Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Выбор топлива и смазочных материалов

Публикация:
   Трансмиссионные масла

Читать далее:




Трансмиссионные масла

Трансмиссионные масла применяются в механических, гидромеханических и гидрообъемных передачах. Состав и свойства масел зависят от конструкции сборочных единиц трансмиссии и условий работы. В отличие от моторных масел они не соприкасаются с горячими металлическими поверхностями и не имеют контакта с продуктами сгорания топлива, что обеспечивает более низкую интенсивность потери работоспособности в процессе эксплуатации. Однако трансмиссионные масла подвергаются высокому контактному давлению (более 3000 МПа) одновременно со скоростью сдвига в сопряженных поверхностях до 25 м/с и температурах в объеме до 150 °С, а в зонах контакта до 400 °С. Для обеспечения работоспособности сборочных единиц трансмиссии в режимах высоких скоростей скольжения, давлений, температур в объеме и зонах контакта к смазочным маслам предъявляются следующие требования: иметь высокие противоизносные, противозадирные и противопиттинговые свойства; обладать хорошей антиокислительной стабильностью; иметь необходимые вязкостно-температурные свойства в интервале минусовых температур окружающей среды и 150 °С в объеме сборочных единиц; не вызывать коррозию деталей трансмиссии; иметь хорошие защитные свойства при контакте с водой, быть совместимыми с эластомерами; иметь достаточные антипенные свойства; обладать высокой стойкостью при хранении и взаимосмешиваемостью.

Противоизностные и противозадирные свойства трансмиссионных масел обеспечиваются образованием граничного слоя, препятствующего непосредственному контакту трущихся деталей, за счет более высокой вязкости и соответствующих присадок.

Для снижения износа высоконагруженных механических передач применяются эффективные противоизносные и противозадирные присадки (ЕР). В зоне высокого нагрева они выделяют активные элементы — серу, хлор, фосфор, которые на трущихся поверхностях образуют защитную пленку. Однако эти элементы вызывают коррозию деталей из сплавов меди и влияют на фрикционные свойства трущихся поверхностей. Эти особенности накладывают ограничения по области применения трансмиссионных масел с ЕР присадками.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:






Однако с увеличением вязкости масла растут энергетические потери в трансмиссии и составляют до 20% всей потребляемой мощности. Максимальная рабочая вязкость, не вызывающая значительных потерь на трение в сборочных единицах трансмиссии, составляет 20 мм2/с. Следует учитывать, что при вязкости выше 25 мм2/с практически отсутствуют утечки масла через уплотнения. В гидромеханических трансмиссиях масло движется с большей скоростью (80-100 м/с) в узких каналах между лопатками насосного и направляющего колес и турбин. Для снижения энергетических потерь в этих передачах вязкость масла более низкая и практически составляет 4-8 мм2/с во всем диапазоне рабочих температур. Нижний предел устанавливается для исключения кавитации и подтекания масла через уплотнения.

В процессе эксплуатации под действием высоких температур и частиц износа деталей (катализаторов) масло окисляется с образованием кислот, смол, сгустков и повышается вязкость масла. Процесс окисления особенно характерен для гидротрансформаторов, так как в них масло протекает через отверстия с малым диаметром при температуре до 130-175 °С и интенсивном смешивании с воздухом.

Продукты окисления приводят к повышенному износу, образованию пробок в трубопроводах и отверстиях и в целом к нарушению работы сборочных единиц трансмиссии. Под воздействием продуктов окисления быстро стареют сальники, манжеты, прокладки и другие эластомерные детали.

Отрицательное влияние на эластомеры оказывает присадка ЕР. Сера, входящая в состав таких присадок, способствует затвердеванию резины и уменьшению ее по объему, которое не должно превышать 15%.

Увеличение водорастворимых кислот и оснований способствует коррозии металлов, снижает эффективность и надежность техники и ухудшает эксплуатационные свойства масла. Хорошими антикоррозионными свойствами обладают присадки, содержащие сульфонат кальция.

В процессе эксплуатации при интенсивном перемешивании масла с воздухом происходит пенообразование. Пена ухудшает смазывающие и защитные свойства масла, ускоряет окисление, уменьшает производительность машины. Наличие воды в масле усиливает пенообразование. Прорыв масляной пены через сапун является первым признаком присутствия воды в масле.

На интенсивность изнашивания деталей трансмиссии оказывает влияние температура трансмиссионного масла, которая должна быть в пределах 60-80 °С. Снижение температуры до 20 °С увеличивает интенсивность изнашивания в 5 раз, а при температуре -30 °С — в 20 раз. Снижение температуры масла приводит к увеличению потерь в трансмиссии за счет роста вязкости. Предельное значение динамической вязкости (600 Па • с) определяется при свободном трогании машины на первой передаче.

При эксплуатации машин в условиях отрицательных температур допускается добавление до 20% арктического или зимнего дизельного топлива. Эксплуатационные свойства разбавленного трансмиссионного масла практически не ухудшаются.

В соответствии с ГОСТ 17479.2-85 обозначение трансмиссионного масла состоит из трех групп знаков. Первая группа обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая — цифрами, характеризующими принадлежность к группе по эксплуатационным свойствам, третья — цифрами, отражающими класс кинематической вязкости.

В зависимости от эксплуатационных свойств трансмиссионные масла делятся на 5 групп (табл. 10.8), которые рекомендуются для трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, дорожных, строительных машин и судовой техники, за исключением гидромеханических и гидрообъемных передач.

По кинематической вязкости при температуре 100 °С трансмиссионные масла делятся на 4 класса.

Значение кинематической вязкости при температуре 100 °С позволяет судить о величине нагрузочной способности защитной масляной пленки и ее достаточности для обеспечения работоспособности передач в режимах высоких нагрузок и рабочих температур.

С учетом группы по эксплуатационным свойствам и класса вязкости трансмиссионные масла обозначаются, например, так:
ТМ-5-123, (ТМ — трансмиссионное масло; 5 — пятая группа масла по эксплуатационным свойствам с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия; 12 — класс вязкости; индекс «з» — масло содержит загущающую присадку).

Масла четвертой группы рекомендуются для сборочных единиц при высоких скоростях и малых нагрузках или, наоборот, когда скорости низкие, а нагрузки большие. Масла пятой группы могут применяться в условиях, характерных для четвертой, дополнительно они позволяют выдерживать высокие скорости и ударные нагрузки.

Выпускаемые нашей промышленностью масла пятой группы ТМ-5-12рк и ТМ-5-12д обладают высокими противоизносными и противозадирными свойствами с хорошими низкотемпературными качествами. Кроме того, масло ТМ-5-12рк отличается высокими защитными свойствами. После класса вязкости применяются уточняющие обозначения:
3 — загущающая присадка; К — консервационное; РК — рабочее консер-вационное.

Общепризнанной классификацией трансмиссионного масла за рубежом является система API, по которой масла обозначаются пятью классами от API GL-1 до API GL-5. В США и странах Западной Европы применяются трансмиссионные масла MIL-L-2105, MIL-L-2105B и MIL-L-2105C. Крупнейшая фирма в Германии по производству передач и силовых агрегатов создала свою спецификацию трансмиссионных масел, которые обозначаются инициалами и цифрами от ZF TE-ML01 до ZF TE-ML14.

Масла для автоматических коробок обладают более высокими требованиями по вязкости, антифрикционным, противоизносным и противоокислитель-ным свойствам. Конструкция автоматической коробки предусматривает расход мощности на внутреннее трение масла при превышении мощности двигателя над необходимой мощностью для преодоления сопротивления движению. Высокие скорости движения потоков масла и температура в гидротрансформаторе вызывают интенсивную аэрацию, приводящую к вспениванию, что создает благоприятные условия для окисления масла и коррозии металлов. Применение разных материалов (сталь, металлокерамика, бронза, фрикционные накладки) в парах трения затрудняет подбор антифрикционных присадок. Кроме того, разные материалы деталей, кислород, вода в масле образуют электрохимические пары, усиливающие износ. В этих условиях масло должно сохранять эксплуатационные свойства и обеспечивать работоспособность при высоком КПД трансмиссии. Как правило, требования к качеству масел для мощных машин предъявляются в спецификациях производителей машин, так для агрегатов ZF рекомендуется масло ZF TE-ML14.

В Республике Беларусь и Российской Федерации масла для гидромеханической передачи получают на основе маловязкого минерального масла и комплекса добавок (загущающих, антиокислительных, противоизносных, депрессорных и антипенных). Применяются масла А, Р, МГТ.

Работоспособность трансмиссии во многом определяется своевременной заменой масла. Периодичность замены трансмиссионных масел зависит от конструкции трансмиссии, качества масел, условий эксплуатации машины и находится в пределах 250-4000 машино-часов.

Условия эксплуатации для конкретной конструкции (нагруженность трансмиссии, температурный режим, интенсивность поступления продуктов загрязнения, механическое воздействие и др.) являются важнейшими факторами для замены масла. Следует учитывать, что наиболее нагружены сборочные единицы трансмиссии землеройно-транспортных машин при выполнении основной операции и при транспортных операциях по грунтовым дорогам.
Необходимым условием продолжительной работы масла является надежная защита сборочных единиц от пыли и воды. Дорожная пыль резко снижает противоизносные свойства масла, а 5% воды в масле увеличивает интенсивность изнашивания в 2 раза.

Масло заменяют при значительном изменении его показателей качества по сравнению с исходным маслом: вязкости, кислотности, противоизносных, антикоррозионных и окислительных свойств. Планирование расхода трансмиссионного масла производится в процентах от расходуемого топлива и составляет 0,3-0,5%.

По конструктивному исполнению трансмиссии могут быть механическими и гидравлическими. Трансмиссии состоят из ряда отдельно выполненных агрегатов. К агрегатам механической трансмиссии автомобилей относятся: сцепление, коробка передач, ведущий мост, карданная передача. На автомобилях повышенной проходимости может быть не один, а два и более ведущих мостов, раздаточная коробка и коробка отбора мощности. К агрегатам гидравлической трансмиссии относятся гидромуфты, гидромеханические коробки передач, гидротрансформаторы, насосы и т. п.

Принцип работы механической и гидравлической трансмиссий различен. В механической трансмиссии усилие передается с помощью различного рода зубчатых и червячных зацеплений, а в гидромеханических передачах энергия от ведущего вала к ведомому передается при помощи жидкого рабочего тела. Поэтому требования к трансмиссионным маслам, применяемым в этих трансмиссиях, различны. Если в механических трансмиссиях автомобилей трансмиссионное масло предназначено для смазывания деталей шестеренчатых и червячных передач, то в гидромеханических трансмиссиях оно выполняет еще и роль рабочего тела.

К трансмиссионным маслам также относятся масла для гидроусилителя руля и других гидрообъемных передач, а также масла для вспомогательного оборудования. В связи с тем что группа масел имеет принципиальные различия по условиям их применения, они рассматриваются отдельно.

Большинство применяемых трансмиссионных масел содержит композиции присадок (до 10%) с разным назначением: для улучшения смазочных и защитных свойств, уменьшения вспенивания, замедления окисления и коррозии.

Коррозионное влияние трансмиссионного масла, содержащего современные присадки для повышения маслянистости, может проявляться от непосредственного химического воздействия присадок на металлы, а также в результате действия влажного воздуха на поверхности металла, которые перед этим были покрыты маслом. Этот второй вид коррозии тесно связан с химическим воздействием присадок или продуктов их разложения на металл и прямо пропорционален числу центров коррозий, которые образовались на поверхности металла в результате этспЧ) воздействия. Например, отщепление активного хлора или хлористого водорода приводит к образованию на стали микроскоилений хлористого железа, которые под влиянием влаги воздуха разрастаются в большие, очаги коррозии поверхностей деталей, поднимающихся над уровнем масла.

Многие трансмиссионные масла, содержащие присадки с активной серой, химически воздействуют на цветные металлы (медь), вызывая их потемнение. Такое окисление меди не является основанием для замены масла, так как пленка сульфидов, герметически прилегающая к металлу, предупреждает износ сопряженных деталей. Присутствие в масле воды в виде эмульсии или взвеси крайне нежелательно.

Для оценки коррозионной агрессивности трансмиссионных масел в Польше применяются следующие лабораторные методы:
— нагрев медных и стальных пластин в масле до температуры 100 °С и выдержка в течение 3 ч. Оценка коррозионного действия производится визуально по изменениям масляной пленки на поверхности металла;
— проверка защитных свойств трансмиссионных масел по отношению к водному раствору неорганических солей. Выполняется с помощью смоченных маслом стальных стержней, погруженных в раствор соли при температуре 60 °С в течение 24 ч;
— нагрев стальных пластин в испытываемом масле до 120 °С и выдержка в течение 72 ч с последующим снятием масляной пленки и перенесением пластины во влагокамеру для выдержки в течение 168 ч при температуре 20 °С.

Независимо от этих испытаний проводятся пробы на коррозию под действием влаги.

Механизмы силовой передачи автомобилей работают в условиях больших нагрузок и высоких скоростей. Основным режимом трения для рабочих поверхностей деталей силовой передачи является граничное трение.

Для предохранения зубьев шестерен и деталей подшипников от износа и задиров при высоких контактных давлениях трансмиссионные масла должны образовывать на их поверхности прочную пленку. Противоизносные свойства трансмиссионных смазок зависят от качества исходного материала, из которого они изготовлены, и технологии их производства. Вместе с тем трансмиссионные масла должны быть подвижными при низких температурах, т. е. иметь невысокую вязкость и низкую температуру застывания. Улучшение смазочных свойств трансмиссионных масел достигается введением в них осерненных, свинцовых, хлорированных, фосфорных и других присадок.

Большую опасность для трансмиссионных масел представляют различные механические примеси (песок, окалина, ржавчина и др.) Частицы этих материалов, попадая в подшипники агрегатов трансмиссии, вызывают преждевременный износ их и даже разрушение.

Для предотвращения коррозионно-механического износа деталей силовой передачи трансмиссионные масла не должны содержать водорастворимых кислот и щелочей.

В соответствии с действующей в настоящее время классификацией выпускаются трансмиссионные масла без присадок (Т-30, Т-20, Т-10) и с присадками (Тп-20, Тп-15, Тп-10). Для гипоидных главных передач грузовых и легковых автомобилей выпускаются специальные гипоидные масла ТГ-15, ТГ-10.

Для гидромеханических трансмиссий, учитывая тяжелые условия работы масел (высокая температура, перемешивание с большой скоростью при высоких нагрузках), выпускаются специальные масла, обладающие высокой плотностью, химической стабильностью и устойчивостью против вспенивания (ВНИИ НП-1, ГТМ-3 МАЗ и Гидрол-4).

Трансмиссионные масла предназначаются для смазки, агрегатов трансмиссии с шестеренчатыми передачами. Трансмиссионные масла смазывают трущиеся поверхности, не подвергающиеся сильному нагреву, вследствие чего масло не сгорает и не образует нагара. Условия работы трансмиссионного масла не требуют от него тщательной очистки, но оно должно иметь хорошую смазывающую способность, липкость и низкую температуру замерзания.

В качестве трансмиссионных масел используют остаточные продукты переработки нефти, обладающие большой вязкостью.

Трансмиссионные масла, выпускаемые по ГОСТам и ТУ, которые были утверждены до 1957 г., не имеют особых обозначений и подразделяются только в зависимости от сезонных условий. Масла с индексом 3 предназначаются для зимнего времени, а с индексом Л — для летнего.

Трансмиссионным маслам, выпускаемым по ГОСТам и ТУ, утвержденным после 1957 г., присвоена специальная маркировка, в которой буквы имеют следующие значения: Т — масло трансмиссионное, А — автомобильное, С — изготовлено из сернистых нефтей, П — содержит присадки, улучшающие его качества. Цифра в индексе обозначает кинематическую вязкость масла в сантистоксах при температуре 100 °С, чем эта цифра выше, тем больше вязкость масла.

Для коробок передач КамАЗ и ЯМЗ рекомендуется масло ТС-14,5 (ТУ 38—1—01—294—72) с присадкой ДФ-11, а для ведущих мостов масло трансмиссионное ТАп 15В (ТУ 38-101176— 74).

Для систем рулевого управления КамАЗ применяют всесезонное масло «Р» (ТУ 38-101179—71). Для рулевого управления МАЗ — масло МТ-16 П (ГОСТ 6360—58), а зимой (при температуре ниже — 20 °С) — масло АМГ (ГОСТ 6794—75) или АУ (ГОСТ 1642—75),

Для главных передач грузовых автомобилей, имеющих гипоидные шестерни, применяют специальные масла, выпускаемые по ТУ 38-101270—72. Такое масло образовывает прочную пленку и удерживается на зубьях шестерен при передаче значительного крутящего момента и относительно небольших скоростях скольжения зубьев.

Масла, применяемые для гипоидных передач легковых автомобилей, не отвечают требованиям работы в условиях больших удельных давлений на зубья шестерен и не могут служить заменителем указанного выше масла.

Трансмиссионные масла работают в условиях высоких удельных давлений и скоростей скольжения в широком диапазоне температур. В зубчатых передачах удельные давления в полосе зацепления составляют 200—600 МПа, в спирально-конических передачах — 1000—2000 МПа. Особенно тяжелые условия работы масел в гипоидных передачах. В этих передачах наряду с большими значениями удельных напряжений — около 4000 МПа происходит относительное скольжение зубьев со скоростью 5—10 м/с. Масла, работающие в таких условиях, должны обладать особо прочной масляной пленкой. С этой целью в состав гипоидных масел вводят «осерненные» растительные масла и серо-, фосфор- и хлорсодержащие присадки.

Кроме предупреждения истирания, задира, возникновения усталостного выкрашивания трущихся поверхностей трансмиссионные масла должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к смазочным маслам. Под. действием высоких давлений температура в зоне контакта резко повышается. Так, в зоне контакта зубьев она достигает 350— 40 °C. Поэтому масла должны обладать высокими антио-кислительными и антикоррозионными свойствами. Трансмиссионные масла работают в широком диапазоне температур и должны обладать хорошими вязкостно-температурными свойствами. Максимальное значение вязкости трансмиссионных масел, чтобы обеспечить трогание автомобиля-с места без предварительного разогрева масла в агрегатах, должно составлять 350—450 Па • с для спирально-конических передач; 500—600 Па-с — для гипоидных передач.

В процессе работы трансмиссионные масла окисляются, загрязняются, срабатываются присадки, после чего масла необходимо менять. Сроки замены масел различны в зависимости от марки масла, автомобиля, трактора и т. д., условий эксплуатации, качества масла, сезонности и т. п. В современных легковых автомобилях масла меняют, как правило, при пробеге от 24 до 50 тыс. км.‘ В некоторых автомобилях заграничных марок смена масла не производится в течение всего срока службы, чаще всего в ведущих мостах легковых автомобилей с гипоидными передачами. В отечественных грузовых автомобилях смена трансмиссионных масел осуществляется, в зависимости от конкретных условий, через 20—50 тыс. км пробега, но не реже одного раза в год.

Высокие эксплуатационные свойства трансмиссионных масел обеспечиваются качественной масляной основой, комплексом присадок, вводимых в масла, введением в некоторые марки масел растительных масел. Более широкое применение находят загущенные масла.

Ассортимент трансмиссионных масел

Согласно ГОСТ 17479.2—85 на трансмиссионные масла, : применяемые для смазывания агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, сельскохозяйственных, . дорожных, строительных машин и судовой техники, введено обозначение, состоящее из группы знаков, первая из _которых обозначается буквами ТМ (трансмиссионное масло), вторая — цифрами и характеризует принадлежность к группе масел по эксплуатационным свойствам, третья — обозначается также цифрами и характеризует класс кинематической вязкости. Например, ТМ-5-9з, где ТМ — трансмиссионное масло, 5— группа масла по эксплуатационным свойствам, 9 — класс вязкости, з — масло содержит загущающую присадку.

В зависимости от эксплуатационных свойcтв трансмиссионные масла делят на группы 1, 2, 3, 4, 5 со следующими областями применения:

ТМ-1 — масла без присадок для цилиндрических, конических и червячных передач, работающие при контактных напряжениях от 900 до 1600 МПа и температуре масла в объеме до 90 °C;

ТМ-2 — масла с противоизносными присадками для тех же передач, что и масло ТМ-1, при контактных напряжениях до 2100 МПа и температуре масла в объеме до 130 °C;

ТМ-3 — масла с противозадирными присадками умеренной эффективности для цилиндрических, конических, спирально-конических и гипоидных передач, работающих при контактных напряжениях до 2500 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C:

ТМ-4 — масла с противозадирными присадками высокой эффективности для спирально-конических и гипоидных передач, работающие при контактных напряжениях до 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C;

ТМ-5 — масла с противозадирными присадками высокой эффективности и многофункционального действия, а также универсальные масла для гипоидных передач работающие с ударными нагрузками при контактных напряжениях выше 3000 МПа и температуре масла в объеме до 150 °C.

Ниже приводится перечень трансмиссионных масел, широко применяемых в автотракторной технике.

Масло ТАп-15В (ГОСТ 23652-79), или ТМ-3-18 (ГОСТ 17479.2—85) изготовлено из смеси экстрактов остаточных-масел фенольной очистки и дистиллятных масел или фильтрата обезмасливания парафина. Содержит противозадирную и депрессорную присадки. Рекомендуется для спирально-конических, конических и цилиндрических передач в средней климатической зоне. Масло обладает невысокими противозадирными и плохими низкотемпературными свойствами. Так, опыт эксплуатации показал, что при температуре —10 °C вязкость масла в заднем мосте автомобиля ЗИЛ-130 достигает 30 • 104 мм2/с, к. п. д. трансмиссии снижается на 50%, расход топлива увеличивается в 2 раза.

По спецификации США масло ТАп-15В соответствует маслу MIL-2105B с классом вязкости SAE-90, группе по . API-GL-3.

Масло ТСп-10 (ГОСТ 23652—79), или ТМ-3-9 (ГОСТ 17479.2—85), изготовлено из смеси деасфальтизата эмбен-ских нефтей с маловязким низкозастывающим компонентом. Содержит противозадирную, депрессорную и антипен-ную присадки. Рекомендуется для спирально-конических, конических и цилиндрических передач автомобилей и других машин как всесезонное масло для районов Севера или в ‘качестве зимнего, работоспособно при температуре до —45 °C.

По спецификации США масло ТСп-10 соответствует маслу MIL-L-2105B с классом вязкости SAE-80, группе по API-GL-3.

Масло ТСп-15К (ГОСТ 23652—79), или ТМ-3-18 (ГОСТ 17479.2—85) изготовлено из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей. Содержит противозадирную, противоизносную, депрессорную и антипенную присадки. Рекомендуется для всех агрегатов трансмиссии автомобилей семейства КамАз в качестве единого всесезон-

ного масла для средней полосы, а также для спиральноконических,-конических и цилиндрических передач других автомобилей и других машин. Обладает высокими эксплуатационными качествами, работоспособно до температур —30 °C.

По спецификации США масло ТСп-15К соответствует* маслу MIL-L-2105B с классом вязкости SAE-90, группе по; API-GL-3.

Масло ТАд-17И (ГОСТ 23652—79), или ТМ-5-18 (ГОСТ-17479.2—85); изготовлено на минеральной основе, содержащей многофункциональную серофосфорсодержащую, депрессорную и антипенную присадки. Применяется для всех агрегатов трансмиссий с гипоидными передачами легковых и грузовых автомобилей всех марок. Всесезонное для средней полосы, работоспособно при температурах до —30 °C. Масло ТАд-17И содержит импортные присадки (индекс «И» в маркировке масла).

По спецификации США масло ТАд-17И соответствует маслу M1L-L-2105B с классом вязкости SAE-90, группе по API-GL-5.

Масло ТСз-9гип (ОСТ 38 01158—78), или ТМ-4-9 (ГОСТ 17479,2—85), рекомендуется для трансмиссий автотракторной техники, в том числе с гипоидными главными передачами, при температурах воздуха ниже —25 °C в умеренной климатической зоне, в холодной климатической зоне до —50 °C. Применение масла ТСз-9гип при повышенных температурах не рекомендуется.

Масло ТМ5-12РК (ТУ 38 101844—80), или ТМ-5-123 (рк) (ГОСТ. 17479.2—85), является универсальным, трансмиссионным маслом для всех типов передач, включая гипоидные. Используется как’ всесезонное масло для районов Севера и как зимнее — для районов средней полосы, работоспособно до температуры —45 °C. Масло ТМ5-12РК обладает рабоче-консервационнымн свойствами . (индекс «РК» в маркировке масла).

В настоящее время применяются масла, не рекомендуемые к использованию во вновь разрабатываемой и модернизированной технике с 01.01.86 : ТСп-14, ТЭп-15, ТС-14гип.

Масло ТСп-14, или ТМ-3-18(ГОСТ 17479.2—85), изготовлено из смеси дистиллятного и остаточного масел сернистых нефтей, содержит противозадирную и депрессорную присадки. Используется всесезонно в средней полосе. Применяется для смазывания тяжело нагруженных спирально-конических, конических и цилиндрических передач грузовых автомобилей, за исключением автомобилей семейства КамАЗ. Отличается хорошей работоспособностью до температур —30 °C. При более низких температурах окружающего воздуха требуется подогрев масла.

Масло ТЭп-15 (ГОСТ 23652-79), или ТМ-2-18 (ГОСТ 17479.2—85), изготовлено на основе экстрактов остаточного и дистиллятного масел с противоизносной и депрессорной присадками. Рекомендуется для смазывания спиральноконических, конических и цилиндрических передач, работающих при небольших нагрузках, например, в коробках перемены передач, рулевых, механизмах автомобилей МАЗ. Как показывает практика, масло целесообразно использовать при температуре до 0 °C и выше.

Масло ТС-14гип (ГОСТ 23652-79), или ТМ-4-18 (ГОСТ 17479.2—85), изготовлено из смеси остаточного и дистиллятного компонентов сернистых нефтей с противозадирной, антиокислительной, депрессорной и антипенной присадками. Рекомендуется для гипоидных передач грузовых автомобилей. Используется в средней климатической зоне как всесезонное. При температурах ниже —40 °C требуется подогрев масла. Разбавление масла топливом для уменьшения вязкости категорически запрещается.

Кроме перечисленных выше трансмиссионных масел допускаются к использованию некоторые другие, например, МТ-16п (ГОСТ 6360—83). Это масло используется так же, как масло ТЭп-15, в шестеренчатых редукторах с умеренной нагрузкой.

Масла для гидромеханических трансмиссий

Масло А (ТУ-38-101179—71) предназначено для гидротрансформаторов и автоматических коробок передач. Используется всесезонно при температурах окружающего воздуха до —35 °C. Масло наряду с антифрикционными свойствами должно одновременно обладать фрикционными свойствами для обеспечения надежной работы фрикционных дисков. Поэтому в состав этого масла наряду с другими присадками вводится фрикционная присадка для создания трения. Замена масла А другими маслами не допускается.

Масло Р (ТУ-38-101179—71) предназначено для системы гидроусилителя рулевого управления грузовых автомобилей, гидравлического привода сцепления автобусов.

Таблица 1.
Соответствие обозначений трансмиссионных масел по ГОСТ 17479.2 — 85, принятом в нормативно-технической документации

Рекламные предложения:







Читать далее:

Категория: - Выбор топлива и смазочных материалов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Трансмиссионные масла"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства