Строительные машины и оборудование, справочник







Укладчики асфальтобетонной смеси

Категория:
   Машины для строительства асфальтобетонных покрытий


Укладчики асфальтобетонной смеси

Асфальтоукладчики предназначены для приема асфальтобетонных или черных смесей из транспортных средств, распределения по дорожному основанию и предварительного их уплотнения. Смеси должны распределяться слоем заданной толщины. Кроме того, должен быть выдержан соответствующий поперечный и продольный профиль дорожного покрытия.

По принципу перемещения асфальтоукладчики делятся на прицепные и самоходные. Прицепные укладчики перемещаются за счет тягового или толкающего усилия автомобиля-самосвала и имеют небольшую производительность, пониженное качество выполняемых работ и применяются только при небольших объемах работ (преимущественно ремонтных). Самоходные укладчики могут иметь гусеничный, пневмоколесный или колесногусеничный ход. Иногда они выполняются на специальном гусеничном ходу.

По характеру воздействия на смесь укладчики асфальтобетонной смеси подразделяются на машины с уплотняющим органом или без уплотняющего органа. В качестве уплотняющего органа наибольшее распространение получили трамбующий и вибрационный брусья. По типу приемного устройства для укладываемой смеси различают асфальтоукладчики с приемным бункером и без него. В качестве разравнивающего органа применяются шнеки и разравнивающие брусья.

Основным параметром асфальтоукладчика является его производительность, выраженная весом укладываемого за 1 ч материала. В нашей стране выпускаются два типоразмера самоходных асфальтоукладчиков на гусеничном ходу, снабженных приемным бункером с регулирующей заслонкой, уплотняющим и выглаживающим брусьями. Тяжелый асфальтоукладчик производительностью 100—200 т/ч (рис. 173) предназначен для больших объемов работ при повышенных требованиях к их качеству, легкий— производительностью 25—50 т/ч — служит для производства небольших объемов работ при пониженных требованиях к их качеству.

Технологическая схема легкого асфальтоукладчика изображена на рис. 174, а. Смесь из автосамосвала, перемещаемого во время выгрузки толкающим усилием роликов, выгружается в приемный бункер. Из бункера смесь через разгрузочное отверстие в дне бункера поступает на полотно дороги. Равномерность поступления смеси регулируется поворотом днища бункера и положением заслонки, устанавливаемой на различной высоте при помощи регулировочных винтов. Уплотняющий и выглаживающий брусья производят предварительное уплотнение смеси. Кроме того, уплотняющий брус окончательно разравнивает смесь и удаляет ее излишек.

Технологическая схема тяжелого асфальтоукладчика, представленная на рис. 174, б, отличается от предыдущей схемы наличием скребкового питателя 12 и распределительного шнека. Основные рабочие органы — уплотняющий брус и выглаживающая плита — установлены на несущей раме, которая шарниром связана с гусеничной тележкой укладчика. Второй опорой несущей рамы служит выглаживающая плита. Шарнирное крепление рамы рабочих органов компенсирует некоторые перекосы основной рамы при движении по неровностям основания.

Выглаживающая плита по длине разделена на две части (рис. 175), соединенные внизу шарниром, а вверху— винтовой стяжкой. С помощью этих механизмов можно получить плоский горизонтальный, односкатный или двухскатный профили. Винтами поднимаются или опускаются края выглаживающей плиты, благодаря чему производится регулировка толщины укладываемого слоя смеси по всей ширине укладываемой полосы.

Схемы сил, действующих на асфальтоукладчик со стороны уплотняемой среды, даны на рис. 176. При движении машины рабочая поверхность выглаживающей плиты скользит по покрытию, образуя угол атаки а (рис. 176, а). Для заданной толщины укладываемого слоя h2 величина угла атаки определяется равновесием несущей рамы рабочих органов. При движении укладчика на раму действует ее сила тяжести G, равнодействующая нормального давления смеси на выглаживающую плиту N и сила трения плиты о смесь F.

Для уменьшения давления часть веса несущей рамы может передаваться на основную раму укладчика через специальную канатную подвеску. Таким образом, толщина слоя зависит от передаваемого через плиту веса и угла ее установки. Поэтому заранее установленные параметры позволят во время работы укладчика при постоянной скорости его движения автоматически поддерживать постоянной толщину укладываемого слоя смеси независимо от местных неровностей дорожного основания. Следует заметить, что на толщину укладываемого слоя, которая определяется свойствами укладываемой смеси и степенью уплотнения ее трамбующим брусом, существенное влияние оказывает величина давления под передней кромкой плиты рх. Степень уплотнения при прочих равных условиях зависит от частоты ударов трамбующего бруса и скорости передвижения укладчика. При постоянной частоте колебаний бруса общее количество ударов, приходящихся на каждую точку поверхности, а следовательно, и плотность асфальтобетона, зависят от скорости движения укладчика. Поэтому при изменении этой скорости во избежание изменения толщины укладываемого слоя следует проводить регулировку угла наклона плиты.

Привод асфальтоукладчиков осуществляется от двигателей внутреннего сгорания. Кинематическая схема укладчика производительностью 100 т/ч приведена на рис. 177. Коробка передач обеспечивает шесть скоростей вперед и три — назад. От коробки передач вращение передается на главный трансмиссионный вал и далее на все рабочие органы. Независимый привод правого и левого питателя, разравнивающих шнеков и гусеничного хода, наличие регулировки шиберных заслонок бункера обеспечивают качественное регулирование подачи смеси на укладываемую полосу.

При определении мощности двигателя асфальтоукладчика, кроме мощности, идущей на преодоление сопротивлений перемещению, необходимо учесть мощность привода отдельных механизмов укладчика: пластинчатого питателя, шнека, трамбующего бруса, вспомогательных механизмов и механизмов управления.

Рис. 178. Схема сил, действующих на трамбующий брус асфальтоукладчика


Читать далее:

Категория: - Машины для строительства асфальтобетонных покрытий





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины