Строительные машины и оборудование, справочник






Управление экскаваторами при работе и передвижении


Категория:
   Эксплуатация экскаваторов


Управление экскаваторами при работе и передвижении

Управление экскаваторами непрерывного действия при передвижении не отличается от управления базовыми тракторами как по последовательности включения, так и по характеру управления.

Некоторые особенности вносит наличие навесного или полуприцепного рабочего оборудования, которое уменьшает маневренность, ухудшает проходимость, требует повышенного внимания при движении по кривой, косогорам, скользкой дороге. Поэтому своим ходом экскаваторы непрерывного действия транспортируют лишь на небольшие расстояния в пределах рабочей зоны или рабочей площадки, а на большие расстояния их перевозят на трейлерах или по железной дороге. Исключение составляют лишь машины на базе пневмоколесных тракторов, имеющие хорошие мобильность и маневренность и предназначенные для механизации рассредоточенных работ.

Экскаваторы непрерывного действия работают на подготовленной трассе. До начала экскаваторных работ поверхность трассы расчищают и планируют на ширину, обеспечивающую свободный проход экскаватора. Если необходимо соблюдать заданный уклон дна траншеи или канала, то трассу нивелируют, разбивают на пикеты и применяют специальные устройства для контроля уклона дна траншеи.



Экскаватор устанавливают по оси траншеи или канала, регулируют рабочее оборудование на заданную глубину и начинают разработку грунта. Заглубляют (зарезают) рабочий орган путем плавного периодического опускания (или подачи) при движущемся экскаваторе и работающем конвейере. Заглубление производят, как правило, на небольшой скорости, оптимальную рабочую скорость устанавливают после достижения рабочим органом проектного положения.

Начинают разрабатывать траншеи и каналы с низких отметок профиля, чтобы обеспечить сток грунтовых и поверхностных вод. При наличии коллекторной сети прокладку траншей под дренаж начинают от коллектора.

Для сохранения надлежащего направления по оси движения экскаватора выставляют вешки, причем на поворотах у основания вешек забивают колышки, на которых указывают угол поворота, начало и конец кривой. Машинист выдерживает заданное направление движения экскаватора, совмещая визуально визирки, имеющиеся на пробке радиатора (или на капоте двигателя) и на переднем стекле кабины, с вешками, установленными по трассе.

В районах действия сильных ветров отвал грунта размешают с подветренной стороны, а в местностях с поперечным уклоном — с нагорной стороны траншеи.

При работе на косогорах и подъемах тщательно наблюдают за нагревом двигателя, а также подшипников коробок передач и редукторов, так как в этом случае ухудшаются условия смазывания. При проходе криволинейного участка трассы постепенно разворачивают машину, чтобы к концу участка выйти на заданное направление. Во время работы траншейного экскаватора по кривой постоянно наблюдают за рабочим органом, чтобы он резко не разворачивался и не упирался зачистным устройством в стенку траншеи.

Для достижения наибольшей производительности экскаватора работают на наибольших возможных рабочих скоростях, допускаемых категорией грунта и параметрами забоя. Правильность выбора рабочих скоростей определяют по работе двигателя и заполнению ковшей грунтом. Двигатель должен работать ровно, без перебоев и не перегреваться. При перегрузке двигатель перегревается, снижает частоту вращения, работает неритмично. В этом случае останавливают экскаватор, дают остыть двигателю и затем продолжают работу на меньшей скорости.

Во время работы следят за рабочим органом. При выходе из забоя ковши должны быть заполнены грунтом, но грунт не должен пересыпаться из ковша в ковш и траншею. При переполнении ковшей уменьшают рабочие скорости. При завале грунтом рабочий орган очищают путем работы без подачи.

Одним из важных факторов, влияющих на производительность экскаватора, является состояние режущих элементов. При затупившихся резцах, скребках или зубьях повышается сопротивление копанию, что создает дополнительную нагрузку на механизмы экскаватора. Затупившиеся режущие элементы экскаватора следует своевременно заменять.

Особую осторожность проявляют при работе в грунтах с каменистыми включениями, так как в этих условиях режущие элементы изнашиваются особенно интенсивно.

В случае попадания рабочего органа на труднопреодолимое препятствие и пробуксовывания муфты предельного момента немедленно останавливают работу экскаватора, подают его назад, осматривают рабочий орган и забой и, если препятствие непреодолимо, обходят его с поднятым рабочим органом. Если муфта предельного момента не сработала, немедленно выключают муфту сцепления и тем самым останавливают машину. Продолжать работу можно только после устранения причины стопорения рабочего органа и регулирования муфты предельного момента. Рассмотрим особенности управления наиболее распространенным» экскаваторами непрерывного действия.

Цепной траншейный экскаватор ЭТУ-354А. Все переключения шестерен и кулачковых муфт производят только при выключенной муфте сцепления двигателя. Исключение составляет лишь рычаг, которым включают рабочий ход экскаватора при включенной муфте сцепления.

Для транспортного передвижения экскаватора выполняют следующее:
— ручкой фиксируют рычаг подъема и опускания рабочего органа в положении «закрыто»;
— рычаг устанавливают в положение переднего или заднего хода в зависимости от необходимого направления движения машины;
— рычагами включают одну из восьми скоростей;
— рычагом 1 включают транспортный ход;
— заданное направление движения выдерживают рычагами управления бортовыми фрикционами.

При переводе экскаватора на рабочий ход пользуются теми же рычагами и в той же последовательности, но рычаг устанавливают в положение рабочего хода.

Заглубление рабочего органа и разработку грунта выполняют в такой последовательности;
— приводят в движение конвейер и ковшовую цепь, для чего рычаг переводят вправо или влево (в зависимости от расположения отвала грунта), а рычаг — на себя;
— ручку устанавливают в положение «Открыто» и движением рычага от себя опускают рабочей орган и заглубляют его з грунт;
— при достижении рабочим органом заданной глубины траншеи рычаг переводят в нейтральное положение и включают рычагом рабочий ход;
— изменение глубины траншеи при необходимости в процессе работы производят выглублением или заглублением рабочего органа рычагом.

Реверсируют ковшовую цепь установкой рычага в положение «Рабочий ход задний», а рычага в положение «Включен». Следует иметь в виду, что при таком положении рычагов установка рычага 8 должна быть противоположной указанному на табличке, т. е. для подъема рабочего органа рычаг 8 устанавливают в положение «Опускание».

Для перевода экскаватора в транспортное положение:
— поднимают рабочий орган до положения, при котором стрелка у опорного ролика будет находиться напротив метки на раме, и запирают рычаг включения механизма подъема рабочего органа;
— отсоединяют болт, скрепляющий раму конвейера, с помощьк лебедки поднимают ее в вертикальное положение и закрепляют к раме экскаватора планками.

Роторные траншейные экскаваторы типа ЭР-7.

При транспортных переездах передняя часть рабочего органа должна быть поднята вверх (рычаг 11—1) и зафиксирована (рычаг 10), а задняя — опираться на колесо.

Зачистной щит поднимают в верхнее положение.

Для передвижения на транспортном ходу:
— рычагом выключают муфту сцепления;
— рычаг устанавливают в нейтральное положение;
— рычаг переключения скоростей дополнительной коробки устанавливают в нейтральное положение и выключают рычаг включения рабочего хода экскаватора;
— рычаг переключения скоростей тракторной коробки устанавливают в положение требуемой скорости;
— рычаг реверса устанавливают в необходимое положение;
— рычагом увеличивают подачу топлива и плавно включают муфту сцепления рычагом.

Экскаватор имеет пять транспортных скоростей вперед и четыре назад. Движение назад разрешается только на 1-й скорости, использование 4-й и 5-й скоростей допускается только при движении вперед по ровной мягкой дороге. Не разрешается передвижение при полувключенной муфге сцепления, так как это вызывает нагрев и преждевременный выход из строя дискоз фрикционов и механизма выключения муфты.

Управление движением на рабочих скоростях не отличается от управления на транспортных скоростях.

Экскаватор имеет двенадцать рабочих скоростей вперед, которые обеспечиваются соответствующими положениями рычага дополнительной и рычага тракторной коробок передач.

Возможность переключения скоростей дополнительной коробки передач при включенном рычаге реверса исключена блокировочным устройством, так как такое переключение приводит к аварии. Блокировочное устройство дает возможность переключить скорости дополнительной коробки только при включенном положении рычага рабочего хода, а следовательно, при нейтральном положении рычага реверса тракторной коробки передач.

При переключении рабочих скоростей после выключения муфты сцепления для снятия усилий на зубьях шестерен выключают и вновь включают бортовые фрикционы. Это позволяет затем легко переключать рабочие скорости.

При работе экскаватора рабочий орган должен опираться на опорное колесо, а задняя подвеска должна быть ослаблена.

При подготовке экскаватора к работе выполняют следующее:
— рычагом выключают муфту сцепления;
— рычагом включают масляный насос, рычагом — муфту сцепления;
— рычагом приподнимают переднюю часть рабочего органа и освобождают фиксатор;
— рычагом — опускают переднюю часть рабочего органа до соприкосновения ковшей с грунтом;
— рычагом выключают муфту сцепления;
— включают рычаг рабочего хода;
— рычагами тракторной и дополнительной коробок включают необходимую рабочую скорость;
— рычаг устанавливают на движение вперед;
— рычагом включают прямой ход ротора;
— рычагом плавно включают муфту сцепления и увеличивают подачу топлива. При этом экскаватор начнет движение вперед с вращающимся ротором и работающими конвейерами.

Заглубление экскаватора производят путем постепенного опускания передней части рабочего органа, что в сочетании с движением экскаватора на рабочей скорости дает заглубление ротора экскаватора по некоторой наклонной плоскости.

После достижения заданной глубины траншеи рычагом фиксируют раму рабочего органа, а рычагом выключают масляный насос.

При неработающем экскаваторе опускают зачистной щит до соприкосновения с дном траншеи.

Для остановки экскаватора при работе:
— рычагом выключают муфту сцепления;
— переводят рычаги реверса и переключения скоростей в нейтральное положение;
— рычагом включают муфту сцепления и прокручивают ротор, чтобы весь грунт из ковшей был выброшен;
— рычагом выключают муфту сцепления;
— рычаг включения ротора ставят в нейтральное положение;
— переводят рычаг акселератора в положение холостого хода; рычагом 5 включают муфту сцепления.

Чтобы не перегружать трансмиссию, рекомендуется перед возобновлением работы приподнять ротор на 1—2 см и отъехать назад на 0,1—0,2 м.

Для выезда экскаватора из траншеи:
— при неработающем экскаваторе поднимают задний щит;
— рычагом включают 1-ю скорость заднего хода и, отъехав назад на 0,5 м, выключают ход и муфту сцепления и включают рабочую скорость; рычагом освобождают стопор рамы рабочего органа; рычагом включают масляный насос, рычагом 5 — муфту сцепления; рычагом 11—1 поднимают переднюю часть рабочего органа на 1 м над землей и фиксируют ее рычагом
— рычагом поднимают заднюю часть рабочего органа до полного его выхода из траншеи;
— рычагом выключают муфту сцепления, а рычагом — масляный насос; рычагом включают 1-ю скорость транспортного хода, а рычагом муфту сцепления и отъезжают на расстояние не менее 6 м от траншеи;
— рычагом выключают муфту сцепления и все рычаги устанавливают в нейтральное положение.

Для постепенного выглубления экскаватора приподнимают переднюю часть рабочего органа при движении на рабочих скоростях с вращающимися ротором и конвейером.

После выхода рабочего органа из траншеи для перевода экскаватора в транспортное положение поднимают переднюю часть рабочего органа в крайнее верхнее положение и фиксируют ее; затем опускают на грунт заднюю опору и ослабляют натяжение ее механизма подъема. Чтобы не перегружать подъемный механизм, заднюю часть рабочего органа поднимают только в том случае, когда расстояние от ползунов до земли не превышает 1 м.

Аналогичное управление имеют и другие роторные экскаваторы, а также шнекороторные экскаваторы ЭТР-201А, ЭТР-201Б и ЭТР-206 и дреноукладчик Д-659Б.

Двухроторный (двухфрезерный) экскаватор-каналокопатель КФН-1200А. Кроме тракторных рычагов и педалей управление каналокопателем включает рычаг управления ходоуменьшителем, рычаг управления валом отбора мощности и рычаги управления гидроцилиндрами подъема и поворота рабочего оборудования.

Управление экскаватором на транспортных переездах аналогично управлению трактором Т-100.

Перед транспортным переездом рабочее оборудование поднимают в транспортное положение, для чего выполняют следующее:
- -рычагом выключают муфту сцепления;
— рычаг коробки передач и рычаг ходоуменьшителя ставят в нейтральное положение;
— рычаг вала отбора мощности ставят в положение «выключен»;
— рычагом включают муфту сцепления;
— рычагами поднимают рабочий орган в транспортное положение, после чего рычаги ставят в положение «Заперто»;
- -рычагом выключают муфту сцепления; заглушают двигатель трактора;
— закрепляют рабочий орган фиксирующим устройством; запускают двигатель трактора.

При переездах на небольшие расстояния рабочий орган можно не закреплять фиксирующим устройством.

Если работу каналокопателя по прокладке каналов начинают от каналов-коллекторов, выполняют следующее:
— задним ходом с рабочим органом, поднятым в транспортное положение, подъезжают к коллектору и устанавливают рабочий орган над коллектором; рычагом выключают муфту сцепления; заглушают двигатель трактора;
— убеждаются в том, что рычаги находятся в положении «Заперто»; снимают фиксирующее устройство рабочего органа;
— устанавливают рычаг вала отбора мощности в положение «Выключен», а рычаг реверса и рычаг ходоуменьшителя — в нейтральное положение; заводят двигатель трактора;
— рычагами опускают рабочий орган на нужную глубину, установив его так, чтобы верхние кромки отвала были параллельны земле;
— рычаги ставят в положение «Заперто»; рычагом включают необходимую скорость трактора; рычагом 3 включают вал отбора мощности;
— рычагом включают нужный диапазон скоростей, при этом реверс трактора заблокируется;
— увеличив подачу топлива, плавно включают муфту сцепления и экскаватор начнет движение вперед с вращающимися роторами.

При прокладке канала с поверхности земли рычагами постепенно заглубляют рабочий орган. Особенное внимание обращают на положение кардана, углы перегиба которого во всех случаях не должны превышать 25°. При заглублении рабочего органа рекомендуется работать на средней частоте вращения двигателя и низких рабочих скоростях.

По окончании разработки канала останавливают трактор и переводят кана-локопатель в транспортное положение:
— рычагом выключают муфту сцепления;
— рычагом переводят двигатель на малую частоту вращения;
— ставят рычаги в нейтральное положение;
— рычагом выключают вал отбора мощности;
- -рычагами поднимают рабочее оборудование в транспортное положение;
— убедившись в правильной установке рычагов, включают муфту сцепления.

По окончании работы дают двигателю поработать 4—5 мин вхолостую и затем глушат его, прекратив подачу топлива. Рабочее оборудование машины фиксируют в транспортном положении или опускают на землю.

Читать далее:

Категория: - Эксплуатация экскаваторов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины