Строительные машины и оборудование, справочник





Управление автогрейдером

Категория:
   Эксплуатация автогрейдеров

Управление автогрейдером

Оборудование кабины. Кабины автогрейдеров различных типов, отличаются по конструкции и оборудованию, но имеют принципиально общие элементы (рис. 55). Все кабины — цельнометаллические, двухдверные, с большим фронтом остекления, обеспечивающим хороший обзор рабочей зоны. В кабинах предусмотрена установка двух сидений: для водителя и дополнительного, причем сиденье водителя регулируется по высоте и глубине расположения. Внутренние стенки кабин оклеивают декоративным покрытием.

Кабина оборудована системами освещения, отопления и местной, вентиляции с обдувом стекол воздухом. В кабине размещены рулевое управление, рычаги и педали управления двигателем, трансмиссией рабочим оборудованием автогрейдера и тормозами.

Для улучшения условий работы водителя в кабине установлены солнцезащитный козырек, зеркало заднего вида и пневматические стеклоочистители.



Для улучшения условий работы водителя в кабине установлены солнцезащитный козырек, зеркало заднего вида и пневматические стеклоочистители.

В кабине расположены также баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя, медицинская аптечка и огнетушитель.

При наличии системы автоматики в кабине устанавливается пульт управления отвалом.

Для теплоизоляции, уменьшения шума и вибрации на рабочем месте пол кабины выстлан войлочным и резиновым ковриками. Двери кабины снабжены замками. В открытом положении двери фиксируют пружинными защелками, закрепленными на боковых стенках кабины.

Кабина автогрейдера ДЗ-31-1 в отличие от предыдущей предназначена для работы водителя в положении сидя и стоя, что обеспечивается соответствующей ее высотой.

Для управления и контроля за работой электрооборудования контроля режимов работы двигателя, трансмассии и гидросистемы на автогрейдерах применяются приборы, монтируемые на щитке, расположенном в поле зрения автогрейдериста перед лобовым стеклом кабины.

Щиток приборов автогрейдера ДЗ-31-1 включает следующие основные приборы и указатели (рис. 56): спидометр; манометр для контроля давления в системе смазки коробки передач; манометр для контроля давления в системе смазки двигателя; термометр для контроля температуры в системе смазки двигателя; термометр для контроля температуры в системе охлаждения двигателя; амперметр для контроля работы зарядной цепи в схеме электрооборудования; контрольную лампу, которая загорается при разрядке аккумулятора; контрольную лампу, которая загорается при включении указателя поворота; указатель уровня топлива; контрольную лампу и контрольную спираль отопителя кабины; реле для отключения отопительной установки при перегреве. Приборы освещаются через щелеобразные отверстия в колпачках.

Приемка и опробование автогрейдера. Перед началом эксплуатации новый автогрейдер подлежит приемке комиссией, созданной технической службой организации, получившей машину.

Рис. 55. Оборудование кабины автогрейдера ДЗ-98:
1 — рычаг реверса, 2 — рычаг КП, 3 —рулевое управление, 4 —.рычаг управления рабочим; оборудованием, 5 — рычаг переднего моста, 6 — рычаг мультипликатора, 7 — педаль муфты, сцепления, 8 — педаль колесных тормозов, 9 — рычаг и педаль подачи топлива, 10 — ручной трансмиссионный тормоз, И — аптечка, 12 — сиденье водителя, 13 — дополнительное сиденье, 14 — ящик отопления, 15 — водяной отопитель, 16 — баллон для воздушного пуска двигателя»
17 — огнетушитель

Приемка заключается в проведении внешнего осмотра, при котором проверяется общее внешнее состояние автогрейдера и наличие предусмотренных технической документацией пломб. Одновременно проверяют комплектность автогрейдера в соответствии с сопроводительной технической документацией.
Перед пуском двигателя и опробованием автогрейдера вхолостую проверяют по карте смазки наличие смазки и уровень масла в заправочных емкостях, заправку воды в системе охлаждения, а также наличие и плотность электролита в аккумуляторах.

Запускают двигатель в соответствии с инструкцией по эксплуатации. Положение рычагов трансмиссии и управления должно быть нейтральным, а ручной тормоз затянут.

После пуска двигателя следят за показаниями приборов, главным образом за давлением масла в системе смазки двигателя, которое должно составлять 3,5—5 ктс/см2, и наличием зарядного тока аккумуляторных батарей. Стрелка амперметра должна отклоняться вправо при 1000—1100 об/мин коленчатого вала двигателя.

При отсутствии давления в системе смазки дизель нужно немедленно остановить.

Рис. 56. Щиток приборов автогрейдера ДЗ-31-1:
1 — колпачки для освещения приборов, 2 — контрольная спираль отопителя, 3,9 — термометры, 4 — контрольная лампа отопителя, 5 — контрольная лампа указателя поворота, 6 — переключатель освещения щитка приборов, 7 — спидометр, 8 — контрольная лампа разрядки аккумулятора, 10 — реле, 12 — кнопка сигнала, 13 — переключатель света, 14 — указатель уровня топлива, 15 — правый включатель вентилятора кабины, 16 — амперметр, 17—левый включатель вентилятора кабины, 18, 20 — манометры, 19 — переключатель отопительной установки

В автогрейдере ДЗ-98 с пневмосистемой давление воздуха в ресивере должно достичь 6—7 кгс/см2.

При работе двигателя вхолостую следует убедиться в отсутствии течи топлива, воды или антифриза, масла и воздуха через соединения. Нельзя допускать работу двигателя на оборотах холостого хода (порядка 600 об/мин) более 10 мин.

Загружать двигатель можно только после того, как температура охлаждающей жидкости и масла достигнет 50—70° С.

Для трогания с места автогрейдера выключают ручной тормоз, выжимают педаль муфты сцепления, включают передачу, подают предупредительный сигнал и постепенно отпускают педаль муфты сцепления и, добавляя подачу топлива, начинают движение. В отличие от автомобиля автогрейдер может трогаться с места при любой включенной передаче.

В автогрейдерах с гидромеханической трансмиссией муфта сцепления отсутствует, поэтому трогание машины с места производится после включения передачи при отпущенной педали ножного тормоза.

Перед началом движения автогрейдера необходимо убедиться в исправности рулевого управления и сигнализации. Для этого необходимо опробовать руль, поворачивая рулевое колесо несколько раз в обе стороны при неподвижной машине.

При проверке сигнализации обращают особое внимание на работу указателей поворотов, стоп-сигнала, звукового сигнала, обеспечивающих безопасность движения.

В начале движения необходимо убедиться в исправности ножного тормоза.

Перед пуском нового автогрейдера в работу, а также после ремонта и расконсервации его обкатывают в транспортном и рабочем режиме в течение 3—4 ч. Такая обкатка обеспечивает приработку деталей трансмиссии и ходовой части. Кроме того, проверяют исправность системы управления рабочим оборудованием, для чего несколько раз поднимают и опускают отвал, выполняют все остальные рабочие движения его.

После окончания обкатки проверяют, в каком состоянии крепления основных агрегатов, нет ли течи масла и охлаждающей жидкости двигателя, и устраняют неисправности.

Управление автогрейдером. Управление автогрейдером в транспортном режиме заключается главным образом в управлении рулевым колесом для обеспечения выбранного направления движения и изменении скорости движения, т. е. выборе передачи в соответствии с условиями движения.

При режиме копания производится также постоянное управление положением рабочего оборудования. Управление трансмиссией в этом случае упрощается, так как работа производится, как правило, на одной постоянно включенной передаче.

При переключении скоростей механических коробок передач необходимо выполнять следующие основные правила, обеспечивающие быстрое и бесшумное включение выбранной скорости.

Для перехода с низшей скорости на высшую рычаг переключения передач необходимо слегка задержать в нейтральном положении для того, чтобы уравнялись окружные скорости зубчатых венцов шестерен и кареток, и затем быстро перевести в нужное положение.

Для перехода с высшей скорости на низшую необходимо нажать до отказа на педаль сцепления; поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение; слегка включить сцепление для уравнивания скорости вращения шестерен; выключить сцепление, включить нужную передачу.

Двойное переключение дает совершенно бесшумное включение и предохраняет шестерни от быстрого износа и поломки зубьев при включении.

Задний ход можно включить только после полной остановки автогрейдера.

Автогрейдер ДЗ-98 имеет тормозок для затормаживания ведомого вала при переключении передач. В этом случае при переключении с низшей передачи на высшую для выравнивания линейных скоростей шестерен ведущего и ведомых валов плавно выжимают педаль муфты сцепления до тех пор, пока не почувствуется возрастание усилия на педали, затем выключают передачу, дожимают педаль муфты сцепления до конца (при этом происходит притормаживание первичного вала коробки) и включают высшую передачу.

При переключении с высшей передачи на низшую действие тор-мозка сказывается отрицательно. Для того чтобы не происходило торможение ведомого вала муфты сцепления и, следовательно, первичного вала, необходимо при выключении муфты сцепления отжимать педаль не до конца, а до того момента, когда почувствуется резкое возрастание усилия на педали; при этом муфта сцепления выключится, а тормозок еще не начнет работать.

Для более четкого переключения скоростей с высшей передачи на низшую следует ведомый вал муфты сцепления разогнать. Для этого выключают муфту сцепления, ставят в нейтральное положение рычаг механизма переключения передач, опускают педаль сцепления, увеличивают частоту вращения двигателя, вновь выжимают педаль муфты сцепления и переводят рычаг механизма переключения передач на низшую.

Первая передача автогрейдеров используется главным образом при выполнении работ в особо тяжелых условиях, при грубом профилировании, кирковании. Вторая — при резании и перемещении грунта. Третья — при планировании и использовании автогрейдера для очистки дорог от снега. Высшие передачи применяются при транспортном режиме и выбираются в зависимости от состояния и покрытия дороги.

Важным элементом управления автогрейдером является торможение. Торможение может быть вызвано необходимостью как прекращения движения машины, так и экстренного останова в связи с внезапно возникшим препятствием.

В первом случае торможение рекомендуется производить плавно, постепенно увеличивая силу давления на педаль. Не следует доводить торможение до «юза», так как при этом эффект от торможения будет значительно меньше, чем при качении заторможенных колес. Сильное и резкое торможение в некоторых случаях может вызвать занос автогрейдера. При заносе необходимо быстро отпустить педаль тормоза и, выправив машину рулем, возобновить торможение.

Управление рабочим оборудованием включает установку исходного положения и управление в процессе работы.

Установка отвала в исходное рабочее положение существенно влияет на производительность автогрейдера и характеризуется тремя углами (см. рис. 5): углом захвата; углом наклона ножа; углом резания.

При уменьшении угла захвата ножа скорость перемещения грунта вдоль отвала увеличивается, тем самым увеличивается количество перемещенного грунта в единицу времени, т. е. производительность возрастает. Следовательно, необходимо стремиться к уменьшению угла захвата ножа. Однако при уменьшении угла захвата появляется боковой занос автогрейдера, что затрудняет управление им. С другой стороны, с уменьшением угла захвата отвала уменьшается дальность перемещения срезанного грунта.

Угол наклона ножа к горизонту влияет на скорость перемещения грунта вдоль отвала, которая уменьшается при увеличении угла наклона, снижая производительность автогрейдера.

Угол резания ножа влияет на величину сопротивления грунта резанию, которое уменьшается с уменьшением угла.

Таким образом, для различных условий работы автогрейдера имеются наиболее выгодные положения отвала.

Угловые положения отвала машинист устанавливает с помощью привода рабочего оборудования. Угол резания отвала устанавливают с упором ножа о грунт. Вынос отвала в обе стороны, в том числе и для планировки и срезания откосов, осуществляется также с помощью привода, но при этом приходится манипулировать отвалом, выдвигая его, поворачивая и упирая в грунт. На рис. 57 приведены крайние положения отвала.

Управление положением отвала в процессе работы заключается главным образом в регулировании толщины срезаемой стружки.

При работе рычагами гидрораспределителя управления рабочих органов необходимо соблюдать следующие основные правила:
включение производить быстро и до конца; нельзя нажимать на рычаг с большей силой, чем это необходимо для удержания его во включенном состоянии; немедленно отпускать рычаг, как только рабочий орган дойдет до предельного положения.

Для Остановки автогрейдера с механической трансмиссией необходимо замедлить скорость движения, сбросив педаль подачи топлива, выжать сцепление и включить рычаг коробки в нейтральное положение.

Остановив окончательно с помощью тормозов машину, двигатель можно заглушить согласно инструкции по эксплуатации.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины