Строительные машины и оборудование, справочник






Цистерны для бестарной перевозки пищевых продуктов


Категория:
   Подвижной состав


Цистерны для бестарной перевозки пищевых продуктов

Широкое распространение в грузовых автомобильных перевозках получил способ бестарной Доставки сыпучих и жидких пищевых продуктов (мука, сахар, молоко, пиво, квас и т. п.) на СПС с кузовами-цистернами. Преимущество таких перевозок заключается в сокращении времени погрузочно-разгрузочных работ, в уменьшении потерь груза при транспортировании и выгрузке, в экономии затрат на тару и улучшении санитарно-гигиенических условий перевозок.

С целью ускоренной и безостаточной разгрузки перевозимых продуктов, имеющих малую текучесть, резервуары цистерн имеют наклонные плоскости или вертикальное расположение. Кроме того, в зависимости от условий перевозок и свойств грузов применяются различные способы разгрузки: пневматический, самосвальный, гравитационный; для жидких продуктов — самотеком, под давлением и т. д:

Наиболее распространенным для сыпучих и пищевых продуктов является пневматический способ разгрузки, преимущества которого состоят в исключении соприкосновения перевозимого продукта с окружающей средой, в отсутствии загрязнения и порчи груза, в возможности доставки груза непосредственно к месту потребления.



Автомолоковозы представляют собой автомобили, прицепы и полуприцепы, на которые устанавливают цистерны, как правило, эллиптической или круглой формы, приспособленные для транспортировки молока. Молоковозы используют для сбора и перевозки охлажденного молока на места его переработки, для доставки обезжиренного молока с маслозаводов к местам его потребления, а также для транспортирования молока с территории районных молочных заводов и крупных заготовительных пунктов на городские молочные заводы.

Конструктивное решение молоковозов однотипное.

Цистерна для перевозки молока состоит из двух-трех скрепленных между собой отдельных секций, изготовленных из алюминия. Для поддержания постоянной температуры молока во время транспортировки предусмотрена термоизоляция. Снаружи цистерна обшита тонколистовой сталью. Каждая секция снабжена люком, через который осуществляются наполнение ее молоком, а также мойка и осмотр внутренней полости. В каждой секции вмонтировано по одному сливному крану клапанного типа, управление которым расположено вверху секций и закрыто предохранительными колпаками.

Рис. 1. Принципиальная схема наполнения автомолокоцистерны: 1-предохранительный клапан; 2-обратный клапан; 3-пробковый кран; 4-впускной трубопровод двигателя; 5- воздухопровод; 6- заглушка для слива; 7- пеногаснтель; 8, 9- секции; 10- молокопровод; 11- внутренний клапан; 12- мановакуумметр; 13- жидкоотделитель

К каждому крану подведен сливной молокопровод, присоединенный, в свою очередь, к заднему торцу цистерны.

К особенностям конструкции цистерн для перевозки молока следует отнести системы наполнения и регулирования верхнего уровня молока при наполнении (систему сигнализации). У молоковозов АЦПТ-11, -6,2, -3,3, -0,9 и -2Т-09 цистерны наполняют с помощью насосов, установленных у грузоотправителя. В остальных моделях применена вакуумная система наполнения с использованием разрежения, создаваемого во впускном трубопроводе двигателя автомобиля. Принципиальная схема наполнения цистерны молоком показана на рис. 1.

При работе двигателя воздух обсасывается из секций (поочередно) цистерны и в ней создается разрежение. Возможность создания разрежения в каждой секции отдельно обеспечивается наличием в них специальных кранов воздухопроводов, находящихся возле горловины соответствующей секции.

Для предотвращения попадания паров бензина в секцию в системе установлен обратный клапан 2, а для предотвращения попадания молока в двигатель — жидкоотделитель. Для перекрытия воздухопровода служит пробковый кран. Величина разрежения контролируется мановакуумметром. Для предохранения секций от деформации в системе установлен предохранительный клапан, отрегулированный на 0,04 МПа.

Система сигнализации, питаемая от аккумуляторной батареи (рис. 2), регулирует верхний уровень молока при заполнении секций. В горловине каждой секции установлен замыкатель, который подключает секции к катушке зажигания 1 через переключатель, расположенный в кабине автомобиля. При этом до заполнения секций образуется разомкнутая электрическая цепь. Переключатель включается на переднюю или заднюю секции при заборе молока. Как только уровень молока достигает замыкателя, дополнительная цепь становится замкнутой, а так как сопротивление на участке замыкатель — молоко — корпус значительно меньше, чем у системы зажигания двигателя 5, то подача энергии на зажигание прекращается и двигатель глохнет.

Рационализаторами автокомбината № 6 Мосавтодортранса созданы два автопоезда-молоковоза (AM) с применением стандартных полуприцепов и секций от цистерн полуприцепа-молоковоза АЦПТ-11. Автопоезд АПМ-18,3 состоит из автомобиля-тягача МАЗ-504В и переоборудованного двухосного полуприцепа МАЗ-5205А. С полуприцепа демонтированы боковые борта, настил пола. Перпендикулярно продольной оси установлены 5 молочных емкостей (секций), закрытых снаружи общим кожухом, изготовленным из листовой стали. Приварными косынками емкости крепятся к поперечинам рамы полуприцепа. Экономический эффект от использования одного АПМ-18,3 составил в автокомбинате № 6 9616 руб.

Рис. 2. Система сигнализации на цистерне для перевозки молока

Рис. 3. Полуприцеп-молоковоз АПМ-22,6

Однако работники эксплуатации автокомбината, стремясь еще больше повысить эффективность использования подвижного состава, создали затем контейнерный полуприцеп-молоковоз оригинальной компоновки АПМ-22,6 на базе серийного трехосного полуприцепа MA3-9389, работающего в сцепе с седельным тягачом МАЗ-6422 (рис. 3). На полуприцеп устанавливают два переоборудованных 20-футовых контейнера, в которые вмонтированы по три емкости от полуприцепа АЦПТ-11. Следует отметить, что высота полуприцепа (3040 мм) не превышает допустимую габаритную высоту для транспортных средств в соответствии с требованиями Правил дорожного движения. Эксплуатация автопоезда показала надежность управления им во всем диапазоне скоростей движения как по улицам и дорогам Москвы, так и по загородным шоссе.

Установка молочных емкостей перпендикулярно продольной оси полуприцепа на устойчивость и управляемость автопоезда не повлияла. Снятие с полуприцепа и обратная установка контейнеров с вмонтированными в них молочными емкостям, в порожнем состоянии затруднений не вызывают и могут легко проводиться с помощью специальной траверсы автомобильным краном или электротельфером (кран-балкой) в самом АТП. Таким образом, в случае необходимости (при снижении объемов перевозок молочной продукции) автопоезд может использоваться при перевозках различных народнохозяйственных грузов в стандартных контейнерах типа ISO.

Годовой экономический эффект от внедрения одного контейнерного полуприцепа-молоковоза составляет 10.163 руб.

Автопоезда-молоковозы повышенной вместимости. Для перевозок молока в междугородном сообщении, например с молокозаводов городов Московской обл. (Зарайск, Можайск, Заборье) в столицу, экономически целесообразно применять СПС большой вместимости. Поэтому в этих условиях эксплуатационники стремятся максимально использовать прицепные или полуприцепные АПМ.

Автомобильной промышленностью с 1980 г. на базе автомобиля КамАЗ-58212 стал выпускаться автопоезд-молоковоз Г6-ОПА-15,5 общей вместимостью 15 500 л. На автомобиль-тягач и. прицеп ГКБ-8352 устанавливают двухсекционные цистерны эллиптического сечения, сварные, алюминиевые с термоизоляцией из пенопласта, облицованные листовой сталью. Молокоцистерны автомобиля и прицепа заполняют насосом молокозавода. Слив происходит самотеком. Обе цистерны одинаковой конструкции и вместимости. На горловине каждой секции установлены клапан с краном, соединяющий внутренний объем цистерны с атмосферой, и датчики систем: сигнализации полного заполнения секции; автоматического отключения насоса и закрытия клапана молокопровода. Изменение температуры молока в цистернах в течение, 10 ч при разности температур между молоком и окружающей средой ±30 °С обеспечивается в пределах 2…4 °С.

Оборудование молокоцистерн под перевозку кваса. В Главмосавтотрансе ряд лет выпускалось оборудование, с помощью которого для перевозки молока приспосабливались цистерны для бестарной перевозки хлебного кваса.

При проектировании за основу брали оборудование, выполненное в Ленинграде рационализаторами пивного завода им. Степана Разина. Поэтому комплекс агрегатов оборудования и общая компоновка его на автомобиле-цистерне для перевозки молока в основном идентичны ленинградским образцам. Часть оборудования унифицирована с агрегатами изобарических цистерн, которые изготавливались Московским опытно-экспериментальным заводом Рос-главпиво для торговых точек, обслуживавшихся автомобилями-цистернами с данным оборудованием.

В комплект оборудования входят: ящик, сливной шланг, распределители, крестовина, усилители люка, рукава для подвода углекислого газа в секции цистерны, два баллона с углекислым газом. Оборудование предназначено для бестарной доставки кваса в торговые точки и для перекачки продукта из цистерны в стационарную изобарическую емкость. Ящик цистерны — сварной с металлическим каркасом уголкового профиля, с круглой или овальной обечайкой из листового проката толщиной не более 3 мм, с торцовыми стенками. Его устанавливают в задней части цистерны и приваривают к ней прерывистым швом электродуговой сваркой. Сливной шланг, представляющий собой рукав диаметром 38 мм в сборе с ниппелями и накидными гайками, размещается в ящике.

Рис. 4. Схема оборудования цистерны под перевозку кваса: 1 — крестовина; 2 — резинотканевый рукав; распределитель; 4- трубопровод крепления распределителя; 5- манометр; 6- предохранительный клапан; 7- пробковый кран; 8- левый баллон с углекислым газом; 9 — правый баллон с углекислым газом

Распределитель (рис. 4) устанавливают на каждую горловину цистерны с левой стороны. Он имеет: крестовину из пищевой бронзы, манометр, предохранительный клапан, два пробковых крана с ниппелем и трубопровод крепления. Крестовина для подвода углекислого газа к секциям цистерны через распределители устанавливается на среднем обруче цистерны с левой стороны. Выполнена она также из бронзы. Три штуцера крестовины служат для подсоединения резинотканевых рукавов диаметром 18 мм для подводки углекислого газа. Усилитель люка, представляющий собой стальной обруч с приваренными ушками под откидные болты, устанавливают на каждом люке цистерны. Предназначен он для обеспечения герметичности цистерны при внутреннем избыточном давлении 0,05…0,07 МПа. Как показала практика перевозок, применение такого оборудования на подвижном составе дает значительный экономический эффект.

Бестарная перевозка способствует сохранности вкусовых качеств кваса и ликвидации сверхнормативных затрат времени на по-грузочно-разгрузочные операции. Кроме того, поставщики не несут дополнительные расходы на содержание тарного хозяйства, которые составляли около 0,5 коп. на каждый литр выпускаемого разливного кваса.

Сахаро- и муковозы. Сахар-песок перевозят в цистернах с саха-ро-песочных заводов на рафинадные, а также на предприятия кондитерской промышленности и фасовочные фабрики. В Москве, по предложению эксплуатационников Мосторгтранса, использовались в разное время несколько автомобилей-сахаровозов, изготовленных в АТП. Автомобиль-сахаровоз, показанный на рис. 5, переоборудован из автомобиля-самосвала ЗИЛ-ММЗ-555, что позволило полностью механизировать выгрузку сахара в приемные склады или в приемную тару.

Цистерна автомобиля-сахаровоза состоит из двух половин: нижней — кузова автомобиля-самосвала и верхней — приваренной крышки с загрузочным люком. Вместо заднего борта к кузову приварен разгрузочный люк с задвижкой. Верхняя часть цистерны (крышка) может выполняться из списанного кузова автомобиля той же марки. Внутреннюю поверхность цистерны облицовывают пищевым алюминием. Разгружают автомобиль-сахаровоз с помощью гидравлического подъемника. Для ускорения разгрузки на днище цистерны можно устанавливать электрические или пневматические вибраторы. Грузоподъемность автомобиля-сахаровоза 3,9 т, объем цистерны 5,4 м3.

Другой тип сахаровОза представляет собой автопоезд в составе седельного автомобиля-тягача МАЗ-504А и полуприцепа-цистерны А4-П990 производства Курского машиностроительного завода им. Карла Либкнехта. Грузоподъемность автопоезда-сахаровоза 13 т. Полуприцеп-цистерна представляет собой две соединенные усеченные четырехугольные пирамиды. В верхней части цистерны расположены загрузочные люки, в нижней разгрузочные. Геометрия цистерны выбрана с расчетом максимальной загрузки автопоезда-сахаровоза в пределах заданной грузоподъемности и минимального времени разгрузки гравитационным способом. Объем цистерны 19 м3, время разгрузки 15…20 мин.

Рис. 5. Автомобиль-сахаровоз

За год при односменной работе одним автопоездом можно перевезти 85 тыс. т сахара-песка на расстояние 75 км. Как было подсчитано работниками завода им. Карла Либкнехта, при перевозке такого количества сахара-песка в мешках на бортовых автомобилях необходимо выполнить погрузочно-разгрузочные работы объемом 170 тыс. тонно-операций, что при стоимости одной тонно-операции 39 коп. дает экономию от внедрения одного сахаровоза благодаря ликвидации ручных и маломеханизированных погрузочно-разгру-зочных работ 66,3 тыс. руб.

СПС для бестарной перевозки муки изготавливает Одесский завод «Продмаш». Полуприцепы производства этого завода предназначены для работы с седельными автомобилями-тягачами ЭИЛ-130В1. Раньше завод выпускал полуприцепы К-Ю40 и К-Ю40-Э рамной конструкции, на которые устанавливали две вертикальные цистерны с цилиндрической средней частью, верхним и нижним усеченными конусами. В настоящее время изготавливают полуприцеп К-Ю40-23 безрамной конструкции с несущими корпусами цистерн той же формы.

Разгрузка цистерн сжатым воздухом от компрессора с приводом от электродвигателя. Компрессорную установку монтируют на переднем хоботе полуприцепа. Электродвигатель питается от общепромышленной сети переменного трехфазного тока напряжением 380/220 В в местах выгрузки полуприцепов. Грузоподъемность полуприцепа-муковоза 7000 кг, общий объем цистерн 25,6 м3. Применение полуприцепов-муковозов с несущими цистернами (безрамная компоновка) повышает эффективность использования подвижного состава за счет снижения материалоемкости конструкции.

Читать далее:

Категория: - Подвижной состав


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины