Строительные машины и оборудование, справочник





Устойчивость башенных кранов

Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация


Устойчивость башенных кранов

На свободно стоящий кран действуют различные нагрузки, создающие опрокидывающий момент относительно ребра опорного контура. Опорный контур башенных кранов ограничивается линией, образующей прямоугольник со сторонами, проходящими по рельсам подкранового пути и осям ходовых колес или балансирных тележек.

Силами, создающими опрокидывающий момент Моп, являются: основная нагрузка — вес поднимаемого груза и грузозахватных устройств;
дополнительные нагрузки — инерционные, возникающие в период пуска, торможения и изменения скоростей механизмов (подъема, передвижения и изменения вылета стрелы), центробежные силы, возникающие при вращении поворотной части крана и изменении наклона стрелы, ветровое давление на наветренную часть крана и груза, а также атмосферные осадки в виде снега или наледи (рис. 116).



Рис. 116. Схема испытываемых нагрузок башенным краном в процессе эксплуатации

Противодействие опрокидыванию свободно стоящего крана оказывает только собственная сила тяжести, если центр тяжести лежит внутри опорного контура. (Сила ветра и уклон пути всегда рассматриваются как факторы неблагоприятные.)

Произведение силы тяжести крана (вместе с пригрузом) на расстояние от центра тяжести до ребра опрокидывания создает удерживающий момент, который должен быть всегда больше опрокидывающего момента.

Согласно правилам Госгортехнадзора, коэффициент запаса устойчивости определяют для двух случаев: от опрокидывания крана в сторону груза (грузовая устойчивость) и от опрокидывания в сторону противовеса при нерабочем состоянии крана (собственная устойчивость).

При воздействии на кран как основной, так и дополнительных нагрузок учитываются влияния наклона пути и момента от ветровой нагрузки, совпадающего по направлению с моментом от основной нагрузки. В этом случае коэффициент запаса устойчивости рассчитывается как отношение удерживающего момента крана, стоящего на наклонной плоскости, за вычетом суммы моментов от дополнительных нагрузок к опрокидывающему моменту от основной нагрузки и должен быть не менее 1,15

Устойчивость крана в нерабочем состоянии (собственная устойчивость) определяется при наименьшем вылете стрелы, ветровой нагрузке, направленной в сторону противовеса, и с учетом уклона пути (опорной поверхности).

При расчете устойчивости угол наклона а опорной поверхности (пути) принимается для кранов на железнодорожном, пневмоколесном и гусеничном ходу при установке без выносных опор —3°, при установке на выносные опоры —1,5°.

Для железнодорожных кранов, работающих без выносных опор, необходимо учитывать превышение наружного рельса на криволинейных участках пути.

Для строительных башенных кранов учитывают возможность превышения одного рельса над другим на 100 мм независимо от размера колеи.

Наклон пути уменьшает координату центра тяжести от ребра опрокидывания на величину h sin а, где h — высота расположения центра тяжести.

Следовательно, чем больше наклон пути, тем меньше удерживающий момент, и чем больше высота центра тяжести крана, тем в большей степени выявляется отрицательное влияние наклона пути.

Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины