Строительные машины и оборудование, справочник






Торможение на автомобиле


Категория:
   Управление автомобилем


Торможение на автомобиле

Торможение во всех случаях, кроме аварийных ситуаций, выполняется плавно. При этом, чем выше скорость движения и хуже сцепление колес с дорогой, тем плавнее должно быть торможение. Интенсивное торможение может вызвать блокировку колес, скольжение их юзом и резкое возрастание тормозного пути. При сблокированных колесах тормозной путь увеличивается примерно на 25—30%. Наибольшая интенсивность торможения достигается, когда колеса находятся на грани блокировки. Торможения необходимо избегать на поворотах, особенно на большой скорости движения. К возникающей при этом центробежной силе добавляется боковая составляющая тормозной силы, а суммарная этих сил стремится перевернуть автомобиль через борт или вызвать занос.

Торможение недопустимо, когда правые и левые колеса имеют неодинаковое сцепление с дорогой (например, левые колеса движутся по сухой дороге, а правые — по корке льда, мокрой глинистой обочине и т. д.). В этих случаях на колесах возникают разные по величине тормозные силы, которые могут перевернуть или занести автомобиль.

Силы инерции при торможении всегда вызывают перераспределение массы автомобиля по осям: передняя перегружается, задняя разгружается. При интенсивном торможении передняя подвеска перегружается до 40%. Если в это время она получит еще и удар при наезде на неровность или препятствие, то происходит так называемый «пробой», при котором пружины передней подвески сжимаются до предела и удар передается на резиновые упоры. Иногда подвеска не выдерживает таких перегрузок и разрушается. Вот почему очень важно торможение обязательно заканчивать до того, как передние колеса наедут на препятствие.



Основным способом торможения надо считать комбинированное, с одновременным торможением рабочим тормозом и двигателем. Такое торможение производится переносом правой ноги с педали управления дроссельной заслонкой на педаль рабочего тормоза и нажатием на нее до обеспечения нужного замедления. Если надо затормозить до остановки автомобиля, то, не прекращая нажима на педаль тормоза, при уменьшении скорости движения до 20—25 км/ч выжимают педаль сцепления, устанавливают рычаг КП в нейтральное положение, отпускают педаль сцепления и тормозят рабочим тормозом до полной остановки автомобиля.

Рис. 1. Силы, действующие на автомобиль при торможении, когда правые и левые колеса имеют разные коэффициенты сцепления с дорогой: Рт — силы торможения; Рj —сила инерции, ЦМ — центр масс автомобиля; М — момент сил, стремящийся развернуть автомобиль влево

Рис. 2. Перераспределение массы автомобиля по осям при торможении: Рт — силы торможения, Р — сила инерции, ЦМ — центр масс автомобиля, Qa— сила тяжести автомобиля, Zb Z2— силы реакции дороги на опоры колес, Мт— опрокидывающий (тормозной) момент

На автомобилях с двухконтурной тормозной системой может произойти выход из строя одного из контуров. При этом водитель вдруг обнаруживает, что ход педали рабочего тормоза значительно увеличился, а эффективность торможения заметно снизилась. В этом случае не надо отпускать педаль тормоза, а следует продолжать нажимать на педаль до получения максимально возможного эффекта торможения. Второй контур обычно обеспечивает достаточно надежное торможение. Многократные нажатия на педаль тормоза лишь увеличат время и путь торможения.

Торможение двигателем с переходом на низшие передачи в КП применяются на спусках, на очень скользких дорогах, при движении в составе колонны. Этот способ обеспечивает плавность торможения и наименьшую опасность заноса. Техника его выполнения та же, что и при переходе с высшей передачи на низшую с «перегазовкой». Но после включения очередной низшей передачи педаль сцепления отпускают плавно и на педаль управления дроссельной заслонкой не нажимают. В это время сила инерции гасится двигателем. Следует иметь в виду, что при включении низших передач на не соответствующих им скоростях движения (например, включение первой передачи при скорости 60 км/ч) может произойти недопустимая раскрутка коленчатого вала и двигатель может выйти из строя.

Экстренное торможение в аварийных ситуациях должно обеспечивать быстрое снижение скорости или остановку автомобиля с такой интенсивностью, чтобы не допустить дорожно-транспортного происшествия. Выбор способа торможения зависит от состояния дороги, создавшейся ситуации и ряда других факторов. Наиболее эффективным является комбинированное торможение, обеспечивающее наименьший тормозной путь. Оно производится нажатием на педаль рабочего тормоза, которую можно удерживать в нажатом состоянии до полной остановки автомобиля, без выключения передачи в КП. Если при этом двигатель остановится, то он и в нерабочем состоянии создает большой тормозной эффект и увеличивает интенсивность торможения. Запрещается выключать сцепление при аварийном торможении, так как ведущие колеса, отключенные от двигателя, блокируются и двигаются юзом (скользят по дороге), что еще больше усложняет аварийную ситуацию.

Однако на скользких дорогах колеса могут забло-кироваться и при включенной передаче. Поэтому комбинированное торможение здесь выполняется прерывистым нажатием на педаль рабочего тормоза: первый раз педаль тормоза нажимается полностью, с появлением признаков заноса педаль отпускается и, как только прекратится занос, вновь нажимается, но уже с несколько меньшим усилием, потом опять отпускается, вновь нажимается и так до полной остановки. На очень скользких дорогах лучше не пользоваться тормозами, а применять торможение только двигателем с последовательным переходом на низшие передачи.

Полный остановочный путь автомобиля при экстренном торможении комбинированным способом зависит от состояния тормозов, дороги, скорости движения и мастерства водителя. Напомним составляющие этого пути. При внезапном появлении опасности водитель оценивает ситуацию, принимает решение на торможение и начинает действовать, т. е. переносит ногу на педаль рабочего тормоза. За это время, которое принято называть временем реакции водителя, автомобиль пройдет определенный путь. Затем водитель нажимает на педаль тормоза. За время с момента нажатия на педаль и до момента, когда начнется торможение (время срабатывания тормозов), автомобиль пройдет еще какой-то путь. Наконец, путь, пройденный автомобилем с момента начала торможения и до полной остановки, называется тормозным.

Таким образом, полный остановочный путь автомобиля складывается из суммы отрезков пути, пройденного автомобилем за время реакции водителя, пути, пройденного за время срабатывания тормозов, и тормозного пути.

Время реакции водителя зависит от степени его подготовленности, физического и эмоционального состояния. Опытный водитель реагирует на изменение ситуации на дороге почти бессознательно и мгновенно. Болезненное или угнетенное состояние, утомление, состояние опьянения значительно увеличивают время реакции. Возраст, чувство ответственности, интенсивность дорожного движения, состояние дороги и многие другие факторы также оказывают влияние на время реакции. Принято считать, что у опытного неутомленного водителя время реакции составляет в среднем 0,8 с.

Время срабатывания тормозов зависит от их конструкции и состояния. У современных легковых автомобилей оно составляет в среднем 0,3 с.

Тормозной путь зависит от технического состояния тормозов, скорости движения автомобиля до начала торможения и от коэффициента сцепления колес с дорогой. При этом величина тормозного пути прямо пропорциональна квадрату скорости, при которой началось торможение, и обратно пропорциональна коэффициенту сцепления колес с дорогой. Это значит, что увеличение скорости в два раза вызывает увеличение тормозного пути в четыре раза, а на дороге, покрытой льдом, тормозной путь в пять-шесть раз больше, чем тормозной путь на сухом асфальтобетонном покрытии.

При гололедице остановочный путь на больших скоростях увеличивается значительно больше и при скорости 60 км/ч он превышает 200 м. Расчеты для скоростей более 60 км/ч для дорог, где коэффициент сцепления составляет всего 0,2—0,1, сделаны лишь для того, чтобы показать, что в этих условиях движение с большой скоростью является просто безумием.

Остановка, т. е. полное прекращение движения, осуществляется нажатием на педаль рабочего тормоза. Интенсивность торможения перед самой остановкой уменьшается так, чтобы автомобиль остановился без «клевка». После остановки во избежание самопроизвольного движения автомобиль затормаживается стояночным тормозом, а после остановки двигателя — включением одной из низших передач в КП.

Стояночный тормоз, предназначенный для удержания автомобиля, стоящего на месте, в исключительных случаях (например, при отказе рабочего тормоза) может быть использован и для торможения в движении. Однако пользоваться им в таких случаях надо умело. Во-первых, нельзя забывать, что стояночным тормозом затормаживаются только задние колеса и поэтому эффективность торможения им значительно хуже, чем рабочим. Во-вторых, резкое включение стояночного тормоза при высокой скорости движения часто приводит к блокировке задних колес и заносу. Наконец, при торможении стояночным тормозом не загорается стоп-сигнал, что чревато наездом на ваш автомобиль транспортного средства, идущего сзади.

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины