Строительные машины и оборудование, справочник




Тормоза кранов

Категория:
   Устройство механизмов и элементов передач



Тормоза кранов

Тормозами называют механизмы, с помощью которых снижаются скорости отдельных рабочих органов и частота вращения частей крана, а также всего крана до полной остановки движения.

С помощью тормозов можно остановить и надежно удержать в нужном положении поднимаемый или опускаемый груз, стрелу, поворотную платформу, перемещающуюся каретку или весь кран.

При многомоторном приводе тормоза устанавливают преимущественно на валах электродвигателей, приводящих в действие механизмы подъема груза, поворота стрелы, перемещения грузовой тележки (каретки), подъема стрелы и передвижения крана, или на входном валу редуктора. Такое размещение тормозов дает возможность снизить усилия, необходимые для работы, так как при этом снижаются крутящие моменты.




При одномоторном приводе тормоза устанавливают также на валах барабанов лебедки и на валу отбора мощности поворотного механизма. Тормоза оборудуют гидротолкателями — в механизмах подъема нерегулируемыми, а в механизмах вращения и передвижения — регулируемыми.

Тормоза относятся к наиболее ответственным механизмам кранов, от их исправности зависят четкость, безопасность и безотказность работы крана. Надежность работы тормозов зависит от регулирования, которое осуществляет машинист. В инструкциях по эксплуатации кранов указаны пределы регулирования тормозов.

Для надежной работы тормоза нужно регулярно очищать его от пыли и грязи, не допускать замасливания обкладок.

По способу действия различают замкнутые тормоза закрытые, в которых торможение осуществляется под действием сжатой пружины или тормозного груза, и открытые, в которых торможение производится нажатием на педаль или рычаг.

По способу управления тормоза делятся на управляемые и автоматически действующие.

Замкнутые автоматически действующие тормоза размыкаются (растормаживаются) под действием электромагнита или гидротолкателя. . Управляемые закрытые тормоза размыкает (растормаживает) машинист с помощью педали или рычага. На механизмах подъема груза и стрелы устанавливают нормально замкнутые тормоза.

В зависимости от конструкции тормоза кранов бывают ленточные и двухколодочные. При одномоторном приводе устанавливают ленточные тормоза, при многомоторном электрическом и дизель-электрическом приводе — двухколодочные автоматически действующие.

Тормоза механизмов передвижения кранов устанавливают вместе с эластичными муфтами, соединяющими вал двигателя с первичным валом редуктора механизма передвижения.

На механизмах передвижения кранов используют колодочные тормоза КМТ с длинноходовым электромагнитом и тормоза МО с корот-коходовым электромагнитом.

У колодочного тормоза КМТ (рис. 60) шарниры неподвижны и закреплены на основании тормоза; шарниры могут перемещаться вместе с рычагами.

Если груз опустить вниз, то рычаги вместе с колодками повернутся вокруг шарниров, устремятся один к другому и затормозят тормозной шкив вместе с валом, на который он насажен. Это положение тормоза соответствует выключенному электродвигателю механизма передвижения. При включенном электродвигателе механизма ток поступает в обмотку электромагнита, в связи с чем втягивается якорь с тягой; к тяге шарнирно прикреплен грузовой рычаг, который поднимается вместе с грузом, и колодки отходят от тормозного шкива. В этом положении механизм расторможен. Тормозное усилие можно регулировать положением груза на рычаге; для увеличения усилия груз необходимо сдвинуть вправо.

Рис. 60. Колодочный тормоз КМТ:
1 — основание, 2 — регулировочный болт, 3, 8, 14 — тяги, 4 — регулировочная пружина, 5, 7, 10, 13, 15—17, 21, 22, 24, 25 — шарниры, 6 — коромысло, 9, 18, 23 – рычаги, 11 — электромагнит, 12 — груз, 19 — колодки, 20 — тормозной шкив

Регулировочный болт и регулировочная пружина предотвращают самопроизвольное соприкосновение тормозных колодок с тормозным шкивом во время работы механизма передвижения.

Тормоз МО показан на рис. 61. На рисунке показано положение, при котором механизм заторможен, а двигатель выключен. Пружина, одним концом упираясь в регулировочную гайку, а другим в скобу, сближает рычаги с колодками и обеспечивает захват тормозного диска. В данном состоянии пружины шток проходит чеоез первый рычаг и отталкивает якорь электромагнита в положение, показанное на рисунке.

‘При включенном двигателе электрический ток поступает в обмотку электромагнита, вследствие чего якорь прижимается к электромагниту и перемещает шток влево. Пружина сжимается, и рычаги вместе с колодками расходятся; при этом тормозной диск освобождается и механизм растормаживается.

Величину зазора между тормозным диском и тормозными колодками регулируют гайкой, а самопроизвольное соприкосновение тормозных колодок с тормозным диском предотвращают гайкой.

Рис. 61. Тормоз МО:
1 — основание, 2 — тормозной диск, 3 — колодка, 4 — рычаг, 5, 8 — регулировочные гайки, 6 — скоба, 7 — пружина, 9 — электромагнит, 10 — шток электромагнита, 11 — якорь, 12 — регулировочный винт

Помимо тормозов ТКТ и МО на лебедках кранов устанавливают тормоза с гидротолкателями ТКТГ. Обозначаются эти тормоза четырьмя буквами и одним числом, например ТКТГ-300. Первые две буквы обозначают механическую часть тормоза ТК (тормоз колодочный); третья буква Т — род тока, трехфазный; четвертая — Г указывает, что тормоз имеет электрогидравлический толкатель. Число обозначает диаметр тормозного диска.

На рис. 62 показан общий вид такого тормоза (без тормозного Диска). В основании с помощью пальцев закреплены стальные рычаги. Пальцы удерживаются от проворачивания и выпадания вилками, прикрепленными болтами с пружинными шайбами к подставке. В пальцах сделаны отверстия для смазки, в которые запрессованы масленки.

К чугунным колодкам прикреплены фрикционные обкладки. Головки заклепок утоплены в обкладке до половины толщины последних. Пальцы, крепящие колодки, удерживаются ригелями, закрепленными на колодках болтами с пружинными шайбами.

Чтобы удерживать колодки в определенном положении, предусмотрен фиксатор, помещенный в сквозном отверстии рычага. Два упора фиксатора прижимаются к внутренним поверхностям ребер колодки и создают необходимую силу трения. Упоры для удобства монтажа и демонтажа соединены между собой стержнем. В прорези рычага с помощью пальца, удерживаемого от проворачивания и выпадения ригелем, прикрепленным к рычагу болтом с пружинной шайбой, закреплен сборный верхний рычаг.

Верхний рычаг с помощью траверс шарнирно соединен со штоком и тягой пружины и с помощью пальца, прикрепленного к рычагу ригелем с болтом и пружинной шайбой, — с ухом траверсы электрогидравлического толкателя. Напряжение пружин в пружинном устройстве регулируют гайками.

Рис. 62. Тормоз ТКТГ:
Усилие пружины через рычаг 4 и шток 1, проходящий через отверстие в пальце 22, передается на рычаг 21. 2, 6, 12, 17, 22 — пальцы, 3, 4, 21 — 6 ~ траверса, 7 — электродвигатель, 9 — скоба, 10 — пружина, 11 — электрогидравлический толкатель, 13 — вилка, 14 — масленка, 15 — колодки, 16 — основание, 18 — регулировочный болт, 19 — контргайка, 20— ригель, 21— шток рычаги, — тяга

Электрогидравлический толкатель закрепляют на основании 16 либо болтами, ввернутыми в подставку, либо пальцем, проходящим через пружины толкателя и основания. В первом случае толкатель сферической поверхностью опирается на основание. Равномерность отхода колодок тормоза регулируется болтом, фиксируемым контргайкой.

На рис. 63 изображен электрогидравлический толкатель Т. На корпусе толкателя, заполненном маслом, закреплен электродвигатель, который через вал вращает крыльчатку. При вращении последней давление внутри толкателя повышается, золотник перемещается вверх и открывает нижние окна кожуха, которые через окна в трубе соединяют верхнее пространство толкателя с подпоршневым. Поршень под давлением масла поднимается вверх и выдвигает штоки с закрепленной на них траверсой.

При отключении электродвигателя давление под поршнем уменьшается, золотник под действием пружины опускается и открывает верхнее окно кожуха. Поршень под действием внешней нагрузки и силы тяжести опускается вниз, перегоняя масло в подпоршневое пространство.

Скорость подъема и опускания поршня регулируется винтами 5 с контргайками. Винты ограничивают ход золотника, благодаря чему увеличивают или уменьшают размеры окон кожуха, а следовательно, и скорость перепускания масла.

В толкателях ТВ не предусмотрено золотниковое устройство и регулирование подъема и спуска.

Рис. 63. Электрогидравлический толкатель Т:
1— электродвигатель, 2 — крыльчатка, 3 — вал, 4 — золотник, 5 — кожух, 6 — труба, 7 — палец, 8 — регулировочный винт, 9 — пружина, 10 — поршень, 11 — шток, 12 — траверса

При заторможенном тормозе под действием сжатой пружины (см. рис. 62) верхний рычаг поворачивается вокруг пальца под Действием тяги и через шток передает усилие на рычаг. Под действием пружины рычаги поворачиваются на пальцах и прижимают колодки к поверхности тормозного шкива, создавая необходимую силу трения. В заторможенном положении толкатель не работает, а следовательно, поршень и штоки находятся в нижнем положении.

При включении тока поршень толкателя поднимает штоки вверх, рычаг через тягу сжимает пружины, вследствие чего освобожденный от их давления рычаг начинает отходить от шкива, пока регулировочный болт не упрется в основание. После этого при дальнейшем повороте рычага рычаг начинает отходить. Расторможение заканчивается тогда, когда поршень достигает крайнего верхнего положения.

Рис. 64. Задний стояночный тормоз:
1 — продольная балка ходовой рамы, 2 — картер заднего моста, 3 — кронштейн, 4, И — пружины, 5, 21 — гайки, 6 ~ шток, 7 — шайба, 8 — стакан, 9 — пор-шень, 10 — регулировочный болт, 12, 15 — оси, 13, 22 ~ рычаги, 14 — колодка, 16 — тормозной шкив, 17 — диск, 18 — шарнир карданного вала, 19 — тяга, 20 — стяжная муфта, 23 — гидроцилиндр, 24 — втулка, 25 — главная передача, 26 — болт, 27 — штифт

На рис. 64 показан колодочный тормоз и его крепление на пневмоколесном кране КС-5363 к картеру заднего моста.

Тормозной шкив крепят болтами и штифтами к валу главной передачи.

Тормозные колодки вместе с рычагами шарнирно крепят к картеру. Тормоз включается с помощью гидроцилиндра, размыкается с помощью пружин. Зазор между шкивом и тормозными колодками при разомкнутом тормозе регулируется болтом.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Устройство механизмов и элементов передач

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины