Строительные машины и оборудование, справочник





Уход за подшипниками при эксплуатации электрических машин

Категория:
   Подшипники качения



Уход за подшипниками при эксплуатации электрических машин

Инструкциями электротехнической промышленности по обслуживанию машин общего назначения предусмотрены следующие виды работ; общее наблюдение за машиной при эксплуатации, систематическое проведение технических осмотров машины, проведение профилактических ремонтов. С этими работами совмещается и уход за подшипниками.

Уход за подшипниками машин специального назначения осуществляется по инструкциям, прилагаемым к машинам.

Особенности обслуживания подшипников качения при проведении работ по электрическим машинам состоят в следующем.

Уход за подшипниками при общем наблюдении за машиной. Необходимо следить за температурой подшипниковых щитов, появлением посторонних шумов и вибраций, а также за состоянием уплотнений в подшипниковых щитах.

Температура подшипников. Подшипники качения допускают рабочую температуру до плюс 120°С*, хотя в машинах общего назначения она обычно не выше 60—70 °С. В электрических машинах специального назначения, работающих при высоких температурах окружающей среды и имеющих более высокую рабочую температуру, применяются специальные подшипники.

Рабочую температуру подшипников часто ограничивает применяемая смазка из-за того, что многие широко распространенные смазки имеют рабочие температуры ниже 120 °С. Так, например, при применении основной смазки марки УТВ (1-13), имеющей рабочую температуру 90° с повышение температуры подшипника выше 90 °С недопустимо. То же можно сказать и о применении широко распространенных смазок-солидолов. В этом случае температура подшипников не должна быть выше 40—50 °С.

О температуре подшипников электрической машины можно судить с достаточной для практики точностью по температуре подшипникового щита. Для ее замера можно воспользоваться термометром, обертывая его конец фольгой и прикладывая к щиту.

На практике часто о степени нагрева судят на ощупь, прикасаясь рукой к корпусу и подшипниковому щиту. Если руку можно держать на подшипниковом щите продолжительное время (более 30 сек), то температура обычно не выше 50—60 °С. Если же руку не удержишь более 2—3 сек, то температура порядка 90 °С и выше.

Температура подшипникового щита может повыситься сверх допустимой из-за следующих недостатков подшипника: нет смазки, появилось усталостное выкрашивание на рабочих поверхностях подшипника, образовались сильные задиры рабочих частей подшипника после ремонта из-за неправильного монтажа подшипника.

Для определения неисправности подшипника обычно бывает достаточно снять подшипниковый щит, убедиться в наличии смазки, в легкости вращения подшипника, проверить наличие осевого зазора и после промывки бензином осмотреть подшипник.

Повышенный шум и вибрации машины происходят из-за следующих дефектов в подшипнике: отсутствия смазки, увеличенных зазоров, усталостного выкрашивания на рабочих поверхностях и разрушения деталей подшипника.

Дефект подшипника сказывается на работе машины различно в зависимости от числа оборотов и нагрузки. Так, при появлении небольшого очага выкрашивания металла на рабочих дорожках колец при 8 000—10000 об/мин (число оборотов некоторых двигателей специального назначения) появляется сильный шум, напоминающий свист; температура резко растет. При 750—1 500 об/мин (характерно ДлЯ машин общего назначения) шум увеличивается незначительно и напоминает стук.

Состояние уплотнений. Надежная работа подшипников в электрических машинах в очень сильной степени зависит от состояния уплотнений, которые должны надежно защищать подшипник от попадания в него грязи, пыли, песка и других абразивных частиц. В электрических машинах общего назначения применяются простейшие уплотнения: в виде кольцевых зазоров или проточек. В машинах специального назначения также применяются уплотнения лабиринтные, фетровые и комбинированные.

Уплотнения в виде кольцевых зазоров надежно работают только в чистой и сухой среде. Следовательно, при эксплуатации машин, имеющих этот вид уплотнений, нельзя, обдувая сжатым воздухом машину, направлять пыль в сторону подшипниковых щитов. При запыленной окружающей среде необходимо чаще менять смазку.

При появлении течи смазки через уплотнения в подшипниковых щитах машину необходимо остановить для установления причины и устранения недостатков.

Уход за подшипниками при технических осмотрах. Инструкциями 1 по монтажу и эксплуатации электрических машин общего применения периодичность нх осмотров устанавливается в зависимости от производственных условий и типа машины. При установлении периодичности осмотров необходимо, помимо особенностей самой машины, также учитывать конструкцию уплотнений в подшипниковых щитах, а также марку смазки, применяемую для смазки подшипников.

При уплотнениях в виде кольцевых зазоров и работе в среде с повышенной влажностью осмотры необходимо производить чаще, так как этот тип уплотнений не рассчитан для работы в таких средах. Фетровые уплотнения олее надежно защищают полость подшипника.

Периодичность осмотров, добавок и смены смазок для машин специального назначения обычно указывается в инструкциях для каждого типа машины.

При осмотрах машины необходимо снять подшипниковые щиты, проверить от руки величину осевой игры и легкость вращения подшипника. При значительном увеличении осевой игры подшипник заменяется. Вращение подшипника с заеданием, притормаживанием или плохое вращение указывают на загрязненность подшипника или его неисправность. В этом случае его необходимо демонтировать, тщательно промыть, осмотреть и проверить легкость вращения. Осуществить хорошую промывку, не снимая подшипник с вала, практически невозможно, а чистота подшипника —одно из основных условий надежной и продолжительной работы.

Свежая смазка добавляется в подшипник при каждом осмотре, после предварительного удаления части старой смазки.

При осмотрах необходимо особое внимание уделять состоянию уплотнений в подшипниковых щитах. При уплотнениях в виде кольцевых зазоров, старую смазку удаляют, а свежую омазку закладывают в количествах, необходимых для полного заполнения кольцевых зазоров: эффективность этого типа уплотнений без смазки резко -снижается. При фетровых уплотнениях у машины их состояние также тщательно проверяется. Указания по уходу за фетровыми и другими типами уплотнений должны даваться в соответствующих руководствах по электрическим машинам.

Уход за подшипниками при проведении профилактикеских ремонтов. Периодичность профилактических ремонтов электрических машин, так же как и профилактических осмотров, устанавливается в зависимости от производственных условий и типа машины с учетом марки применяемой смазки и конструкции уплотнений в подшипниковых щитах.


Читать далее:

Категория: - Подшипники качения





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины