Строительные машины и оборудование, справочник







Условные обозначения, принятые в схемах

Категория:
   Электрические схемы мостовых кранов


Условные обозначения, принятые в схемах

Электрической схемой называется чертеж, на котором показаны соединения электрических цепей. Электрические крановые схемы дают возможность проследить прохождение тока по различным участкам цепи и рассмотреть работу любой части электрооборудования.

В любой из схем электрических соединений крана должны быть предусмотрены:
1) защита электрооборудования от перегрузки и коротких замыканий;
2) возможность реверса (изменения направления вращения электродвигателя);
3) торможение механизма при остановке;
4) автоматическое отключение электродвигателя при подходе механизма к концу пути;
5) отключение всего электрооборудования или его части для ремонта;
6) защита от понижения или исчезновения напряжения и невозможность самозапуска двигателей при восстановлении напряжения после случайного его снятия.

При составлении электрических схем пользуются условными обозначениями для изображения отдельных частей электрического оборудования и аппаратуры, которые приведены в Единой системе конструкторской документации (ЕСКД). Электрическая схема в отличие от машиностроительного чертежа не имеет масштаба.

Электрические схемы делятся на принципиальные и монтажные. Принципиальная схема дает понятие о соединениях отдельных частей электрооборудования и аппаратуры, монтажная схема — о монтажных соединениях электрооборудования.

В монтажных схемах электрические аппараты и машины показывают так, как они будут располагаться на установке. Их элементы не разделяются, зажимы аппаратов соединяются проводами так, как должно быть выполнено при монтаже. Каждому зажиму и каждому проводу присваивают номер, что облегчает монтаж и обнаружение повреждения цепи. В данной книге монтажные схемы не рассмотрены.

На принципиальной электрической схеме показывают цепи главного тока, или главные цепи (силовые цепи электродвигателя), и цепи вспомогательного тока (цепи управления).

Электрические соединения барабанных контроллеров изображают в виде развернутых схем или, иначе говоря, разверток. Развертку получают так: мысленно разрезают вращающийся барабан контроллера сверху донизу по нулевой линии и развертывают его по плоскости чертежа. Отсюда и произошло название такого рода схем.

Подвижные контакты сегменты контроллера изображают в виде прямоугольников, соединенных между собой перемычками, а неподвижные контакты — пальцы — черными. сплошными кружками, имеющими буквенное или цифровое обозначение. Затем показывают присоединение к пальцам проводов, идущих к электродвигателю, сопротивлениям и главному щиту.

Положения контроллера обозначают тонкими вертикальными линиями, над которыми стоят цифры, указывающие положение контроллера. Поворот барабана вправо и влево в развернутой схеме условно заменяется прямолинейным передвижением сегментов вправо и влево. Сегменты имеют разную длину и различные электрические соединения, поэтому при повороте в каждое следующее положение схема изменяется, т. е. каждому положению барабана соответствует одна вполне определенная схема соединений.

Такими схемами барабанных контроллеров пользовались до 1950 г., но мостовые краны и их оборудование работают десятками лет. В связи с этим приведенные схемы содержатся в паспортах кранов, изготовленных в прошедшие годы.

Контроллер типа КП (крановый постоянного тока) имеет симметричную схему без электрического торможения (рис. 6.1). Контроллеры типа КТ (крановые трехфазные) применяют для трехфазных двигателей с фазовым ротором и имеют симметричную схему включения (рис. 6.2). При положении «Спуск» возможно электрическое торможение в генераторном режиме. Развертка простейшего барабанного контроллера представлена на рис. 6.3.

Существуют определенные правила изображения схем, облегчающие их чтение. На чертеже показывают все элементы, т. е. катушки, контакты, сопротивления и обмотки всех аппаратов и устройств, входящие в схему.

Рис. 6.1. Развертка контроллера типа КП-2020

По соображениям удобства и большей наглядности схемы, а также для наиболее ясного выделения цепей отдельные элементы различных аппаратов и устройств на чертеже не соответствуют их действительному расположению. Например, катушка реле или контактора может находиться в одном месте схемы, а их контакты — в другом. Расположение цепей по возможности должно соответствовать ствия аппаратов.

Электрическую схему мостового крана составляют таким образом, чтобы количество перекрещивающихся линий было наименьшим. Контакты всех аппаратов на чертеже изображают в отключенном положении, т. е. при отсутствии внешних воздействий. Для реле или контактора внешним воздействием является прохождение тока через катушку, а для кнопки с самовозвратом — нажатие Lee рукой, и т. д.

Рис. 6.2. Схема контроллера КТ-2006

В соответствии с этим все контакты делятся на замыкающие и размыкающие контакты коммутирующих элементов, имеющие два исходных положения. Так как отдельные элементы одного и того же аппарата могут находиться в различных местах чертежа, для указания принадлежности всех элементов к данному аппарату их обозначают одинаковыми буквенными или цифровыми индексами. Каждому аппарату в схеме присваивают буквенные обозначения в соответствии с его назначением в виде одной или нескольких букв.

Рис. 6.3. Развертка контроллера типа КТ-3005

ГОСТ 2.710—81 распространяется на электрические схемы и устанавливает типы условных буквенно-цифровых обозначений их элементов. В обозначениях использованы прописные буквы латинского алфавита и арабские цифры, например: FU — плавкий предохранитель; если предохранителей несколько в одной схеме, их обозначают FU1, FU2 и т. д. Обозначения контакторов, магнитных пускателей и реле начинаются с буквы К’- КМ — контактор или пускатель; К.А — токовое (максимальное) реле; КК ~ тепловое реле; KF — реле торможения; KV — реле напряжения. Обозначения сопротивлений, реостатов и резисторов начинаются с буквы JR: RA — сопротивление якоря; RR — резистор регулировочный (реостат); RT — резистор пусковой; RF — резистор тормозной и т. д. Часто используют также следующие обозначения: YB — электромагнит тормозной; YA — электромагнит; ХА — токосъемник, контакт скользящий; М — электродвигатель; Т — трансформатор; Q — выключатель в силовых цепях (например: QF — автоматический выключатель; QS — рубильник); 5 — выключатель и переключатель в цепях управления (SA — выключатель; SB — выключатель кнопочный) и др.

Для правильного чтения электрической принципиальной схемы необходимо хорошо знать условные графические обозначения электрических машин, аппаратов различного назначения и их элементов.


Читать далее:

Категория: - Электрические схемы мостовых кранов





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины