Строительные машины и оборудование, справочник






Тормозные механизмы автомобиля


Категория:
   Техническое обслуживание автомобилей


Тормозные механизмы автомобиля

Тормозные механизмы служат для создания искусственного сопротивления вращению колес автомобиля.

Эффективность торможения зависит от конструкции тормозов. Наибольшее распространение на автомобилях получили барабанные тормозные механизмы с внутренним расположением колодок.

Перспективным типом являются дисковые тормоза, которые имеют преимущество перед барабанными из-за быстрой отдачи тепла, работоспособности при больших скоростях и стабильности торможения.



Барабанный тормозной механизм (рис. 17.1, а) с механическим приводом состоит из двух колодок с фрикционными накладками. Колодки надеты на оси, закрепленные на неподвижном тормозном диске. Между собой они стягиваются пружиной. Все детали тормоза расположены внутри тормозного барабана 6, прикрепленного к ступице колеса или полуоси. Между колодками находится разжимное устройство — кулак и рычаг, закрепленные на одном валике. Рычаг через тягу связан с педалью тормоза.

При нажатии на тормозную педаль (рис. 17.1, б) тяга перемещается влево, рычаг поворачивает кулак (см. рис. 17.1, а), который разводит колодки, прижимая их к вращающемуся тормозному барабану. За счет сил трения, возникающих между накладками колодок и барабаном, скорость вращения барабана, а следовательно, и колеса уменьшается. При отпускании педали тормоза пружина педали возвращает ее в исходное положение, а пружина отводит колодки от тормозного барабана. Между колодками и барабаном образуется зазор, и колесо может свободно вращаться.

На передних колесах многих легковых автомобилей семейства ГАЗ, ВАЗ, АЗЛК и др. устанавливают дисковые тормозные механизмы, обеспечивающие более эффективное торможение, чем колодочные.

В дисковом тормозном механизме (рис. 17.2, а) с гидравлическим приводом торможение происходит от сил трения, возникающих между закрепленным на ступице колеса чугунным тормозным диском и прижимаемыми к нему с двух сторон тормозными фрикционными накладками, установленными в гнезде суппорта. Для защиты трущихся поверхностей диска и колодок от механических повреждений и загрязнения с внутренней стороны тормоз закрыт стальным штампованным кожухом, ас внешней — диском колеса.

Рис. 17.1. Схема барабанного тормозного механизма с механическим приводом: а — при свободном вращении; б — при торможении

В гнезде суппорта (рис. 17.2, б) установлены два противолежащих рабочих цилиндра. В каждом цилиндре помещен поршень, уплотняемый упругим резиновым кольцом, расположенным в кольцевой выточке цилиндра. При растормажи-вании вследствие упругости уплот-нительных колец поршень возвращается в исходное положение. Внутренняя полость каждого цилиндра защищена от попадания пыли и грязи резиновой манжетой. Оба рабочих цилиндра одного колесного механизма соединены между собой трубкой, в результате чего давление из внутреннего цилиндра передается в наружный. Для удаления воздуха из тормозного привода в корпусе каждого цилиндра установлен клапан.

Рис. 17.2. Дисковый тормозной механизм: а — общий вид; б — поперечный разрез

Рис. 17.3. Барабанный тормозной механизм с пневматическим ппиволом

Поршни рабочих цилиндров непосредственно упираются в колодки, установленные на специальных пальцах, служащих для них направляющими. На колодки приклеивают фрикционные накладки.

При торможении жидкость из главного тормозного цилиндра под давлением подается в рабочие цилиндры, в результате чего поршни выдвигаются из цилиндра, преодолевая сопротивление уплотни-тельных колец, и через колодки плотно прижимают фрикционные накладки 3 к тормозному диску 1, препятствуя его вращению. При рас-тормаживании давление в рабочих цилиндрах снижается и поршни под действием упругости уплотнительных колец освобождают колодки, отходя от них на 0,10—0,15 мм.

Указанный зазор поддерживается автоматически до предельного изнашивания накладок, при котором их толщина не превышает 1,5 мм.

По мере изнашивания накладок и диска в процессе эксплуатации автомобиля при торможении увеличивается ход поршня рабочего цилиндра, но при торможении он полностью убирается и колодки с накладками плотно прижимаются к диску. При растормаживании колодки по-прежнему отходят от диска на 0,10—0,15 мм в результате упругой деформации резиновых колец.

Колесный барабанный тормозной механизм с пневматическим приводом (рис. 17.3) состоит из неподвижного опорного диска, двух колодок с фрикционными накладками, стягивающей пружины, опорных пальцев, разжимного устройства и тормозного барабана.

Сжатый воздух поступает через штуцер в тормозную камеру и действует на диафрагму, которая, прогибаясь внутрь, перемещает шток, который через червячную передачу поворачивает вал, на конце которого находится разжимной кулак, разводя тормозные колодки в разные стороны. Колодки прижимаются к внутренней поверхности тормозного барабана, в результате чего и происходит торможение. Для снижения трения на автомобилях семейства КамАЗ между разжимным кулаком и колодками установлены ролики.

Читать далее:

Категория: - Техническое обслуживание автомобилей

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины