Строительные машины и оборудование, справочник





Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

Категория:
   Автомобили КрАЗ


Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В

Централизованная система предназначена для повышения проходимости автомобиля на тяжелых участках пути путем снижения давления воздуха в шинах. В случае прокола камеры система позволяет продолжать движение до базы (гаража) без замены колеса, при условии, что производительность компрессора может восполнить утечку воздуха из поврежденной шины.

В централизованную систему регулирования входят кран управления давлением с клапаном-ограничителем, колесные краны, уплотнительное устройство в ступицах, воздухопроводы и шланги.

Кран управления давлением воздуха в шинах (золотникового типа) соединяет внутреннюю полость колес с пневматической системой автомобиля при накачке шин или с атмосферой при снижении давления воздуха в них. К корпусу крана (рис. 118) крепится клапан-ограничитель, отключающий систему регулирования давления воздуха в шинах от пневматической системы автомобиля при понижении давления в воздушных баллонах до 4,5 кгс/см2 и менее. Благодаря этому в пневматическом приводе тормозов всегда сохраняется давление воздуха, необходимое для надежного торможения автомобиля. Корпус отлит из алюминиевого сплава АЛ 10В. К отверстию А с резьбой К ZU” подводится сжатый воздух из пневмосистемы автомобиля.



Рис. 118. Кран управления давлением воздуха в шинах:
1 — регулировочный болт; 2— контргайка; 3— упорная шайба; 4 — пружина клапана ограничителя; 5 — крышка клапана ограничителя; 6 — диафрагма; 7 — корпус; 8 — сальник; 9 — опорная шайба; 10 — распорная втулка; 11 —центрирующая шайба; 12 — направляющая золотника; 13 — золотник крана; 14 — контргайка; 15 — тяга крана; 16 и 17 — кронштейны крепления тяги; 18 — рукоятка тяги; 19 — штифт тяги; 20 — палец; 21 — наконечник тяги; 22 — палец; 23 — кронштейн крепления крана; 24 — замочное кольцо; 25 — распорное кольцо сальника; 26 — упорная тарелка

Воздух поступает в кольцевую полость корпуса под диафрагму толщиной 1 мм с утолщением до 6 мм в средней части. На диафрагму через упорную тарелку давит пружина, усилие которой изменяется регулировочным болтом. Пружина клапана навита из проволоки диаметром 4 мм, длина ее в свободном состоянии 47 мм, под нагрузкой 54,5±3 кгс равна 18 мм.

Кран крепится к кронштейну, установленному на щитке передка кабины. Золотник крана соединен с вилкой тяги пальцем. Алюминиевая рукоятка, связанная с тягой, может занимать одно из трех положений: от себя — накачка шин; на себя — выпуск воздуха из шин в атмосферу; нейтральное положение — кран закрыт, давление в шинах постоянное.

Все три положения рукоятки фиксируются в прорезях кронштейна механизма управления. Когда золотник вдвинут до упора вперед, фиксатор должен установиться в прорезь. Если фиксатор не устанавливается в это положение, необходимо отрегулировать длину тяги. В случае тугого перемещения золотника кран следует разобрать, промыть его детали в бензине и смазать смазкой ЦИАТИМ-201.

Утечка воздуха через сальники крана не допускается и должна быть устранена подтягиванием гайки (направляющей золотника).

Колесный кран предназначен для отключения шины от системы подкачки при длительных стоянках автомобиля и в случае нарушения герметичности воздухоподводящей магистрали. Кран крепится к защитному кожуху, приваренному к ободу колеса, с помощью гайки.

Корпус колесного крана изготовлен из стали и имеет ряд сообщающихся каналов. Отверстие в седле перекрывается шариком диаметром 9 мм. Шток уплотнен резиновым уплот-нительным кольцом. Воздух подводится к крану через отверстие А и штуцер переходного шланга колеса системы накачки шин. К штуцеру корпуса с отверстием Б крепится вентиль колеса.

Для возможности накачки колеса от постороннего источника сжатого воздуха в отверстие корпуса ввернут штуцер с приваренным к нему корпусом вентиля. Колесный кран закрывается и открывается специальным ключом, входящим в комплект шоферского инструмента.

Уплотнительное устройство ступиц колес автомобилей КрАЗ-255Б и КрАЗ-255В, предназначенное для передачи воздуха от неподвижных узлов централизованной системы накачки шин к вращающимся шинам (рис. 120), размещено в специальной втулке, запрессованной в ступицу колеса.

Рис. 119. Колесный кран:
1 — шток запорной пробки; 2 — шайба; 3 — уплотнительное кольцо; 4 — накидная гайка; 5 — держатель запорного шарика; 6 — запорный шарик; 7 — седло; 8 — заглушка; 9 — корпус крана; 10 — гайка; 11 — штуцер; 12 — корпус вентиля; 13 — золотник вентиля; 14 — колпачок

Рис. 120. Подвод воздуха к шинам задних колес:
1 — колесный кран; 2— колесо; 3 — соединительный шланг; 4— переходный штуцер шланга; 5 — ступица колеса; 6— воздухопровод; 7 — штуцер; 8 —кожух полуоси; 9 — полуось; 10 — упорная втулка; 11 — уплотнительное кольцо; 12 — стопорное кольцо; 13 — сальник; 14 — конусный упор: 15 — распорное кольцо; 16 — втулка ступицы; 17 — специальный болт

Сжатый воздух из полости упорной втулки по трем радиальным отверстиям диаметром 3 мм поступает во внутреннюю полость распорного кольца, установленного в центральной части втулки. В горизонтальной перемычке кольца просверлены четыре отверстия диаметром 4 мм, по которым воздух проходит в верхнюю полость, образованную канавкой кольца и поверхностью втулки. Во втулке нарезано отверстие с конической резьбой, в которое ввернут переходный штуцер соединительного шланга. По шлангу воздух поступает к колесному крану, а оттуда — в камеру колеса.

Герметизация распорного кольца, вращающегося вместе со ступицей колеса, осуществляется при помощи резиноармированных сальников.

Уход за системой регулирования давления воздуха в шинах заключается в промывке сальников в чистом дизельном топливе или керосине и смазке их рабочих кромок смазкой ЦИАТИМ-201. При замене смазки в ступицах надо следить, чтобы она не попадала в полости каналов и отверстие подводящего штуцера системы регулирования давления воздуха в шинах.

Во время подготовки автомобиля к летней и зимней эксплуатации рекомендуется продувать трубопроводы и шланги системы регулирования давления воздуха в шинах при работающем двигателе и давлении воздуха в пневматической системе не менее 5 кгс/см2. Поочередно отсоединяя конец шланга, идущего к колесному крану, продувают каждую ветвь трубопровода кратковременным плавным переводом рукоятки крана управления давлением в положение «Накачка».

При движении автомобиля по дорогам с твердым покрытием и укатанным грунтовым дорогам давление воздуха в шинах должно быть 3,5±0,2 кгс/см2. Для преодоления тяжелых участков заболоченной местности, снежной целины и сыпучих песков допускается временное снижение давления в шинах.

После преодоления тяжелых участков пути необходимо остановиться и довести давление воздуха в шинах до нормального значения. Непрерывное движение при давлении воздуха в шинах 1 кгс/см2 не должно превышать 5 км.

Давление воздуха в шинах определяется по манометру на панели приборов в кабине при нейтральном положении рукоятки крана управления давлением и открытых колесных кранах. При необходимости определить давление воздуха в отдельной шине следует перекрыть краны остальных шин. Для снижения давления воздуха в шинах рукоятку крана управления установить в положение «Выпуск», а для увеличения давления — плавно перевести в положение «Накачка», фиксируя при этом достижение нужного давления установкой рукоятки крана в нейтральное положение.

Запрещается переводить рукоятку крана управления давлением в положение «Накачка» при закрытых колесных кранах.

Не следует злоупотреблять снижением давления воздуха в шинах, так как срок службы шин при этом сокращается. Запрещается снижать давление воздуха в шинах при движении автомобиля- по дорогам с неровным твердым покрытием для увеличения плавности хода. При продолжительном движении по дорогам с твердым покрытием на максимальной скорости (особенно в летнее время) колесные краны рекомендуется закрывать во избежание преждевременного износа манжетов уплотнительного устройства вследствие повышения давления воздуха в шинах.

В остальных случаях движения автомобиля колесные краны должны быть открытыми, закрывать их следует только на длительных стоянках во избежание утечки воздуха из шин через неплотности трубопроводов и гибких шлангов. В исправной системе падение давления воздуха с 3,5 кгс/см2 (при нейтральном положении рукоя-ятки крана управления давлением и открытых колесных кранах) не должно превышать 0,5 кгс/см2 за 2 ч стоянки автомобиля. Чтобы выявить причину утечки воздуха, необходимо закрыть колесные краны и контролировать падение давления воздуха по манометру. Поочередно оставляя открытым один из колесных кранов, продолжать поиски до обнаружения неисправности.

Для надежной работы системы регулирования давления воздуха в шинах зимой при температуре окружающей среды ниже —5 °С рекомендуется в конце рабочего дня (при постановке автомобиля на стоянку) закрывать колесные краны во избежание утечки воздуха из шин; открывать их следует после пробега 20—30 км.

Рис. 121. Коробка отбора мощности:
1 — сапун; 2 — крышка переднего подшипника вала ведомой шестерни; 3 — подшипник; 4 — ведомая шестерня; 5— ось промежуточной шестерни; 6 — подшипник промежуточной шестерни; 7 — промежуточная шестерня; 8 — установочный винт оси; 9 —замковая шайба винта; 10 — крышка заднего подшипника вала ведомой шестерни; 11 и 19 — сальники; 12 — вилка карданного вала привода лебедки; 13 — картер; 14 — заглушка гнезда штока; 15 — шарик-фиксатор штока вилки; 16 — шток вилки; 17 — вилка включения коробки отбора мощности; 18 — крышка сальника штока вилки

Точная фиксация обеспечивается двумя установочными штифтами.

В картере, отлитом из специального чугуна, на оси диаметром 32_o,oi7 мм и двух роликовых подшипниках вращается промежуточная шестерня, находящаяся в постоянном зацеплении с шестерней отбора мощности первичного вала раздаточной коробки. Ведомая шестерня 4 может перемещаться вдоль шлиц ведомого вала для включения и выключения коробки. Ведомый вал изготовлен из стали 45, а его шлицы для повышения износостойкости закалены на глубину 1—3 мм до твердости не менее HRC 52.

В крышке заднего подшипника смонтирован двухкромочный резиноармированный сальник. На шлицах вала установлена вилка карданного вала лебедки. Шестерни коробки отбора мощности и ось изготовлены из стали 15 ХГНТА, цементованы на глубину 0,9—1,2 мм и закалены до твердости HRC 58—64.

Перемещение ведомой шестерни вдоль шлиц вала осуществляется при помощи вилки, установленной на штоке с помощью стопорного винта с конусным концом. Шток и вилка изготовлены из стали 45. Для фиксации штока вилки в двух положениях служит шарик, прижимаемый к штоку пружиной. На штоке имеются два цилиндрических паза глубиной 3,6 мм.

Управление коробкой отбора мощности производится из кабины рычагом, соединенным с помощью тяги со штоком. Отбор мощности включен, когда рычаг занимает переднее положение, и выключен, когда рычаг находится в заднем положении. Для включения коробки отбора мощности необходимо поставить рычаг управления раздаточной коробкой в нейтральное положение и ввести в зацепление зубья ведомой и промежуточной шестерен, выжать сцепление, включить необходимую передачу коробки передач и отпустить педаль сцепления.

Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины