Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Ходовое и рабочее оборудование

Публикация:
   Тормозные системы автогрейдеров

Читать далее:




Тормозные системы автогрейдеров

Автогрейдеры оборудованы двумя видами тормозов — трансмиссионными и колесными.

Трансмиссионные тормоза. Трансмиссионный (стояночный) тормоз устанавливают на автогрейдерах всех типов, он предназначен для торможения машины на уклонах, во время стоянки или в аварийных случаях. Это, как правило, тормозы ленточного типа с ручным механическим управлением (рис.25).

Рекламные предложения на основе ваших интересов:


Рис. 25. Ручной тормоз: а — устройство, б — рабочие положения; I — тормоз выключен, II —тормоз включен; 1 -кнопка, 2 — рукоятка 3 — сектор, 4 собачка, 5, 7 —тяги, 6 — валик, в—барабан, 8 —накладки, 10 — стальная лента, 11 — стяжной винт, 12 —пружина, 13 — регулировочный болт, 14 — щечки, 15 — нажимной кулак, 16 — фланец коробки передач, 17, 18 — кронштейны, 19 — болт

Тормозной барабан крепится на фланце выходного вала коробки передач. Фрикционная лента представляет собой стальную ленту 10 с приклепанными асбестовыми накладками толщиной 8 мм и приваренными кронштейнами. Фрикционная лента охватывает барабан и фиксируется от проворота с помощью кронштейна 18. Свободные концы ленты разводятся пружинами относительно кронштейна.

Регулировочными болтами обеспечивается равномерный зазор между лентой и барабаном в расторможенном состоянии.

Рис. 26. Колесный колодочный тормоз:
1 — фрикционная накладка, 2 — тормозная колодка, 3 — регулировочный эксцентрик, 4 — рабочий цилиндр, 5 — смотровой люк, 6 — регулировочное устройство, 7 — гайка

Тормоз включается поворотом нажимного кулака, который стягивает ленту, преодолевая сопротивление пружин.

Регулировки трансмиссионного тормоза сводятся к обеспечению нормального зазора в пределах 0,7—1 мм между лентой и барабаном в расторможенном состоянии и правильной установке рычага управления тормозом.

Для регулировки зазора необходимо болтом отрегулировать зазор у опоры кронштейна; болтом отрегулировать зазор между нижней ветвью ленты и барабаном; гайкой на винте отрегулировать зазор между верхней ветвью ленты и барабаном; изменением длины тяг добиться, чтобы полное затормаживание происходило при перемещении собачки рукоятки на 5—6 зубьев сектора.

Основная неисправность ручного тормоза— низкая эффективность торможения. Причиной этого может быть износ или замасливание накладок, а также нарушение регулировки тормоза.

Тормоза необходимо ежедневно осматривать и очищать от грязи. Если от поверхности тормозных накладок до головки заклепок остается менее 5 мм, накладки надо заменить.

Колесные тормоза. Колесные тормоза — это основные рабочие тормоза, обеспечивающие замедление движения и остановку машины.

Колесные тормоза колодочного типа с гидравлическим управлением (рис. 26) устанавливают на легких и средних автогрейдерах.

Колесные тормоза устанавливаются на задних колесах автогрейдера. Эти тормоза состоят из двух колодок с приклепанными или приклеенными к ним фрикционными накладками. Вверху и внизу колодки стягиваются пружинами. Тормоз в сборе размещается внутри тормозного барабана, связанного со ступицей колеса и крепится неподвижно к корпусу балансира. Торможение осуществляется за счет раздвигания колодок и прижатия их к барабану с помощью рабочего цилиндра, в который поступает тормозная жидкость при включении педали тормоза.

Тормозной привод (рис. 27) включает в себя педаль, гидроусилитель с главным тормозным цилиндром, возвратную пружину и систему трубопроводов.

Гидроусилитель с главным тормозным цилиндром (рис. 28) работают следующим образом.

Гидроусилитель следящего типа питается маслом от насоса общей гидросистемы автогрейдера. При свободной педали масло через штуцер проходит по пазам золотника и перепускается к штуцеру и далее в общую гидросистему. При нажатии на педаль связанный с ней рычагом толкатель перемещает вправо золотники.

В этом случае пазы перекрываются поршнем, который остается на месте. Так как масло, поступающее через штуцер 19, не может пройти через запертые пазы 3 в полости перед поршнем, возрастает давление, под действием которого поршень вместе с толкателем 6 и поршнем 10 главного тормозного цилиндра также перемещается вправо, преодолевая сопротивление пружины и открывая пазы. При нажатии педали тормоза до упора происходит полное перекрытие пазов 3 и масло проходит через предохранительный клапан, отрегулированный на давление 30 кгс/см2, что соответствует давлению в полости главного тормозного цилиндра, равному 60 кгс/см2.

При отпускании педали тормоза золотники под действием пружин возвращаются в исходное положение.

В случае отказа гидравлики толкатель воздействует на золотники механически, но требуемое усилие на педали при этом возрастает.

Работа главного тормозного цилиндра заключается в том, что толкатель перемещает поршень, перекрывая компенсационное отверстие.

Рис. 27. Тормозной привод:
1 — педаль, 2 — возвратная пружина, 3 — гидроусилитель с главным тормозным цилиндром, 4 — шланги, 5 — трубопровод, 6 — контргайка, 7 — толкатель, 8 — кожух, 9 — хомут

Давление жидкости в рабочей полости при этом возрастает, и жидкость через клапан 14 поступает в рабочие цилиндры тормозов. При отпущенной педали жидкость через обратный клапан 13 вытесняется из тормозных цилиндров в главный. В главном цилиндре предусмотрен подпиточный бачок для тормозной жидкости, из которого жидкость частично выходит при подаче ее в рабочие цилиндры и в который возвращается после окончания торможения.

Регулировки колодочных тормозов с гидравлическим управлением включают регулировку зазоров между колодками и тормозным барабаном, регулировку предохранительного клапана гидроусилителя и регулировку свободного хода тормозной педали. Для обеспечения свободного вращения ступицы колеса между колодками в расторможенном состоянии и тормозным барабаном должен быть установлен зазор в пределах 0,2-г-т-0,5 мм. Такой зазор обеспечивает прилегание фрикционных накладок к барабану всей поверхностью. По мере износа накладок зазор увеличивается.

Для восстановления нормального зазора существуют два вида регулировки: частичная и полная. Перед регулировкой зазора проверяют правильность затяжки подшипников ступиц колес. Тормоза при регулировке должны быть холодными.

Частичная регулировка производится при незначительном износе накладок с помощью эксцентриков 3 (см. рис. 26).

Регулировку выполняют с вывешенными на подставке задними колесами. Вращая колесо, поворачивают эксцентрик 3 передней колодки до торможения колеса и затем отпускают эксцентрик до начала свободного вращения. Зазор должен быть 0,3—0,4 мм.

Аналогично регулируют заднюю колодку.

Полная регулировка производится после разборки тормозов и замены изношенных накладок.

Регулировка производится при нажатой педали. Вращая гайку регулировочного устройства через смотровой люк в диске, устанавливают зазор в нижней части колодок 0,15—0,2 мм. Затем, отпустив педаль тормоза, убеждаются в отсутствии заедания колеса при вращении. Зазор в верхней части колодки устанавливают, как при частичной регулировке, в пределах 0,2—0,5 мм.

Предохранительный клапан 18 (см. рис. 28) регулируют с помощью манометра, ввернутого в штуцер главного тормозного цилиндра, при включенных минимальных оборотах двигателя и нажатой педали. Ввертывая регулировочный винт клапана, добиваются показания на шкале манометра давления 30+5 кгс/см2, после чего затягивают гайку винта и контрят колпак.

Свободный ход педали определяется зазором между толкателем 7 (см. рис. 27) и золотником усилителя, который должен составлять 1,5-2,5 мм.

Регулируют этот зазор с помощью резьбы на толкателе.

От состояния тормозов во многом зависит безопасность работы на машине. Поэтому техническому обслуживанию тормозов следует уделять особое внимание.

Обслуживание колодочных тормозов с гидравлическим приводом заключается в периодическом их осмотре, очистке от пыли и грязи и своевременном регулировании. Важно следить за состоянием фрикционных накладок, степенью их износа. Нельзя допускать, чтобы головки заклепок накладок были утоплены меньше чем: на 1,5—2 мм. Необходимо проверять затяжку крепежа колодок», эксцентриков и пружин регулировочного устройства.

Замасленные фрикционные накладки промывают бензином,, протирают жесткой щеткой и просушивают.

Главный тормозной цилиндр заполняют только специальной тормозной жидкостью.

Систематически проверяют плотность соединений трубопроводов системы, следят за уровнем жидкости в цилиндре.

Дисковые колесные тормоза с пневматическим управлением (см. рис. 18) встроены в задние ведущие мосты автогрейдера ДЗ-98. Воздух из пневмосистемы управления поступает в пневмоцилиндр, перемещает поршень и сжимает пакет,, состоящий из ведущих, ведомых и нажимного тормозных дисков. В момент торможения масло, находящееся в зоне дисков, вытесняется по зазорам и сливному каналу в картер.

Ведущие диски имеют металлокерамическую поверхность,. обеспечивающую высокую эффективность дисковых тормозов. Стальные ведомые диски с помощью зубчатых шлицев соединяются с корпусом муфты.

При снятии давления воздуха в полости поршня нажимный диск под действием пружин перемещается назад и освобождает пакет дисков, которые размыкаются, прекращая торможение.

Пневмосистема тормозов автогрейдера ДЗ-98 включает компрессор с регулятором давления, предохранительный клапан, тормозной кран, трубопроводы и ресивер.

Сжатый воздух от компрессора подается в ресивер, в качестве которого используется продольная труба основной рамы автогрейдера. Ресивер служит для обеспечения постоянного объема сжатого воздуха в системе и все время пополняется компрессором по мере расходования воздуха потребителем.
От ресивера воздух подается к тормозному крану. При нажатии на педаль тормозной кран открывает доступ воздуха к колесным тормозам.

При отпущенной педали воздух из трубопроводов колесных тормозов стравливается через тормозной кран в атмосферу.

Компрессор (рис. 29) расположен на двигателе и приводится с помощью клинового ремня от шкива, установленного на коленчатом валу 15. Воздух через воздухоочиститель и пластинчатые впускные клапаны 9 поступает в два цилиндра компрессора. Сжатый воздух вытесняется в ресивер через нагнетательные клапаны.

В головке блока цилиндров размещено разгрузочное устройство, соединенное с регулятором давления. При достижении в ресивере давления 7—7,5 кгс/см2 воздух через регулятор проходит в разгрузочное устройство и поднимает плунжеры и штоки, которые открывают впускные клапаны. Подача воздуха в пневмосис-тему прекращается, так как при открытых клапанах воздух свободно перетекает из цилиндра в цилиндр.

Рис. 29. Компрессор пневмотормозов:
1 — шкив, 2 — передний подшипник коленчатого вала, 3 —блок цилиндров, 4 — шатун, 5 — поршень, 6 — поршневой палец, 7 — головка блока цилиндров, 8 — нагнетательный клапан, 9 — впускной клапан, 10 — плунжер впускного клапана, И — шток впускного клапана, 12 — регулятор давления, 13 — уплотнитель с пружиной, 14 — задний подшипник коленчатого вала, 15 — коленчатый вал

При снижении давления в системе до 5,5—6 кгс/см2 срабатывает регулятор давления и выпускает воздух из разгрузочного устройства. Клапаны 9 закрываются, и воздух снова нагнетается в систему.

Смазывается компрессор частично от масляной магистрали двигателя. Через уплотнитель по сверлениям коленчатого вала и шатунов масло поступает к шатунным подшипникам и пальцу.

Подшипники смазываются разбрызгиванием. Блок 3 и головка 7 охлаждаются от общей системы водяного охлаждения двигателя.

Для предохранения системы от чрезмерного повышения давления в случае отказа регулятора предусмотрен предохранительный клапан, установленный на ресивере. Клапан шарикового типа настроен на давление воздуха в ресивере до 9 кгс/см2. При увеличении давления шарик, преодолевая сопротивление пружины, поднимается из седла и стравливает воздух через сверления в корпусе в атмосферу.

По мере снижения давления воздуха до 9 кгс/см2 пружина прижимает шарик, перекрывая выход воздуха из системы.

Рис. 30. Тормозной кран:
1 — шток, 2 —возвратная пружина поршня, 3 — манжета поршня левого цилиндра, 4— поршень левого цилиндра, 5 — фильтр, 5 —левый цилиндр, 7 — регулировочное кольцо, 8 — левый пылепредохранитель, 9 — пружина тяги, 10 — тяга левого цилиндра, 11 — регулировочные гайки, 12 — правый цилиндр, 13 —- пружина тяги правого цилиндра, 14 — тяг правого цилиндра, 15 — рычаг, 16—пружина, 17 — корпус левого цилиндра, 18 — клапан; A—подача воздуха к тормозам, Б — подача воздуха в атмосферу, В — напорная магистраль

Достоинство дисковых тормозов в том, что их не нужно регулировать в процессе эксплуатации, а наличие стойких против износа металлокерамических дисков практически исключает ремонт тормозов.

Автомобильный тормозной кран поршневого типа с двумя цилиндрами (рис.30) установлен на автогрейдерах ДЗ-98. В тормозной системе используется только левый цилиндр. Правый цилиндр в автомобилях предназначен для питания тормозных систем прицепов, поэтому вывод из него заглушён.

Педаль тормоза связана с правым концом рычага. В расторможенном состоянии тяга левого цилиндра под действием пружины прижимается вверх. При этом поршень под действием пружины находится в крайнем верхнем положении, а клапан левого цилиндра с помощью своей пружины прижат к седлу, перекрывая тем самым отверстие в нижней полости корпуса левого цилиндра.

Таким образом, тормозная магистраль А через зазор между клапаном и штоком, а также через пустотелый шток соединяется с атмосферой (выход Б), что соответствует расторможенному состоянию пакета дисков тормозов.

При нажатии на педаль тормоза правый конец рычага поднимается вверх вокруг тяги, которая также несколько поднимается, сжимая пружину, а левый конец рычага опускает тягу и шток до контакта нижнего конца штока с клапаном. При этом выбирается зазор между пустотелым штоком и клапаном, т. е. перекрывается сообщение тормозной магистрали А с выходом в атмосферу Б. Дальнейшее опускание штока ) увлекает за собой клапан и открывает отверстие у седла клапана, сообщая тем самым тормозную магистраль А с магистралью В ресивера или компрессора. Такое положение соответствует состоянию торможения.

В пневмосистеме тормозов регулируют главным образом давление воздуха, нагнетаемого компрессором. Предохранительный клапан регулируется сдаомощью винта, прижимающего пружину. При отвертывании винта давление уменьшается, при завертывании увеличивается.

Обеспечение нормального и стабильного давления компрессором зависит от правильно отрегулированного натяжения ремня привода.

Стрела прогиба ремня в середине между ведущим и ведомым шкивами должна быть в пределах 15—20 мм при нажатии с силой 7—10 кгс. Натяжение ремня регулируют натяжным шкивом, перемещающимся в направляющих с помощью регулировочного болта.

Техническое обслуживание компрессоров в процессе эксплуатации заключается в своевременной регулировке натяжения ремня, очистке клапанов и седел, проверке герметичности прилегания клапанов, подтяжке крепежа.

Через каждые 500—600 ч работы снимают головку блока цилиндров компрессора для очистки деталей и проверки герметичности. Одновременно проверяют состояние уплотнительных колец плунжеров и заменяют изношенные. Клапаны, не обеспечивающие герметичность, притирают к седлам, периодически проверяют герметичность регулятора давления. Утечку воздуха можно обнаружить на слух при неработающем двигателе.

В процессе эксплуатации периодически проверяют надежность крепления тормозного крана и герметичность. Утечка воздуха через корпус крана, корпус пружин клапанов, поршни и соединения не допускается. Для устранения утечки воздуха необходимо разобрать левый цилиндр и прочистить клапан и его седло.

Исправность пред охранительного клапана проверяют, втягивая стержень, выступающий из регулировочного винта. При вытянутом стержне и исправном клапане воздух стравливается в атмосферу.

При ежедневном техническом обслуживании через краники из ресивера сливают конденсат. Если в конденсате за сутки накапливается более 15—20 см3 масла, это говорит о неисправности компрессора или засорении его фильтра. Сливать конденсат следует при наличии воздуха в пневмосистеме.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Ходовое и рабочее оборудование

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Тормозные системы автогрейдеров"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства