Транспортирующие машины (машины непрерывного транспорта) предназначаются для перемещения в горизонтальном, наклонном или вертикальном направлениях массовых насыпных и однородных штучных грузов. В гидротехническом строительстве транспортирующие машины применяют преимущественно в карьерах, на базисных складах и бетонных заводах при добыче, обработке и перемещении нерудных строительных материалов, а также для перемещения грунта, цемента и бетонной смеси. Кроме того, эти машины широко применяют на полигонах и заводах готовых железобетонных изделий для перемещения материалов и готовых изделий, начиная от склада сырья и до склада готовой продукции.
Применяемые в строительстве машины и установки непрерывного транспорта подразделяются на следующие группы:
1) конвейеры (транспортеры), у которых передача движения транспортируемому материалу осуществляется механическим путем;
2) установки для пневматического и гидравлического транспорта, в которых материал переносится по трубам или желобам в потоке воздуха или воды;
3) устройства для гравитационного (самотечного) транспортирования, в которых материал перемещается самотеком под действием собственного веса.
В конвейерах наиболее характерным конструктивным элементом является несущий (рабочий) орган (лента, ковш, винт, пластина, скребок), по конструкции и форме которого различают:
а) ленточные конвейеры (рис. 46, а), у которых несущим органом является движущаяся гибкая замкнутая лента. Ленточные конвейеры имеют наибольшее применение и предназначаются для перемещения сыпучих и кусковых материалов — заполнителей бетонной смеси, грунта, а также однородных штучных грузов (кирпича, блоков, плиток) в горизонтальном и наклонном направлениях. Угол подъема определяется углом трения транспортируемого материала о ленту (15—30°) и скоростью его движения;
б) ковшовые конвейеры (элеваторы) (рис. 46, б), у которых несущим органом являются ковши, укрепленные на движущейся
Рис. 46. Транспортирующие машины:
а — ленточный конвейер; б — ковшовый конвейер (элеватор); в — винтовой конвейер; г ~ вибрационный конвейер; д — пневмотранспортная установка
замкнутой ветви тягового органа (ленте или цепи). Такие конвейеры предназначаются для подъема сыпучих и кусковых материалов в вертикальном или близком к нему наклонном направлениях на высоту обычно до 20—30 м;
в) винтовые конвейеры (шнеки) (рис. 46, в), у которых несущим органом является винт, расположенный в неподвижном закрытом желобе. Эти конвейеры предназначаются для перемещения порошкообразных, сыпучих и мелкокусковых материалов на небольшие расстояния (40—60 м) в горизонтальном, наклонном я (редко) в вертикальном направлениях. Иногда их применяют и для транспортирования пластичных и вязких материалов (бетонной смеси, растворов и т. п.);
г) вибрационные конвейеры (рис. 46, г), несущий огран которых представляет собой две вибрирующие трубы, расположенные друг над другом, или два лотка, связанные между собой рессорными подвесками. Оли предназначаются для транспортирования сыпучих и кусковых материалов на расстояние до 150 м в горизонтальном или наклонном направлении под углом 15—20°.
Кроме перечисленных, имеются пластинчатые, лотковые, скребковые и другие конвейеры, применяемые главным образом лишь как звенья общей цепи технологического оборудования производственных предприятий.
Все конвейеры (за исключением винтовых и вибрационных) состоят из следующих частей:
1) несущего органа (ленты, ковша, скребка, пластины);
2) тягового органа (ленты, цепи, каната), предназначенного для перемещения несущего органа;
3) поддерживающих элементов (роликоопор, поддерживающих подшипников), являющихся опорой для несущего и тягового органов;
4) привода (двигателя с редуктором и приводных барабанов или звездочек), обеспечивающего передачу движения тяговому и несущему органам;
5) натяжного устройства, обеспечивающего натяжение несущего органа (ленты, цепи, каната), и
6) опорной конструкции (фермы, станины), на которой смонтированы все основные части транспортера.
По расположению тягового органа и траектории его движения различают горизонтальные, наклонные и вертикальные конвейеры.
Установки для пневматического транспорта применяют для перемещения порошкообразных материалов — цемента, молотых гипса и извести и т. п. В пневмотранспортных установках перемещение материала происходит по трубопроводу в потоке воздуха, создаваемом в системе путем нагнетания воздуха (нагнетательными установками) или за счет разрежения (всасывающими установками).
Поступающий в месте загрузки материал перемешивается в определенной концентрации с транспортирующим его воздухом и вновь отделяется в месте выгрузки.
Установки для гидравлического транспорта применяют в строительстве для транспортирования главным образом грунта, который в виде гидросмеси перемещается от разрабатываемого забоя к месту укладки в открытых лотках или принудительно в напорных трубопроводах при помощи специальных центробежных насосов — землесосов.
Выбор типа транспортирующих машин и их основных параметров (скорости движения, угла наклона и т. п.) в значительной степени зависит от физико-механических свойств транспортируемых материалов.
Основными физико-механическими свойствами транспортируемых материалов, влияющими «а рабочий процесс транспортирующей машины, являются:
1. Гранулометрический (зерновой) состав, т. е. состав па крупности. Различают материалы: пылевидные и .порошкообразные с размерами частиц 0,05—0,5 мм, мелкозернистые — от 0,5 до 2,0 мм, крупнозернистые—от 2 до 10 мм, мелкокусковые — от 11 до 60 мм, среднекусковые — от 61 до 160 мм, крупнокусковые—от 160 мм и более. Гранулометрический состав определяется ситовым анализом; в зависимости от соотношения отдельных фракций различают материал рядовой, у которого соотношение размеров наибольшего и наименьшего зерен больше 2,5, и сортированный, где это соотношение меньше 2,5.
2. Объемная масса — масса единицы объема материала при: насыпке (укладке) его без уплотнения.
3. Угол естественного откоса материала в покое Рц , т. е. угол между образующей конуса свободно насыпанного материала и горизонтальной плоскостью при насыпке материала без падения с высоты.
4. Угол естественного откоса материала в движении р*— также угол между образующей конуса материала и горизонтальной плоскостью, но при насыпке материала с высоты не менее 1 м; в среднем принимают PQ = 0,7.
Помимо перечисленных свойств сыпучих материалов, при выборе типа транспортирующей машины необходимо учитывать такие побочные свойства материалов, как абразивность, липкость, хрупкость, наличие острых кромок и т. п.
Таблица 5.
Численные значения основных физико-механических свойств для наиболее распространенных материалов приведены в табл. 5.
Основной характеристикой транспортирующей машины является ее производительность, выраженная в объемных или весовых единицах.
При сопоставлении машин разных типов с целью выявления более экономичных конструкций учитывают удельные показатели их веса и мощности, а также экономическую эффективность машины. Последняя определяется стоимостью транспортирования единицы материала и зависит от ряда факторов: стоимости машины, срока ее амортизации, объема и стоимости ремонтов, численности и квалификации обслуживающего персонала и др.
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Транспортирующие машины и установки"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы