Строительные машины и оборудование, справочник





Управление дорожно-строительным производством

Категория:
   Механизация дорожных работ



Управление дорожно-строительным производством

XXIV съезд КПСС подчеркнул, что совершенствование управления является одним из узловых вопросов экономической политики партии; рост его значения на современном этапе обусловлен значительным увеличением масштабов производства, качественными сдвигами в экономике, завершением перехода всех отраслей производства на новую систему планирования, и материального стимулирования.

Планирование включает Прогнозирование развития и моделирование управляемых объектов. Организация представляет собой выбор и формирование объекта и структуры управления, определение соотношений между структурными элементами системы и их взаимодействия. Регулирование направлено на поддержание требуемого соотношения между различными элементами системы, ликвидацию возможных отклонений от плановых заданий в функционировании управляемого объекта. Контроль заключается в наблюдении и проверке соответствия хода и развития процесса производства заданному разработанному плану. Учет—это подведение итогов выполнения плана или определенных этапов его осуществления. Он позволяет иметь итоговую информацию, систематизировать ее, использовать информационную базу для разработки программы действия системы в последующий период. Перечисленные общие принципы управления применимы к дорожно- строительному производству.

управление строительством автомобильных дорог республиканского, областного и местного значений выполняется республиканскими министерствами и главными управлениями. Строительством автомобильных дорог общесоюзного значения занимается Глав- лорстрой, входящий в состав Министерства транспортного строительства СССР. Он имеет ряд крупных территориальных управлений, действующих на правах трестов, объединенных в строительные управления, которые непосредственно занимаются строительством автомобильных дорог.

В строительстве существует два способа ведения работ — подрядный и хозяйственный. В первом случае работы“выполняет специализированная постоянно действующая строительная организация, называемая подрядчиком. Она строит по договорам с заказчиком, являющимся титулодержателем, организацией, для которой ведут строительство и которая, как правило, осуществляет эксплуатацию постоянного объекта. При хозяйственном способе работы выполняются силами самих титулодержателей.

Наиболее эффективен подрядный способ, при котором строительная организация является самостоятельной и обеспечивает наиболее благоприятные условия для применения в строительстве прогрессивной технологии, сборности конструкций и сооружений; комплексной механизации, автоматизации строительного производства, использования передовых методов организации работ, а также хорошие условия для создания и сохранения постоянных кадров квалифицированных рабочих, специализации, снижения стоимости строительства. У нее имеются возможности улучшать и сокращать управленческий аппарат, вводить НОТ, АСУ и др. Хозяйственный метод целесообразен, когда выполняются ремонтно-строительные работы небольшого объема и привлекать подрядную организацию нецелесообразно, так как это вызывает распыление сил и средств.

Автоматизированная система управления строительством АСУ. Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О некоторых мероприятиях по дальнейшему совершенствованию управления промышленностью» является составным звеном последовательной работы партии и правительства по совершенствованию системы управления экономикой страны.

Научно-технический прогресс внес серьезные изменения в дорожное строительство. Увеличились объемы строительно-монтажных работ, расширилась их география, появились средства механизации повышенной мощности, машины с автоматическим и программны^ управлением, прогрессивные технологии и строительные материалы. В этих условиях значительно возросла сложность управления, а традиционные методы и формы ее не могут дать желаемых результатов. С усложнением строительного производства недостаточно только качественного описания объекта управления, так как при этом невозможно найти даже приближенное оптимальное решение. Поэтому перед наукой, и прежде всего перед математикой, поставлена проблема точного описания объекта управления. Таким образом, оптимальное управление влечет забой необходимость создания математического описания и математических моделей управляемых процессов, а также четкой формулировки цели управления.

Рис. 2.2. Схема ОАСУ

Процесс управления строительным производством одними лишь соедствами техники осуществить невозможно, так как она полностью не заменит человека даже при самой высокой степени автоматизации. Поэтому задача заключается в том, чтобы наиболее эффективно использовать технические средства для решения управленческих задач. Управление строительством, его отдельными звеньями, организацией труда прежде всего является проблемой экономической, социальной, идеологической, а не технической. От подготовки людей, их правильной расстановки и взаимодействия, от степени их дисциплинированности ‘и ответственности зависит успех в решении задач, поставленных перед строителями. Управление людьми в условиях социализма — это, в первую очередь, оптимальная организация труда, воспитание в духе коммунизма.

Автоматизированная система управления АСУ или отраслевая автоматизированная система управления ОАСУ (рис. 2.2) основана на широком применении экономико-математических методов и современных технических средств, позволяющих определять оптимальные варианты решения управленческих задач и обеспечить наиболее полное использование возможностей для улучшения сети автомобильных дорог.

Оперативное управление ходом строительства предусматривает: повседневный контроль и регулирование выполнения планов, графиков и проекта строительства в целом; обеспечение работ материально-техническими ресурсами; согласованную работу всех организаций, участвующих в строительстве, включая производственные предприятия и обслуживающие хозяйства.

Прогрессивной формой является диспетчерское управление (СНиП III-A. 8-62), которое в полном объеме позволяет применять современную организационную технику, а при необходимости использовать систему сетевого планирования и управления для строительства дорог (рис. 2.3).

Механизация и автоматизация инженерно-управленческого труда на базе технических средств позволяет значительно повысить производительность труда работников управления. В числе технических средств имеются: счетно-клавишные, счетно-перфорационные электронно-цифровые вычислительные и аналоговые вычислительные машины; средства механизации инженерно-конструкторских и копировально-множительных работ; средства регулирования, и управления производством — телефонная, диспетчерская, телеграфная и фототелеграфная связь, телевидение; средства управления технологическими процессами, системы и установки автоматического контроля работы оборудования.

Для организации диспетчерского управления в тресте и приравненных к нему организациях назначают главного диспетчера, сменных диспетчеров (при работе в несколько смен) и операторов для ведения текущей документации. В строительных управлениях назначают старшего и сменного диспетчеров и оператора.

Рис. 2.3. Диспетчерское управление дорожно-строительного треста

Такой же состав создают на крупных производственных предприятиях, комбинатах, снабжающих сырьем и полуфабрикатами дорожное строительство. Главные и старшие диспетчеры являются заместителями главных инженеров с функциями оперативного регулирования и контроля строительного производства с присвоением им в этих пределах распорядительных прав.

Однако без согласования с главным инженером или начальником строительства диспетчер не может изменять утвержденные, планы, технологические процессы или давать указания о замене одного материала другим. Работники строительства даже при несогласии с диспетчером обязаны все же выполнять” его распоряжения с правом последующего опротестования. В диспетчерском управлении широко применяется оргтехника» позволяющая механизировать руководство строительством. Совершенствование управления и регулирования строительством в значительной степени зависит от своевременной подготовки, выдачи,, сбора, обработки и анализа всех видов производственно-хозяйственной информации.

Технический прогресс, механизация и автоматизация строительного производства приводят к значительному повышению интенсивности, усложнению и ускорению технологических процессов. В этих

Рис. 2.4. Линейный график строительства дороги

Таблица 3

Рис. 2.5. Сетевой график

Ожидание, как и работа, изображается сплошной линией; под ней пишется продолжительность в днях. Термином «зависимость» отражают правильную взаимосвязь работ при построении сетевого графика. Она не требует ни расхода ресурсов, ни времени. Зависимость обозначается пунктирной линией; стрелки вычерчивают без масштаба. При составлении графика вначале определяют исходные данные: нормы продолжительности строительства и директивные сроки; проектно- сметную документацию, проекты организации строительства и производства работ, типовые технологические карты; нормы « расценки на строительно-монтажные работы; сведения о сложившейся структуре и наличии ресурсов строительных организаций; данные о продолжительности и технологической последовательности выполнения отдельных работ. Наименование и объемы работы определяют по проекту. По этим объемам определяют трудовые затраты в днях на отдельные виды работ. Зная эти данные, приступают к построению модели сетевого графика строительства дороги.

Средства вычислительной техники, быстродействующие электронно-вычислительное машины открывают широкие возможности для совершенствования системы сетевого планирования и управления строительством автомобильных дорог. Расчет графика на ЭВМ производится для нахождения параметров сети по специальному алгоритму, который состоит из совокупности правил и порядка расчета, записываемых в виде команд для определенного типа ЭВМ. Команды объединяют в блоки, обеспечивающие настройку машин: на выполнение нужных действий. Отдельные блоки составляют об? щую программу работы машины по расчету сетевого графика. Исходными данными для расчета сетевого графика являются сведения о составляющих его работах и зависимостях по схеме: начальное события; конечное событие; продолжительность.

Цифровые коды команд программы и исходных данных наносят в виде системы перфораций (отверстии) на носители информации —перфорированные карты, перфорированные ленты. Записанную информацию вводят в ячейки оперативной памяти. При этом под программу обычно занимают возможно меньше ячеек. Программа БЭСМ-2 занимает около 150 ячеек памяти. Остальное поле памяти ЭВМ (приблизительно 1900 ячеек) используют под исходные данные. Этим обеспечивается расчет графика, имеющего до 1900 работ. Информацию и графики, содержащие большее число работ, вводят в оперативную память частями или записывают во внешнюю память машины. Результаты расчета машина печатает в виде массива десятичных чисел. Расположенный в определенном порядке массив содержит упорядоченный список работ, длину критического пути, календарную дату завершения всех работ, список и продолжительность критических работ, календарные даты раннего и позднего начала и окончания работы, свободные и полные резервы времени. Расчет графика, состоящего из 1000 работ, и печатание результатов занимает приблизительно 20 мин машинного времени БЭСМ-2М.

Несмотря на явные преимущества сетевого графика, полностью отказаться от линейных графиков на дорожном строительстве вряд ли возможно, так как они позволяют графически привязать каждую работу одновременно к календарю и дороге. На сетевом графике практически нельзя увязать все работы с местом их расположения на дороге. Это делает сетевой график менее наглядным. В таких случаях целесообразен совмещенный сетевой график — он нагляднее (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Совмещение линейного и календарного графиков с сетевым. графиком

Вопросы оптимизации линейных графиков и примеры их составления применительно к дорожному строительству приведены в работе [2.9]. Представляет интерес сетевой график, предложенный Д-ром техн. наук И. А. Золотарем и инж. Ю. А. Мальцевым. Форма такого графика более удобна, поскольку сохраняются основные преимущества линейных календарных графиков: простота, наглядность, привязка к плану дороги.


Читать далее:

Категория: - Механизация дорожных работ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Документация на ремонт дорожных машин
Механизированные средства для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту
Хранение и консервация дорожно-строительных машин
Парки дорожно-строительных машин
Система планово-предупредительного ремонта дорожно-строительных машин
Топливо, смазочные материалы для дорожно-строительных машин
Транспортирование дорожно-строительных машин
Подготовка дорожно-строительных машин к эксплуатации
Приемка-передача дорожно-строительных машин
Cистемы автоматики дорожных машин


Остались вопросы по теме:
"Управление дорожно-строительным производством"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы