Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Перегрузочные машины для портов

Публикация:
   Трюмные машины для навалочных грузов

Читать далее:




Трюмные машины для навалочных грузов

Трюмные машины для навалочных грузов можно разделить на две группы: для механизации трюмных работ при загрузке судов, для механизации трюмных работ при разгрузке судов.

Каждая группа имеет несколько типов машин, особенности которых определяются родом перерабатываемых грузов, технико-эксплуатационными характеристиками берегового перегрузочного оборудования, работающего в комплексе с трюмными машинами, конструкцией грузовых помещений и другими условиями.

Машины для трюмных работ при загрузке судов

В отечественной практике портового машиностроения создано два типа машин, предназначенных для механизированной подачи груза в подпалубные пространства судов при погрузке навалочных грузов:
1) машины, устанавливаемые при работе на отвал груза или пайол трюма в просвете люка, а при работе в твиндеках — на люковое закрытие твиндечной палубы (ПТС-1, ПТС-2, ПТС-4, ПТС-5);
2) машины, устанавливаемые во время работы на палубу судна или комингс люка (ПТБ-1 и ПТБ-2).

Все эти погрузчики — машины непрерывного действия, рабочим органом у них является лента, загружаемая береговыми кранами или судовыми грузовыми средствами через приемный бункер.

Производительность погрузчиков от 100 до 400 т/час. Применение машин типов ПТС и ПТБ полностью механизирует трюмные операции при погрузке угля, руды и других навалочных грузов.

Общий недостаток этих машин — способ подачи груза на конвейер через бункер, так как при этом продолжительность рабочего цикла береговых кранов или судовых грузоподъемных средств увеличивается на 3—4 сек из-за потери времени на «нацеливание» грейфера в приемную воронку бункера. При работе в трюме погрузчиков ПТБ удлинение цикла менее заметно, так как бункер все время находится в зоне видимости крановщика.

Другой недостаток погрузчиков ПТС и ПТБ — большое число перестановок машин в процессе загрузки трюма. Например, для загрузки трюма твиндечного судна погрузчик ПТС необходимо установить на отвал груза в трюме недалеко от одного из поперечных комингсов, переставить на противоположную сторону люка, поднять краном на палубу для догрузки трюма, установить машину на люковое закрытие твиндечной палубы, переставить на противоположную сторону люка, поднять из трюма и поставить на берег. Все перестановки выполняются при помощи грузовых средств, выделенных для загрузки данного трюма. Поэтому при перестановках машины обработка трюма прекращается. В среднем на одну перестановку затрачивают 8—10 мин, на подготовку отвала— 10—-15 мин.

При загрузке такого же судна погрузчиком ПТБ количество перестановок меньше, так как не требуется подготовка отвала. Кроме того, перестановки машины из одного положения в другое осуществляются проще и быстрее. В связи с этим при одинаковой технической производительности машин сменные показатели погрузчиков ПТБ несколько выше, чем ПТС.

По сравнению с погрузчиками ПТС-1 и ПТС-5 погрузчик ПТБ-1 имеет меньший собственный вес при одинаковой производительности этих механизмов. Однако для хранения на берегу машин типа ПТБ требуется специальный постамент, а установка на берегу погрузчиков ПТС осуществляется без дополнительных приспособлений.

В погрузчике ПТБ-1 предусмотрены гидроприводные механизмы, что позволяет ограничиться всего тремя электродвигателями с меньшей мощностью, чем у ПТС-1, ПТС-4 и ПТС-5.

Погрузчики типа ПТБ по своим технико-эксплуатационным показателям более совершенны, чем погрузчики ПТС. Конструкция их разработана на основе опыта эксплуатации погрузчиков ПТС, а также машин подобного типа в зарубежных портах.

Погрузчик ПТС-1 (рис. 1) предназначен для погрузки угля в крупнотоннажные суда, имеющие подпалубные пространства до 7,5 м.

Он состоит из следующих основных частей: платформ опорной 1, поворотной 2, постамента 3 с бункером 4, приемного конвейера 5, сбрасывающего выдвижного конвейера 6, механизмов поворота и наклона конвейеров, механизма выдвижения сбрасывающего конвейера, шиберного устройства и вибратора.

Опорная платформа является основанием всей машины и представляет собой неподвижную металлическую конструкцию. Внутри платформы смонтированы цевочный круг, с которым сцепляется ведущая шестерня поворотного механизма и круговой рельс. По нему катятся колеса поворотной части машины. Чтобы избежать попадания мелких частиц груза и пыли во внутреннюю часть опорной платформы и зацепление, платформа по периметру и сверху защищена стальными листами.

Поворотная платформа, несущая на себе все вращающиеся части машины, выполнена в виде круга. Ходовыми катками она опирается на круговой рельс неподвижной части погрузчика.

Постамент представляет собой металлическую конструкцию квадратного сечения, приваренную стойками к поворотной платформе.

Рис. 1

Бункер имеет конусообразную форму. Он сварен из стальных листов и установлен на постаменте. В нижней части бункера находится выпускное отверстие с шиберным устройством. Для устранения сводообразования при обработке слеживающихся грузов в бункере установлен отражательный конус с встроенным вибратором.

Приемный ленточный конвейер расположен под выпускным отверстием бункера. Он смонтирован на металлической раме, служащей одновременно обоймой, в которой движется ферма сбрасывающего конвейера. Рама приемного конвейера может наклоняться вверх и вниз при помощи полиспастного механизма наклона. Приемный конвейер имеет приводную станцию с зубчатой и ременной передачами и электродвигателем, желобчатые рабочие роликоопоры, плоские поддерживающие ролики и натяжное устройство.

Сбрасывающий конвейер — ленточный, по конструкции аналогичен приемному конвейеру, смонтирован на – выдвижной ферме. Механизм выдвижения фермы находится на раме приемного конвейера, передвигается ферма при помощи цепной передачи.

Питаются электродвигатели погрузчика от береговой сети переменного тока напряжением 380 в. Управление всеми движениями погрузчика дистанционное.

Технологический процесс загрузки трюма протекает в следующем порядке.

До установки машины в трюм загрузка его производится обычными средствами до уровня, позволяющего свободно завести приемный конвейер под палубу (рис. 2, зона А). Поворотом и наклоном конвейеров и изменением вылета сбрасывающего конвейера производится подача груза в зону Б. Зона В заполняется обычным способом после извлечения погрузчика из трюма.

Использование погрузчика ПТС-1 для трюмных работ (рис. 3) значительно снижает стоимость грузовых операций и сокращает время стоянки судов. По данным Ждановского* порта применение погрузчиков ПТС-1 в навигацию 1958 г. позволило сократить в 2 раза расходы на каждую 1000 т перегружаемого угля, а общая экономия составила около 400 тыс. руб. Время погрузки 1000 т угля сократилось в среднем на 35%.

Рис. 2

Рис. 3

Проект погрузчика ПТС-1 разработан ЦПКБ-3, опытный образец изготовлен центральными мастерскими Ждановского порта. В 1957 и 1958 гг. Клайпедский завод и мастерские Ждановского порта выпустили серию погрузчиков ПТС-1.

Погрузчик ПТС-2 (рис. 4) предназначен для погрузки угля в суда небольшой грузоподъемности. Его применяют также при погрузке других навалочных грузов, например соли, кокса.

Рис. 4

Конструкция погрузчика ПТС-2 и технология работы принципиально одинаковы с ПТС-1. Эти машины отличаются друг от друга производительностью, габаритными размерами и весовыми данными.

Питаются электродвигатели погрузчика переменным током 380 в от береговой сети или передвижной электростанции ЖЭС-30.

По данным некоторых портов применение погрузчика ПТС-2 при погрузке угля и кокса сокращает количество рабочих на одну грузовую линию с 12 до 3. Стоимость обработки 1 г груза при этом снижается более чем в 2 раза, а стояночное время судна под грузовыми операциями сокращается на 30—40%. На обработке отдельных судов достигнута экономия до 10 тыс. руб.

Проект погрузчика ПТС-2 разработан ЦПКБ-3. Опытный образец изготовлен Центральными механическими мастерскими Управления по производству и монтажу оборудования в г. Риге, которые с 1957 г. выпускают их серийно.

Погрузчик ПТС-4 предназначен для погрузки мытой марганцевой руды, некоторых марок углей (мелких), а также песка и гравия в суда, имеющие подпалубные пространства до 7 м.

Погрузчик (рис. 5) состоит из следующих основных узлов: опорной рамы и несущей поворотной конструкции, на которой смонтированы механизм поворота, отвальный конвейер, качающаяся обойма, механизмы выдвижения и наклона отвального конвейера, бункер с секторным затвором, очистительные устройства и электрооборудование, размещенные в различных частях машины.

Опорная рама представляет собой металлическую решетчатую конструкцию круглой формы, составленную из нормального проката и имеющую радиальные связи. Чтобы на раме не накапливался просыпавшийся груз, очистка которого потребовала бы трудоемких ручных работ, она не имеет обшивки и открыта сверху и снизу. Благодаря этому основная масса попавшего на поворотную раму груза остается на основании машины.

Круговой швеллер опорной рамы является одновременно рельсом, по которому на пяти ходовых катках перемещается несущая поворотная конструкция. Рама имеет цапфу, служащую для центрирования поворотной конструкции. Последняя состоит из поворотного круга, на котором смонтированы все механизмы погрузчика и бункер машины, поддерживаемый четырьмя вертикальными и восьмью наклонными трубчатыми стойками.

Механизм поворота канатный, деррикового типа. Он состоит из электродвигателя, червячного редуктора и барабана с верхней и нижней навивкой тяговых канатов, охватывающих наружный швеллер поворотного круга. Один конец каждого каната закреплен на барабане, второй — на поворотном круге при помощи натяжного винта, позволяющего выбирать слабину каната.

Рис. 5

Отвальный ленточный конвейер смонтирован на металлической выдвижной ферме. Приводная станция конвейера состоит из двухскоростного электродвигателя, зубчатого редуктора с цилиндрическими колесами и приводного барабана. Сбрасывающий барабан имеет винтовое натяжное устройство. Рабочая ветвь ленты поддерживается желобчатыми роликоопорами, холостая — прямыми. Вдоль ленты на кронштейнах установлены направляющие борта.

Ферма конвейера передвигается в качающейся обойме, опираясь на ее четыре катка нижним поясом, выполненным в виде швеллера.

Качающаяся обойма представляет собой металлическую ферму, шарнирно опирающуюся одним углом на несущую поворотную конструкцию. Ходовые катки, по которым передвигается отвальный конвейер, смонтированы на верхнем поясе обоймы.

Механизм выдвижения конвейера находится на качающейся обойме и состоит из электродвигателя, червячного редуктора, двух барабанов, сидящих на шпонках на консолях вала червячного колеса и двух тяговых канатов, концы которых закреплены на ферме конвейера.

Механизм наклона отвального конвейера представляет собой винтовой домкрат или рычажную систему, которая приводится в действие вручную или электроприводом. Механизм воздействует на хвостовую часть качающейся обоймы.

Бункер погрузчика конусообразной формы сварен из листовой стали и имеет съемную верхнюю воронку, благодаря чему в случае необходимости можно уменьшить габариты машины по ширине при установке ее в малые люковые просветы.

Секторный затвор перекрывает отверстие выпускного патрубка бункера, через который груз поступает на ленту отвального конвейера. Форма и наклонное расположение патрубка исключают непосредственное давление материала на ленту конвейера. Выпускное отверстие при наибольшем открытии пропускает куски груза размером до 250 мм. Секторный затвор приводится в действие электроприводным механизмом, смонтированным на трубчатых стойках, поддерживающих бункер. Механизм состоит из электродвигателя, червячного редуктора и карданного вала. Для более точной регулировки струи груза, выпускаемого на ленту отвального конвейера, а также на случай каких-либо неполадок в электроприводе секторный затвор имеет резервный ручной привод.

Очистительные устройства разнообразной конструкции установлены на всех деталях погрузчика, на которые может налипать груз (рабочая и обратная стороны ленты, поддерживающие ролики, приводной барабан, направляющие швеллеры фермы отвального конвейера, круговой рельс опорной рамы, барабаны и т. д.).

Электрооборудование состоит из электродвигателей, приборов и устройств для питания, пуска и защиты их, концевых выключателей механизмов поворота и выдвижения, секторного затвора, пульта дистанционного управления, питающего кабеля и кабеля цепей управления, светильникоз и т. д.

Особенности компоновки и конструкции погрузчика ПТС-4, отличающие его от однотипной машины ПТС-1, состоят в следующем:
1. Вместо двух телескопических отвальных конвейеров установлен один с двухскоростным двигателем. Это значительно упростило погрузочный агрегат, исключило необходимость блокировки электродвигателей, улучшило условия регулировки ленты, позволило уменьшить минимальный вылет конвейера.
2. Нет вибраторов/питателей и каких-либо других устройств, предупреждающих сводообразование, свойственное некоторым маркам угля и нехарактерное для руды, гравия и других грузов. Благодаря этому значительно упростился узел питания отвального конвейера.
3. Вместо шиберного затвора с зубчатыми рейками применяется более надежный в работе не истирающийся от груза секторный затвор.
4. Учитывая абразивные свойства руды, в погрузчике ПТС-4 исключили открытые или защищенные кожухами зубчатые колеса, цепные и ременные передачи и заменили их закрытыми редукторами в масляных ваннах или очищаемыми канатными передачами.
5. Наличие очистительных устройств. Благодаря этому по-* вышается работоспособность машины, особенно при обработке абразивных и липких грузов.

Питается погрузчик переменным током 380 в от береговой сети. Управление погрузчиком дистанционное.

Технологический процесс штивки машиной ПТС-4 в основном аналогичен погрузчикам ПТС-1 и ПТС-2. При погрузке руды и других тяжелых грузов, когда трюм не загружается полностью по высоте, отпадает необходимость догружать его краном после окончания штивки погрузчиком ПТС-4.

Рис. 6

Проект погрузчика ПТС-4 разработан ЦПКБ-4. Опытный образец изготовлен Ленинградской монтажной конторой и ЦПКБ-4. В 1957—1958 гг. Феодосийский завод ММФ выпустил малую серию погрузчиков.

Погрузчик ПТС-5 (рис. 6). Конструкция его отличается от конструкции погрузчика ПТС-4 наличием качающегося питателя, который установлен в нижней части под выпускным отверстием бункера. Благодаря наличию питателя расширяется область применения машины. Погрузчик ПТС-5 предназначен для погрузки в суда руды различных марок, а также угля с размером кусков до 300X400X500 мм. Так как у погрузчика ПТС-5 нет вибратора, его трудно использовать при перегрузке угля марок «Шихта», «ПЖ-мытый» и др., склонных к сводообразова.-нию в бункере.

Применение машин ПТС-4 и ПТС-5 на штивке руды высвобождает на одной технологической линии 2 рабочих. Время штивки груза на теплоходах типа «Ворошилов» сокращается с 10 до 3 час. Стоимость обработки тонны груза снижается с 73 до 15 коп.

Проект погрузчика ПТС-5 разработан ЦПКБ-4. Головной образец изготовлен Феодосийским заводом. В 1957—1958 гг. выпущена малая серия погрузчиков.

Погрузчик ПТБ-1 предназначен для штивки сыпучих грузов в трюмах крупных морских судов. Погрузчик (рис. 7) состоит из приемного бункера, установленного на постаменте, малого поворотного бункера, вибрационного лотка-питателя, выдвижного конвейера и опорных балок.

Приемный бункер сварной конструкции изготовлен из листовой стали и крепится к постаменту при помощи болтов. Для уменьшения сводообразования в бункере имеется отражатель (козырек). При перегрузке руды на машине устанавливают бункер меньшей емкости.

Рис. 7

Постамент представляет собой металлическую конструкцию, выполненную из труб. По углам его находятся несущие и центрирующие катки, на которые при помощи кругового швеллера опирается малый поворотный бункер. Для установки машины в рабочее положение на вертикальных опорных стойках постамента приварены башмаки, которыми он подвешивается на горизонтальные опорные трубы, уложенные на продольные комингсы люка.

Поворотный малый бункер сварной конструкции выполнен из листовой стали. На его площадке смонтированы механизм поворота и электрооборудование. Механизм поворота состоит из электродвигателя, червячного редуктора с муфтой предельного момента и зубчатой пары. С бункером шарнирно соединен конец спускного лотка с вибратором; второй конец лотка подвешен к бункеру тягами с пружинами. Выход груза из бункера регулируется шибером с гидравлическим управлением, в котором установлена створка с пружиной, предназначенная для пропуска больших кусков угля и руды.

К поворотному бункеру шарнирно подвешен конвейер, который представляет собой раму из неподвижной и выдвижной частей. Конструкция конвейера сварная из металлических стандартных профилей. На выдвижной раме смонтирован ленточный конвейер с приводным барабаном и роликоопорами. Транспортерная лента его снабжена очистительными устройствами. Приводной барабан конвейера сварной, выполнен со встроенным электродвигателем и редуктором. Конвейер, кроме изменения вылета, может вращаться в горизонтальной плоскости, а также подниматься вверх и опускаться вниз. Выдвижение и наклон конвейера выполняют гидроцилиндры. Барабаны и роликоопоры установлены на шарикоподшипниках.

Питаются электродвигатели от береговой сети переменным током напряжением 220/380 в.

Управления всеми движениями машины дистанционное. Пульт управления выполнен в герметическом корпусе. Для хранения машины на берегу предусмотрены специальные подставки из труб.

Технологический процесс загрузки при помощи погрузчика ПТБ-1 трюма № 2 судна типа «Вторая пятилетка» показан на рис. 8.

Рис. 8

В трюм погрузчик устанавливают береговым краном на комингс люка. Загрузку начинают обычным способом до высоты примерно 1,5 м от нижней полки карлингса твиндечной палубы (зона А). Затем машину устанавливают в положение / на 0,5 м от поперечного комингса и начинается загрузка зоны Б. После заполнения одной половины зоны Б машину переставляют в положение II и загружают вторую половину. После заполнения подпалубных пространств машину устанавливают на берегу или на палубе, а краном загружают оставшийся объем трюма и твиндек примерно на 1,5 м от нижней полки карлингса люка (зона В). После этого машину устанавливают в положение III, а затем IV и загружают зону Г в твиндеке. Оставшийся объем в твиндеке (зона Д) загружают краном после перестановки машины из трюма на берег или на другой трюм.

Предварительные расчеты показывают, что применение погрузчика ПТБ-1 снизит себестоимость погрузки 1 т груза на 40 коп,, примерно на 35% сократит время обработки судна и в 3,7 раза повысит производительность труда.

Проект погрузчика ПТБ-1 разработан ЦПКБ-3. В 1958 г. Феодосийский завод изготовил опытный образец.

Погрузчик ПТБ-2 предназначен для погрузки руды и бокситов в узколючные баржи Дунайского пароходства. Его можно также применять для погрузки навалочных грузов в другие суда небольшой грузоподъемности.

Погрузчик ПТБ-2 (рис. 9) состоит из следующих основных частей: опорной рамы, приемного бункера, тележки, поворотного бункера с лотком шиберным устройством, конвейера.

Опорная рама сварной конструкции выполнена из нормального проката; в средней части продольных швеллеров уложены рельсы, по которым на катках передвигается тележка. По углам к раме приварены опорные стойки с башмаками, а вдоль нее натянуты и закреплены две цепи, по которым перекатываются звездочки механизма передвижения тележки. К раме приварены четыре крюка для застропки машины.

Приемный бункер сварен “из листовой стали и крепится к тележке. Внутри него помещен отражательный конус, защищающий лоток от прямых ударов груза при высыпании из грейфера.

Сверху бункер имеет сетку с ячейками 300X300 мм, выполненную из стального каната, которая предотвращает попадание в бункер крупных кусков руды и т. д.

Тележка, на которой смонтированы механизмы передвижения тележки и поворота нижнего бункера с конвейером, опирается четырьмя катками на рельсы опорной рамы.

Поворотный бункер несет на себе лоток-питатель с вибратором и шиберным устройством. Шибер выполнен в виде стальной плиты с контргрузом, которая шарнирно закреплена у выпускного отверстия бункера. Такая конструкция шибера позволяет регулировать величину выпускного отверстия и допускает прохождение на ленту сравнительно крупных кусков материала.

Конвейер шарнирно подвешен к нижней части бункера. Угол его наклона регулируется вручную винтовой тягой. Конвейер приводится в движение встроенным в барабан электродвигателем с редуктором. Механизм выдвижения расположен на несущей раме конвейера. Выдвижная часть продольными швеллерами опирается на ролики несущей рамы. Транспортерная лента, барабаны и роликоопоры конвейера снабжены очистительными устройствами.

Рис. 9

Питается погрузчик от береговой сети переменным током напряжением 220/380 в. Управление дистанционное, при помощи переносного пульта.

Технология загрузки трюма погрузчиком ПТБ-2 аналогична погрузчику ПТБ-1.

При погрузке железной руды в узколючные баржи в Измаильском порту погрузчиком ПТБ-2 достигнуто снижение себестоимости переработки 1 т груза примерно на 15 коп., время погрузки баржи уменьшено в 2 раза, а количество рабочих, необходимых для обработки одной баржи, сократилось на 15—20 человек.

Проект погрузчика разработан ЦПКБ-3 з г. Одессе. Опытный образец изготовлен Центральными механическими мастерскими Управления по производству и монтажу оборудования в г. Риге. В 1957—1958 гг. эти мастерские выпустили малую серию погрузчиков ПТБ-2.

Машины для трюмных работ при выгрузке навалочных грузов из судов

Созданы три типа отечественных трюмных машин, предназначенных для штивки навалочных грузов при разгрузке морских судов:
1) напорно-волочащие машины;
2) погрузчики непрерывного действия;
3) ковшевые машины периодического действия.

Все машины электроприводные, на гусеничном ходу. Кроме своего основного назначения, могут применяться на складских перегрузочных работах, на зачистке территорий и других вспомогательных операциях.

К первому типу машин относятся малогабаритные бульдозеры БМТ, ко второму—погрузчики ПС Г, к третьему — одно-ковшевые погрузчики ПМК и ТКМ.

Малогабаритные бульдозеры могут эффективно использоваться в трюме при выгрузке из судов разнообразных навалочных грузов, кроме тяжелых с большим содержанием крупных кусков и глыб и слеживающихся, требующих киркования. Бульдозеры могут выбирать груз из малоудобных не доступных для других машин мест, в частности из носовых и кормовых трюмов. Небольшие размеры и вес этих машин делают их пригодными для судов всех типоразмеров. Производительность бульдозеров в зависимости от рода груза и условий работы 40—60 т/час.

Погрузчики ПСГ в настоящем их конструктивном исполнении целесообразно применять главным образом на перегрузке угля. Производительность их значительно выше, чем у бульдозеров и ковшевых машин и лежит в пределах от 150 до 200 т/час.

Погрузчики ПМК и ТКМ применимы для всех навалочных грузов, в том числе тяжелых, абразивных и слеживающихся. Производительность этих машин до 120 г/час.

Общие недостатки всех типов трюмных машин для штивки навалочных грузов при выгрузке судов следующие:
а) наличие гибкого кабеля, влияющего на маневренность погрузчиков в трюме и требующего постоянного наблюдения. Этот недостаток сказывается меньше на бульдозере, оснащенном автоматическим кабелеприемным барабаном;
б) ограниченные возможности использования машин на штивке груза в твиндеках из-за сложности их подачи на твин-дечные палубы и по условиям техники безопасности;
в) все три типа машин не обеспечивают полной зачистки трюмов; особенно много груза остается после работы погрузчиков ПСГ и ковшевых машин.

На крупнотоннажных судах целесообразно применять одновременно ковшевые машины или погрузчики ПСГ в сочетании с малогабаритными бульдозерами. Первые из них должны выполнить штивку основной массы груза, а бульдозер — подгрести груз к приемным частям машины и произвести зачистку. Производительность выгрузки и уровень комплексной механизации при этом будут более высокими, чем при работе каждой машины в отдельности.

Малогабаритный бульдозер БМТ-1 представляет собой гусеничную электроприводную машину и предназначен для подгребания угля, руды, гравия, щебня и других навалочных грузов в просвет люка или к грузозахватным органам других трюмных машин. Бульдозер может применяться также при перегрузке этих материалов на открытых складах, на строительных площадках, зачистке и т. п.

Малогабаритный бульдозер БМТ-1 (рис. 10) состоит из следующих основных частей: рамы 1, на которой расположены механизмы машины, ходовой части 2, электродвигателя 3, отвала 4, сиденья водителя 5, поворотной токоприемной головки 6, органов управления 7, бака для масла 8. В конструкции бульдозера использованы узлы тракторов КД-35 и ДТ-24.

Ходовая часть бульдозера состоит из двух гусеничных лент, ведущих и направляющих колес и ходовых тележек, связанных с рамой бульдозера полужесткой подйеской. Гусеничные ленты имеют стальные обрезиненные траки, что увеличивает сцепление с основанием и предохраняет пайол трюма от повреждений. Трансмиссия ходовой части тракторного типа включает в себя однодисковую муфту сцепления трактора ДТ-24, соединяющую вал электродвигателя с первичным валом коробки передач через гибкую муфту, коробку передач и задний мост. Задний мост состоит из конической передачи трактора КД-35, бортовых фрикционов с ленточными тормозами и бортовых редукторов, на ведомые валы которых насажены ведущие звездочки гусеничной ленты.

На бульдозере установлен электродвигатель, получающий питание от береговой сети переменного тока напряжением 380 в. Подводится питание по кабелю, присоединенному к поворотной токоприемной головке, установленной на колонке. Автоматическое выбирание и травление кабеля во время передвижения бульдозера осуществляется специальным кабелеприемным устройством с встроенной пружиной. При работе бульдозера в. трюме кабелеприемное устройство закрепляют на комингсе люка или твиндека.

Рис. 10

Бульдозер оснащен универсальным отвалом с телескопической рамой. Когда рама раздвинута, бульдозер может подгребать груз внутренней стороной отвала при заднем ходе машины. Таким образом, бульдозер может работать прямым и обратным отвалом. Бульдозер имеет гидравлическую систему для управления навесным оборудованием. Вал лопастного насоса Л1Ф-2& получает вращение от коробки передач через зубчатую пару. Водитель управляет машиной при помощи педалей и рукояток.

В трюме могут работать один или два, а на крупных судах и больше бульдозеров (рис. 11). Наибольшая производительность достигается при работе прямым отвалом с выбиранием груза до настила и отходом машины назад по расчищенному месту.

Рис. 11

При работе обратным отвалом машина въезжает на штабель груза и сгребает его вниз задним ходом бульдозера. После подачи порции груза к месту разгрузки машина с поднятым отвалом совершает обратное движение. Этот способ штивки менее эффективен, и кроме того, движение бульдозера по грузу происходит толчками, что вызывает качку машины и утомляет водителя.

Применение бульдозера сокращает время разгрузки судна на 15—20% и снижает стоимость перегрузки почти в 2 раза.

Проект бульдозера разработан ЦПКБ-4. В 1958 г. изготовлена малая серия бульдозеров.

Погрузчик ПСГ-100 предназначен для трюмных работ при выгрузке из судов угля и других навалочных грузов. Кроме того, погрузчик может применяться для перегрузки этих же грузов с открытых складов на автомашины, железнодорожные платформы и т. д.

Прототипом погрузчика послужила хорошо известная в портах машина С-153 в модернизированном исполнении (с раздельными приемным и отвальным конвейерами).

Погрузчик (рис. 12) состоит из следующих основных узлов: гусеничной ходовой части с электродвигателем, приемного и отвального ленточных конвейеров, заборного устройства, гидроцилиндров подъема конвейеров, поворотного устройства отвального конвейера и распределительного шкафа.

Рис. 12

Питается машина от береговой сети переменного тока напряжением 220/380 в.

Управление машиной дистанционное. Поэтому оператор может находиться вне запыленной среды и лучше согласовывать маневры погрузчика с движениями берегового крана. Наличие раздельных конвейеров с большим углом поворота отвального конвейера и возможность совмещения движений рабочих органов делает машину достаточно маневренной.

Технология выгрузки с применением погрузчика ПСГ-100! аналогична организации трюмных работ с участием машины С-153.

Благодаря применению погрузчика ПСГ-100 достигается сокращение времени обработки судна в среднем на 40%, снижается стоимость перегрузки тонны груза более чем в 2 раза и обеспечивается рост производительности труда (без учета работ по зачистке) в 2,5—3 раза.

Проект разработан ЦПКБ-3. Одесский СРЗ № 1 выпускает погрузчики серийно.

Погрузчик ПСГ-100 с метателем (рис. 13) представляет собой сочетание погрузчика ПСГ с метательной машиной, которая установлена вместо отвального конвейера.

Метатель (рис. 14) состоит из трех барабанов и двух нажимных дисков, которые огибаются бесконечной транспортерной лентой. Огибая нажимные диски, лента образует криволинейный участок. Метатель крепится на оси поворотной платформы и снабжен двумя гидроцилиндрами для изменения угла наклона.

Рис. 13

Верхний приводной барабан имеет встроенные электродвигатели и планетарный редуктор. Один из нижних барабанов — натяжной, с винтовым устройством. Для устранения сбегания ленты барабаны имеют бочкообразную форму. Они крепятся в станине, представляющей собой две щеки, жестко соединенные трубами. На станине укреплен бункер, имеющий два рукава и окно между ними. Груз, поданный в приемную часть бункера, отводится рукавами в стороны и поступает на нижний прямолинейный участок ленты. Двигаясь вместе с лентой, груз на ее криволинейном участке под действием центробежной силы прижимается к ленте, а затем при набегании ленты на приводной барабан отрывается от нее и через окно между рукавами выбрасывается за пределы машины.

Рис. 14

По сравнению с другими типами машин описанный метатель имеет следующие преимущества:
а) хорошая кучность струи выбрасываемого груза;
б) компактность конструкции, достигнутая применением электробарабана и общей компоновкой узлов;
в) хорошая центровка барабанов, укрепленных в одной жесткой станине;
г) сохранение натяжения ленты и угла охвата нажимного барабана при изменении угла выброса груза.

При разгрузке двухпалубных судов машина с метателем может работать как в трюме, так и на твиндеке. Чтобы можно было поставить машину на твиндек, вначале выгружают уголь с просвета люка береговым краном. После установки погрузчика в твиндек береговой кран продолжает выбирать груз с просвета люка, а машина с метателем, передвигаясь по периметру люка, выбрасывает груз из твиндека в трюм. После удаления груза из твиндека машину опускают, и она подает груз из различных мест подпалубного пространства на просвет люка.

Проект разработан ЦПКБ-4. В 1958 г. изготовлен опытный образец, который успешно прошел испытания. Головной погрузчик ПСГ-100 с метателем намечено выпустить в 1959 г.

Погрузчик ПСГ-200 (рис.15), как и погрузчик ПСГ-100, предназначен для трюмных работ при выгрузке навалочных грузов из судов. Кроме того, машина может применяться для обработки различных навалочных грузов на открытых складах, для загрузки железнодорожных платформ, автомашин и других видов транспорта.

Отличие погрузчика ПСГ-200 от погрузчика ПСГ-100 состоит в том, что проектная производительность первого вдвое больше. Погрузчик ПСГ-200 тяжелее и имеет несколько большие габариты, чем погрузчик ПСГ-100.

Кроме того, конструкция ряда узлов машины ПСГ-200 выполнена применительно к перегрузке абразивных тяжелых грузов, главным образом руды. Например, приемный конвейер из-, готовлен из стальных пластин, которые наложены друг на друга так, что образуют сплошное чешуйчатое полотно, укрепленное на двух пластинчатых цепях.

По своей компоновке погрузчик ПСГ-200 аналогичен погрузчику ПСГ-100.

Питается машина от береговой сети переменного тока напряжением 220/380 в.

Управление машиной дистанционное.

Заводские испытания опытного образца ПСГ-200 на некоторых марках угля показали положительные результаты. Погрузчик ПСГ-200 будет работать в трюме аналогично погрузчику ПСГ-100. Проект погрузчика разработан ЦПКБ-3; опытный образец изготовлен Одесским СРЗ № 1 и проходит испытания.

Рис. 15

Ковшевая машина ТКМ-1 предназначена для трюмных работ при выгрузке тяжелых, абразивных, крупнокусковых, слеживающихся и других навалочных грузов (руда, соль, уголь всех марок и т. д.). Кроме того, она может найти применение на строительстве, а также для обработки грузов на открытых складах.

Машина ТКМ-1 обладает рядом преимуществ по сравнению с известными отечественными и зарубежными машинами подобного назначения. Движение ковша как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости, изменение вылета ковша, а также сочетание движений ковша и машины придают ей большую маневренность, что особенно важно для работы в трюмах.

Некоторое время машина может работать без передвижения, транспортируя груз в любом направлении изменением вылета и переносом ковша или изменением вылета ковша и поворотом платформы. В процессе переноса или поворота ковша, меняя его вылет, можно обходить пиллерсы и другие препятствия в подпалубных помещениях. При работе ковшом груз не соприкасается с движущимися частями машины, что сводит к минимуму влияние на них абразивных свойств груза и коррозии.

Машина ТКМ-1 (рис. 16) состоит из самоходной тележки на гусеничном ходу 1, на которой установлены поворотная платформа 2 с телескопической рукояткой и двумя гидроцилиндрами 3 для выдвижения ковша 4, с механизмом для переноса ковша в вертикальной плоскости 5 и механизмом для поворота платформы.

Передвижение машины осуществляется двумя электродвигателями с червячными редукторами, сообщающими каждой гусенице автономное движение. Поворот платформы в горизонтальной плоскости производится также электродвигателем с червячным редуктором. Платформа установлена на шариковом кольцевом погоне.

Телескопическая рукоять ковша переносится в вертикальной плоскости посредством рычажной системы, приводимой в действие гидравлическими цилиндрами. Во время переноса рамы ковш автоматически меняет свое положение относительно рамы, сохраняя постоянный уровень груза в ковше, во избежание его преждевременного высыпания.

Два малых гидроцилиндра служат для поворота ковша относительно оси вращения при заборе груза, переноса и разгрузки ковша.

Ковш может разгружаться как через переднюю стенку при работе поворотом, так и через заднюю при работе переносом рукоятки.

Гидравлический привод состоит из электродвигателя мощно; стью 4,5 кет, лопастного насоса производительностью 35 л/мин и гидросистемы с давлением 65 кг/см2. Питание электроэнергией осуществляется от береговой сети переменного тока напряжением 220/380 в.

Рис. 16

Технология выгрузки навалочных грузов заключается в следующем.

Береговым краном груз выбирают с просвета люка, затем тем же краном опускают машину в трюм. Ковш забирает груз напорным усилием, создаваемым гидроцилиндром и дополняемым в необходимых случаях движением ходовой части машины. Заполненный ковш переносится над машиной в противоположную сторону и груз высыпается в назначенное место на просвете люка. Когда ковш не переносится через машину из-за малой высоты помещений, он перемещается в горизонтальной плоскости поворотом платформы машины. Движения ковша как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскостях могут совмещаться с передвижением машины. (См. схему работы машины на рис. 17).

Рис. 17

Конструкция машины позволяет работать в кормовых трюмах. Передвигаясь вдоль тоннеля, машина может забирать груз перед собой и от бортов и высыпать назад либо за тоннель гребного вала.

Технико-эксплуатационные данные машины ТКМ-1 показывают, что машина обеспечит штивку навалочных грузов широкой номенклатуры. По предварительным данным, без учета работ по зачистке применение такой машины в трюме высвобождает на одной технологической линии 4 человека и сокращает на 20—26% время обработки судна.

Проект машины разработан ЦПКБ-4. Заводом ЦПКБ-4 построен опытный образец, который проходит эксплуатационные испытания.

Машина со скиповым ковшом ПМК-1 предназначена главным образом для трюмных работ при выгрузке тяжелых крупнокусковых и абразивных грузов (руда, металлические концентраты, гравий), а также может перегружать уголь всех марок и другие навалочные грузы.

Кроме того, машина ПМК-1 может работать на перегрузке различных навалочных грузов на открытых складах, загружать автомашины, железнодорожные платформы, применяться на строительстве и т. п.

Рис. 18

В отличие от других отечественных и зарубежных погрузочных одноковшевых машин с возвратно-поступательным движением ковша машина ПМК-1 имеет поворотный отвальный ленточный транспортер, который повышает ее технологические качества. Например, значительно увеличивается дальность транспортирования груза, что имеет особое значение при работе в трюмах. Кроме того, на большинстве погрузочных машин такого типа установлены двигатели внутреннего сгорания, поэтому их нельзя использовать в трюмах из-за искрообразования и выделения вредных газов. Машина ПМК-1, имеющая электропривод, лишена этого недостатка. Состоит она из следующих основных узлов: гусеничной ходовой части 1 с электроприводом, лебедки подъема ковша 2, ковша 3, направляющих ковша 4, ленточного транспортера 5, приемной воронки (рис. 18).

Управление машиной местное, из кабины. Питание электродвигателей осуществляется от сети переменного тока напряжением 220/380 в.

Разгружают судно с применением машины ПМК-1 (рис. 19) следующим образом. Сначала груз выбирается с просвета люка береговыми кранами до пайола трюма, затем машину устанавливают в трюм, и она подает груз из подпалубного пространства на просвет люка.

Заполняется ковш напорным усилием ходовой части и подъемом ковша по направляющим. Дальнейшим передвижением по направляющим ковш подается к механизму возврата ковша, где опрокидывается и высыпает груз на пайол или в воронку транспортера.

Возврат ковша вниз после разгрузки производится пружинами механизма возврата, откидывающими ковш на наклонную часть направляющих, и дальнейшим движением ковша под действием собственного веса.

Машина ПМК-1 выполняет в трюме наиболее трудоемкую операцию — перемещает груз из подпалубного пространства на просвет люка. При этом от ручных работ освобождается 3—5 человек. Как показывают расчеты, применение таких машин сократит время разгрузки судна на 20—25%.

Рис. 19

Проект и опытный образец машины изготовлены ЦПКБ-4. Он прошел испытания и находится в опытной эксплуатации.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Перегрузочные машины для портов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Трюмные машины для навалочных грузов"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства