Строительные машины и оборудование, справочник





Тракторный прицеп Д-179А

Категория:
   О дорожно-строительных машинах



Тракторный прицеп Д-179А

Для перевозки грунта и других сыпучих материалов применяют также автосамосвалы и тракторные прицепы.

Тракторный прицеп Д-179А (рис. 29) буксируется трактором С-80; по хорошей дороге трактор может буксировать поезд из двух прицепов.

Прицеп Д-179А имеет кузов, сваренный из четырех наклонных стенок, усиленных верхней окантовкой и наружными накладками жесткости. В углах стыки стенок перекрыты внутренними накладками для увеличения жесткости и уменьшения налипания влажных грунтов.

Кузов приварен к раме. Снизу кузов закрывается створками, подвешенными на петлях, прикрепленных болтами к нижним балкам рамы. На месте выгрузки створки освобождаются и под действием веса грунта откидываются вниз, освобождая грунту выход из кузова. Такой способ разгрузки называется донной разгрузкой, или разгрузкой под себя.

В задней части рамы монтируются полуоси задних колес. Хобот рамы опирается универсальным шкворнем на переднюю ось, сваренную с дышлом. В передней части дышла располагается сцепное устройство, которым прицеп соединяется с буксирной скобой трактора.

Рис. 29. Тракторный прицеп Д-179А:
1 — сцепное устройство; 2 — дышло; 3 — универсальный шкворень; 4 — переднее колесо; 5 —рама; 6 — кузов; 7 —створка днища; 8 — механизм управления; 9 — лебедка; 10 — заднее колесо; 11 — угловая накладка; 12 — рычаг включения лебедки; 13 — ограждающий навес

После выгрузки транспортируемого материала из кузова створки днища поднимаются в транспортное положение канатами, приводимыми от лебедки, размещенной на левой стенке кузова, вблизи левого заднего колеса.

Рис. 30. Схема механизма управления прицепа Д-179А:
а — транспортное положение; б — положение подъема створок; 1 — рычаг; 2, 4, 14 и 16 — тяги; 3 — рычаг ролика; 5, 7 и 15 — пружины; 6 — упоры; 8 —угловой рычаг; 9— собачка; 10 — барабан с храповиком; 11 — редуктор лебедки; 12 — приводное колесо лебедки; 13 — колесо прицепа; 17 — двуплечий рычаг; 18 — канат; 19 — оттяжной блок; 20 — направляющий блок; 21 — подъемные канаты; 22 — сткорки днища

Лебедка управляется рычажным механизмом, который переключается вручную рычагом, подвешенным в передней левой части кузова.

Для защиты лебедки и механизма управления от загрязнения грунтом при загрузке кузова предусмотрен навес-козырек 13, приваренный к левой стенке кузова над лебедкой.

Принцип действия лебедки и механизма управления показан на рис. 30.

В транспортном положении (рис. 30, а) створки подняты вверх канатами, огибающими направляющий блок. Концы канатов закреплены в скобе подвижного блока, в свою очередь, охваченного канатом, один конец которого закреплен неподвижно, а другой намотан на барабан. Храповик, выполненный заодно с барабаном, заперт собачкой, нижний конец углового рычага которой касается упора пружины. Благодаря этому вращение барабана невозможно и створки висят, натягивая своим весом канаты. От натяжения каната поднимается ролик, закрепленный на конце рычага. Рычаг поворачивается, и его упор, воздействуя на рычаг, поворачивает последний и тягой поднимает редуктор лебедки, оторвав ее приводное колесо от соприкосновения с задним колесом прицепа (редуктор может поворачиваться относительно оси барабана).
В этом положении пружина сжата, а весь механизм управления заперт в неподвижном положении.

Для освобождения створок при их опускании вниз надо повернуть рычаг в направлении, указанном стрелкой на рис. 30, а. При этом тягой будет повернут угловой рычаг, сожмется пружина и собачка будет поставлена в положение, освобождающее храповик барабана, который сможет вращаться в сторону сматывания каната. Створки под действием собственного веса и веса лежащего на них грунта откинутся вниз до отвесного положения и смотают канат с барабана.

После выгрузки материала из кузова надо поднять створки в транспортное положение, так как езда с опущенными створками может привести к их поломкам на неровностях пути. Для подъема створок надо повернуть рычаг в направлении, указанном стрелкой на рис. 30, б. Тяга повернет рычаг и поставит редуктор в положение, при котором приводное колесо лебедки войдет в соприкосновение с задним колесом прицепа. Пружина при этом будет сжата.

При движении прицепа колесо будет вращаться за счет трения о колесо и через набор шестерен редуктора это вращение передастся барабану лебедки. Барабан будет наматывать канат, натяжением которого будет оттягиваться блок, благодаря чему канаты поднимут створки. Подъем створок ограничен их упором в нижние кромки кузова прицепа; при этом створки приходят в горизонтальное положение.

При вращении барабана в сторону намотки каната зубья его храповика повернут собачку в положение, препятствующее вращению барабана в обратную сторону.

Когда створки дойдут до упора, натяжение каната повысится настолько, что он сможет поднять ролик рычага, повернуть его и сжать пружину. В процессе поворота рычага его упор нажмет на упор рычага, благодаря чему этот рычаг повернется и перейдет через «мертвую» точку по отношению к тяге. В этот момент пружина, воздействуя на тягу, повернет редуктор, благодаря чему приводное колесо выйдет из контакта с колесом прицепа и вращение барабана прекратится. Обратное вращение барабана невозможно, так как один из зубьев его храповика упрется в собачку, а рычаг собачки будет остановлен упором пружины.

Таким образом, в конце подъема створок механизм управления и створки автоматически запираются. Подъем створок возможен лишь при движении прицепа вперед; осаживать прицеп назад при подъеме створок нельзя. После запирания створок и механизма управления можно в транспортном положении маневрировать передним и задним ходом прицепа.

Разгружают прицеп во время движения. Поэтому после переключения рычага на выгрузку водитель должен пустить трактор в ход и по окончании выгрузки вновь выйти из кабины, повернуть рычаг и, вернувшись в кабину, продолжать движение.

Грунт выгружается из прицепа в виде трапецеидальной гряды высотой 0,5 м, шириной по верху 0,7—0,8 л и по низу 1,1—1,3 м.

Ответственными узлами прицепа являются ходовые колеса (рис. 31).

Полуось переднего колеса (рис. 31, а) закладывается в расточку торцовой втулки передней оси и фиксируется чекой удерживаемой от выпадания разводными шплинтами. На полуоси монтируется на двух конических роликоподшипниках ступица, к которой десятью шпильками крепится диск колеса, сваренный с ободом. Пневматическая шина, состоящая из камеры и покрышки, надевается на обод в ненадутом состоянии и удерживается от боковых смещений бортовыми кольцами; между камерой и ободом прокладывается ободная лента.

Наружное бортовое кольцо удерживается на ободе разрезным пружинным кольцом, входящим в кольцевой паз обода.

Ступица 4 закрыта с наружной стороны глухой крышкой, а с внутренней стороны — крышкой, в кольцевой паз которой входит буртик лабиринтного кольца, защищающий полость ступицы от проникновения пыли и грязи.

Колесо должно сидеть на подшипниках полуоси плотно, без осевых люфтов и качки и легко вращаться. Подшипники регулируют при снятой крышке переднюю ось поднимают на домкрате и вращением гайки выбирают люфт в подшипниках; во время регулировки колесо поворачивают вручную и покачивают, наблюдая за легкостью вращения и осевыми смещениями ступицы на подшипниках.

Задние колеса (рис. 31, б) подобны по конструкции передним колесам с тем отличием, что их ступица длиннее и к ней прикреплены два колесных диска с ободами и двумя пневматическими шинами. Диски к ступице крепятся шпильками (рис. 31, в), причем внутренний диск крепится на шпильке футоркой, а наружный — гайкой. Шпилька, в свою очередь, крепится во фланце ступицы гайкой.

Камеры наполняют воздухом через ниппель, выведенный через проем обода к отверстию в диске колеса.

Колеса прицепа тормозов не имеют, и торможение в движении осуществляется буксирующим трактором.

Рама прицепа Д-179А (рис. 32) состоит из хобота, передней связи, двух продольных брусьев и задней балки, в которой крепятся полуоси задних колес. Кузов приварен к передней связи и продольным брусьям. К задней балке приварены планки задней буксирной скобы, служащей для буксирования второго такого же прицепа при хороших дорожных условиях. К левому продольному брусу приварен кронштейн крепления редуктора лебедки управления.

Рис. 32. Рама тракторного прицепа Д-179А:
1— хобот; 2— передняя связь; 3— продольные брусья; 4 — кронштейн лебедки; 5 — задняя балка; 6 — задняя прицепная серьга; 7— дышло

Хобот рамы имеет своеобразную форму, обычную для всех прицепных двухосных землеройно-транспортных машин, работающих на прицепе с гусеничными тракторами. Эта форма хобота обусловливается необходимостью крутых поворотов трактора и прицепа при движении по тесным строительным площадкам. При крутых поворотах передняя ось может поворачиваться на 90° относительно продольной оси прицепа и при этом одно из его передних колес будет занимать положения, показанные на рис. 32. Если площадка грунта под передними колесами неровная, то одно колесо может попасть на бугор (см. пунктирные и штрихпунктир- ные линии), а другое колесо — в яму. Свободу таких перемещений колеса обеспечивает выгнутая кверху криволинейная форма хобота.

Вследствие неровностей грунта или дороги буксирующий трактор и прицеп будут иметь различные, наклонные к горизонту,, положения. На дороге также могут быть короткие участки с различными поперечными уклонами, из-за которых трактор может иметь левый, а прицеп — правый крен или наоборот. Кроме того, изменения направления дороги вызывают горизонтальные повороты трактора относительно прицепа и передней оси прицепа относительно его рамы.

Свобода горизонтальных поворотов, боковых кренов и продольных наклонов прицепа и трактора обеспечивается сцепным устройством и универсальным шкворнем. Конструкция этих узлов- показана на рис. 33.

Рис. 33. Шкворневые устройства тракторного прицепа Д-179А:
а — сцепное устройство; б — универсальный шкворень; в — разрезная гайка; 1 — серьга; 2 — палец; 3 — продольный шкворень; 4 — втулка; 5 — разрезная гайка; 5 —дышло; 7—крышка; 8 — хобот; 9 — вертикальный шкворень; 10 — палец; 11 — горизонтальный шкворень; 12 — коробка дышла; 13 — шплинт; 14— болт

Сцепное устройство (рис. 33, а) состоит из серьги и продольного шкворня, соединенных пальцем; шкворень вращается во втулках, запрессованных в диафрагмах дышла. Передним отверстием серьга соединяется с вертикальным тяговым шкворнем буксирной скобы трактора.

Горизонтальные повороты трактора относительно прицепа обеспечиваются вращением серьги на шкворне трактора.

Продольные наклоны трактора и дышла прицепа обеспечиваются вращением серьги на пальце.

При боковых кренах трактора относительно прицепа продольный шкворень вращается во втулках дышла.

Таким образом осуществляется свобода относительных взаимных поворотов трактора и дышла прицепа в трех перпендикулярных плоскостях — продольной, горизонтальной и поперечной.

Универсальный шкворень (рис. 33, б) таким же способом обеспечивает свободу поворотов в трех плоскостях дышла прицепа относительно его хобота.

Изменения продольных наклонов дышла и хобота прицепа вызывают вращение головок шкворней на пальце.

Боковые крены передней оси с дышлом и прицепа с хоботом обеспечиваются поворотом горизонтального шкворня относительно втулок, запрессованных в сварной коробке дышла.

Повороты дышла относительно хобота в горизонтальной плоскости обеспечиваются вращением вертикального шкворня во втулках, запрессованных в диафрагмах хобота.

Шкворни в осевом направлении фиксируются гайками. Гайка выполняется с двойной контровкой — шплинтом и затяжкой на резьбе болтами (рис. 33, в).

Пальцы фиксируются обычными корончатыми гайками.

Для удобства навертывания гаек на шкворне в металлоконструкции дышла и хобота имеются люки, закрываемые крышками.

При сборке шкворней полости хобота, дышла и коробки дышла заполняют консистентной смазкой—тавотом или солидолом.

Для загрузки прицепа Д-179А песчаным или суглинистым грунтом требуется от 18 до 24 ковшей экскаватора Э-505 емкостью 0,5 ж3; это занимает время от 6 до 8 мин.

Многоковшовый погрузчик Т-61А загружает прицеп Д-179А песчаным грунтом за 10—12 мин.

Прицеп, заполненный 12 м3 сыпучего или слабосвязанного грунта, разгружается за 23—27 сек. на длине пути около 20 м.

Время на закрытие створок днища после разгрузки равно приблизительно 25 сек. при длине пути около 20 м.

Эксплуатация. Повышение производительности прицепа Д-179А можно достичь двояким путем. Во-первых, всегда надо стремиться полнее загружать кузов, что в большой степени зависит от искусства машиниста экскаватора или водителя погрузчика. Однако не следует добиваться чрезмерно большой «шапки» материала сверху кузова, так как на это требуется время, а излишний грунт все равно будет потерян при движении прицепа по неровностям пути.

Во-вторых, надо стараться двигаться на возможно большей скорости буксирующего трактора, а для этого надо содержать пути движения в исправности, планируя их бульдозером или грейдером.

Трактор С-80 буксирует груженый прицеп по грунтовой дороге со скоростью 5—6 км/час и порожний прицеп со скоростью 8—9 км/час. При подъемах на уклон и при движении по разбитым участкам дороги скорость движения’ снижается в 1,5— 2,5 раза.

Прицепом Д-179А не рекомендуется транспортировать дробленые скальные и каменные породы, так как при разгрузке остроугольные куски камня попадают под задние колеса, портят и выводят из строя шины, а при погрузке деформируют стенки и днище кузова.


Читать далее:

Категория: - О дорожно-строительных машинах





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины