Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Воздушные линии электропередач

Публикация:
   Установка опор

Читать далее:




Установка опор

Опоры воздушных линий электропередачи устанавливают несколькими способами: краном, краном и тракторами, подающей стрелой и тракторами, а на горных и труднодоступных трассах — вертолетами. Кроме того, отдельные специальные опоры большой высоты сооружают методом вертикальной сборки из укрупненных частей. В этом случае процессы сборки и установки опор совмещаются.

Установка опор является ответственной операцией, требует высокой квалификации персонала, хорошей организации работ и состоит из подготовительных работ, подъема, выверки, закрепления опор и демонтажа вспомогательного оборудования и приспособлений.

Подготовительные работы включают расстановку в монтажной зоне машин, механизмов и приспособлений: кранов, тракторов, лебедок, блоков, подъемных стрел, а также устройство якорей.

Подъем опоры заключается в выведении ее при помощи машин и механизмов в вертикальное положение. При выверке поднятую опору устанавливают в положение, которое она должна занимать согласно проекту.

При закреплении в грунте, на фундаменте, а также на оттяжках опора приобретает расчетную устойчивость и готовность к монтажу проводов. Работы завершаются демонтажем оборудования и такелажных средств и переходом к следующей опоре.

Опоры ВЛ 35 кВ и выше устанавливают, как правило, в соответствии с технологическими картами, в которых указаны последовательность и технология выполнения работ, применяемый такелаж и приспособления, схемы подъема опор, расстановка машин и механизмов. Для опор ВЛ до 10 кВ технологические карты не разрабатывают, так как их установка проста и не требует сложных расчетов.

Определение усилий при подъеме опор. Для выбора или проверки имеющихся такелажных средств (тросов и канатов, блоков и полиспастов, шарниров, падающих стрел) необходимо определить усилия, возникающие при подъеме опор. Эти усилия непостоянны и изменяются в процессе подъема опоры.

При установке опор падающей стрелой максимальное усилие в тяговом тросе возникает в начальный момент подъема, а затем постепенно уменьшается и, когда опора принимает вертикальное положение, исчезает. Аналогично изменяется усилие в падающей стреле и вожжах, соединяющих ее со стволом опоры. Это обстоятельство является достоинством метода установки опор падающей стрелой, так как выявленные в начале подъема неисправности такелажа могут быть легко устранены.

Нагрузки, действующие на шарнир и фундаменты опоры в процессе подъема, могут увеличиваться и достигать максимальных значений при углах наклона опоры 30—50°. Кроме того, у некоторых типов опор возникают дополнительные усилия, действующие на опору в процессе подъема: сжимающие усилия от вожжей, изгибающие усилия от собственной массы и др. По результатам этих расчетов опоры усиливают, устанавливая дополнительные временные ‘ элементы — распорки, раскосы, стяжки.

Начальные усилия в такелажных средствах определяют, исходя из массы опоры, положения ее центра тяжести, высоты падающей стрелы, расстояния от тягового механизма до опоры, уклона местности и др. На основании полученных результатов проверяют соответствие имеющихся такелажных средств принятому способу подъема опоры и подбирают необходимые тяговые средства (лебедки, тракторы).

Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ до 10 кВ. Собранную опору подтаскивают к котловану, выкладывают так, чтобы ее центр тяжести совпадал с центром котлована, и крепят такелажный строп на 1 —1,5 м выше центра тяжести опоры. На расстоянии 2,5—3 м от низа стойки (или пасынка) крепят веревочные оттяжки длиной 15—20 м. Установку опор выполняют, как правило, бурильно-крановыми машинами.

Машину устанавливают на упоры на расстоянии 0,5 м от края котлована и опускают крюк крановой установки. Закрепляют такелажный строп на крюке и поднимают опору над котлованом. Низ поднятой опоры подводят при помощи оттяжек к котловану и осторожно опускают в него. Во время спуска опору разворачивают так, чтобы траверсы или крюки были расположены поперек оси ВЛ. Опору выверяют, временно закрепляют деревянными клиньями и наполовину засыпают котлован. Затем снимают строп, отводят машину и окончательно засыпают котлован.

Установка одностоечных деревянных и железобетонных опор ВЛ 35—110 кВ. Такие опоры устанавливают кранами К-64 или СМК-10 и К-162. Бурокрановые машины из-за недостаточной грузоподъемности и небольшой высоты подъема применять нельзя. Собранную опору поднимают краном и опускают в котлован так же, как и опоры ВЛ до 10 кВ. Верхние ригели обычно закрепляют после установки опоры, для этого делают специальную траншею, укладывают в нее краном ригель и крепят его к стойке хомутами. Затем опору выверяют и засыпают котлован.

В слабых грунтах, где опоры обычно устанавливают с верхними и нижними ригелями, разработать котлованы буровыми машинами в большинстве случаев невозможно. Котлованы в этом случае разрабатывают экскаватором, а опоры устанавливают краном с помощью трактора, так как грузоподъемность и высота подъема крана недостаточны из-за невозможности подхода крана непосредственно к центру котлована. Опору выкладывают так, чтобы ее низ находился над котлованом, и поднимают краном за верхушку, постепенно спуская опору в котлован. Затем опору стропят тросом тягового трактора, выводят в вертикальное положение, выверяют и засыпают котлован.

Установка одностоечных опор BЛ 35—110 кВ краном-установщиком К-ЛЭП-7. Собранную опору выкладывают по оси ВЛ так, чтобы ее нижний торец находился на расстоянии 1,5 м от центра котлована, разработанного буровой машиной. Кран 2 с поднятой стрелой подводят к опоре со стороны торца и устанавливают на выносные опоры (аутригеры). Затем опускают выдвинутую стрелу на опору и закрепляют на стойке опоры в двух точках. После этого поднимают стрелу вместе с опорой в вертикальное положение, подводят кран к котловану и опускают опору в котлован.

Рис. 1. Установка одностоечной железобетонной опоры краном:
а — выкладка, б — подъем и опускание в котлован; 1 — стрела крана, 2 — опора, 3 — оттяжка, 4— котлован

Установка анкерных и угловых деревянных и железобетонных опор ВЛ до 10 кВ. При установке этих опор применяют автомобильные или тракторные краны грузоподъемностью 3—5 т. Опору стропуют в верхней части (выше поперечины — деревянные и выше монтажной распорки — железобетонные). Чтобы избежать перекоса при подъеме, ветви стропа закрепляют на равном расстоянии от верхушки опоры.

Рис. 2. Установка одностоечной железобетонной опоры краном-установщиком К-ЛЭП-7:
а — захват, б — подъем и опускание в котлован; 1 — опора, 2 — кран, 3 — котлован

При достаточной высоте подъема стрелы опору поднимают над котлованом так же, как одностоечную, и устанавливают.

Установка деревянных П-образных опор BЛ 35— 110 кВ. Собранную опору выкладывают по оси ВЛ так, чтобы стойки находились над котлованами, а центр тяжести опоры — между ними. Кран грузоподъемностью не менее 5 т со стрелой длиной не менее 12 м (автомобильный или тракторный) устанавливают по оси ВЛ у торца опоры за котлованами, затем стропуют опору за раскосы в месте их пересечения и начинают подъем. Вначале опору поднимают тяговым тросом крана, при этом комли пасынков соскальзывают в котлован и упираются в его дно. Затем стрелой крана опору переводят в вертикальное положение, после чего ее выверяют и закрепляют.

Установка одностоечных железобетонных опор ВЛ 35—220 кВ краном и трактором. Собранную опору выкладывают по оси линии над вырытым котлованом так, чтобы низ стойки находился на расстоянии 1,5—2 м от бровки котлована (положение I). Кран устанавливают поперек оси ВЛ на аутригеры на расстоянии 1 м от края котлована. Под нижней траверсой опоры крепят две боковые расчалки из троса длиной 50 м и разводят их к двум ручным лебедкам. Лебедки закрепляют на расстоянии 20—25 мот оси ВЛ и 25 м от центра котлована со стороны вершины опоры. К стойке опоры крепят тормозной трос, идущий к лебедке трактора. К нижней траверсе крепят веревочную лестницу, которая служит для снятия оттяжек после установки опоры.

Сначала опору поднимают краном на максимально возможную высоту, при этом низ стойки, подтормаживаемый лебедкой трактора, опускается в котлован. Когда стойка упрется в дно котлована (положение II), подъем опоры прекращают, отцепляют от трактора тормозной трос й переводят трактор на подъем опоры. Для этого прицепляют к тракторной лебедке тяговый трос и натягивают его до тех. пор, пока подъемный трос крана не ослабнет. После этого строп крана отцепляют от опоры и отводят кран. Одновременно боковыми лебедками натягивают расчалки. Дальнейший подъем опоры продолжают тяговой лебедкой трактора, регулируя положение опоры по оси ВЛ боковыми расчалками. При подходе к вертикальному положению опору подтормаживают этими же боковыми расчалками. После выверки опоры устанавливают ригели и засыпают котлован.

Рис. 3. Установка одностоечной железобетонной опоры краном и трактором:
1 — опора, 2 — ручные лебедки, 3— боковые расчалки, 4 — кран, 5 и 7 — тяго« вый и тормозной тросы, 6 — трактор, 8 — котлован

Иногда тяговый трос прикрепляют не к лебедке, а непосредственно к трактору и поднимают опору, передвигая трактор. При этом особое внимание обращают на то, чтобы трактор двигался строго по оси ВЛ, а расчалки были все время натянуты. Во многих случаях расчалки крепят не к лебедкам, а к автомашинам или тракторам, что несколько упрощает установку опоры.

Одностоечные опоры с фундаментами или с оттяжками устанавливают также краном и трактором. До начала подъема стойки опор, устанавливаемых на фундаментах, соединяют с фундаментами шарнирами, вокруг которых вращают опору при подъеме. Торможение низа опоры в этом случае не требуется. К стойкам опор, устанавливаемых с оттяжками, оттяжки присоединяют до

подъема. Анкерные плиты для закрепления оттяжек также монтируют заранее.

Угловые опоры с оттяжками устанавливают с небольшим наклоном к внешней стороне угла поворота BЛ, чтобы в дальнейшем под тяжением смонтированных проводов они заняли проектное положение.

Установка АП-образных деревянных опор BЛ 35— 220 кВ падающей стрелой. При установке этих опор в качестве тяговых средств применяют трактор Т-100М, а в качестве якоря — бульдозер. Поднимают опору согласно схеме, показанной на рис. 4.

Опору выкладывают на подкладках по оси котлованов так, чтобы пасынки находились над котлованами, между которыми устанавливают падающую стрелу. К верхушке стрелы крепят вожжи. Свободные концы вожжей прикрепляют к стойкам опоры в местах их соединения с траверсой. Тяговый трос тракторной лебедки крепят к верхушке стрелы через полиспаст, а к пасынкам в местах их соединения с ригелями крепят нижние тормозные тросы. К середине траверсы крепят верхний тормозной трос. Затем в нижней части А-образных ферм устанавливают временные распорки и усиливают дополнительными накладками сопряжения пасынков со стойками (если они выполнены встык).

В начале подъема опора поворачивается на подкладках вокруг точек крепления нижних тормозных тросов. После поворота опоры на 40—45° начинают плавно отпускать нижние тормозные тросы, при этом пасынки опускаются вниз котлованов до упора в дно. Дальнейший подъем производят поворотом опоры вокруг точек упора пасынков в котлованах. Нижние тормозные тросы отпускают и переводят верхний тормозной трос на тормозной трактор.

При дальнейшем подъеме опоры падающая стрела выходит из работы и повисает на тяговом тросе или специальном канатике. Наконец опора выходит в вертикальное положение и становится на все четыре пасынка, после чего выверяют ее положение, засыпают котлованы и демонтируют такелаж.

Таким же способом устанавливают тяжелые П-образ-ные деревянные промежуточные опоры ВЛ 220 кВ.

Установка металлических опор. Металлические опоры устанавливают в основном теми же методами, что и железобетонные.

Рис. 4. Установка АП-образной деревянной опоры тракторами при помощи падающей стрелы:
1 — опора, 2 и 5 — нижние и верхний тормозные тросы, 3 и 4 — тормозные трактор и бульдозер, 6 — вожжи, 7 — падающая стрела, 8 — полиспаст, 9 — тяговый трос лебедки, 10 — тяговая тракторная лебедка, 11 — тяговый трактор, 12 — котлован, 13 — подкладки; I, II, III и I, II, III — последовательные положения опоры и падающей стрелы при установке

Одностоечные опоры массой до 4 т устанавливают краном, до 10 т — краном и трактором, более Ют — падающей стрелой и тракторами. Портальные опоры почти всех конструкций устанавливают падающей стрелой и тракторами. Иногда металлические опоры устанавливают вертолетом.

Опору, устанавливаемую краном, предварительно выкладывают у фундамента таким образом, чтобы ее центр тяжести находился как можно ближе к центру фундамента. Затем опору стропят выше ее центра тяжести и поднимают краном над фундаментом. Отверстия в пятах опоры наводят на анкерные болты, после чего опору плавно опускают на фундамент, выверяют и закрепляют на анкерных болтах.

Опоры, устанавливаемые краном и трактором, предварительно выкладывают по оси трассы и закрепляют в шарнирах на фундаменте. Фундаменты, если необходимо, раскрепляют деревянными распорками. Крановый строп крепят на опоре выше центра тяжести, а еще выше — к жесткой диафрагме — крепят тяговый трос. Тормозной трос крепят к верху опоры.

Опору поднимают краном, поворачивая на шарнирах на 30—40°. Затем тяговый трос натягивают трактором до ослабления подъемного стропа крана, после чего расцепляют строп и отводят кран. Дальнейший подъем опоры производят тяговым тросом лебедки трактора, а после поворота на 60—70° включают тормозную лебедку. Часто к тормозному тросу присоединяют освободившийся кран. Наконец опору выводят в вертикальное положение, временно закрепляют на анкерных болтах, при помощи домкратов снимают шарниры и закрепляют опору на фундаменте.

При установке металлических тяжелых опор вертолетом пяты опоры предварительно соединяют с фундаментом упрощенным шарниром, а верхушку специальным тросом цепляют к вертолету. Поднимаясь в воздух, вертолет с помощью троса поворачивает опору вокруг шарнира и выводит ее в вертикальное положение. Затем снимают шарниры и закрепляют опору на фундаменте.

Выверка и закрепление опор. Поднятая опора должна быть выверена, т. е. приведена в такое положение, чтобы ее ось была вертикальна к поверхности земли, а траверсы находились под углом 90° к оси. Промежуточные и анкерные опоры должны быть расположены в створе линии, а их траверсы перпендикулярны оси ВЛ. Траверсы угловых опор должны быть направлены по биссектрисе угла поворота BЛ.

Выверяют свободностоящие опоры теми же кранами и тяговыми механизмами, которые применялись при их установке. Опоры с оттяжками выверяют, натягивая оттяжки. Контролируют выверку теодолитом, отвесом, биноклем. Одностоечные опоры разворачивают в проектное положение различными приспособлениями.

После выверки опоры окончательно закрепляют в грунте или на фундаментах. Опоры, устанавливаемые непосредственно в грунт, закрепляют, засыпая котлован грунтом, песком, песчано-гравийными или щебеночными смесями (в соответствии с указаниями проекта). При засыпке слои грунта тщательно утрамбовывают.

Металлические свободностоящие опоры закрепляют гайками на анкерных болтах фундаментов. Для промежуточных опор устанавливают одну гайку на болт, а для анкерных и угловых — по две. Опоры с оттяжками закрепляют, натягивая оттяжки до создания в них расчетных усилий, которые контролируют специальным прибором.

На смонтированных опорах закрепляют тонкую стальную пластину с порядковым номером и годом установки опоры, а также плакаты, предупреждающие об опасности. Надписи на пластинах и плакатах выполняются обычно по белому или светло-желтому фону черными и красными (на плакатах) красками. Железобетонные опоры часто маркируют трафаретными штампами, при этом для номера опоры и года установки служит один, а для предупредительного плаката — два штампа (первым наносят черной краской череп и надпись «НЕ ВЛЕЗАЙУБЬЕТ!», а вторым — стрелу красного цвета). Светлый фон выполняют заранее или пользуются быстросохнущими красками.

Установка опор оформляется в журнале, в который заносят отклонения опор и их элементов от проектного положения и другие данные.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Воздушные линии электропередач

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Установка опор"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства