Строительные машины и оборудование, справочник





Унификация и блочность мостовых кранов

Категория:
   Сведения о мостовых кранах



Унификация и блочность мостовых кранов

Унификация кранов, т. е. применение типовых, выпускаемых специализированными предприятиями механизмов и узлов (редукторы, тормоза, барабаны, кабины и т. д.), увеличивает их серийность и снижает трудоемкость изготовления. Кроме того, унификация позволяет сократить эксплуатационные расходы и время ремонта. Ремонт узла приводит к значительному простою крана и, как правило, не может быть выполнен на должном техническом уровне. Поэтому на современных предприятиях создают запас крановых узлов минимальной номенклатуры и количества для замены выходящих из строя. Снятые узлы ремонтируют на производственных участках предприятия и передают на склад.

Унификация возможна только при предварительной типизации кранов — создании единого ряда из минимального количества однотипных кранов. Осуществление ее дает значительный экономический эффект, позволяет повысить качество кранов и перейти к серийному производству. Однако применение одинаковых узлов и деталей приводит в ряде случаев к увеличению массы крана, а по мере роста серийности прекращается снижение трудоемкости изготовления. Таким образом, степень целесообразности унификации зависит от серийности крана: по мере ее роста эффективность унификации снижается.

В мостовых кранах применяют внутрирядо-вую и диагональную унификацию: Внутри-рядовая унификация применена в механизмах главного подъема, выпускаемых в СССР кранов грузоподъемностью 80—320 т: все основные размеры узлов определены из условия применения каната диаметром 30 мм для кранов 80—160 т и 45,5 мм — для кранов 200—320 т. Поэтому в этих механизмах используются только два типоразмера редукторов, три типоразмера барабанов, один типоразмер тормоза и т. д. Очевидно, что при этом масса 80 и 200-тонных механизмов подъема оказывается завышенной.

При таком же принципе унификации, на базе одних и тех же узлов выпускают краны одинаковой грузоподъемности, но с разными режимами работы. В результате узлы, установленные на кранах легкого режима работы, оказываются недогруженными, а установленные на кранах тяжелого режима работы имеют заниженный запас прочности и относительно низкую долговечность.

Более прогрессивная, диагональная унификация использована в кранах грузоподъемностью 5—50 т: базовые модели механизмов подъема грузоподъемностью 12,5 и 20 т режима С используются соответственно как механизмы подъема грузоподъемностью 20 и 32 т режима Л, 8 и 12,5 т режима Т. Выбор среднего режима в качестве базового определяется тем, что согласно статистическим данным, из каждых 100 кранов рассматриваемого диапазона грузоподъемностей в режиме С работают 75 кранов.

Рис. 1.27. Сравнительные габариты блок-приводов с передачей крутящего момента через эластичную муф-ТУ (а—г) и без муфты (д,е)

Рис. 1.28. Блочная схема крана:
1— главная балкар; 2 — концевая балка; 3 — ограждение; 4, 5, 6 — площадки; 7 — секция вала; 8 — кабина; 9 — люлька; 10 — тележка; 11, 12 — крюковые подвески; 13 — линейка; 14 — токосъемник; 15 — кабельный токоподвод; 16 — перила

Коэффициент изменения номинальной грузоподъемности, называемый знаменателем перехода, в зависимости от режимов работы составляет примерно: для электродвигателей — 1,5, для механизмов передвижения тележки— 1,7, для механизмов передвижения крана — 1,4—1,6 (меньшее значение — при малых грузоподъемностях и больших пролетах). С учетом того, что в кранах разных режимов работы применяется разное электрооборудование, знаменатель перехода для оборудованных мостов возрастает до 1,4—1,6, а поскольку для узлов, используемых на кране, этот коэффициент неодинаков и изменяется в пределах 1,4—1,8, то в целом по крану принята его средняя величина 1,6. Она совпадает со значением, приведенным в ГОСТ 8032—56 «Предпочтительные числа и ряды предпочтительных чисел».

Благодаря унификации в ГДР [55] только три предприятия изготовляют редукторы одно- и многоступенчатые для механизмов подъема и передвижения, планетарные редукторы, барабаны со встроенными планетарными редукторами.

На рис. 1.27 показаны схемы блок-приводов, включающих электродвигатель, редуктор и тормоз.

Использованы редукторы: в схеме а — соосный; б, д — конический; в, е — цилиндрический; г — червячный.

Блочными называют конструкции, которые состоят из отдельных узлов, соединяются между собой с помощью разъемных соединений и позволяют вести монтаж, демонтаж, обслуживание и ремонт агрегатно, независимо от смежных конструктивных частей. На рис. 1.28 показана блочная схема мостового крана. Блочность не только упрощает и ускоряет монтаж и сокращает время ремонта крана, но и улучшает его транспортабельность.

Получает распространение поставка заказчику основных блоков кранов небольшой грузоподъемности — концевых балок с механизмом передвижения, тележек с механизмами подъема и передвижения, электрооборудования, из которых без привлечения специализированных организаций на месте установки можно собирать краны, максимально приспособленные к условиям эксплуатации.


Читать далее:

Категория: - Сведения о мостовых кранах





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины