Строительные машины и оборудование, справочник






Трамбовка электрическая


Категория:
   Ручные машины для строительных работ


Трамбовка электрическая

Трамбовка ручная электрическая ИЭ-4505А (ТУ 22-5833—84) предназначена для уплотнения несвязного грунта при дорожном и гидротехническом строительстве, при устройстве грунтовых подсыпок под полы зданий, засыпке траншей, прокладке и ремонте подземных коммуникаций, засыпке пазух фундаментов, а также при планировочных и других работах. Климатическое исполнение трамбовки V, категория размещения 1, класс защиты I.

Трамбовка изготовлена для работы над уровнем моря до 1000 м, температуре окружающего воздуха 0— 40 °С, относительной влажности 80% при 20 °С.
Питание трамбовки осуществляется от сети переменного трехфазного тока напряжением 220 В, частотой 50 Гц.

Устройство трамбовки. Трамбовка ИЭ-4505А состоит из корпуса, электропривода, вентилятора, кривошипно-шатунного механизма, ударного пруясинного механизма, трамбующего башмака, подпружиненных рукояток управления, пакетного выключателя, 4-жильного кабеля.



Основу электропривода составляет алюминиевый корпус, в который вмонтированы статор и ротор злектро-двигателя, редуктор и кривошипно-шатунныи механизм.

Рис. 1. Трамбовка электрическая ИЭ-4505А
1 — крышка редуктора; 2 — редуктор; 3 — пакетный выключатель; 4 — курок выключателя; 5 — рукоятка; 6 — токо-подводящий кабель; 7 — электродвигатель с вентилятором; 8 — вал кривошипа; 9 — коленчатый вал; 10 — деба-ланс; 11 — шатун; 12 — ползун; 13 — кожух; 14 — ствол; 15, 22, 24 — амортизаторы; 16 — пружина; 17 — верхняя оправка; 18 — шток; 19 — ствол башмака; 20 — нижняя оправка; 21 — тарельчатая пружина; 23 — башмак

Одноступенчатый редуктор состоит из. ведущей, паразитной и ведомой шестерен. Ведущая шестерня нарезана на валу ротора, паразитная вращается на отдельной оси, а ведомая напрессована на коленчатом валу кривошип-но-шатунного механизма. Крышка редуктора центрируется замковым соединением.

Направление вращения ротора должно совпадать с направлением стрелки, помещенной на крыше вентилятора.

Электродвигатель охлаждается воздухом, нагнетаемым вентилятором через каналы в корпусе двигателя.

К корпусу двигателя подведен 4-жильный кабель марки КРПГ с сечением жил 1 мм2. Одна из жил кабеля черного цвета служит для заземления двигателя.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из коленчатого вала с дебалансами, шатуна и направляющего стержня. Нижняя головка шатуна соединена посредством пальца с направляющим стержнем, который перемещается в направляющей гильзе, жестко соединенной с корпусом электродвигателя.
Направляющий стержень с помощью пальца соединен со штоком ударного механизма. Ударный механизм трамбовки состоит из предварительно сжатой пружины, верхнего и нижнего ползунов и штока. Для смягчения ударов деталей в механизмах установлены амортизаторы. Для направления движения ползунов служит ствол башмака. Для предохранения трущихся поверхностей ударного механизма от пыли и грязи установлен предохранительный кожух.

Так как в процессе эксплуатации возможно оседание пружины, ее необходимо поджимать, добавляя регулировочные шайбы к верхнему амортизатору.
Ствол по отношению к башмаку расположен с небольшим наклоном вперед, обеспечивающим самопередвижение трамбовки.

Рукоятки управления состоят из двух литых труб, соединенных с литыми кронштейнами. Для снижения вибрации они снабжены пружинами левой и правой навивки.

В комплект поставки входит штепсельное соединение ИЭ-9901А и защитно-отключающее устройство ИЭ-9801.

Принцип работы трамбовки. При вращении электродвигателя приводится во вращение коленчатый вал, который через шатун приводит в возвратно-поступательное движение ползун и шток. При движении штока вверх нижняя оправка следует за штоком и сжимает пружину, при этом башмак также перемещается вверх. После прохода кривошипом верхней мертвой точки шатун двигается вниз, приводя в поступательное движение ползун и шток, в результате этого верхняя оправка штока, двигаясь вниз, давит на рабочую пружину, затормаживает движение башмака, а затем с возрастающей скоростью устремляет его вниз. Башмак, ударяясь о грунт, уплотняет его, исключая последующую осадку. Далее цикл повторяется.

Машина проста по устройству, надежна в работе, значительно повышает производительность труда при уплотнении грунта.

Проверка исправности и подготовка к работе.

При каждом получении со склада и перед началом работ производят проверку:
- комплектности и надежности крепления деталей;
- исправности кабеля, защитной трубки и штепсельной вилки;
- четкости работы выключателя;
- исправности цепи заземления специальным устройством на напряжение не более 12 В, один контакт которого подключают к заземляющему контакту штепсельной вилки, а другой — к любой металлической детали трамбовки; заземление исправно, если устройство показывает наличие тока;
- исправности защитно-отключающего устройства (ЗОУ) согласно прилагаемому к нему паспорту; при выходе ЗОУ из строя следует применять средства индивидуальной защиты (диэлектрические перчатки, галоши).

Трамбовка поставляется заводом-изготовителем со снятыми рукоятками управления. Для подсоединения рукояток управления к кронштейнам необходимо вставить их в отверстия кронштейнов и зашплинтовать.

Если неисправностей в трамбовке не обнаружено, а обнаруженные устранены, проверено наличие смазки в узлах, можно приступать к практической работе.
Приемы и порядок выполнения работ. Запрещается начинать работу трамбовкой, не выполнив требований безопасности.

Подключение трамбовки к сети должно быть произведено через защитно-отключающее устройство.

Для выполнения работ трамбовка берется двумя руками за рукоятки и устанавливается на грунт. До начала работы обязательно проверяется исправность трамбовки и надежность работы по уплотняемому грунту не менее 5 мин.

Трамбовка не имеет холостого хода, поэтому пуск трамбовки в работу осуществляется только в рабочем положении, установив ее башмаком на грунт.
Перед началом работы необходимо проверить соответствие напряжения и частоты тока в сети паспортным данным.

Включать трамбовку в силовую сеть с напряжением 380 В без понижающего трансформатора 380/220 В нельзя!

Во избежание выхода из строя трамбовки запрещается приподнимать ее во время работы.

Передвижение трамбовки при уплотнении грунта осуществляется автоматически. Оператору достаточно только управлять движением, нажатия на рукоятки не требуется.

Площадка, подлежащая уплотнению, разбивается на захватки-полосы и каждая последовательными проходами уплотняется до заданной плотности.
После окончания работ трамбовку отключают от сети и ЗОУ, электрокабель очищают от грязи и аккуратно сматывают, трамбовку с принадлежностями также очищают от пыли и грязи. Весь комплект сдают на хранение. При сдаче трамбовки на хранение необходимо заявить о всех неисправностях, которые были обнаружены в процессе работы.

Меры безопасности при выполнении работ. Трамбовку разрешается применять в соответствии с назначением, указанным в паспорте. К работе с трамбовкой допускаются лица не моложе 18 лет и не имеющие медицинских противопоказаний; изучившие «Правила техники безопасности при эксплуатации установок потребителя» и «Правила технической эксплуатации электроустановок потребителя», имеющие не ниже чем 2-ю квалификационную группу по технике безопасности и имеющие удостоверение на право работы на электроустановках потребителей с неистекшим сроком проверки знаний; изучившие паспорт трамбовки; обученные безопасным методам работы с трамбовкой, мерам защиты и приемам оказания первой помощи; прошедшие инструктаж по технике безопасности.

В целях обеспечения безопасности труда при каждой выдаче и получении трамбовки следует производить проверку комплектности и надежности крепления деталей; проверку отсутствия вмятин, а также исправность кабеля, его защитной трубки и штепсельной вилки; проверку четкости работы выключателя; проверку исправности цепи заземления (трамбовку считают исправной, если контрольное устройство показывает наличие тока в цепи заземления); проверку исправности ЗОУ согласно указаний в паспорте (в случае неисправности следует применять средства индивидуальной защиты).

Запрещается выдавать трамбовку, у которой обнаружены несоответствия данным требованиям.

Трамбовка не предназначена для эксплуатации во взрывоопасных помещениях, в помещениях с активной химической средой, разрушающей металлы и изоляцию, в условиях воздействия капель и брызг, а также на открытых площадках во время снегопада и дождя.

При эксплуатации трамбовки необходимо бережно обращаться с ней, соблюдать требования, приведенные в паспорте, не подвергать трамбовку ударам, перегрузкам.

Кабель трамбовки должен быть защищен от случайных повреждений (кабель следует подвешивать). Непосредственное соприкосновение кабеля с горячими и масляными поверхностями не допускается.

Трамбовка должна быть отключена выключателем при внезапной остановке (исчезновение напряжения в сети, заклинивание движущихся деталей и т.п.).

Трамбовка должна быть отключена от сети штепсельной вилкой:
при переносе трамбовки с одного рабочего места на другое;
при перерыве в работе; по окончании работы.

По окончании работы трамбовка должна быть очищена от пыли и грязи.
Запрещается эксплуатировать трамбовку при следу-f ющих неисправностях:
повреждении штепсельного соединения, кабеля или защитной трубки;
нечеткой работе выключателя; вытекании смазки из редуктора;
появлении дыма или запаха, характерного для горящей изоляции;
повышенном шуме, стуке, вибрации;
поломки или появления трещин в корпусных деталях, ручках;
повреждении башмака.

Длительность воздействия шума на рабочего не должна превышать 96 мин. Если суммарное основное технологическое время при работе с трамбовкой в течение смены превышает 96 мин, следует применять индивидуальные средства шумозащиты по ГОСТ 12.4.051—78. Допустимые уровни виброскорости принимают по ГОСТ 17770—86.

Техническое обслуживание и смазывание трамбовки. Организация, эксплуатирующая трамбовку, должна обеспечивать техническое обслуживание трамбовки, контроль за ее исправностью и учет работы.

Технические обслуживания бывают: ежесменные и периодические. Ежесменное техническое обслуживание трамбовки, проводимое оператором ежедневно, включает следующие операции:
- внешний осмотр (исправность кабеля, его защитной трубки и штепсельной вилки, наличие вмятин и трещин);
- проверку резьбовых соединений, надежности креплений деталей, четкости работы переключателя;
- проверку исправности ЗОУ;
- очистку трамбовки от загрязнений (протирка);
- определение наличия течи смазки.

Периодическое техническое обслуживание включает следующие операции:
смазку подшипников и пружин ударного механизма (через каждые 60 ч работы);
- замену смазки редуктора (через каждые 120 ч работы);
проверку исправности цепи заземления и измерение сопротивления изоляции (через каждые 120 ч наработки, но не реже одного раза в 6 мес);
- проверку состояния основных сборочных единиц и деталей (через каждые 240 ч наработки).

В каждую из вышеупомянутых операций включены операции по ежесменному техническому обслуживанию и проверке работы по уплотняемому грунту не менее 5 мин.

Периодическое техническое обслуживание должно проводиться специально подготовленным персоналом, имеющим квалификационную группу по технике безопасности не ниже 3-й группы.

Необходимым условием для нормальной работы трамбовки является своевременная и правильная смазка движущихся частей трамбовки. Для смазки следует применять ЦИАТИМ-201 или Литол-24.

Для замены смазки в редукторе небходимо снять крышку редуктора, сменить смазку в редукторе согласно карте смазки и установить крышку.

Для замены смазки в ударном механизме необходимо отвернуть болты крышки ствола и снять трамбующий башмак. Смазать ударный механизм согласно карте смазки и произвести сборку.

Для смазки кривошипно-шатунного механизма необходимо отвернуть пробку и через отверстие ввести смазку.

После 240 ч работы трамбовки обязательно произвести ее разборку с целью проверки состояния основных сборочных единиц и деталей. При этом рекомендуется промыть все сборочные единицы и детали (кроме электродвигателя) и заменить смазку.

Для разборки трамбовки необходимо отвернуть болты крышки ствола, снять башмак, вынуть палец, предварительно сняв стопорное кольцо, высвободить шток и осмотреть состояние пальца и посадочное место в штоке, проверить состояние пружины и амортизаторов, а также тарельчатых пружин. Затем необходимо отвернуть винты и снять кожух; расстопорить винты и, отвернув их, снять направляющую гильзу, после чего осмотреть состояние пальца и посадочных мест в направляющем стержне.

Осмотр состояния редуктора производится через снятую крышку. При отсутствии дефектов дальнейшая разборка редуктора не производится.

Для осмотра креплений вентилятора отворачиваются винты крепления крышки и ее снимают. При ослаблении крепления вентилятора подтягивается винт.

После указанной разборки необходимо тщательно осмотреть очищенные от смазки и грязи детали и сборочные единицы трамбовки и устранить обнаруженные неисправности, неисправные детали заменить новыми.

Сборка трамбовки производится в обратном порядке.

Разборку и сборку трамбовки следует производить в ремонтной мастерской, применяя только стандартный инструмент. При сборке нельзя допускать загрязнения собираемых сборочных единиц, перекосов шарикоподшипников- и всех центрирующих соединений, необходимо следить за надежным креплением резьбовых соединений.

Ремонт трамбовки должен производиться специализированным подразделением. Каждая трамбовка после ремонта должна быть подвергнута приемно-сдаточным испытаниям в объеме периодического технического обслуживания и по специальной программе.

В специальную программу входят:
- проверка правильности сборки;
- обкатка;
- испытание изоляции на электрическую прочность;
- измерение октавных уровней звуковой мощности;
- измерение уровней виброскорости.

Проверка правильности сборки осуществляется внешним осмотром и трехкратным включением и выключением выключателя у подключенной на нормальное напряжение и установленной на грунте трамбовки, при этом не должно быть отказов пуска и отключения. Продолжительность обкатки должна быть не менее 30 мин. Обкатка производится по уплотняемому грунту.

Испытание изоляции на электрическую прочность проводят напряжением 1500 В переменного тока частотой 50 Гц. Электроды испытательной установки прикладывают к одному из токоведущих контактов штепсельной вилки и металлическому корпусу трамбовки при включенном выключателе. Изоляция трамбовки должна выдерживать такое напряжение в течение 1 мин.

Измерение октавных уровней звуковой мощности производится по ГОСТ 12.2.030—83 при работе трамбовки под нагрузкой по представительному объекту и при контроле потребляемой мощности.

Измерение вибрационных характеристик производят в соответствии с требованиями ГОСТ 16519—78 при работе трамбовки с усилием нажатия на рукоятки не более 200 Н на втором проходе трамбовки по одному следу по песчаному грунту влажностью 10—15%.

Трамбовка должна храниться в сухом помещении. Помещение для хранения трамбовок должно быть оборудовано специальными стеллажами, полками, ящиками, обеспечивающими сохранность трамбовок. Запрещается складировать трамбовки без упаковки в два и более рядов.

При транспортировке трамбовок в пределах предприятия (объекта) должны быть приняты меры предосторожности, исключающие их повреждение.

При длительном хранении наружные металлические поверхности трамбовок и запасные части очищают и подвергают консервационной смазке.

Читать далее:

Категория: - Ручные машины для строительных работ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины