Строительные машины и оборудование, справочник





Транспортная преступность

Категория:
   Транспортная психология


Транспортная преступность

Один из распространенных видов транспортной преступности подробно был изучен относительно пьющих водителей и пьяных за рулем. Согласно работе лица этой группы являются много- и исключительно многопьющими в быту, а часть из них — алкоголиками. Все они не представляют какого-либо единого типа личности. Совокупность форм проявления неоднократно задержанных в состоянии опьянения водителей может быть подразделена согласно работе на основе анализа 368 наказуемых правонарушений, классифицируемых как пьянство за рулем на 4 группы по типу преступников: пьющие за компанию; начинающие пьяницы с преступной наклонностью; прогрессирующие пьяницы с преступной наклонностью; закоренелые алкоголики.

Были проведены исследования по вопросу о том, имеются ли вообще и каковы различия между психологически определяемыми функциональными и личностными 36 показателями в трезвом состоянии у 142 замеченных в пьянстве водителей по сравнению с контрольной группой из 144 водителей, не замеченных в пьянстве. В результате из 36 тестируемых показателей по 21 четко выявились явные различия. Они проявлялись в зрительной работоспособности, концентрации внимания, скорости реакции и в провалах специальных знаний. Нарушения (различия), выявленные по целому ряду личностных характеристик, регистрировались с по-мошью теста с 16 трудными случаями, среди которых было несколько проявлений явной предрасположенности к ДТП.

Даже если каждая 300-я поездка в состоянии опьянения водителя (концентрация алкоголя в крови более 0 5 г/л) в ФРГ будет зарегистрирована, то согласно данным работы [418) нужно рассчитывать на возможность рецидива по крайней мере для 20—25% водителей (по сравнению с величиной выделяющегося в дорожном движении поведения в 5% для среднего водителя транспортного средства), а согласно данным работы — даже до 35%. По данным работы соответствующие значения для различных групп западногерманских и иностранных пьяных за рулем (преступников) в ФРГ колеблются от 14 до 72%. Причем эта величина зависит от полноты регистрации проявлений выделяющегося поведения водителей, находящихся в состоянии опьянения, от длительности периода наблюдений и от конкретной выборки (например, преступники, совершившие первое или очередное преступление). Согласно данным работы в ФРГ пьяные за рулем (рецидивисты) отличаются от совершивших одно дорожное преступление возрастом, тяжестью последствий, предрасположенностью к риску, регулярностью выпивки и личностными характеристиками.



Задержанные в состоянии опьянения водители в США согласно данным работы часто садятся за руль после того, как они выпили пива и некоторое количество «крепкого» алкогольного напитка одновременно. Они также характеризуются тем, что при одной или нескольких судимостях за дорожные преступления, совершенные в состоянии алкогольного опьянения за рулем, они имеют на своем счету также одно или несколько правонарушений в трезвом состоянии. Эта группа относится к среднему возрасту, имеет низкий социально-экономический статус, низкий уровень образования, расторгнутый брак и характеризуется большим количеством выпиваемого (часто в маленьких ресторанчиках). Специфическими для них конфликтными обстоятельствами являются поездки в ночное время (особенно по пятницам и субботам) после посещения различных злачных мест. Наиболее частыми признаками ДТП для них являются следующие: наезд на неподвижное препятствие, съезд с проезжей части, наезд на другое транспортное средство на перекрестке, повреждения передней части собственного транспортного средства.

Со времени установления взаимосвязи между общей преступностью и выделяющимся в дорожном движении отрицательным поведением, а также после исследований было установлено, что по мере увеличения индивидуальной склонности к совершению общих уголовных преступлений растет число транспортных правонарушений со случаями травматизма и смертельным исходом. Растет количество ДТП при выполнении «левых» поездок, число попыток водителей транспортных средств уклониться от ответственности, скрыться с места происшествия, число нарушений закона о получении водительских прав. Выделяющиеся своим поведением в дорожном движении водители, задержанные в состоянии алкогольного опьянения, и пытающиеся скрыться с места происшествия водители-преступники отличаются также более частым совершением общих социальных правонарушений. Преступники, имеющие на своем счету разнообразные уголовные правонарушения, более часто выделяются в дорожном движении, чем прочие преступники. По аналогии с упомянутой гипотезой для объяснения взаимосвязи между биографическими данными и надежностью дорожного поведения автор работы видит взаимосвязь между общей преступностью и транспортной преступностью в том, что неадаптированное в обоих этих областях поведение имеет одну и ту же характерологическую основу.

Обобщение

Вопрос о том, должен ли производиться отсев кандидатов в водители и водителей, нельзя перекладывать на плечи некоей эмпирической науки, его должно решать общество. При соответствующем положительном решении непременно возникает вопрос о возможностях оптимизации критериев оценки водительского соответствия. Правильность и объективность психологического обследования должны оцениваться тем, будет ли число ошибающихся водителей и конфликтных обстоятельств при психологическом отсеве меньше, чем без него.

В настоящее время еще нет единого критерия водительского соответствия. Отсев кандидатов в значительной мере сводится к исключению по медицинской непригодности. В транспортной психологии есть понятие личной предрасположенности водителей к ДТП, которая является апостериорно-вероятностной на основе статистических данных об увеличении числа попаданий его в ДТП за определенное время. Выводимое отсюда понятие «попадающий в ДТП» неубедительно, так как водители, имеющие в один период наблюдений много ДТП, в абсолютном большинстве в следующий период наблюдений достоверно не будут иметь столько же ДТП.

С другой стороны, есть понятие психологической предрасположенности к конфликтам как индивидуальная пониженная безопасность, не исключающая попадания в ДТП. Отсюда делается вывод о положительном значении водительского соответствия, в основу которого положена способность к адаптации в дорожном движении, включающая два первичных критерия — скорость достижения цели (транспортной производительности) и безопасность движения.

Оценка водительского соответствия определяется местом индивидуума по отношению к статистической норме. Предполагается, что наряду с общей эффективностью показателей можно применить и дифференцированную оценку личностных характеристик. Полученные эмпирическим путем результаты свидетельствуют главным образом о том, что эти методы действительно пригодны для транспортно-психологической оценки водительского соответствия. Наиболее показательны признаки зрительной способности, концентрация внимания, скорость реакции выбора, определенные опознавательные способности и личностные характеристики, а также систематизированные группы признаков водительского поведения, но уже в контрольных ездках. Ввиду хотя и относительно объективного, но почти не имеющего индивидуально-специфического оттенка такого метода, как анализ биографических данных, а также почти субъективного по своей сути метода анкетного опроса, их данные могут приниматься во внимание и заслуживают положительной оценки.

Возраст и опыт имеют прямую связь с надежностью дорожного поведения. Для специальной проверки эффективности этих двух параметров необходимы серьезные методические разработки, правда, необязательные для решения практических вопросов в области оценки водительского соответствия. Анализ результатов специальных проверок эффективности этой связи подтвердил, что юный возраст является сравнительно более серьезным фактором в отношении водительского несоответствия по критерию адаптивности, чем небольшой водительский стаж. С другой стороны, между возрастом и аварийностью, помимо группы водителей моложе 25 лет, имеется связь также в группе водителей старше 60 лет, несмотря на совершенно разные причины свершившихся и возможных ДТП.

Неоднократно подтверждена связь между числом общих преступлений и числом выделяющихся в дорожном движении недопустимых поступков, чреватых или , окончившихся дорожными происшествиями. При этом выделяются как лица с общей склонностью к совершению преступлений, которые имеют относительно высо-кую неприспособленность к дорожному движению, так и лица с резко отрицательным выделяющимся в дорожном движении поведением, которое довольно часто проявляется и в социальной сфере. Водители в состоянии алкогольного опьянения олицетворяют собой потенциальных транспортных преступников и здоровое общество должно бескомпромиссно лишать их водительских прав навсегда.

Читать далее:

Категория: - Транспортная психология

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины