Строительные машины и оборудование, справочник





Тормоза и устройства управления муфтами и тормозами трубоукладчиков

Категория:
   Краны-трубоукладчики



Тормоза и устройства управления муфтами и тормозами трубоукладчиков

Тормоза лебедок всех трубоукладчиков — ленточные, сухие, постоянно замкнутые одностороннего действия.

Трубоукладчик Т-3560М. Основными деталями тормоза (рис. 78) являются шкив, лента и пружина. Шкив закреплен на конце каждого червячного вала. К ленте приклепаны вальцованные фрикционные накладки.

Лента одним концом (неподвижным) присоединена к закрепленной на лебедке оси, а другим подвижным через винтовую пару, обеспечивающую регулировку ее длины, — к пальцу двуплечего рычага. Винтовая пара состоит из приваренного к ленте резьбового стержня, навинченного на него промежуточного звена с проушиной и контргайки.

Пружина зажата между двумя шайбами — верхней, которая упирается в концевые гайки вилки, и нижней, упирающейся в головку регулировочного стержня. Вилка шарнирно соединена с пальцем двуплечего рычага, а стержень упирается через регулировочные гайку и контргайку в наружную поверхность кожуха тормоза.

Пружина должна быть сжата между шайбами настолько, чтобы лента была надежно затянута на шкиве при подъеме грузовым барабаном лебедки груза, равного номинальной грузоподъемности 35 т, плюс 25%-ная дополнительная испытательная нагрузка. Чтобы сжать пружину, гайку вращают по тяге, при этом шайба приближается к шайбе.

Тормоз приводят в действие рычагом, который шпонкой закреплен на валике. Чтобы освободить шкив для включения соответствующего барабана лебедки, валик вместе с рычагом поворачивают по часовой стрелке с помощью гидроцилиндров управления лебедкой. В результате этого лента отходит от шкива, а пружина сжимается между шайбами.

Рис. 78. Тормоз лебедки трубоукладчика Т-3560М:
1 — тормозная лента, 2 — шкив, 3, 14, 18 — контргайки, 4 — гайка, 5 — регулировочный стержень, 6, 10 — шайбы, 7 — кожух, 8 — вилка, 9 — пружина, 11, 16 — пальцы, 12 — платик, 13 — винт, 15 — двуплечий рычаг, 17 — промежуточное звено, 19 — стержень, 20 — валик, 21 — ось

Бинта, снабженного контргайкой и ввернутого в рычаг. При освобождении валика от действия усилия гидроцилиндров лента затягивается на шкиве под действием пружины.

Долговечность и надежность работы тормозов лебедки достигаются за счет обеспечения зазора между лентой и поверхностью тормозного шкива при включенных муфтах лебедки. Этот зазор регулируют путем изменения зазора А. Для этого вращают регулировочный винт, предварительно отпустив контргайку.

В процессе эксплуатации трубоукладчика периодически проверяют степень износа фрикционных лент и регулируют длину ленты: расшплинтовывают палец и вынимают его из рычага, освобождая проушину звена. Отвертывают контргайку и навинчивают звено на стержень ленты. Установив звено на место, проверяют зазор Б — он должен соответствовать нормам, установленным Инструкцией по эксплуатации трубоукладчика.

Устройства управления муфтами и тормозами лебедки характеризуются тем, что с их помощью муфты и тормоза каждого барабана сблокированы, т. е. при включении муфты автоматически размыкается соответствующий тормоз и наоборот, а также при включении одной из муфт другая муфта этого же реверсивного механизма не может быть включена.

Рис. 79. Устройства управления муфтами и тормозами трубоукладчика Т-3560М:
1 — регулировочный винт; 2 — тормозная лента; гидроцилиндр: 3 — корпус, 4 — манжета поршня, 15 — поршень, 16 — возвратная пружина, 17 — штуцер, 31 — шток; 5, 7 — проушины; 6, 18, 22, 27, 30 — пальцы; 3 — регулировочный стержень: 9 — гайка; 10 — шток; 11— возвратная пружина; 12 —гнутая пластина; 13 — кожух; 14—направляющая штока и возвратной пружины; 19, 28 — рычаги отводки; 20, 26 — тяги; 21 — корончатая гайка; 23 — кронштейн; 24 — коромысло; 25 — рычаг аварийного сброса груза; 29 — масленка; 32 — тормозная пружина; 33 — рычаг тормоза; 34 — валик

Каждое из двух (по числу барабанов лебедки) устройств управления состоит из системы включения и исполнительной системы и расположено над корпусом реверсивного механизма на гнутой пластине (рис. 79) и кронштейне.

Система включения закрыта кожухом и состоит из двух гидроцилиндров и расположенной между ними пружины возврата штоков. Каждый гидроцилиндр составлен из корпуса, прикрепленного к кожуху, штока, поршня, пружины под поршнем и ушютнительных манжет. Штоки соединены шарнирными пальцами через проушины с верхними проушинами рычагов отводки.

Пружина возврата штоков зажата между фланцами направляющей и гайки. Обе детали проушинами соединены с пальцами рычагов отводки: первая непосредственно, а вторая — через связанные между собой регулировочные стержень и шток. Шток и направляющая пружина и упираются друг в друга.

Исполнительная система состоит из последовательно соединенных между собой рычагов отводки, тяг, двуплечего коромысла и валика с двуплечим рычагом тормозной ленты. Рычаги отводки соединены с корпусами (см. рис. 74) отводки с помощью пальцев (см. рис. 79). Тяги присоединены к нижним проушинам рычагов отводки и коромыслу пальцами. Коромысло и двуплечий рычаг тормозной ленты на валике закреплены жестко.

Блокировка управления муфтами и тормозами осуществляется следующим образом. При включении рукоятки гидрораспределителя шток соответствующего гидроцилиндра смещается внутрь кожуха под давлением жидкости, поступающей под поршень через штуцер. На первом этапе в результате смещения штока поворачивается соответствующий рычаг отводки (например, рычаг вокруг оси пальца), чем обеспечивается смещение корпуса отводки вместе с нажимным диском (см. рис. 74) муфты в направлении ее обода, и одна из муфт оказывается включенной.

После упора рычага (см. рис. 79) отводки в обод происходит второй этап включения муфты под действием непрекращающегося смещения штока. На этом этапе рычаг отводки совершает новый поворот уже вокруг оси шарнирных пальцев, что приводит к смещению наружу тяги и повороту по часовой стрелке коромысла вместе с валиком. Рычаг поворачивается, ослабляется натяжение тормозной ленты и затягивается тормозная пружина, т. е. тормоз выключается, а реверсивный механизм вместе с трансмиссией привода барабана лебедки начинает вращаться. Одновременно с этим под действием поворачивающегося коромысла смещается наружу тяга, поворачивая второй рычаг отводки за палец вокруг оси пальца. Это приводит к тому, что нажимный диск второй муфты уводится от ее обода и тем самым исключается возможность ведущего к аварии включения обеих муфт одного реверсивного механизма. Ход рычагов ограничен винтами, ввернутыми в кожух.

При прекращении подачи жидкости в гидроцилиндр пружина устройства управления возвращает верхний конец рычага в исходное положение, что приводит к выключению муфты. Одновременно с этим под действием тормозной пружины рычаг вместе с валиком и коромыслом поворачивается против часовой стрелки и возвращает рычаги отводки в исходное положение. Под действием пружины тормозная лента затягивается и затормаживает барабан лебедки.

Устройство управления грузовым барабаном помимо рукоятки для включения гидрораспределителя управления муфтами и тормозами оснащено еще рычагом аварийного сброса груза. Рычаг смонтирован на носке валика и закреплен гайкой. В аварийной ситуации (повышенный крен трубоукладчика под нагрузкой) поворачивают рычаг вместе с валиком, освобождая тем самым тормозную ленту, т. е. выключают тормоз грузового барабана.

В системе управления сосредоточены все регулировки дисковых муфт реверсивного механизма. Зазор между ведущими и ведомыми дисками муфты регулируют поворотом болта и изменением длины тяги, что обеспечивает изменение величины отхода рычага отводки. Рабочий ход ведущих дисков муфты регулируют изменением хода штока гидроцилиндра, для чего изменяют глубину завинчивания его конца в отверстие проушины. Усилие возвратной пружины, добиваясь изменения ее длины в сжатом состоянии, регулируют вращением гайки по резьбе штока.

Трубоукладчик ТГ-201. Тормоза и устройства управления муфтами лебедки этой машины сблокированы таким же образом, как и на лебедке трубоукладчика Т-3560М. При этом конструкция тормозов и устройств управления принципиально повторяет конструкцию аналогичных узлов трубоукладчика Т-3560М с той лишь разницей, что вместо специальных тормозных шкивов (см. рис. 73) трубоукладчика Т-3560М, смонтированных на лебедке сзади в кожухах, на трубоукладчике ТГ-201 в качестве тормозных шкивов использованы наружные поверхности зубчатых ободов (см. рис. 75) одной из двух дисковых муфт каждого реверсивного механизма Так как плоскости шкивов тормозов оказались развернутыми яа 90° по сравнению с трубоукладчиком Т-3560М, связи сбегающих подвижных ветвей тормозных лент с рычагами отводок (исполнительные устройства управления) на лебедке трубоукладчика ТГ-201 выполнены иным образом.

Тормоза и исполнительные системы устройства управления муфтами (рис. 80) каждого реверсивного механизма укреплены на крышках подшипников корпуса двухступенчатого редуктора по обе его стороны с помощью выполненных заодно с крышками пар параллельных кронштейнов. Оба кронштейна каждой пары в нижней части несут ось, на которой свободно установлено коромысло. К нижнему кронштейну одной из пар кронштейнов прикреплена гильза тормозной пружины, а к верхнему кронштейну в его верхней части (не показана) осью прикреплен набегающий конец тормозной ленты. Сбегающий конец тормозной ленты посредством откидного болта с гайкой и контргайкой прикреплен к рычагу-коромыслу, который как и аналогичный рычаг (с другой стороны корпуса редуктора) укреплен штифтами на валике управления, проведенном через корпус.

К тормозу помимо тормозной ленты (см. рис. 80), рычага-коромысла и гильзы тормозной пружины относятся также сама пружина 8 и несущий ее шток 10 с нижней тарелкой, соединенный своей верхней регулировочной тягой с рычагом-коромыслом.

Рис. 80. Устройство управления муфтами и тормозами трубоукладчика ТГ-201:
1, 19 — рычаги отводок, 2, 14, 16 — оси, 3 — валик управления, 4 — рычаг, 5 — корпус двухступенчатого редуктора, 6 — рычаг-коромысло, 7 — регулировочная тяга тормоза, 8 — тормозная пружина, 9 — гильза, 10 — шток пружины, 11 — тяга, 12 — коромысло, 13 и 15 — нижний и верхний кронштейны, 17 — палец, 18 — тормозная лента, 20 — гидроцилиндр, 21 — откидной болт; А, Б, В — базовые плоскости при регулировке зазора

Тормозная пружина зажата между нижней тарелкой штока 10 и верхней крышкой гильзы.

К исполнительному устройству управления помимо валика управления с рычагом-коромыслом и рычагом, а также коромысел по обе стороны корпуса также относятся рычаги отводок, соединенные шаровой шарнирной связью с одним из плеч соответствующего коромысла, и тяги, размещенные между другим плечом этого же коромысла и рычагом.

Система включения устройства управления муфтами реверсивного механизма, располагающая парой гидроцилиндров одностороннего действия, повторяет, как видно из сравнения рис. 75 и 79, конструкцию аналогичного устройства трубоукладчика Т-3560М.

Блокированное управление муфтами и тормозами лебедки трубоукладчика ТГ-201 осуществляется следующим образом. При включении в работу одного из гидроцилиндров (см. рис. 80) происходит первый этап поворота соответствующего рычага отводки, при котором его пальцами производится смещение нажимного диска дисковой муфты к ее ободу и муфта включается. После упора рычага в обод муфты происходит второй этап его поворота, при котором коромысло поворачивается вокруг оси по часовой стрелке, тяга смещается вверх вместе с осью ее крепления на коромысле и рычаг-коромысло поворачивает валик управления против часовой стрелки. При повороте рычага-коромысла тормозная лента отходит от поверхности обода дисковой муфты и освобождает соответствующую шестерню реверсивного механизма для вращения вместе с его полувалом. Одновременно с этим шток пружины через тягу смещается вверх, сжимая пружину, т. е. взводя ее.

С поворотом валика управления блокировочная работа не заканчивается: происходит поворот против часовой стрелки рычага, смещение вверх тяги, расположенной со стороны рычага, поворот там же второго коромысла и поворот рычага отводки, пальцы которого смещают нажимный диск второй дисковой амуфты от ее обода на дополнительное расстояние.

При прекращении подачи рабочей жидкости в гидроцилиндр пружина возвращает валик управления вместе с рычагами в исходное положение, что обеспечивает затяжку тормозной ленты на ободе дисковой муфты, возвращение рычагов отводки в исходное положение и выключение муфты.

При нормально затянутой ленте зазор между плоскостью А рычага и торцом Б крышки гильзы должен соответствовать нормам, установленным Инструкцией по эксплуатации трубоукладчиков, а торец штока пружины должен быть заподлицо с торцом В гильзы.

Трубоукладчик ТО-1224Г. Тор м оз а трубоукладчика устроены так. Тормозят барабаны с помощью смонтированных на шкивах тормозных лент (см. рис. 77) и 30. Стреловой барабан, кроме того, оснащен страховочным устройством, представляющим собой храповое колесо со стопорной защелкой.

Тормозная лента (рис. 81) с приклепанными фрикционными накладками оснащена присоедительным пальцем на закрепленной ветви и упором на подвижной ветви. Закрепленная ветвь соединена с корпусом лебедки, а незакрепленная посредством оснащенного тормозными пружинами стержня шарнирно соединена с коротким плечом соответствующего двуплечего рычага устройства управления.

Пружины в тормозах грузового и стрелового барабанов лебедки установлены различными способами. В тормозе грузового барабана при затянутой тормозной ленте пружина не сжата, а пружина затянута относительно упора круглой гайкой, навинченной на втулку стержня. На хвостовике стержня есть гайка с контргайкой регулировки пружины.

Рис. 81. Устройство управления тормозами лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
1, 34 — тяги, 2, 30, 33 — пальцы, 3, 7, 19, 21 — тормозные пружины, 4, 12, 25 — упоры, 5, 11, 23 ~ стержни, 6, 18, 36 — двуплечие рычаги, 8, 20 — проушины, 9 — шайба, 10, 22, 24 — регулировочные гайки, 13 — тормозная лента, 14 и 17 — стреловой и грузовой барабаны, 15 — валик, 16 — кривошип, 26 — малая рукоятка, 27, 31 — рычаги управления, 28 — пружина стопора, 29 — тяга стопора, 32 — сектор, 35 — защелка

В тормозе стрелового барабана пружина зажата относительно упора через шайбу регулировочной гайкой и контргайкой. Другая пружина этого тормоза зажата на втором стержне, который шарнирно присоединен снизу к корпусу лебедки пальцем и свободно продет в отверстие упора двуплечего рычага. Таким образом, в тормозе грузового барабана тормозная лента на шкиве затягивается стержнем через пружину, а в тормозе стрелового барабана стержнем непосредственно.

В работе тормозов грузового и стрелового барабанов есть свои особенности. При повороте рычага тормоза грузового барабана стержень смещается вверх, освобождая большую пружину и сжимая малую.

При повороте рычага тормоза стрелового барабана стержень также смещается вверх, но при этом сжимаются обе пружины. Поэтому тормоз стрелового барабана имеет больший тормозной момент, чем тормоз грузового. Следовательно, пробуксовка шкива стрелового барабана при одновременно включенных тормозе и кулачковой муфте практически невозможна, в то время как пробуксовка шкива грузового барабана возможна. Иными словами, грузовой барабан можно затормаживать раньше, чем выключена муфта, и наоборот.

Стреловой барабан во избежание поломок трансмиссии следует затормаживать только после выключения муфты, и наоборот. Это создает трудности управления лебедкой, требует сноровки от машиниста и сопряжено с возможностью аварийного падения стрелы. В связи с этим стреловой барабан помимо ленточного тормоза имеет еще дополнительное стопорное устройство.

Стопорное устройство состоит из храпового колеса, зубья которого направлены в сторону вращения стрелового барабана на опускание, и защелки (не показана), шарнирно присоединенной к стойке. Колесо отлито заодно со шкивом барабана. Вращению барабана на подъем стрелы защелка не препятствует. При прекращении подъема под действием веса стрелы барабан стремится повернуться в обратном направлении, но защелка при этом успевает войти в ближайшую впадину между зубьями колеса и остановить вращение барабана.

Для опускания стрелы необходимо вывести защелку из зацепления с колесом и поставить специальный рычаг управления защелкой в его выключенном положении на замок. Только после этого можно растормаживать ленточный тормоз стрелового барабана, предварительно включив муфту.

При правильно отрегулированном тормозе рычаг (см. рис. 81) должен передвигаться на 2/3 полной величины зубчатого сектора и полностью затягивать тормоз. Если же рычаг передвинется на полный сектор, подтягивают соответствующую гайку, изменяя усилие затяжки пружин.
Устройства управления состоят из механических систем включения муфт и тормозов.

Система включения кулачковой муфты грузового или стрелового барабана (рис. 82) — рычажно-механическая и состоит из элементов, опирающихся на корпус лебедки: разъемной отводки, охватывающей ведущую полумуфту; ее двух кривошипов укрепленных на валике; двух соосных шарнирных пальцев соединениях поводка отводки с кривошипами, основного кривошипа, укрепленного на консоли валика и шарнирно соединенного с регулировочной тягой; рычага управления, установленного на пальце кронштейна и шарнирно соединенного с тягой.

Рычаг имеет два положения: вертикальное I — муфта включена и наклонное II— муфта выключена. По окончании поворота рычаг фиксируется стопорным устройством в соответствующих пазах сектора. Стопорное устройство состоит из тяги, стопорящей пружины и защелки, шарнирно присоединенной к тяге и рычагу.

Системы включения муфт грузового и стрелового барабанов отличаются одна от другой тем, что при повороте рычагов во включенное положение отводка муфты грузового барабана смещается влево от рычага, а отводка муфты стрелового барабана вправо к рычагу. Поворот рычага должен заканчиваться лишь после того, как кулаки подвижных ведущих полумуфт войдут во впадины между кулаками ведомых полумуфт, закрепленных на барабанах. Ход рычагов регулируют изменением длины тяг, свинчивая или навинчивая вилку, отсоединенную от рычага на время регулировки.

Рис. 82. Система включения кулачковой муфты стрелового барабана лебедки трубоукладчика ТО-1224Г:
I — муфта включена, II — муфта выключена; 1 — рычаг управления, 2 — защелка, 3 — регулировочная вилка, 4 — палец, 5 — тяга, 6 — сектор, 7 — тяга стопора, 8 — пружина стопора, 9 — поводок, 10 — рычаг отводки, 11 — основном кривошип, 12 — валик, 13 — кривошип, 14 — корпус лебедки, 15 — шарнирный палец

Система управления тормозами — рычажно-механическая и включает в себя рычаги (см. рис. 81) управления, снабженные стопорными устройствами, тяги и двуплечие рычаги выключения тормозов. В рычажно-механической системе тормоза стрелового барабана помимо тяг и двуплечего промежуточного рычага есть дополнительный кривошип, закрепленный на конце валика. Валик и палец обеих систем смонтированы на корпусе лебедки.

Стопорное устройство каждого рычага управления состоит из тяги, пружины, малой рукоятки, защелки и сектора, центр которого совпадает с осью пальца поворота рычага. При необходимости повернуть рычаг в переднее положение для выключения соответствующего тормоза нажимают на малую рукоятку. При этом тяга, сжимая пружину, смещается вниз и выводит шарнирно подвешенную на рычаге защелку из зацепления с зубьями сектора.


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Мероприятия при работе трубоукладчиков
Строительство магистральных трубопроводов
Хранение и консервация трубоукладчиков
Транспортирование трубоукладчиков
Эксплуатация трубоукладчиков в особых природно-климатических условиях
Испытания и обкатка трубоукладчиков
Контроль качества ремонтных работ на трубоукладчиках
Общие положения о ремонте трубоукладчиков
Смазывание и заправка трубоукладчиков топливом, водой и рабочей жидкостью
Техническое обслуживание трубоукладчиков


Остались вопросы по теме:
"Тормоза и устройства управления муфтами и тормозами трубоукладчиков"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы