнитные пружинные тормоза (рис. 37, б), колодки которых составляют одно целое с рычагами. Тормоз имеет привод от электромагнита и замыкается с помощью двух пружин. Якорь электромагнита соединяется рычагом с пальцем, имеющим неподвижную ось вращения. Кулачок, нарезанный на конце пальца, расположен между двумя винтами с плоскими головками. При включении электромагнита поворачивается палец, кулачок этого пальца раздвигает винты, отводя тормозные рычаги от тормозного шкива и размыкая тормоз. Отход колодок от шкива регулируется винтами. Винты фиксируются в этом положении контргайками. При регулировании тормоза обеспечивают (при замкнутом тормозе) зазор между поверхностями кулачка и винтов (по мере изнашивания тормозных накладок зазор уменьшается, и при последующей регулировке должен быть восстановлен).

Рис. 38. Электродвигатель со встроенным тормозом подъемника Зремб — Гнез-но-1000:
1,8 — подшипники, 2 — ротор, 3 — статор, 4 — крышка, 5 — подвижный конус, 6 — пружина, 7—регулировочные гайки
клина, перемещаемого между роликами, укрепленными на концах тормозных рычагов.

На грузопассажирских мачтовых подъемниках Зремб — Гнез-но—1000 применяют электродвигатели со встроенными коническими тормозами. Двигатель (рис. 38) состоит из ротора 2конической формы и статора 3, имеющего расточку конической формы. На валу ротора установлены пружина 6 и подвижный конус 5 тормоза, который взаимодействует с неподвижным конусом, выполненным заодно с корпусом двигателя. Пружина при отключении электрической энергии стремится сместить ротор по его оси таким образом, что подвижный конус прижимается к неподвижному, т. е. тормоз замыкается. При включении электродвигателя ротор втягивается в расточку статора до упора утолщения вала в подшипник. Зазор между ротором и статором сокращается до нормального, пружина сжимается, и подвижный тормозной конус отходит от неподвижного, т. е. тормоз размыкается. Силу торможения регулируют предварительным затягиванием пружины на валу ротора с помощью гаек.

На подъемниках ДМВ-1003/100 применяют также двигатель со встроенным коническим тормозом. Ротор двигателя — цилиндрический, и тормоз приводится в действие от электромагнита.

Муфты (упругие втулочно-пальцевые, ГОСТ 21424—93) служат для соединения электродвигателя с редуктором в лебедках, бесканатных механизмах подъема и других механизмах. Обычно такие муфты выполняют заодно с тормозным шкивом (корпус ведомой полумуфты используют в качестве тормозного шкива). Размеры быстроизнашивающихся элементов таких муфт-вкладышей (или упругих элементов пальцев) и колец (втулок) приводятся в паспортах или формулярах на подъемники. В условиях эксплуатации эти элементы изготовляют из резины марки VI-IB-22-60-329 ИЛИ других аналогичных марок.

Допускаемые радиальные смещения валов при использовании втулочно-пальцевых муфт составляют от 0,2 до 0,5 мм, а угловые смещения — от 20 до 30.

На подъемниках применяют также зубчатые муфты (ГОСТ 5006—83) для соединения тихоходных валов. Эти муфты изготовляют трех типов: 1, 2, 3, причем муфты типов 1 и 3 предназначены для непосредственного соединения валов, а муфты типа 2 —для соединения валов с применением промежуточного вала. Для муфт типов 1 и 3 допустимый угол перекоса каждой втулки относительно оси обоймы не более 30’ — при отсутствии радиального смещения соединяющих валов; для муфт типа 3 и двух обойм максимально допустимый угол перекоса равен Г30’.


Читать далее:

Категория: - Технические характеристики подъемников





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины